Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок проводится по модульной технологии в игровой форме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 12 г. Приволжска
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
(блочно-модульная технология)
Урок разработала: учитель высшей
квалификационной категории
Штучникова Лилия Ивановна
2011 год
Цели урока:
Сформировать умение находить имена существительные, имеющие форму только множественного числа;
Развивать умения правильно употреблять их в речи, сопоставлять,
анализировать, находить самостоятельно информацию, обобщать и делать выводы;
Воспитывать культуру речи обучающихся.
Ход урока.
Слайд 2
Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Что вы ожидаете сегодня от урока?
(ответы учеников)
Учитель:
Урок – это солнце, дарящее свет, Подарит ли радость сегодня для всех? Солнце иногда закрывается тучами. Тучки – это ваши опасения, это трудности, с которыми вы можете столкнуться на уроке. А что нам поможет справиться с нашими трудностями?
(ответы учеников)
Учитель: Ребята, я желаю, чтобы к концу урока все ваши опасения рассеялись, а все ожидания сбылись. И наше солнышко не закрылось бы тучами. А я жду от вас внимания, активности, слаженной работы и надеюсь на плодотворное сотрудничество. На столах у вас лежат технологические карты, с которыми вы будете сегодня работать. Запишите на них свою фамилию и число.
Учебный Элемент – 0 Входной контроль.
Учитель: На предыдущих урокам мы начали изучать тему «Имя существительное». Давайте вспомним, что вы знаете об этой части речи?
В технологических картах заполните схему, записав каждый признак в отдельный кружок.
Слайд 3
Составление кластера.
Слайд 3 (щелчок )
Самопроверка.
Учитель: Давайте проверим, как вы справились с работой. Напротив правильных ответов ставим +, а неправильные - зачёркиваем.
Те ребята, кто выполнил работу без ошибок, поставьте звёздочку рядом с заданием.
УЭ – 1 Мотивация и целеполагание.
Учитель: Сегодня мы продолжим говорить об имени существительном и узнаем некоторые особенности изменения существительных по числам.
Слайд 4 Найди «лишнее» слово (щелчок на слово, которое назовут ребята. Если слово названо верно, появляется картинка и слово меняет цвет)
Учитель: Посмотрите на эти слова. Подумайте, какое слово «лишнее» в каждой группе и почему?
- Ученик, окно, санки, урок.
- Грабли, дома, кино, усталость.
- Гвозди, молотки, тиски, болты.
Учитель: Почему вы выбрали именно эти слова? Что в них общего?
Ученики: Эти существительные имеют форму только множественного числа.
Учитель: Какова же тема нашего урока? Сформулируйте её.
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
Слайд 5. Запишем тему урока.
Слайд 6
Учитель: Сформулируйте задачи урока, используя слова: познакомиться…., учиться находить… и правильно …
Учитель (щелчок по 6 слайду): Итак, наши задачи: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно употреблять в речи.
Учитель: Молодцы!
УЭ – 2 Работа по теме урока.
Слайд 7
Учитель: Мы с вами выяснили, что в русском языке есть такие существительные, которые имеют форму только множественного числа. Каких морфологических признаков нет у этих существительных?
(ответы учеников)
Учитель: У таких существительных не определяются род и склонение. В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа. Как же отличать такие слова от других существительных, стоящих просто во множественном числе?
Ученики: Надо попытаться образовать от существительного форму единственного числа.
Учитель: Верно.
УЭ – 3 Первичное закрепление нового материала.
Слайд 8
Учитель: А сейчас я предлагаю зайти в магазин и совершить небольшие покупки. Но покупать мы будем предметы, имеющие форму только множественного числа. Кто первый пойдёт за покупками?
Слайд 9 (щелчок по тому отделу, куда «идёт» ученик)
Учитель: В какой отдел направимся мы?
Продовольственный: Канцтовары: Косметика:
(В каждом отделе ученик щёлкает по тому предмету, который выбирает. Если ответ верен, покупка попадает в корзину. Данные слайды построены с помощью триггеров).
Канцтовары: ножницы, счёты, чернила.
Косметика: духи, бусы, бигуди
Продовольственный: макароны, сливки, хлопья
Учитель: Ну что же мы прекрасно справились с поставленной задачей.
