Раздельное написание не с деепричастиями
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Валентина Станиславовна Шаламбар

Раздельное написание не с деепричастиями

Скачать:


Предварительный просмотр:

7класс   дата   18.11.14
Тема: Раздельное написание не с деепричастиями

Цель урока: 

- создать условия для усвоения обучающимися теоретических сведений о правописании не с деепричастиями

 Задачи урока:

- дать общее понятие  о правописании не с деепричастиями;

- развивать умение правописания не с различными частями речи; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость; формировать коммуникативные качества личности; умения планировать и корректировать свою работу, строить грамотные высказывания;

- воспитывать интерес к предмету через групповую форму работы, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, опорные схемы; алгоритм ; раздаточный материал, карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка домашнего задания (Слайд 1)

II. Пунктуационный анализ предложения, работа со словом сиянье. (Слайд 2 )

Я помню, любимая, помню сиянье твоих волос, нерадостно и нелегко мне покинуть тебя привелось. (С. Есенин.)

1. Объясните лексическое значение слова сиянье.

(Сияние – яркий свет, излучаемый или отражаемый чем-нибудь.)

2. Подберите однокоренные слова разных частей речи (сиять, сияющий, сияя).

3. (Слайд 3)

Укажите переносное значение глагола сиять. Придумайте предложения с этим глаголом так, чтобы он был использован в переносном смысле.

(Сиять – блестеть, выражая какие-нибудь чувства (о глазах), или светиться радостью, счастьем, любовью (о человеке): глаза сияют; лицо сияет от радости; сиять от радости.)

4. Определите постоянные признаки глагола.

(Глагол непереходный, несовершенного вида, I спряжения.)

5. Образуйте от этого глагола деепричастие, прибавьте к нему зависимые слова.

III. Объяснение нового материала.

1. Анализ записи на доске: (Слайд 4)

                     не сиять – не сияя;

                     невзлюбить – невзлюбя.

– Вспомните, как пишется не с глаголом.

– Сравните правописание не с глаголом и деепричастием.

2. Чтение правила на с. 82 (§ 28).

IV. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 170 (устно).

– Прочитайте пословицы, объясните орфограммы «Не с глаголами» и «Не с деепричастиями»; укажите деепричастные обороты, расскажите об обособлении оборотов.

– К выделенному слову подберите однокоренные слова; запишите, расставив ударение; обозначьте части слова.

– Выполните морфологический разбор слова (не) суйся.

3. Пунктуационный анализ текста. (Слайд 5)

                    Соседка Лида – кандидат наук,

                    Хотя еще и тридцати ей нету.

                    Работает не покладая рук

                    И, говорят, хватает звезды с неба.

                        Ю. Друнина

– Как называются такие словосочетания, как подчеркнутое?

– Выделяются ли они запятыми?

– Объясните значение данного словосочетания.

– Назовите фразеологизм-синоним.

(Не разгибая спины.)

4. Работа с фразеологизмами. (Слайд 6)

– Объясните правописание словосочетаний; объясните их значение.

– Как называются такие словосочетания? Назовите фразеологизмы-синонимы.

Фразеологизмы записаны на доске.

Не мудрствуя лукаво (долго не раздумывая), не смыкая глаз (совсем не спать), не чуя ног (очень быстро бежать), не сходя с языка (постоянно произносить), не пуская на порог (не принимать в дом), не показывая носа (не появляться где-либо), не помня себя (не контролировать свои поступки), не понюхав пороху (не участвовать в бою), не находя себе места (очень тревожиться).

– Составьте предложение с одним из фразеологизмов, запишите его, сделайте синтаксический разбор.

– Выделили ли вы запятыми использованные вами фразеологизмы?

5. Комментированное письмо (по цепочке).

Распределите слова с не в три столбика: (Слайд 7)

существительные                причастия                    деепричастия

(Не)выезжая; (не)труженик; (не)замеченная; (не)устрашимый; (не)торопясь; (не)правда; (не)отправленное; (не)успев; (не)исчислимый; (не)взгоды; (не)нависть; (не)настье; (не)изведанный; (не)верящий; (не)навидя; (не)поравнявшийся; (не)внимание; (не)веря.

6. Составьте предложения, произведя следующие действия: (Работа по карточкам)

а) в предложении В капельках дождя отражались лучи солнца обстоятельство места превратить в подлежащее (капельки);

б) в предложении Хорошо пробежаться утром по росе существительное, выступающее в роли обстоятельства места, употребить как дополнение, выраженное существительным в родительном падеже (росы)

;

в)  глагол, от которого образовано деепричастие в предложении Блестя на солнце, снег лежит, согласовать с полученным подлежащим и поставить в настоящем времени (блестят);

г) существительное, выступающее в роли подлежащего в предложении Растения выделяют кислород, поставить в предложный падеж, употребив его с предлогом на (на растениях);

д) продолжить полученное предложение, включив в него деепричастный оборот: Капельки росы блестят на растениях,  ... (отражая первые лучи солнца).

(Предложения записывать постепенно, по мере выполнения заданий.

V. Подведение итогов урока.

– Расскажите о правописании не с деепричастиями.

Рефлексия.

