Придаточные определительные и придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8
Открытый урок
на тему:
Придаточные определительные и
придаточные изъяснительные в
сложноподчиненном предложении
Учитель:
Дашина Ю. В.
г. Елабуга
ТЕМА: Придаточные определительные и придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении
ЦЕЛИ:
- повторить синтаксические понятия (сложноподчиненное предложение, придаточное изъяснительное, придаточное определительное, средства связи главного предложения и придаточного); повторить правила пунктуации в сложноподчиненном предложении.
- стимулировать развитие умения находить главное и придаточное предложения в СПП; определить вид придаточного, его место, средства связи с главным, задавать вопрос от главного предложения к придаточному; правильно расставлять знаки препинания в СПП; составлять схемы СПП с указанными придаточными; продолжить работу по развитию монологической терминологической речи; обогащению словарного запаса учащихся.
- воспитывать любовь к русскому языку, прививать культуру умственного труда, общения; развивать волю учащихся, интеллект, самостоятельность мышления, творческие способности.
ТИП УРОКА: урок – закрепление пройденного материала.
ВИД УРОКА: урок практикум.
ОБОРУДОВАНИЕ: опорная система, карточки, таблицы.
ХОД УРОКА:
1.Орг. Момент. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие по стране синтаксис. Поедем в знакомый райцентр Сложноподчиненное предложение. Но чтобы попасть туда, мы будем останавливаться на станциях: - Две грамматические основы; - Подчинительный союз или союзное слово; - Главное предложение и станция Придаточное предложение, между ними остановка по требованию – Вопрос. Благополучно добравшись до райцентра СПП, мы отправимся в деревни: - Придаточное определительное; - Придаточное изъяснительное, где мы уже побывали на прошлых уроках. А в деревню Придаточное обстоятельственное мы поедем на следующем уроке. Вперед!
2. а) А в начале было слово... Словарно-орфографическая работа. – Два лаборанта, которые подготовились заранее, объяснят нам лексическое значение. А вы, ребята, запишите их в тетради.
Оптимист – человек с бодрым, жизнерадостным мироощущением, склонный видеть во всем хорошее (от латинского оптимус – «наилучший»)
Запишите однокоренные слова: оптимизм, оптимистичный, оптимистичность.
Пессимист – человек, который исполнен уныния, безнадежности, видит во всем дурное, неприятное (от латинского пессимус – «наихудший»)
Запишите, пожалуйста, однокоренные слова ко второму слову: пессимизм, пессимистичный, пессимистичность.
б) Орфографическая работа.
- Сейчас, ребята, вспомните орфограммы. Посмотрите на доску, вставьте, пожалуйста, пропущенные буквы, выделите корни слов с чередующимися о – а; объясните написание букв н и нн в суффиксах слов. (Записано на доске).
Ясно изл…гать, к…снуться привилегий, заг…рать на пляже, к…саться стекля…ой поверхности, исти…ая правда, выр…сли сами по себе, глина смеша…а, искусстве…ый цветок.
в) На доске запишем предложение и в рабочей тетради. Проанализируйте его.
Природу надо беречь, потому что она не вечна. (Повеств., невосклиц., СПП 1) односост., безличн., распр.; 2) двусост., нераспр.)
- На какой станции сначала остановимся? - (Грамматические основы)- Есть подчинительный союз потому что - От главного предложения можно задать вопрос к придаточному почему? - Итак, мы добрались до райцентра СПП.
г) Поедем в деревню Придаточное определительное.
-Ребята, возьмите карточку №1, прочитайте задание.
Карточка №1
Замените обособленное определение придаточным определительным и запишите его, расставьте знаки препинания, определите способ связи придаточного с главным, составьте схему предложения.
Над головой охотника бесшумно пронеслась ночная птица, вылетевшая из кустов.
- Прочитай обособленное определение и замени его, полученное предложение запиши.
Над головой охотника бесшумно пронеслась ночная птица, которая вылетела из кустов.
Составьте схему предложения:
[ ], ( )
- По каким признакам мы определяем придаточное определительное? Отвечает на вопросы: Какая? Какой? Относится к члену главного предложения, который выражен существительным. Присоединяется к определительным словам с помощью союзных слов.
- Ребята! Прочитайте задание к карточке №2.
Карточка №2
Исправьте ошибки в построении сложноподчиненного предложения с придаточным определительным и запишите верное предложение. Сделайте вывод о месте придаточного определительного.
1)Которые пойдут на экскурсию, должны сдать деньги. 2)Человек постоянно ссорится с соседями, который не умеет жить.
Прочитайте 1 предложение: 1)Дети, которые пойдут на экскурсию, должны сдать деньги.
Прочитайте 2 предложение и запишите его на доске: 2)Человек, который не умеет жить, постоянно ссорится с соседями. Сделайте вывод о месте придаточного определительного: - Оно стоит после слова, к которому относится
д) Остановка по требованию. Состав слова.
- В каком из этих русских слов приставка стоит после корня?
- Двустишие
- Водопровод
- Камнепад
- Антинародный
- В русском языке нет и не может быть таких слов.
е) Дорога привела нас в деревню Придаточное изъяснительное.
Графический диктант.
Карточка №3
Определите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. В тетради проставьте цифры. Если предложение с придаточным изъяснительным, то поставьте +, если нет – . Сделайте вывод, по каким признакам вы определили придаточные изъяснительные.
- В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
- Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.
- На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.
- Затем она стала расспрашивать, где я работаю.
- Солнце еще не успело подняться, и всюду было холодно.
- Я спросил, есть ли у него учебник.
- Я полюбил эту маленькую окрашенную улицу и был уверен, что она самая живописная в мире.
- Бывают дни, когда жизнь представляется нам особенно ясной и слаженной.
- Вода была холодная, и сразу с меня согнало усталость.
10)Снова стало слышно, как ручей гремит на дне пропасти.
- Назови, пожалуйста, номера предложений с придаточными изъяснительными.
- Расскажи, пожалуйста, как мы определяли придаточные изъяснительные.
Отвечают на вопросы падежей. Относятся к членам предложения, которые имеют значение речи, мыли, чувства – это чаще глаголы, реже существительные, прилагательные, наречия. Придаточное присоединяется к главному предложению с помощью подчинительных союзов (что, чтобы), союзных слов (где, который) и частицы (в значении союза).
Молодцы! Хорошо!
ж) Посмотрите на доску. Продолжите предложения, используя придаточные изъяснительные:
1) Нам сказали, (о чем?)…
2) Не забывай о том, (о чем?)…
-Лучшее предложение запишем на доске, проанализируем его. Не забывай о том, что вокруг тебя есть люди, нуждающиеся в помощи.
Хорошо! Молодцы! Спасибо!
з) Подведение итогов урока.
Д/з п. 6, 7 упр. 56. Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными"
Данный урок используется для закрепления изученного материала. В качестве приложения применяется презентация...
Урок по теме "СПП с придаточными определительными и изъяснительными. Закрепление"
Тема урока : «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными». Закрепление.Цель урока: Создание условий для развития предметных и универсальных учебных действий ...
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными".
Тип урока: закрепление изученного материала. Цель урока: закрепить полученные знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными....
СПП с придаточными определительными и изъяснительными
СПП с придаточными определительными и изъяснительными...
Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными и изъяснительными. ( 9 класс)
Цель: обобщить и закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении данной темы.Задачи: научиться находить придаточные определительные и изъяснительные в СПП; определять...
СПП с придаточными определительными и изъяснительными
СПП с придаточными определительными и изъяснительными...
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными...