Сочинение- рассуждение. Подготовка к ЕГЭ.
материал по русскому языку по теме

Маслова Татьяна Викторовна

Выступление на тему: "Сочинение-рассуждение: особенности и трудности" Из опыта работы по обучению написания экзаменационного сочинения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie-rassuzhdenie._vystuplenie_na_konferencii.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ – средняя общеобразовательная школа

С. Минаевки Асиновского района Томской области

( Подготовка к ЕГЭ, часть С)

                             

                              Учитель русского языка и литературы

                                                  Маслова Татьяна Викторовна

Задание третьего типа с открытым развернутым ответом - это сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. Это задание проверяет сформированность у учащихся коммуникативной компетенции - знаний, умений и навыков, необходимых для понимания чужих и написания собственных высказываний (текстов), адекватных целям и ситуациям общения. Оно проверяет следующие составляющие коммуникативной компетенции:

1) умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;

2) умение анализировать  содержание читаемого текста;

3) умение анализировать форму текста;

4) умение выражать собственную позицию;

5) умение последовательно излагать мысли;

6) умение использовать в речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

7) орфографические и пунктуационные умения;

8) владение нормами современного литературного языка.

Третья часть экзаменационной работы проверяет реальное состояние практических речевых умений и дает представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью, умеют ли аргументировать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для профессионального образования выпускника, становления его как гражданина. Кроме того, на основании сочинения можно составить представление и об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о его общей культуре.

        Работа по подготовке к экзаменационному сочинению начинается задолго до ЕГЭ. Ещё в среднем звене мы знакомим обучающихся с особенностями данного вида сочинения, его структурой. Создаём свои тексты сочинения по определённой теме, работаем с текстами типа рассуждения. В старших классах эта работа направлена уже к конкретной цели: помочь детям наиболее успешно практически выполнить задание с развёрнутым ответом и получить хороший бал.

        В первую очередь знакомлю обучающихся с критериями.

        Система оценивания сочинения включает 12критериев, отражающих требования к различным составляющим речевой подготовки обучающихся. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается 0-2 баллов.

«Знаю, за что получаю заветные балы»

Критерии оценивания ответа

на задание С

К1  Формулировка проблем исходного текста                                                  1                                                                        

К2  Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста             2                                    

К3  Отражение позиции автора исходного текста                                            1                                                                    

К4  Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме           3                                

К5  Смысловая цельность, речевая связность и последовательность

      изложения                                                                                                        2

К6  Точность и выразительность речи                                                                2                                                                                        

К7  Соблюдение орфографических норм                                                            3                                                                                

К8  Соблюдение пунктуационных норм                                                             3                                                                                  

К9  Соблюдения языковых норм                                                                          2                                                                                                

К10  Соблюдение речевых норм                                                                           2                                                                                                

К11  Соблюдение этических норм                                                                        1                                                                                            

К12  Соблюдение фактологической точности в фоновом материале                1                                    

Затем даю композицию сочинения-рассуждения. Дети чётко должны знать, из каких частей состоит сочинение:

I Вступление (1абзац)

II Основная часть.

  1. Анализ исходного текста (2абзац)

а. Проблема

     б. Её комментарий.

в. Позиция автора.

  1. Позиция ученика (3абзац)

      ( 2аргумента:1-с опорой на читательский опыт, 2- на жизненный)

III Заключение (4абзац)

Далее работаем по каждому критерию, отрабатываем на нескольких текстах в школе, дома, группой, индивидуально, самостоятельно.

Полное понимание исходного текста- важнейшее условие успешного выполнения задания с развёрнутым ответом. Нужно показать умение адекватно воспринять:

- тему (о чём говорится?)

- проблематику текста (какие вопросы ставятся?)

- позицию автора, т. е. основную мысль (идею) текста (что доказывается?)

- его замысел: коммуникативную цель автора

    По каждому пункту сочинения составляем речевые клише. Как начать сочинение? Наибольшую трудность обычно вызывает  построение вступительной части сочинения. Можно порекомендовать следующее:

- Лирическое размышление (Наверное, каждый человек не раз задумывался о том, какой должна быть настоящая дружба.

