Главные вкладки

    « Множественное число имен существительных»
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Гаптелбарова Диляра Магсумовна

     

    Цель: Знать особенности написания и употребления форм множественного числа существительных; уметь правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx18.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 5 классе

    « Множественное число имен существительных»

    Провела  учитель русского языка и литературы

     МОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им.В.Ф. Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов»

    Гаптелбарова  Диляра Магсумовна

            

    Тема:  Множественное число имен существительных.

    Цель: Знать особенности написания и употребления форм множественного числа существительных; уметь правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.

     Оборудование: пазлы «Башня Сююмбике», памятка «Морфологический разбор имени существительного», орфографические словари, карточки с лишними словами, экран, компьютер.

    Ход урока:

    1. Организация начала урока
    2. Вступительное слово учителя (пазлы на доске)

    - Что это такое? (пазлы). Сегодня на уроке русского языка мы будем строить пазлы. Можно ли связать урок русского языка и пазлы? Чтобы построить нашу картину, нам потребуются  наши знания по русскому языку.

    3.Закрепление темы « Имя существительное»

    - Какую тему мы изучаем?

    - Что мы знаем  об имени существительном?

    - Сегодня мы продолжим знакомство. Узнаем, как существительные изменяются по числам. На данном уроке это будет множественное число.

    - Начнем со слова пазл. Пазл- это щель, а так же выемка, в которую вставляется  выступ другого предмета при скреплении.

    - Образуйте форму множественного числа (пазлы).

    4.Изучение темы  «Множественное число имен существительных» ( Работа по группам)

     1 пазл -задание.

    1 группа.  Особенности образования единственного числа во множественное:

     Директор- директора, инженер- инженеры, шофер- шоферы, место- места.

    (Каждое  слово  написано на экране  в  единственном числе. Учащиеся  должны  подобрать форму множественного числа и записать в тетрадях)

    - Если затрудняетесь в написании и произношении , то обязательно загляните в орфографический словарь.

    - Какой вывод мы можем сделать? ( Кроме окончания может двигаться и ударение)

    2 группа . При образовании имени существительного во множественное число меняется основа.

    Человек-люди, ребенок- дети.

    - Какую особенность заметили при образовании множественного числа? (Во множественном числе меняется основа слова)

     3 группа. При образовании имени существительного во множественное число меняется суффикс.

     Сын- сыновья, теленок- телята.

     - Что в этих словах необычного?(Изменяется суффикс)

    - Итак, давайте подведем итог. Что мы можем сказать об образовании имени существительного  множественного числа?(Пазл 1 открывается)

    Пазл 2-2 задание

    а) –Найдите в пословицах и поговорках слова в форме множественного числа. Сделать морфологический разбор слова.

    - У вас было домашнее задание найти пословицы и поговорки о Родине.

    1.Москва слезам не верит.

    2.Любовь к Родине сильнее смерти.

    3.Собаки свою сторону знают.

    4. И казанцы в Москве свою ворону узнают.

    5. Волга- всем рекам мать.

    6. Дома и стены помогают.

    - Найдите слова- существительные, которые употреблены в форме множественного числа.

    б) – Определите у этих существительных форму единственного числа.

    - Посмотрите, ребята, в русском языке  есть слова, которые употребляются в форме и единственного и множественного числа.

    в) Морфологический разбор слова ворону.

     Запишем пословицу : И казанцы в Москве свою ворону узнают.

     -Как вы понимаете эту пословицу?(Морфологический разбор )

    - Хорошо. Мы с вами построили 2 пазл.

    Пазл 3-3 задание.

    -Найдите лишнее слово:

    1гр. Пальто, молоко, темнота, стол.

    2 гр.Ворота, молодежь, коньки, ножницы.

    3 гр.Шапка, кофта, дерево, шорты.

    4 гр. Цифра, открытка, темнота, книга.  

    - Объясните, почему это слово лишнее.

    5 гр. Сделать фонетический разбор слова коньки.

    - Почему в этом слове 5 звуков?

    - Молодцы! 3 пазл построили.

    4 пазл- 4 задание.

    - Отгадайте ,из каких произведений данные отрывки.

    Задание: Найдите существительные , которые имеют только форму множественного числа и запишите их в тетради.

    1. В ворота въезжает он;

    На дворе встречает он

    Тьму людей, и каждый спит:

     Тот как вкопанный сидит;

    Тот не двигаясь идет,

     Тот стоит ,раскрывши рот.(В.Жуковский «Спящая царевна»)

    1. То их на хвост нанижет,

    То их понюхает, то их полижет

    Очки  не действуют никак. (И.Крылов « Мартышка и очки»)

    1. Все умолкли. Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи. «Видишь,  глухой черт, леший!»- пробормотали все вполголоса, а кастелянша встала да ушла в девичью. (Тургенев « Муму»)

    - Прочитайте все существительные, которые вы записали.

    - Это какие существительные?( Существительные, которые имеют форму множественного числа)

    Пазл 5- 5 задание.

    Сделать синтаксический разбор предложения.

    - Прочитайте стихотворение.

    - О чем оно?

    1,2 гр. -Найдите простое предложение и разберите его.  

    3,4,5 гр. – Найдите сложное  предложение  и разберите его.

    На рассвете в сторону Казани

    Пароход плывет издалека.

    Растет меж нами расстоянье,

    Растет в груди моей тоска.

    - От всех существительных образуйте форму множественного числа.

    -Поставьте 5 пазл.

    - Посмотрите, какая картина получилась? Знакома ли она вам?
    - Это башня Сююмбике, которая находится в городе Казани. О ней нам расскажет…

    5. Итог урока.

    - Что же интересного было на уроке? Что мы можем сказать о числе имени существительного?

    - Домашнее задание :составить ребус «Множественное число имени существительного».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Множественное число имен существительных

     Образование множественного числа имен существительных в английском языке ...

    Трудные случаи образования форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных.

    Одно из заданий ЕГЭ по русскому языку проверяет владение нормами в области формообразования, и в нем широко представлены трудные случаи образования форм именительного  и родительного падежей множ...

    Презентация по теме "множественное число имен существительных"

    Задача:продолжить знакомство с темой животные в рамках грамматического материала (множественное число существительных, числительные)....

    множественное число имен существительных

    Данная презентация знакомит учащихся с образованием множественного числа имен существительных в английском языке...

    Множественное число имен существительных

    План-конспект урока по английскому языку на тему "Множественное число имен сущетвительных" 2 класс...