Конспект открытого урока
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Бакунова Оксана Вячеславовна

Открытый урок русского языка в 7В классе  по теме "Причастие как часть речи" от 26.09 2012. МБОУ "СОШ№12" г. Новомосковска.  Используются личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_7v_klasse.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 7В классе.

Дата проведения: 26 сентября 2012 г.

Тема урока: «Причастие как часть речи».

Цель урока: создать условия для усвоения обуч-ся нового материала, для открытия знаний, познакомить с грамматическими признаками причастия, способствовать повторению изученного о глаголе и прилагательном.

Задачи урока:

- способствовать формированию умения различать причастия и прилагательные, причастия и глагол, а также умения употреблять причастия в устной и письменной речи.

- содействовать развитию интеллектуальной и коммуникативной компетенции, формировать УУД: наблюдения, сравнения, анализа, самоанализа деятельности.

- создавать условия для развития и воспитания толерантности и навыка культурного общения.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы: эвристическая беседа, проблемные вопросы, исследовательская деятельность обуч-ся.

Оборудование: мяч для большого тенниса,

запись на доске слов:

Ползущее, ползучее; горящее, горячее; спелая, спеющая; дремучий, дремлющая; текущая, текучая.

Незаполненная таблица на доске:

На оборотной стороне доски запись домашнего задания: п. 9, упр. 56.

Карточки для индивидуальной работы /3 шт./:

  1. Составьте текст /5-6 предложений/ со словами колышущийся, развивающий, смотрящий, бегущий.

  1. Составьте текст /5-6 предложений/ со словами рукоплещущий, дышащий, побеждающий, спорящий

3. Составьте текст /5-6 предложений/ со словами запускающий,   прицеливающийся, радующийся, опережающий. 

                                              Ход урока

  1. Повторение изученного /5-6 минут/.

Словарный диктант /комментированное письмо/:

Наслаждаться чтением, посветить фонарем, далекие горизонты, спуститься в долину, бесстрашный воин, грохотать в небе, сжаться в комочек, в ярко-желтой листве, здесь расположиться.

Задание: выделить все глаголы и прилагательные.

-Проверка.

Вопросы к обуч-ся:

- Ребята, трудно вам было выполнять это задание? Почему?

/ примерные ответы:

-Нет, потому что мы знаем эти части речи, распознаем их по вопросам …/

- Подумайте, какие грамматические признаки у этих частей речи общие. Назовите их.

/ - Род, но не во всех формах/.

  1. Изучение нового материала /10-12 минут/.

Диалог с использованием проблемных вопросов. /В руках у учителя мяч/ :

-Какого рода предмет в моих руках?

-Что вы можете сказать об этом предмете?

/Дети дают самые разные ответы, но учитель направляет ход их рассуждений, если это необходимо/.

-Каковы признаки мяча по цвету, форме, назначению?

/Дети называют, а учитель записывает признаки в одну из колонок таблицы на доске, например, там могут быть слова: большой, желто-зеленый, теннисный, шершавый и т. д./.

-Какие это части речи?

/Прилагательные/.

-Что вы можете сказать об этих прилагательных? 

/Ответы самые разные, но важно выяснить, что признаки, которые обозначают прилагательные, постоянные/.

-Попробуем произвести с этим мячом действия. Понаблюдайте, каким будет мяч, если я его подброшу вверх или кину кому-нибудь из вас.

/Учитель производит эти действия/.

-Что вы заметили, наблюдая за мячом? Каким он стал?

/Дети называют признаки по действию, а учитель записывает их в таблицу на доске, но уже в другую колонку, например: летящий, упавший, подпрыгивающий и т. д./

-Ребята, чем отличаются слова, записанные мной в первую и во вторую колонки?

/Возможны ответы, что в первой колонке признаки предмета, а во второй – действия/.

-Давайте озаглавим колонки.

/Первое название дети говорят сами, а со вторым помогает учитель/.

-Скажите, причастия обозначают признак постоянный или временный?

/Временный/.

-Вспомните, как изменяются прилагательные.

/По числам, падежам и родам в ед. ч./.

-Попробуйте изменить причастие. Какой вывод можно сделать?

/Они изменяются, как прилагательные/.

Задание: составьте устно с любым прилагательным и причастием из колонки простое предложение.  

/ Дети называют свои предложения. Учитель записывает по одному предложению в каждую колонку/.

-Подчеркните прилагательное и причастие как члены предложения. Что скажете?

/ Они являются определениями/.

Задание: прочитайте в учебнике в п. 9 определение причастия. Что из написанного в учебнике мы не рассмотрели на уроке?

/То, что причастия имеют вид, бывают в предложении сказуемыми/.

-Давайте в этом убедимся на примере слов из таблицы. /Устная работа/.

  1. Закрепление материала /20 минут/.

Самостоятельная работа обучающихся /индивидуальная и коллективная/:

1.Задание индивидуальное на карточках: составить с данными причастиями небольшой /5-6 предложений/ текст на тему спорта.

2. В это же время остальные обуч-ся подбирают к записанным заранее перед уроком на доске парам слов подходящие по смыслу существительные и записывают полученные словосочетания.

/Проверка выполнения/.

3.Выполнение упр. 54 в учебнике. /Проверка выборочная/.

  1. Подведение итогов урока /5-6 минут/. /Устная рефлексия/.

-Ребята, что мы узнали сегодня?

-Поделитесь впечатлениями от  урока.

-Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

/Дети делятся впечатлениями и оценивают свою работу/.

-Я вас благодарю за активную и плодотворную работу. Многие из вас получают хорошие оценки. /Выставление оценок/.

  1. Домашнее задание /1 минута/.

-Запишите в дневники домашнее задание. /Учитель указывает на оборотную сторону доски, где заранее дом. задание записано/.

-На этом наш урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...