Я не раз задумывался о том,…)

- Замечание о важности поднимаемой проблемы для общества (Главной проблемой современного общества является не экономическая, не политическая, даже не экологическая, а нравственная проблема)

- Цитата («Хорошие люди не любят, когда о них пишут»)

- Краткое сообщение о писателе

Несмотря на то, что критерия «Понимание содержания исходного текста» нет, следует всё-таки такую работу провести для того, чтобы правильно определить проблемы, заявленные в тексте, и позицию автора. Неверное определение проблемы ставит под угрозу всё сочинение.

Проблема- это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решений, исследований.

Выявить проблемы - значит определить вопросы, поставленные автором в тексте.

Следует остановиться на одной из проблем.

 Текстов очень   много, но все их можно условно разделить на три группы, исходя из их проблематики.

1)социокультурные ( вопросы образования, развития культуры, сохранения культурных ценностей, национального самосознания и т.д.)
2) литературоведческие( жизнь и творчество писателей, поэтов, художников, музыкантов, артистов)
3) нравственно-этические( размышления о мужестве и трусости, чести и бесчестии, подлости и порядочности, вере и безверии)
4) экологические( проблемы экологии, взаимоотношения человека с окружающим миром, животными)

Задание :

Перед вами лежат тексты. Прочитав их,  попробуйте самостоятельно определить, к какой группе можно отнести тот или иной текст.

    Тексты первой группы обращены к вопросам образования, развития культуры, сохранения культурных ценностей, национального самосознания и т.д.
   Тексты второй группы посвящены жизни и творчеству писателей, поэтов, художников, музыкантов, артистов.
   В текстах третьей группы авторы размышляют о мужестве и трусости, чести и бесчестии, подлости и порядочности, вере и безверии.
   В текстах экологического направления поставлены проблемы экологии, взаимоотношения человека с окружающим миром, животными.
   Иными словами, в каждом тексте поставлена какая-либо проблема.

Сформулировать проблему, как правило, можно двумя основными способами:

  1. Проблема чего (Р.п.) (проблема одиночества, проблема «отцов» и «детей»)
  2. Формулировка в виде риторического вопроса (Почему человек в старости особенно остро переживает чувство одиночества?   Почему люди старшего поколения не всегда понимают молодых?)

Задание : (индивидуальное или групповое)

Укажите, какие ошибки допущены в предложениях.

1. Автор рассматривает проблему того, что падает ценность человеческой жизни.
2. В тексте излагается проблема о преступности.
3. Автор анализирует проблему об отсутствии гражданской солидарности.
4. Автор ставит проблему о том, что молодежь жестока.
5. У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни.
6. Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии человека…
7. Главная проблема этого текста – это умение «отзываться на чужую беду».
8. Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью.
9. В прочитанном мною тексте автор высказывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна сегодня.
10. Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, добра и порядочности.

Подсказка. Виды ошибок:

1)  нарушение управления
2) подмена понятий
3) нарушение сочетаемости
4) вместо проблемы формулируется позиция автора
5) неудачная формулировка с использованием цитаты

Клише:

 -В своей статье (рассказе, тексте) автор касается вопроса (рассматривает, поднимает, выдвигает на всеобщее обозрение) …

-Статья посвящена рассмотрению (решению) вопроса…

-Писателя (автора) волнует проблема…

-Писатель (автор) заставляет нас задуматься о проблеме (чего?)…

-Риторический вопрос (Можно ли во имя любви совершить предательство?)

    Начинаем работу с текстом. На уроке определяем проблематику текста. Если несколько проблем, работаем в группах. Каждая группа работает по своей проблеме. Затем коллективно прослушиваем, находим ошибки, недочёты. Исправляем.

Итак, проблема сформулирована. Теперь нужно прокомментировать ее. Что это значит? Дать ее интерпретацию.

 Комментарий - это рассуждение, а не пересказ. Нужно подумать о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой.

Можно выделить два типа комментария. 

1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
-Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
-На чем заостряет внимание? Почему?
-Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?
-Какие эмоции автора выражены в тексте?
-Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?
-Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу.