Физкультминутка для глаз.
УЭ – 4 Работа с дополнительной информацией.
Учитель:А вы хотите больше узнать об этих существительных?
Тогда я предлагаю найти дополнительный материал. Кто хочет поработать в интернете?
(1 ученик работает в интернете, ищет сведения о существительных имеющих только множественное число)
Учитель: А пока …… ищет дополнительный материал, давайте проверим, как вы поняли эту тему.
УЭ- 5 Закрепление знаний.
Работа с деформированным текстом.
Учитель: Посмотрите на предложения в технологической карте. Все ли существительные записаны в них верно? Исправьте найденные ошибки.
(работа в парах в технологических картах)
Найдите ошибки в данных предложениях, запишите их в исправленном виде (там, где необходимо)
- Отец шёл рядом с лошадью и держал её за вожжу. (вожжи)
- После летних каникул началась учебная будня. (начались учебные будни)
- У девочки были красивые кудри.
- Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице. (перила)
- Афины – столица Греции.
- В магазине я купил консерву. (консервы)
УЭ – 4 (продолжение)
…… закончил работу в интернете. Что же узнал он об интересующих нас существительных?
Сообщение ученика. Работа со страничкой сайта.
125.
Существительные, имеющие только формы множественного числа
К существительным, не имеющим единственного числа, относятся в основном следующие группы:
1) названия парных или сложных (составных) предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др.;
2) названия некоторых отвлеченных действий, игр (отвлеченно-собирательные): горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др.;
3) обозначения отдельных временных промежутков (как правило, длительных): сутки, будни, сумерки, каникулы и др.;
4) названия какой-либо массы вещества (вещественно-собирательные): макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др.;
5) имена собственные, связанные с первоначальным собирательным значением: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки.
(Учитель на доске записывает обобщение) :
- Парные или составные предметы: ворота, сани, перила, дрова, полати.
- Игры.
- Временные промежутки.
- Вещества (щи, сливки)
- Географические названия.
Учитель: Молодец, ……. Садись.
Физкультминутка
Слайд 10
Учитель: А теперь давайте проверим, как вы справились со своим заданием.
Учитель: К каким группам относятся существительные, встретившиеся вам в работе?
Учитель: Молодцы. Вы замечательно справились с работой. У кого нет ошибок, поставьте себе ещё 1 звёздочку.
УЭ – 6 Повторение теоретических сведений.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали сегодня на уроке? В чём особенность этих существительных?
Слайд 11
Учитель: Как вы считаете, задачи, поставленные нами в начале урока, достигнуты?
(ответы учеников)
УЭ – 7 Итоговый контроль.
Учитель: А теперь давайте проверим, как вы усвоили новый материал.
Некоторые ребята проверят свои знания за компьютерами. [3] А остальные выполнят работу в технологических картах. Выберите одно из двух заданий.
Задание на дом:
§ 95
Слайд 12.
Ребята, на столах у вас лежат карточки с домашним заданием. Ваша задача восстановить деформированный текст, вставив в него подходящие слова. Рефлексия.
Слайд 13
Учитель: Ребята, в начале урока мы с вами говорили о ваших ожиданиях и опасениях. У вас на столах лежат тучки. Если ваши опасения сбылись, прикрепите тучку на доску. А если сбылись ваши ОЖИДАНИЯ, то прикрепите солнышко, которое сегодня будет весь день вам ярко светить. Спасибо вам за урок.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта.
УЭ – 0 Входной контроль.
Цель: определить уровень знаний учащихся по теме «Имя существительное»
Запишите морфологические признаки имени существительного.
УЭ – 1 Целеполагание .
Цель: определить тему и задачи урока.
«Найди лишнее слово».
Какое слово в каждой группе является «лишним»?
- Ученик, окно, санки, урок;
- Грабли, дом, кино, усталость;
- Гвозди, молотки, тиски, болты.
УЭ – 2 Работа по теме урока.
Цель: познакомить с морфологическими признаками изучаемых существительных.
УЭ – 3 Первичное закрепление нового материала.
Цель: отработка навыков рассуждения, закрепление умения распознавать существительные, имеющие форму только множественного числа.
