"Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Портненко Елена Владимировна

Урок разработан в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imena_sushch_im._formu_tolko_mn.ch_.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Тип урока: урок-знакомство с новой темой.

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с понятием об именах существительных, которые имеют форму только множественного числа, определять их принадлежность к тематическим группам.

      Задачи урока:

  • Научить находить и употреблять в речи имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
  • Развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную связную речь; работать над устойчивостью внимания.
  • Воспитывать аккуратность, дисциплинированность и усидчивость.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. Устная орфографическая разминка.

-Ребята, перед вами  слова с пропущенными буквами. Вам нужно вставить эти буквы, объяснить ваш выбор, руководствуясь правилом. Итак, начнем.

К..ртофель, м..л..дежь, ябл..ко, рощ.., пир..жки, оч(?)ки, М..сква.

- Ребята, к какой части относятся эти слова?

- Что такое имя существительное?

- Как изменяются имена существительные?

Итак, имена существительные изменяются по родам, числам, падежам. Бывают нарицательные и собственные (единичные); одушевленные и неодушевленные.

2. Молодцы, вы продемонстрировали хорошее знание темы «Имя существительное». Посмотрим, умеете ли вы отгадывать загадки. Отгадки нужно записать в форме именительного падежа единственного числа.

  1. Мы в пакете сто нулей

С маком замечаем

Бабушка, чаек налей

Их сгрызем за чаем. (Бублик)

  1. Их бабуля с сахаром

Выпекала сладкие

Первый вышел – словно ком,

А другие – гладкие. (Блин)

  1. Два конца, два кольца. Посредине - гвоздик (Ножницы)

Прочитайте, какие слова вы записали? Почему последнее слово записано во множественном числе?

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Адекватно понимать информацию устного сообщения.

3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

III. Введение в тему урока.

В русском языке есть группа слов-существительных, которые имеют форму только множественного числа. Кто уже догадался, о чем пойдет сегодня речь? Сформулируйте тему урока.  Запишите тему в тетрадь. А теперь определите цель урока.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

IV. Открытие новых знаний.

  1. Белая береза

      Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром

-Ребята, запишите все существительные из этого стишка.

Каково их лексическое значение?

Каково их лексическое значение? (обозначают предметы, явления природы, период времени, местонахождение)

Опишите ту зиму, которая была для вас в этом году. (Дети подбирают эпитеты). На чем Зима увезет холода, морозы? (на санях). Произнесите это слово (учитель показывает один предмет- сани). А теперь? (учитель показывает два таких предмета). Что интересного заметили? (произносятся одинаково)

Определите  постоянные и непостоянные признаки слова «сани» (дети отмечают, что у него  нет рода, склонения, число только множественное)

Запишите в тетрадях эти наблюдения.

- Найдите в таблице- копилке  назначения существительных

( у каждого таблица- копилка и в течение урока ее заполняют примерами).

 -Занесите слово  «сани» в таблицу, причем в свою группу (предметы для передвижения)

Слайд  ( Снегопад )

Школьник :

Покрывая всю землю, с утра

Хлопья снежные падают с неба.

Сочинила зима сама

Еле слышную музыку снега!

Учитель: занесите новое слово «хлопья» в таблицу.

 -Подберите эпитеты к слову хлопья и запишите в тетрадях: пушистые, мягкие, игривые, искрящиеся, серебристые, тихие, очаровательные, восхитительные, большие, маленькие, веселые, шаловливые, задорные, изумительные, воздушные, …

 -Как долго могут на землю падать хлопья?   (час, сутки, минуты…)  

-Запишите в таблице слово «сутки»  

 -Можно ли холодные снежинки сделать так, чтобы они никогда  не таяли? Как? (вырезать ножницами)

-Запишите слово «ножницы» в свою группу (инструменты)

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Извлекать информацию, представленную в разных видах (рисунок, текст, схема), преобразовывать её из одной формы в другую (схема).

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

Закрепление изученного материала

1. Дополните таблицы – копилки примерами. (на доске- картинки)

2. -Почему нас интересовали именно такие существительные? Они только множественного числа)

- Перечислить группы предметов, куда входят новые существительные (перечисляют)

 Перед вами снежинка. Под каждым лучиком написано то, где встречаются эти существительные.

Читаем и угадываем сферу употребления этих слов, называем эти слова.

(Лучи снежинок:

1.Травка зеленеет, солнышко блестит.

   Ласточка с весною в сени к нам летит. (Стихотворение Плещеева)

2. Любишь кататься- люби и саночки возить! (Пословица)

3.Поднялися ворота- всему миру красота! (Загадка. Радуга)

4.-Тит, а Тит, иди молотить!

-Живот болит!

Тит, иди щи хлебать!

-Бегу, только ложку возьму! (Диалог)

5….кто коня того поймает, с нами в салочки играет! (Считалка)

6.Стоит гора, посреди двора. Спереди вилы, а сзади метла (Загадка. Корова)

Сделаем вывод. Где в речи встречаются существительные только множественного числа? (Дети делают вывод и записывают в тетрадях).

-Итак, ребята, сегодня мы с вами выяснили, что в русском языке есть группа существительных, которые употребляются в форме только множественного числа.

Я приготовила для вас специальное задание, которое нужно расшифровать.

Ваша задача: выбрать из предложенных слов только имена существительные и распределить их в две колонки. (Обратить внимание: во втором столбике должны быть существительные, у которых действительно имеются ОБА ЧИСЛА!) 

У вас на партах лежит листок с таблицей (слайд ), которую нужно заполнить. Слова выписывать не нужно, записывайте в таблицу только ту букву, которой это слово обозначено (порядок слов менять нельзя!)

Существительные, имеющие форму только мн. ч.

Существительные, имеющие форму

и ед. ч. и мн. ч.

В клещи

М роща

Е жмурки

О учитель

Р Лопхари

Л имя

Н сливки

О урок

О шахматы

Д язык

Е лимон

Ц перемена

М. роща

Б. перед

В. клещи

Г. Бежать

Е. жмурки

О. учитель

Р. Лопхари

Н. сливки

Л. имя

О. урок

Ж. интересно

З. нефть

Д. язык

О. шахматы

Е. лимон

Ц. перемена

Проверяем.

- А какое существительное вы не записали в таблицу? Почему? (у него нет множественного числа). Это – тема следующего урока.

Закрепление изученного материала.

Для «сильных» - С. 205, упр. 509

 Для «слабых» учеников-

Карточка

Вставить  пропущенные буквы и подчеркнуть  имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

 На Садовой улице открылся новый м…газин. В нем три отдела. В первом – б…льшой выбор м…лочных продуктов: кефир, см…тана, йогурт, сливки, прост…кваша. Во втором отделе можно купить м…кароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные к…ндитерские изделия: к…нфеты, з…фир, мармелад, пряники.

Проверка.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы.

2. Владеть разными видами аудирования, приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

Закончите любое предложение.

(Ориентируясь на таблицу и другие материалы урока, ученики отвечают на вопрос).

ОЦЕНКИ ЗА УРОК.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию (схема, рисунок), сопоставлять информацию, представленную в разных формах.

VII. Домашнее задание.

 п.95, упр. 507, 511 (по выбору).

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Урок проводится по модульной технологии в игровой форме....

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Цели урока:Образовательные: Знакомство с именами существительными, имеющими форму только множественного числа.Развивающие: Развитие логического мышления учащихся, формирование умения выдвигать г...

Презентация "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"

Презентация к уроку русского языка по теме "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"...

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа)....