Олимпиада по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку по теме

Сороковых Евгения Николаевна

Олимпиада по русскому языку для 7-11 классов. Школьный этап. 2012 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

7 - 8 классы

1. Слово калач происходит от старинного славянского слова коло со значением «круг». От этого же корня произошли в русском языке колесо, кольцо, около, околица и другие слова. Везде в корне пишется о. Почему калач пишется через а?

2. Почему прилагательные чугунолитейный, машиностроительный, вагоноремонтный пишутся слитно и с одним н, а прилагательные чугунно-бетонный, машинно-тракторный, вагонно-паровозный – через дефис и с двумя нн?

3. В детской речи встречается слово безногавка. Что оно означает? По аналогии с каким словом оно образовано? Назовите способ образования обоих слов. Разберите оба слова по составу.

4. Что объединяет следующие фразеологические обороты? Определите значение каждого фразеологизма.

Ахиллесова пята, сизифов труд, пиррова победа, авгиевы конюшни, дамоклов меч.

5. Как называются слова, употреблённые в следующем диалоге?

– Нарисуй мне, пожалуйста, игру в городки, чурки, рюхи, чушки, городни, клетки, деревянные бабки.

– Так много! Семь игр сразу!

– Нет, это семь названий одной и той же игры.

6. В словах каких частей речи и их формах употребляется суффикс (постфикс) -ся (-сь)? Приведите примеры.

7. В Германии встречаются фамилии славянского происхождения типа Гладров или Яхнов. А как сказать по-русски в творительном падеже: «Я познакомился с профессором…»? Свой ответ объясните.

8. В стихотворении И.А. Бунина укажите слова, употреблённые в прямом значении. Какие средства речевой выразительности используются в этом стихотворении?

Стеклянный, редкий и ядрёный,

С веселым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зелёный

Затих, прохладою дыша.

Вот день. Уж это не впервые:

Прольется – и уйдёт из глаз…

Как эти ливни золотые,

Пугая, радовали нас.

9. Выполните синтаксический разбор первого предложения из стихотворения И.А. Бунина (см. предыдущее задание).

10. Прочитайте отрывок из книги Л.Н. Толстого «Путь жизни». В форме связного высказывания (текста) прокомментируйте поднятую автором проблему, выразите собственное мнение по данной проблеме, приведите аргументы в защиту своей позиции. Актуальны ли слова Л.Н. Толстого в настоящее  время?

«Слово − дело великое. Великое потому, что оно есть могущественное средство соединения людей. Так соединяли людей слова великих учителей мира − Христа и других. Но слово может быть и орудием зла, когда оно употребляется для сквернословия или коверкания языка <…>? И потому со словом надо обращаться с уважением к этому великому человеческому свойству и говорить только то, что нужно» (1910 год).

Стиль и жанр текста выбирает автор. Объем сочинения − 1-1,5 страницы (можно больше).

9 класс

1. Определите, какова смыслоразличительная функция ударения в следующих словах (различает формы одного и того же слова, некоторые формы разных слов, разные слова во всех их формах).

Бегом – бегом, кружки – кружки, руки – руки, хлопок – хлопок, ношу – ношу, Машина – машина, просите – просите, атлас – атлас.

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Определите морфемный состав слов с пропущенными буквами, выполните словообразовательный разбор этих слов.

Р…сточка деталей. Из земли показалось три р…сточка.

3. Какие признаки положены в основу названия птиц синица, соловей, петух, гусь, щегол? К какой группе лексики с точки зрения происхождения относятся эти слова?

4. Известный музыкант Юрий Башмет так высказался о российских олигархах: «Они еще не меценаты, но уже спонсоры». Какова разница в значении этих слов? Каково происхождение слова меценат? Какова его стилистическая окраска?

5. В отрывке из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» найдите предложения с составными сказуемыми, дайте этим сказуемым подробную характеристику. Есть ли среди предложений, входящих в данный отрывок, двусоставные неполные (на уровне главных членов) и односоставные предложения?

Я знаю: век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днём увижусь я…

Боюсь: в мольбе моей смиренной

Увидит ваш суровый взор

Затеи хитрости презренной –

И слышу гневный ваш укор.

Когда б вы знали, как ужасно

Томиться жаждою любви,

Пылать – и разумом всечасно

Смирять волнение в крови;

Желать обнять у вас колени

И, зарыдав, у ваших ног

Излить мольбы, признанья, пени,

Всё, всё, что выразить бы мог.

                        (Письмо Онегина к Татьяне)

6. Что означает слово пени в отрывке из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? К какому запасу языка оно относится? Назовите морфологические признаки этого слова. Какое ещё значение есть у слова пени?

7. Какие средства выразительности используются в отрывке из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? (см. задание 5).

8. В книге, изданной в 1963 г., встретилась такая фраза: У Кирова с Калинином много общего. Киров и Калинин – фамилии известных политических деятелей советской эпохи. В Советском Союзе существовали и города с таким же названием. Какие имена собственные употребляются в этом предложении? Аргументируйте свой ответ.

9. В общественных местах (кабинетах и приёмных учреждений, коридорах больниц и т.п.) встречаются вывески различных типов, в том числе:

а) Не курить! Не сорить! Соблюдать тишину!

б) Не курите! Не сорите! Соблюдайте тишину!

в) Здесь (или: У нас) не курят, не сорят, соблюдают тишину.

Чем они различаются по своему содержанию? Какой вариант употребления кажется вам предпочтительнее?

10. Прочитайте фрагмент из книги Владимира Васильевича Вейдле[1] (1895-1979) «Безымянная страна», изданной в 1968 г. в Париже, и выполните на выбор одно из двух данных ниже заданий.

«Что это такое − Россия?

Если бы мне задали этот вопрос, разбудив среди ночи, я, вероятно, ответил бы: Пушкин. После чего пришлось бы мне задуматься и уже не спать, пожалуй, до утра.

Пушкин. Я мог бы также сказать: Толстой, Тютчев; первая страница «Мертвых душ». Или вспомнить «иззябло дитё, промерзла одежонка» и весь сон Мити Карамазова, после допроса в Мокром, о том, «чтобы не плакало больше дитё».

Да и мало ли что ещё. Успенский собор. Адмиралтейство. Колея, откос, плетень по откосу, а за ним уходящая в даль безбрежность волнистых полей.

Образы России неисчислимы. Исчерпывающего нет и не может быть. Не о них и была первая моя мысль. «Пушкин» не о том; и не о литературе. Мысль моя была о языке.

«Шипенье пенистых бокалов», а то и разговор Селифана с лошадьми, его напутствие шустрой девчонке: «Эх ты, черноногая!» − это и есть Россия: та, где живу, та, что живет во мне. Говорю, пишу не на этом одном языке, но живу в нем и тем самым живу в России. <…> Ее язык − наш и мой язык. Пушкин, и Толстой, и Тютчев, и Селифан, и московские просвирни, и вы, и я, и все мы в нем одно. Оттого и ответил я на тот вопрос, назвав Россию именем ее поэта».

Задание 1. Многоаспектный языковой (структурно-смысловой) анализ текста.

Ответы на данные ниже вопросы изложите в форме связного высказывания (текста).

  1. Определите тему, основную мысль текста. Отметьте те средства языка, которые помогают в определении темы. Озаглавьте текст.
  2. К какому стилю и типу речи относится данный текст? Почему?
  3. Какие средства выразительности используются в тексте?
  4. На материале текста расскажите о различных средствах межфразовой связи (лексических и грамматических).
  5. Если бы вы отвечали на вопрос «Что это такое − Россия?», то какой бы ответ вы дали?

Задание 2. Сочинение на лингвистическую тему.

Как вы понимаете слова В.В. Вейдле? Согласны ли вы с его точкой зрения? Почему? Совпадает ли ваш ответ на вопрос «Что это такое − Россия?» с ответом, данным В.В. Вейдле? Почему? Стиль и жанр текста выбирает автор. Объём сочинения − 1-1,5 страницы (можно больше).

10 класс

1. Русское ударение является свободным, подвижным и исторически изменчивым. Что означают эти термины, характеризующие ударение в русском языке? Подтвердите примерами эти признаки русского ударения.

2. Назовите русские и иноязычные приставки, вносящие в слово значение отрицания. Приведите примеры слов с этими приставками.

3. Одинаков ли первый корень в сложных словах миротворец и мироносица? Почему? Какие ещё морфемы выделяются в этих словах? Каково значение этих слов?

4. Что означают подчеркнутые слова в отрывке из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? К какому запасу языка они относятся? В каком еще значении (-ях) может употребляться слово щепетильный?

Всё, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам,

Всё, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной, –

Всё украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет.

5. Как характеризует членов суда каждая из редакций текста отрывка из повести А.С. Пушкина «Дубровский»? Почему Пушкин вносил в текст такие изменения, а остановился на последнем?