Игра «Магазин»
Приобретите в магазине товары, имеющие форму только множественного числа.
Работа с деформированным текстом.
Посмотрите на данные предложения. Все ли существительные записаны в них верно? Исправьте найденные ошибки.
(работа в парах в технологических картах)
- Отец шёл рядом с лошадью и держал её за вожжу. (вожжи)
- После летних каникул началась учебная будня. (начались учебные будни)
- У девочки были красивые кудри.
- Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице. (перила)
- Афины – столица Греции.
- В магазине я купил консерву. (консервы)
УЭ – 4 Работа с дополнительной информацией .
Цель: приучать учащихся к самостоятельному поиску дополнительной информации (в интернете)
Работа в интернете.
УЭ – 5 Повторение теоретических сведений.
УЭ – 6 Итоговый контроль.
- Замените, словосочетания существительными, которые употребляются только во множественном числе.
Школьники особенно радуются летнему перерыву в занятиях.
Весь день прошёл в многочисленных заботах.
В жизни человека больше непраздничных дней, чем праздничных.
Слова для справок: хлопоты, каникулы, заморозки, будни.
2. Укажите словосочетания, в которых существительные употребляются только в форме множественного числа.
1) словно грибы после дождя. 2) Как на дрожжах.
3) Ни в коем случае. 4) Ни за какие деньги
5) Поджилки трясутся. 6) Волосы становятся дыбом
Задание на дом:
Восстановите текст, добавив в него существительные, имеющие форму только множественного числа. Значение неизвестных слов смотри в словаре.
Сени, коридор, дрова, поленья, полати, кровати, ходики, часы, щи, суп, сливки, молоко, дрожжи, мука.
Мы подходим к старинному дому в деревне Горки Чириковы. Через красивые резные мы попадаем на крестьянское подворье. Здесь нас встречает хозяин дома Через двор, где стоят , подходим к крыльцу. Держась за деревянные проходим в . А оттуда в комнату с большой печью, рядом с которой лежат . Между печкой и потолком находятся . Хозяйка дома радостно нас встречает и приглашает обедать. На столе стоят да каша. К чаю со подаются пироги. Не красна изба углами, а красна пирогами!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имя существительное Предмет Кто? Что? Собствен / нарицат . Одушевл / неодуш . Склонение Род Число Падеж
Найди «лишнее» слово Школа , окно, санки , урок Грабли, дом , кино, усталость Гвозди , молотки, тиски, болты
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
Задачи урока: Познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа ; Учиться находить их среди других существительных ; Правильно употреблять в речи.
Школа, окно, санки , урок Грабли , дом , кино, усталость Гвозди , молотки, тиски , болты
Продукты Канцтовары Косметика
Исправьте ошибки . Отец шёл рядом с лошадью и держался за вожжу. После летних каникул началась учебная будня . У девочки были красивые кудри. Держась за перило , Сергей быстро взбежал по лестнице. Афины – столица Греции. В магазине я купил консерву . вожжи начались учебные будни консервы перила
Задачи урока: Познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа ; Учиться находить их среди других существительных ; Правильно употреблять в речи.
Мы подходим к старинному дому в деревне Горки - Чириковы . Через красивые резные мы попадаем на крестьянское подворье. Здесь нас встречает хозяин дома. Через двор, где стоят , подходим к крыльцу. Держась за деревянные , проходим в . А оттуда в комнату с большой печью, рядом с которой лежат . Между печкой и потолком находятся . Хозяйка дома радостно нас встречает и приглашает обедать. На столе стоят да каша. К чаю со подаются пироги. Не красна изба углами, а красна пирогами! ворота сани перила сени дрова полати щи сливками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имена-существительные, имеющие форму только множественного числа
Презентация-тренажёр...
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
конспект урока русского языка...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"
В презентации представлен иллюстративный материал по указанной теме...
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
Цели урока:Образовательные: Знакомство с именами существительными, имеющими форму только множественного числа.Развивающие: Развитие логического мышления учащихся, формирование умения выдвигать г...
Презентация "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"
Презентация к уроку русского языка по теме "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"...
"Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"
Урок разработан в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).
Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа)....