II. Языковая разминка. | Запись предложения под диктовку. Она держала себя весело и непринуждённо, восхищая всех небывалыми прежде вспышками неожиданного и яркого веселья. (В.Г. Короленко «Слепой музыкант») - Синтаксический разбор предложения.
- Нахождение орфограмм и объяснение выбора написаний с не, букв н в суффиксах.
- Морфемный разбор слов восхищая и неожиданного.
- Определение способа образования слова вспышками. (Вспышка – действие по глаголу вспыхнуть: суффиксальный – суффикс -к-, суффикс -ну- основы неопределённой формы производящей основы усекается, чередование звуков х–ш.)
| Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать. 2. Осуществлять познавательную рефлексию.
|
III. Закрепление изученного с элементами проверки домашнего задания. | 1. Ученики представляют свои таблицы «Правописание не с существительными, прилагательными, причастиями и наречиями». Возможно воспользоваться следующей таблицей (см. материалы предметного диска к § 13, 39).
Не с существительными, прилагательными, причастиями и наречиями
Слитно | Раздельно | Не употребляется без не: невежа, неуклюжий, ненавидящий, неуклюже | Есть противопоставление с союзом а (не правда, а ложь; не большой, а маленький; не открытое, а закрытое окно; не высоко, а низко) | Есть близкое по значению слово: недруг, нестрогий, несильно | Не образует нового слова: не волк, не каменный, не всегда |
| Слова далеко, вовсе, отнюдь + слова с ни: вовсе не ангел, далеко не глупый, никому не известный, никем не решённая задача, отнюдь не легко | Нет зависимых слов (для причастий): нерешённая задача | Есть зависимые слова (для причастий): не решённая учеником задача |
| Краткие причастия: не решена |
- Дополните эту таблицу, включив в неё написание не с глаголами и деепричастиями.
Не употребляется без не: невзлюбить, недоумевая |
|
| Глаголы и деепричастия: не плачь, не спеша |
2. Чтение примеров предложений, содержащих деепричастия с не (по домашнему заданию). – Как вы написали не с деепричастиями? 3. Знакомство с таблицей раздельного написания слов с не. (См. материал предметного диска – таблицу «Запомни» к § 39). ЗАПОМНИ!
– Составьте предложение с одним из слов в рамке. Подчеркните орфограмму.
| Познавательные УУД 1. Представлять информацию в разных формах (таблицы). 2. Опознавать объекты по заданным параметрам.
Коммуникативные УУД 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительного, выборочного, детального). 2. Выступать с небольшими сообщениями перед коллективом сверстников.
|
V. Практика. Развитие речевых и правописных умений.
| 1. Упр. 296 (осложнённое списывание) – развивается умение писать не с существительными, глаголами, причастиями, деепричастиями, объяснять выбор, обозначать графически, писать слова с другими орфограммами. Сначала обсуждение коллективное, запись самостоятельно. Проверка консультантом или учителем (выборочная). 2. Свободный диктант (упр. 298). - Подготовка к написанию свободного диктанта.
А. Чтение учителем всего текста. Б. Беседа по содержанию и композиции текста. - Озаглавьте текст. («Сила слова».)
- Из скольких частей он состоит? Чем обусловлено такое деление? (В первой части текста говорится о бабушке и её влиянии на героиню, во второй – о других взрослых.)
В. Чтение учителем текста по частям. Г. Пересказ текста по частям. Д. Пунктуационный анализ текста. - Найдите предложения, содержащие изученные пунктуационно- смысловые отрезки – деепричастные обороты.
- Составьте их схемы.
- Составьте схему предложения с прямой речью.
Е. Орфографический анализ текста. - Какие орфограммы с не встретились в тексте? (Не вступали, не подчинялся, не замечая, некоторые, не понимая, неполноценности.)
- Какие ещё сложные написания встретились в этом тексте?
- Запишите эти слова, графически обозначьте условия выбора написаний (естественно, понемногу, сдаваться; в моём присутствии, настырно, в моей неполноценности).
- Написание свободного диктанта.
Чтение текста диктанта учителем по частям с их последующей свободной записью учащимися (сохраняются слова с орфограммами и деепричастные обороты). - Проверка учащимися своих работ по учебнику.
| Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, обобщать. 2. Осуществлять контроль за ходом познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД 1. Воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, ключевые слова). 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 3. Осуществлять речевой самоконтроль.
ТОУУ |
VI. Итог урока.
| - Заполните рубрику «Ключевые слова темы».
- Что, на ваш взгляд, является самым сложным в этой теме?
- Что нужно сделать, чтобы научиться правильно писать слова с опознавательным признаком – наличием не
| Регулятивные УУД, ТОУУ 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |