Раздельное написание НЕ с деепричастиями
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Хрипунова София Темировна

Знакомство с правилом правописания  Не с деепричастиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Раздельное написание  НЕ с деепричастиями.

 Цели урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями, повторить правописания НЕ с глаголами.

 2. Развивающие: формировать навык правописания не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами.

3.     Воспитывающие: прививать любовь и бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: компьютер, экран, таблица, карточки с заданием.

Приемы работы:

- работа с карточками, с таблицей, с текстом,  с учебником.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

- Рассказ о деепричастии с самостоятельно подобранными примерами. Учащиеся по цепочке читают свои примеры с деепричастиями.

- Взаимопроверка упр. 139.

3. Работа по карточкам (у доски работают 2 ученика).

- Произвести  синтаксический разбор предложения, расставить  знаки препинания и вставить орфограммы.

№ 1.  Поб..жали по деревенеск.м улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро в..ртя щепки и гуси..й пух. (А. Куприн.)

№ 2. Подсели к костру  всё ещё перег..вариваясь и отл..жив спор прин..лись за еду.

  1. 4. Письмо под диктовку. Запись в 1-й столбик таблицы глаголов с объяснением их правописания с НЕ.

 - Не спешить, не заметить, не торопиться, не сдержать, не сделать, не расставить, не раскрыть, не расспрашивать, ненавидеть, негодовать, неистовствовать.

5. Сообщение и запись на доске темы урока. Объяснение нового материала.  

(на доске проецируются слова, записанные в два столбика).

                                      НЕ с деепричастиями

не_ задумываясь                                                               ненавидя
не_думая                                                                            н
егодуя
не_прочитав                                                                      н
едоумевая
не_двигаясь                                                                       н
евзлюбив

Вопросы и задание:

– Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями  вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.

Вывод учащихся: НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями).

Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказывают соседу по парте.

– Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ? (НЕ с глаголами).

 - Образовать от данных выше глаголов (см. п.4) деепричастия и записать их во 2-й столбик таблицы.

Глаголы

Деепричастия

Раздельно

Слитно

Слитно

Раздельно

не спешить

негодовать

негодуя

не спеша

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда они без НЕ  не употребляются ( как и глаголы).

6. Тренировочные упражнения.

 - Упр. 144.

Учащиеся обозначают орфограммы, выделяют деепричастия и деепричастные обороты запятыми.

 - Упр. 146

7. Запись текста с комментированием орфограмм и обозначением деепричастных оборотов. Текст  проецируется на экран.

  Лось об..рая осинку с высоты своей спокойно гл..дит на ползающую

девочку, как на всякую ползающую тварь. Ничего (не)видя кроме своей клюквы, п..лзет она и ползет к большому ч..рному пню. Лось ее и за человека (не)считает.

Девочка ползла по болоту (не)поднимая вверх головы. И так она пр..ползла к г..релому пню... (М. Пришвин.)

8. «Чужой» среди «своих»? Найдите его (задание проецируется на экран) :

А) (Не) дождавшись.

Б) (Не) догорев

В) (Не) довольствуясь

Г) (Не) дооценив.

Д) (Не) добросив

А) (Не) здороваясь

Б) (Не) завлекая

В) (Не) навидя

Г) (Не) ответив

Д) (Не) чувствуя.

9. Подведение итогов урока.

– От какого условия зависит выбор слитного или раздельного написания НЕ с деепричастием? Приведите примеры.

Домашнее задание: упр. 145.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздельное написание не с деепричастиями

Разработка урока в форме мультимедийной презентации...

Конспект урока и презентация по русскому языку на тему "Раздельное написание не с деепричастиями", 7 класс

Материал состоит из конспекта и презентации. Конспект урока в в форме таблицы, в которой помещены к каждому этапу урока УУД, деятельность учителя и деятельность ученика. В презентации урока есть алгор...

"Раздельное написание не с деепричастиями" (с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо).

Урок получения новых знаний и закрепление,с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

Раздельное написание НЕ с деепричастиями...

Раздельное написание не с деепричастиями

Раздельное написание не с деепричастиями...

Модульный урок по русскому языку в 7 классе. Тема: «Раздельное написание не с деепричастиями».

1.Модульное обучение- весь материал по теме делится на отдельные блоки. В каждом блоке содержится проверочная работа. Ученик учится постоянно в зоне своего ближайшего развития, так как учебная деятель...