Здесь   помогут следующие вопросы:
-К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)
-Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?
-Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?
-Почему эта проблема привлекла внимание автора?
-Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
-К каким выводам автор подводит читателя?
 

Клише:

- Автор раскрывает проблему на примере…(сложной судьбы Зои Лещёвой, жизни великого музыканта)

-  Автор настаивает на… (своевременности познания окружающего мира)

- Эта нравственная проблема не может  нас оставить равнодушными…

Образец комментария можно дать как диктант.

Как верно сформулировать авторскую позицию и не допустить фактических ошибок?

Если проблема текста- это вопрос, то позиция автора- это ответ на вопрос, поставленный в тексте Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, нужно точно знать, как автор на него отвечает.

Если позиция автора публицистического текста обычно выражена чётко и ясно, то выявление авторской позиции в художественном тексте требует больших усилий. Можно предложить ученикам ответить на следующие вопросы:

- Что хотел сказать своим читателям автор?

-  Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки    героев?

 Обратить внимание на слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение.

Достаточным считается умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое).

Задание:

Сравните и оцените по К3 приведённые фрагменты сочинений по тексту…

Клише:

- Автор негодует (радуется, иронизирует)

- Автор, по-моему, делает совершенно потрясающее открытие: (цитата)

- Точка зрения автора звучит свежо и необычно. Он утверждает, что (косвенная речь)

- Ответ на вопрос можно найти в предложении (в предложенном тексте)

- Позиция автора ясна: (прокомментировать, процитировать)

Следующий шаг в работе- позиция ученика. Необходимо выразить своё согласие или несогласие с автором текста, т.е. выразить своё отношение к содержанию текста, к той проблеме, которую заявил в начале своего сочинения. Собственное мнение должно быть выражено корректно, аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тесте.

 Аргументация — это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса; факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис.
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос
почему?,а аргументы отвечают: потому что 

Не надо ограничиваться высказываниями типа «нравиться или не нравиться» или «согласен - не согласен».

Собственное мнение должно быть высказано корректно. Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными. Каждый аргумент надо подтвердить примерами. Материалом для доказательств могут послужить:

  1. Примеры из художественных произведений, публицистики(читательский опыт)
  2. Различные научные знания, полученные при изучении школьной программы или самостоятельно.
  3. Жизненный опыт свой или конкретного человека, современника, личная жизнь людей, снискавших уважение и признание в обществе.

Для учеников достаточно сложным является аргумент, основанный на читательском опыте.

Провожу следующую работу: на уроках литературы в качестве разминки предлагаю вспомнить то или иное произведение, его тему, проблемы, героев (в специальной тетради всё это фиксируем), на определённую проблему в качестве домашнего задания предлагаю подобрать цитаты, высказывания, ситуации ( личный опыт), просмотреть телепередачи в течение, к примеру, недели (все примеры в ту же тетрадь)  

Клише:

- Я (не) разделяю позицию автора…

- Мне близка, понятна авторская точка зрения…

- Трудно не согласиться с авторским решением…

Введение аргументов:

-Во-первых,…во-вторых,…- С одной стороны…, с другой стороны…

- Следующий пример…- Например, такой факт…

Ссылка на общее мнение:

- Мне известно ( всем известно, все знают)…

- Насколько я знаю,…

- В газетах пишут…

- По данным печати (специалистов, учёных, из газет, из литературы)

Ссылка на авторитет:

- Как считает (думает, говорит, утверждает)…

Ссылка на источник:

- Я, например, слышал, что…

- Как говорится в пословице ( поговорке), поётся в песне (цитата)

- Я прочитал об этом в…

И последний пункт в сочинении- это концовка. Как закончить? В заключительной части подводится итог всему сказанному, делается обобщение.

Вывод:

-Таким образом  (итак, следовательно)

- Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:…

Призыв:- Так будем хранить память о предках!

Ответ:- Будущее зависит от самого человека.

Оценка творчества писателя (музыканта, художника…)

В итоге работы получается табличка:

Части (абзац)

Вид деятельности

Для чего

Вступление.