Приехав в город, Андрей Гаврилович остановился у знакомого купца, ночевал у него и на другой день утром явился в присутствие уездного суда. Никто не обратил на него внимания. Вслед за ним приехал и Кирилла Петрович. Писаря встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением…

1 редакция: глубокого уважения;

2 редакция: глубокой преданности;

3 редакция: глубокого подобострастия.

Какое средство речевой выразительности является основным в этом отрывке? Свой ответ прокомментируйте.

6. Заполните таблицу такими существительными, которые омонимичны другим частям речи (1-2 примера). Можно использовать падежные формы. Употребите омонимы в словосочетании или предложении.

Другие части речи

Существительное

Краткое прилагательное

Числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Слово состояния

Предлог

Междометие

7. Определите лексическое значение глагола зиждиться. Какую стилистическую окраску имеет этот глагол? По каким признакам можно определить его происхождение? Проспрягайте глагол зиждиться. Во всех ли формах он может употребляться? К какому спряжению относится этот глагол?

8. В каких типах сложноподчиненных предложений средствами связи являются союз когда, а в каком союзное слово когда? Составьте предложения, в которых бы союз когда и союзное слово когда выступали бы в качестве средств связи.

9. Желая подчеркнуть высшую степень явления, мы говорим о победе – блестящая, о болезни – тяжёлая, (или опасная), о доказательствах – веские. А о чем мы говорим, используя в аналогичной ситуации определения глубокое, тяжкое, неизгладимое, невыносимое, бессовестное, безудержное, неизбывная, бурная? Как называются подобные определения? Дайте подробную характеристику данному средству выразительности.

10. Прочитайте фрагмент статьи академика Дмитрия Сергеевича Лихачева «Культура как целостная среда» и выполните на выбор одно из двух данных ниже заданий.

«Культура − это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения − народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. <…>

Одно из самых главных проявлений культуры − язык. Язык не просто средство коммуникации, но прежде всего творец, созидатель. Не только культура, но и весь мир берет свое начало в Слове. Как сказано в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Слово, язык помогают нам видеть, замечать и понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывают человеку окружающий мир.

Явление, которое не имеет названия, как бы отсутствует в мире. Мы можем его только угадывать с помощью других связанных с ним и уже названных явлений, но как нечто оригинальное, самобытное оно для человечества отсутствует.

Отсюда ясно, какое огромное значение имеет для народа богатство языка, определяющее богатство «культурного осознания» мира.

Русский язык необычайно богат. Соответственно богат и тот мир, который создала русская культура.

Богатство русского языка обусловлено рядом обстоятельств. Первое, и главное, то, что он создавался на громадной территории, чрезвычайно разнообразной по своим географическим условиям, природному многообразию, разнообразию соприкосновений с другими народами, наличию второго языка − церковно-славянского, который многие крупнейшие лингвисты (Шахматов, Срезневский и др.) даже считали для формирования литературных стилей первым, основным (на который позже уже наслаивалось русское просторечие, множество диалектов). Наш язык вобрал в себя и все то, что создано фольклором и наукой (научная терминология и научные понятия). К языку, в широком смысле, относятся пословицы, поговорки, фразеологизмы, ходячие цитаты (допустим, из Священного Писания, из классических произведений русской литературы, из русских романсов и песен). В русский язык органично вошли и стали его неотъемлемой частью (именами нарицательными) имена многих литературных героев (Митрофанушки, Обломова, Хлестакова и др.). К языку относится все увиденное «глазами языка» и языковым искусством созданное. (Нельзя не учесть, что в русское языковое сознание, в мир, увиденный русским языковым сознанием, вошли понятия и образы мировой литературы, мировой науки, мировой культуры − через живопись, музыку, переводы, через языки греческий и латинский.)

Итак, мир русской культуры благодаря ее восприимчивости необычайно богат. Однако мир этот может не только обогащаться, но и постепенно, а иногда и катастрофически быстро, беднеть. Обеднение может происходить не только потому, что многие явления мы просто перестали «творить» и видеть (например исчезло из активного употребления слово «учтивость» − его поймут, но сейчас его почти никто не произносит), но потому, что сегодня мы все чаще прибегаем к словам пошлым, пустым, стертым, не укоренённым в традиции культуры, легкомысленно и без видимой надобности заимствованным на стороне».

Задание 1. Многоаспектный языковой (структурно-смысловой) анализ текста.

Ответы на данные ниже вопросы изложите в форме связного высказывания (текста).

  1. Определите тему, основную мысль текста. Отметьте средства языка, которые помогают в определении темы. Озаглавьте текст.
  2. К какому стилю и типу речи относится данный текст? Почему?
  3. Есть ли в тексте средства речевой выразительности? Если есть, то какие?
  4. На материале текста расскажите о различных средствах межфразовой связи (лексических и грамматических).
  5. Согласны ли вы с Д.С. Лихачевым в том, что язык − одно из самых главных проявлений культуры нации? Почему? По вашему мнению, какими обстоятельствами обусловлено богатство русского языка и в чем оно заключается?

Задание 2. Сочинение на лингвистическую тему.

В форме связного высказывания (текста) прокомментируйте поднятую автором проблему, выразите собственное мнение по данной проблеме, приведите аргументы в защиту своей позиции.

Согласны ли вы с Д.С. Лихачевым в том, что язык − одно из самых главных проявлений культуры нации? Почему? По вашему мнению, какими обстоятельствами обусловлено богатство русского языка и в чем оно заключается?

Стиль и жанр текста выбирает автор. Объем сочинения − 1-1,5 страницы (можно больше).

Задание 1. Многоаспектный языковой (структурно-смысловой) анализ текста.

Ответы на данные ниже вопросы изложите в форме связного высказывания (текста).

1. Определите тему, основную мысль текста. Отметьте те средства языка, которые помогают в определении темы. Озаглавьте текст.

2. К какому стилю и типу речи относится данный текст? Почему?

3. Какие средства выразительности используются в тексте?

4. На материале текста расскажите о различных средствах межфразовой связи (лексических и грамматических).

5. Согласны ли вы с мнением Д.С. Лихачёва о том, что если мы хотим быть по-настоящему интеллигентными, образованными и культурными, то нам необходимо обращать внимание на свой язык?

Задание 2. Сочинение на лингвистическую тему.

Как вы понимаете слова Д.С. Лихачёва? Согласны ли вы с его точкой зрения? Почему? Считаете ли вы, что «язык человека – это его мировоззрение и его поведение»? Почему?Стиль и жанр текста выбирает автор. Объём сочинения − 1-1,5 страницы (можно больше).

11 класс

1. Объясните особенности произношения подчёркнутых слов в стихотворениях русских поэтов XVIII-XX вв. Соответствует ли произношение слов в этих стихотворениях произносительным нормам современного русского литературного языка?

а) В полях кровавых Марс страшился,

    Свой меч в Петровых зря руках,

    И с трепетом Нептун чудился,

    Взирая на Российский флаг.

                                      (М.В. Ломоносов)

б) Листья падают, листья падают.

    Стонет ветер,

    Протяжен и глух.

    Кто же сердце порадует?

    Кто его успокоит, мой друг?

                                    (С. Есенин)

в) Облака – вокруг,

    Купола – вокруг.

    Надо всей Москвой

    Сколько хватит рук!

                                    (М. Цветаева)

г) Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

    И назовет меня всяк сущий в ней язык,

    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

              Тунгус, и друг степей калмык.

                                    (А. Пушкин)

д) И с колокольни одинокой

    Разнёсся благовест протяжный и глухой;

    Прохожий слушает – и колокол далекий      

    С последним шумом дня сливает голос свой.

                                      (Ф. Тютчев)

е) Сорви себе стебель дикий

    И ягоду ему вослед, –

    Кладбищенской земляники

    Крупнее и слаще нет.

                                     (М. Цветаева)

ж) Я не скоро, не скоро вернусь!

     Долго петь и звенеть пурге.

     Стережёт голубую Русь

     Старый клён на одной ноге.

                                     (С. Есенин)

з) Идёшь, на меня похожий,

    Глаза опуская вниз,

    Я их опускала – тоже!

    Прохожий, остановись.

                                    (М. Цветаева)

2. Определите способ словообразования данных ниже слов. Какие разновидности способов словообразования здесь представлены? Какое слово образовано другим способом словообразования, чем все остальные?

Колхоз, театр-студия, лесостепь, самолёт, ясновидец, МЧС, водопровод, вуз, дом-музей, краеведение, СМИ, левобережный, зарплата, птицеферма, физкультура, пароходство, женщина-космонавт, СССР, филфак.

3. Что означают подчёркнутые слова в следующих примерах? К какому запасу языка они относятся? Есть ли им соответствие среди слов современного русского языка? Почему в произведениях поэтов XIX – начала XX вв. используются эти слова?

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Про тебя нашу песню сложили мы,

Про твоего любимого опричника

Да про смелого купца, про Калашникова…

         (М. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого

           опричника и удалого купца Калашникова)

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза.

         (С. Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная…»)

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

        (А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край)

4. Выделите окончания в тех словах, где они есть.

