« Множественное число имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Гаптелбарова Диляра Магсумовна

 

Цель: Знать особенности написания и употребления форм множественного числа существительных; уметь правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

« Множественное число имен существительных»

Провела  учитель русского языка и литературы

 МОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им.В.Ф. Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов»

Гаптелбарова  Диляра Магсумовна

        

Тема:  Множественное число имен существительных.

Цель: Знать особенности написания и употребления форм множественного числа существительных; уметь правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.

 Оборудование: пазлы «Башня Сююмбике», памятка «Морфологический разбор имени существительного», орфографические словари, карточки с лишними словами, экран, компьютер.

Ход урока:

  1. Организация начала урока
  2. Вступительное слово учителя (пазлы на доске)

- Что это такое? (пазлы). Сегодня на уроке русского языка мы будем строить пазлы. Можно ли связать урок русского языка и пазлы? Чтобы построить нашу картину, нам потребуются  наши знания по русскому языку.

3.Закрепление темы « Имя существительное»

- Какую тему мы изучаем?

- Что мы знаем  об имени существительном?

- Сегодня мы продолжим знакомство. Узнаем, как существительные изменяются по числам. На данном уроке это будет множественное число.

- Начнем со слова пазл. Пазл- это щель, а так же выемка, в которую вставляется  выступ другого предмета при скреплении.

- Образуйте форму множественного числа (пазлы).

4.Изучение темы  «Множественное число имен существительных» ( Работа по группам)

 1 пазл -задание.

1 группа.  Особенности образования единственного числа во множественное:

 Директор- директора, инженер- инженеры, шофер- шоферы, место- места.

(Каждое  слово  написано на экране  в  единственном числе. Учащиеся  должны  подобрать форму множественного числа и записать в тетрадях)

- Если затрудняетесь в написании и произношении , то обязательно загляните в орфографический словарь.

- Какой вывод мы можем сделать? ( Кроме окончания может двигаться и ударение)

2 группа . При образовании имени существительного во множественное число меняется основа.

Человек-люди, ребенок- дети.

- Какую особенность заметили при образовании множественного числа? (Во множественном числе меняется основа слова)

 3 группа. При образовании имени существительного во множественное число меняется суффикс.

 Сын- сыновья, теленок- телята.

 - Что в этих словах необычного?(Изменяется суффикс)

- Итак, давайте подведем итог. Что мы можем сказать об образовании имени существительного  множественного числа?(Пазл 1 открывается)

Пазл 2-2 задание

а) –Найдите в пословицах и поговорках слова в форме множественного числа. Сделать морфологический разбор слова.

- У вас было домашнее задание найти пословицы и поговорки о Родине.

1.Москва слезам не верит.

2.Любовь к Родине сильнее смерти.

3.Собаки свою сторону знают.

4. И казанцы в Москве свою ворону узнают.

5. Волга- всем рекам мать.

6. Дома и стены помогают.

- Найдите слова- существительные, которые употреблены в форме множественного числа.

б) – Определите у этих существительных форму единственного числа.

- Посмотрите, ребята, в русском языке  есть слова, которые употребляются в форме и единственного и множественного числа.

в) Морфологический разбор слова ворону.

 Запишем пословицу : И казанцы в Москве свою ворону узнают.

 -Как вы понимаете эту пословицу?(Морфологический разбор )

- Хорошо. Мы с вами построили 2 пазл.

Пазл 3-3 задание.

-Найдите лишнее слово:

1гр. Пальто, молоко, темнота, стол.

2 гр.Ворота, молодежь, коньки, ножницы.

3 гр.Шапка, кофта, дерево, шорты.

4 гр. Цифра, открытка, темнота, книга.  

- Объясните, почему это слово лишнее.

5 гр. Сделать фонетический разбор слова коньки.

- Почему в этом слове 5 звуков?

- Молодцы! 3 пазл построили.

4 пазл- 4 задание.

- Отгадайте ,из каких произведений данные отрывки.

Задание: Найдите существительные , которые имеют только форму множественного числа и запишите их в тетради.

  1. В ворота въезжает он;

На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит:

 Тот как вкопанный сидит;

Тот не двигаясь идет,

 Тот стоит ,раскрывши рот.(В.Жуковский «Спящая царевна»)

  1. То их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет

Очки  не действуют никак. (И.Крылов « Мартышка и очки»)

  1. Все умолкли. Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи. «Видишь,  глухой черт, леший!»- пробормотали все вполголоса, а кастелянша встала да ушла в девичью. (Тургенев « Муму»)

- Прочитайте все существительные, которые вы записали.

- Это какие существительные?( Существительные, которые имеют форму множественного числа)

Пазл 5- 5 задание.

Сделать синтаксический разбор предложения.

- Прочитайте стихотворение.

- О чем оно?

1,2 гр. -Найдите простое предложение и разберите его.  

3,4,5 гр. – Найдите сложное  предложение  и разберите его.

На рассвете в сторону Казани

Пароход плывет издалека.

Растет меж нами расстоянье,

Растет в груди моей тоска.

- От всех существительных образуйте форму множественного числа.

-Поставьте 5 пазл.

- Посмотрите, какая картина получилась? Знакома ли она вам?
- Это башня Сююмбике, которая находится в городе Казани. О ней нам расскажет…

5. Итог урока.

- Что же интересного было на уроке? Что мы можем сказать о числе имени существительного?

- Домашнее задание :составить ребус «Множественное число имени существительного».