Сообщи о теме:

В тексте (!) говорится о…

Или

Автора текста (!), как и многих из нас, привлекает тема… (1-5 коротких предложений)

Чтобы не ошибиться в определении жанра текста.

Основная часть.

В тексте автором (!) поднимаются проблемы….. Хотелось бы остановиться на… (если проблем несколько).

Или

Автор  в тексте рассматривает проблему… (сформулируёте её!). (1-2 предложения)

Если не знаешь об авторе ничего

1. Определение авторской позиции

         Сформулируйте  авторскую позицию на проблему.    Покажите, как автор (!) раскрывает проблему.  Подтвердите это короткими цитатами из текста   (8-10 предложений)

Это для соблюдения фактической точности.

2. Собственная позиция

Выражение и аргументация собственной позиции:

С автором трудно не согласиться… или    
С автором нельзя не согласиться…  или
Я полностью согласен с автором… далее аргументация с переходом:

Попробую доказать свою точку зрения.

Во-первых… .
Во-вторых… .
В-третьих…  .
Если… , то…  .

Это 1 балл за недопущение этической ошибки и соответствие языка  общепринятой морали.

 

Каждое положение в аргументации должно сопровождаться словесной иллюстрацией, примерами  из жизненного опыта, из прочитанной литературы, из просмотренной телепередачи, из услышанного по радио.   (8-12 предложений).

Не требуется искусственного включения средств выразительности.

Главное - точность словесного выражения.

Заключение

Вывод по поводу того, о чем говорилось на основании авторской и собственной позиции.

Если тематика о нравственности, то заключительная часть может содержать нравственный вывод, призыв (так давайте же…), афоризм, пословицу, поговорку, но они должны быть обыграны  и записаны в виде формулы, вывода, рекомендации, вопросно-ответное единством (1-5  предложений).

 

Помимо того, что учащиеся должны правильно выявить проблему, определить позицию автора, аргументировать свою точку зрения, правильно построить текст, дети должны соблюдать правила правописания, пунктуации. И, конечно же, продемонстрировать речь, которая будет отличаться богатством словаря, смысловой точностью, выразительностью, разнообразием грамматических форм. Поэтому не забываем о критериях К5 – К10.

Все составляющие сочинения даются постепенно. Чаще всего работаем в группах. Межгрупповая учебная деятельность обучающихся поднимает их умения по выполнению части С на новый качественный уровень. Каждая группа предлагает свой вариант сочинения. Защищает его. Работаем по формуле: «Защищаю своё – учусь у других»

Когда дети будут чётко представлять, что от них требуется, научатся вместе (в группах) составлять текст сочинения, переходим к самостоятельной работе: «Творю сам».

Используемая литература:

  1. Русский язык. Единый государственный экзамен.( Практикум для подготовки к выполнению задания с развёрнутым ответом). О.В. Колупаева.2008.

2.Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. -  М.: Просвещение, 2004

3.Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение,    2007.

4.Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену.  - М.:Астрель, 2002.

5.Как написать сочинение? Справочник школьника.  – М.:Слово, 1997.

6.Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. -  М.: Просвещение , 2002.

7.Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. -  М.: Просвещение, 1977.

        

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ

подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».

Тезисы  к  выступлению  по теме« Подготовка  к  выполнению  заданий  части  С.Основные  способы  сжатия  текста. Подготовка к  сочинению...

Урок-семинар по теме "Работа с текстом. Составление сочинения-рассуждения" (подготовка к итоговой аттестации в 9 классе)

Материал урока - семинара  может понадобиться учителю, ведущему  подготовку  к  итоговой аттестации в 9 классе...

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ.

Материал, изложенный в лаконичной форме, поможет Вам вспомнить все, чему Вас учили на уроках подготовки к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ....

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Конспект урока русского языка в 9 классе Сочинение-рассуждение(подготовка к ГИА)

Этот урок продолжит знакомство с таким типом речи как рассуждение,развивает у учащихся умение строить сочинение в определенной композиционной форме.Кроме того,урок учит собирать и систематизировать ма...