Текстоведение. Текст как произведение речи
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Васильева Светлана Вениаминовна

Урок по развитию связной речи по учебнику С.И. Львовой "Текстоведение. Текст как произведение речи" подготовлен для учащихся, имеющих разные учебные возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_7_klasse_po_uch_lvova.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 172

Конспект урока русского языка в 7 классе по учебнику Львовой С.И. и Львова В.В. на тему «Текстоведение. Текст как произведение речи»

(Авторская разработка)

Подготовила  учитель русского языка и литературы

Васильева Светлана Вениаминовна

Нижний Новгород

2012

Урок русского языка в 7 классе по учебнику Львовой С.И. и Львова В.В. на тему «Текстоведение. Текст как произведение речи»

Знать: что такое текст, как он строится, как и при помощи чего создаётся

Уметь: самим создавать тексты, используя изобразительно-выразительные средства языка

Мастера слова создают удивительно яркие изобразительно-выразительные средства языка, постоянно пополняя его сокровищницу, откуда любой человек пригоршнями может брать несметные драгоценности.

Г.Я. Солганик

1. Эвристическая беседа (актуализация внимания, постановка цели урока)

- Ребята! Сейчас я прочитаю вам слова Г.Я. Солганика, а вас попрошу внимательно отнестись к каждому слову этого высказывания, ведь именно их мы возьмем эпиграфом к сегодняшнему уроку (Читаю)

Как вы понимаете сочетание «мастера слова»? Подберите синонимы.

(Поэт, писатель, автор, художник слова…)

- Что такое «изобразительно-выразительные средства языка»?

(Художественные средства языка: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения и др.)

- Приведите примеры изобразительно-выразительных средств из этого эпиграфа

(Удивительно яркие изобразительно-выразительные средства, несметные  драгоценности – эпитеты, любой человек пригоршнями может брать несметные драгоценности – метафоры)

- Что изучает текстоведение?

(Текстоведение изучает текст и все, что с ним связано: как он «строится», как создается, какие средства для этого используются, как в зависимости от разных целей и стилей об одном и том же сказать по-разному и др.)

- Перечислите основные признаки текста.

(Все предложения должны быть связаны общей темой, общей мыслью, идеей)

- Что означает «единая тема текста»?

(Текст должен быть подчинен одной главной теме, все остальные «маленькие подтемы» работают на раскрытие «главной, ведущей, основной»)

- Расскажите, что вы знаете о таких особенностях текста, как его относительная законченность и последовательность раскрытия темы

(В любом тексте поставленная тема должна быть раскрыта, иначе это и не текст будет. «Относительная законченность» должна быть обязательно. Но именно «относительная», потому что великие мастера слова, как правило, пишут так, что «словам тесно, а мыслям просторно»)

- Как это получается? Что для этого нужно знать? Как вы думаете, какова цель нашего урока? О чём мы будем говорить?

(Мы говорим о тексте, как он строится, как и при помощи чего создаётся. Цель – научиться самим создавать тексты, используя изобразительно-выразительные средства языка.)

- Заметьте: цель урока вы поставили сами и сами сможете в конце урока ответить на эти вопросы. Надеюсь, что ответы будут положительные и урок цели достигнет, а значит моя «миссия» будет выполнена.

2. Отработка практических умений и навыков.

1) Запись текста упражнения № 360 (с обозначением орфограмм). Текстоведческий анализ:

2) 1 группа -  текстоведческий анализ упр. № 360 (определить тему, основную мысль, тип речи, стиль текста, средства связи предложений),

2 группа – упр. № 361 (вопросы к учащимся на стр. 138)

3) упр. № 362

- Научите тех, кто испытывает трудности в написании сочинений. Прочитайте свою работу и ответе на вопросы:

* Расскажите, как вы планировали работу, которая начиналась словами «И вот однажды теплым весенним днем…» С чего начали? Как обдумывали содержание сочинения?

(Текст, который нужно «построить», будет продолжением данного текста, поэтому сначала нужно внимательно прочитать исходный вариант, затем придумать идею, основную мысль собственного высказывания.

Например, я хочу рассказать, как медведь и кот впервые начали играть. Или хочу рассказать, как главные персонажи исходного текста кушают вместе, отдыхают…Таким образом, я выстраиваю целую цепочку того, что могут делать эти персонажи, думаю, что особенно будет интересно читать другим, ведь текст будет кто-то читать)

*  Что вам помогает избежать ошибок в тексте?

(Постоянное обращение к теме, перечитывание того, что уже написано)

* В чем по-вашему состоят главные сложности подготовки и написания сочинения? Как вы пытаетесь их преодолеть?

(В подготовке к сочинению главное – умение сосредоточится на теме, правильно выбрать идею. Чтобы не допустить ошибок, нужно старательно обдумывать каждую деталь, каждую мысль, каждое слово… Доказывать, спорить с собой, выстраивать план раскрытия содержания будущего текста в зависимости от типа речи и стиля, постоянно думать о нужности и полезности своей работы для других людей)

4. Самостоятельная работа (составление связного устного высказывания о типах речи по заданной схеме, используя упр. № 362)

Предмет высказывания        Типы речи        Почему мы утверждаем это?        

Каков?        Рассуждение

Описание        Что произошло?

        Повествование

- Какого типа наш текст? Докажите. Какого типа самостоятельно построенные высказывания?

(Рассуждение. Есть тезис, аргументы, вывод)

5. Итоги урока (письменная самостоятельная работа)

* Чему научились на уроке?

* Что нового узнали о тексте?

* Как самому правильно сочинить текст? Что для этого нужно знать и уметь?

6. Домашнее задание: упр № 365 (сочинение – миниатюра по фотографии)

Список использованной литературы

  1. Львова С.И. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.  В 3 ч. Ч.1/ С.И.Львова, В.В.Львов.- 5 изд., стер.- М.: Мнемозина,  2010.
  2. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразовательных  учебных  заведений/Научный редактор В.В. Бабайцева.- М.: Просвещение, 1993

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Урок развития речи в 10 классе.

Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность...

Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)

1.Работа по анализу художественных текстов.2. Работа по анализу лирических произведений.3 Самостоятельная работа....

Урок русского языка и литературы по теме "Текст. Признаки текста. Смысловые типы речи"

Урок направлен на развитие умения работать с текстом, совершенствовать письменную и устную речь обучающихся, способствует повышению мотивации к предмету....

Презентация на тему "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"

Презентация на тему  "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"...

«Комплексный анализ текста. Роль частей речи в создании авторского текста»

Работа с комплексным анализом текста на примере стихотворения Н.Заболоцкого "Голос в телефоне"....