Домашнее задание: § 28 (правило), упражнение 173. (Слайд 8)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздельное написание не с деепричастиями 7 класс

Слайд 2

Повторим изученное – Выберите верные варианты постановки знаков препинания. 1) Раздетый лес (1) потемнел (2) просматриваясь насквозь . 2) Жизнь устроена так дьявольски (1) что (2) не умея ненавидеть (3) невозможно искренне любить. 3) Не стойте на месте (1) а (2) преодолевая одну трудность за другой (3) всегда стремитесь вперед. 4) То нежданно-негаданно (1) за ночь снег насыплет по щиколотку (2) глубоко и прочно ложась на стылую землю. 5) Сосна (1) погибая в схватке с бурей (2) напоминает мужественного солдата (3) павшего в атаке (4) от рук врага. 6) Любуясь(1) на цветущую черемуху (2) сам невольно начинаешь улыбаться. 7) Старые дубы (1) отрясли жухлую ветошь (2) обнажив корявые сучья (3) раскидали желуди на загрубелую землю. 8) Птицы (1) отражаясь (2) в неподвижном зеркале воды (3) чинно идут друг за дружкой. 9) Сосна (1) обессилев от шквального ветра (2) плавно раскачивается (3) наклоняясь все ниже и ниже к земле. 2 1,2,3 1,2,3 2 1,2,3 2 2,3 1,3 1,2,3

Слайд 3

Пунктуационный анализ предложения Я помню, любимая, помню сиянье твоих волос, нерадостно и нелегко мне покинуть тебя привелось. (С. Есенин.) 1. Объясните лексическое значение слова сиянье Сияние – яркий свет, излучаемый или отражаемый чем-нибудь 2. Подберите однокоренные слова разных частей речи сиять , сияющий, сияя

Слайд 4

3. Укажите переносное значение глагола сиять. Придумайте предложения с этим глаголом так, чтобы он был использован в переносном смысле. Сиять – блестеть, выражая какие-нибудь чувства (о глазах), или светиться радостью, счастьем, любовью (о человеке): глаза сияют; лицо сияет от радости; сиять от радости 4. Определите постоянные признаки глагола Глагол непереходный, несовершенного вида, I спряжения 5. Образуйте от этого глагола деепричастие, прибавьте к нему зависимые слова

Слайд 5

не сиять – не сияя; невзлюбить – невзлюбя . – Вспомните, как пишется не с глаголом. – Сравните правописание не с глаголом и деепричастием.

Слайд 6

Пунктуационный анализ текста Соседка Лида – кандидат наук, Хотя еще и тридцати ей нету. Работает не покладая рук И, говорят, хватает звезды с неба. Ю . Друнина – Как называются такие словосочетания, как подчеркнутое? – Выделяются ли они запятыми? – Объясните значение данного словосочетания. – Назовите фразеологизм-синоним. Не разгибая спины

Слайд 7

Работа с фразеологизмами Объясните правописание словосочетаний; объясните их значение. Как называются такие словосочетания ? Не мудрствуя лукаво не смыкая глаз не чуя ног не сходя с языка не пуская на порог не показывая носа не помня себя не понюхав пороху не находя себе места Значение Долго не раздумывая совсем не спать очень быстро бежать постоянно произносить не принимать в дом не появляться где-либо не контролировать свои поступки не участвовать в бою очень тревожиться

Слайд 8

Распределите слова с не в три столбика существительные причастия деепричастия ( не ) труженик; ( не ) замеченная; ( не ) выезжая; (не) устрашимый ; ( не )торопясь; (не)правда; (не) взгоды ; ( не )отправленное; (не)успев; (не) навидя ; ( не )исчислимый; (не) нависть ; ( не ) настье ; ( не )веря; (не)изведанный; (не)верящий; (не)внимание; (не)поравнявшийся;

Слайд 9

Проверь себя! Распределите слова с НЕ в три столбика: существительные причастия деепричастия не труженик ; незамеченная ; не выезжая; неправда; неустрашимый; не торопясь невзгоды; неотправленное ; не успев ; ненависть; неисчислимый ; ненавидя; ненастье ; неизведанный ; не веря невнимание; не верящий ; не поравнявшийся ;

Слайд 10

Подведение итогов урока – Расскажите о правописании не с деепричастиями

Слайд 11

Домашнее задание § 28 (правило ), упражнение 173


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

Знакомство с правилом правописания  Не с деепричастиями....

Раздельное написание не с деепричастиями

Разработка урока в форме мультимедийной презентации...

Конспект урока и презентация по русскому языку на тему "Раздельное написание не с деепричастиями", 7 класс

Материал состоит из конспекта и презентации. Конспект урока в в форме таблицы, в которой помещены к каждому этапу урока УУД, деятельность учителя и деятельность ученика. В презентации урока есть алгор...

"Раздельное написание не с деепричастиями" (с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо).

Урок получения новых знаний и закрепление,с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

Раздельное написание НЕ с деепричастиями...

Модульный урок по русскому языку в 7 классе. Тема: «Раздельное написание не с деепричастиями».

1.Модульное обучение- весь материал по теме делится на отдельные блоки. В каждом блоке содержится проверочная работа. Ученик учится постоянно в зоне своего ближайшего развития, так как учебная деятель...