Щи, медвежий, ешь, зимой, умнее, мой, три, знать, тремястами.

5. Назовите глагол, который в будущем времени спрягается, а в настоящем – нет. Есть ли у этого глагола формы настоящего времени?

6. Что забыл учесть или чего не знал иностранец, сделавший следующую надпись на книге, подаренной  русскому учителю: «Е.А. Попове от арабских друзей»?

7. Определите значение и стилистическую окраску выделенных слов. Иллюстрацией какого явления языка служат данные примеры?

1) Мне снилось, что лестница крутая Меня вела на башню (Пушкин. Борис Годунов). 2) Дымов, сын зажиточного мужика, жил в своё удовольствие, гулял и не знал горя, но едва минуло двадцать лет, как строгий, крутой отец, желая приучить его к делу и боясь, чтобы он дома не избаловался, стал посылать его в извоз, как бобыля, работника (Чехов. Степь). 3) Не раз видел, как водители крутых иномарок, часто нарушая правила дорожного движения, едут с бешеной скоростью (Газета «Аргументы и факты»). 4) Пока крутые мужики в штатском (чином, думаю, не ниже майора) сверяли перед КПП нас по спискам, пала темень. Тем не менее майоры предупредили: «Фото- и видеокамеры убрать, съёмка по дороге запрещена» (Журнал «Огонёк»). 5) Ночью яхта, снова начавшая крейсировать под пиратским флагом, ворвалась в гавань Мельбурна и потребовала пять миллионов фунтов (А.Н. Толстой. Гиперболоид инженера Гарина). 6) Торговля пиратскими дисками является незаконной. 7) Не перечесть, сколько на бревенчатом, потемневшем от времени дворике было пёстрых и лужёных крыш (А.Н. Толстой. Пётр I). 8) Существование, кроме бандитской, ещё и милицейской крыши давно не секрет (Газета «Комсомольская правда»). 9) Я ехал на машине и попал под трейлер, который буквально снёс крышу моей машины и потрепал мою «крышу» так сильно, что я долго валялся в больнице с сотрясением мозга (Газета «Аргументы и факты»).  

8. Выполните синтаксический разбор следующего предложения.

Дымов, сын зажиточного мужика, жил в своё удовольствие, гулял и не знал горя, но едва минуло двадцать лет, как строгий, крутой отец, желая приучить его к делу и боясь, чтобы он дома не избаловался, стал посылать его в извоз, как бобыля, работника (Чехов. Степь).

9. Фамусов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» возмущается модой, которую приносят с собой французы:

Когда избавит нас Творец

От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!

И книжных и бисквитных лавок!

Сколько здесь предложений? Охарактеризуйте представленное в предложении явление. Каковы выразительные возможности данного явления?

10. Прочитайте фрагмент статьи современного исследователя языка профессора Веры Константиновны Харченко и выполните на выбор одно из двух данных ниже заданий.

«Цикл лекций по культуре речи мы начинаем с того определения культуры, которое дал в своей книге «Уроки Армении» писатель Андрей Битов: «Культура – это способность уважения к другому, способность уважения к тому, чего не знаешь, способность уважения к хлебу, земле, природе, истории и культуре, следовательно, способность к самоуважению, к достоинству». Определение можно продолжить, включить в него ещё один компонент. Коль скоро культура не что иное, как благоговение, способность уважения к окружающему, в шеренгу многообразных и многочисленных объектов потенциальной заботы можно включить и родной язык, также нуждающийся в благоговейном к себе отношении. Идею филологической культуры можно сформулировать следующим образом. Филологическая культура – это ответственность перед словом, интерес к феномену языка вообще, способность уважения к родному языку, благоговение перед той языковой вселенной, в которой суждено пребывать каждому человеку, становясь личностью. С подобным определением трудно не согласиться, но острота задачи начинается на следующей ступени – ступени перехода от декларативного уважения к уважению действительному, то есть действенному. Каким образом сделать заявленное благоговение действенным, чтобы не только нам было хорошо, что наш родной язык – русский язык, но и чтобы русскому языку было хорошо, что у него есть мы?

<…> Личность – это прежде всего языковая личность, а следовательно, все истоки, все ключи общественного благополучия на уровне коллективного бессознательного питает повседневный, примелькавшийся, привычный родной язык. <…>

Внимание к родному языку в нашей стране хронологически, как правило, совпадало с периодами «культурного взрыва», с теми культурными временными пространствами, которые впоследствии получили титулы золотого и серебряного века русской культуры. В чём актуальность обсуждения проблем родного языка сегодня? Актуальность становится заметной, как только мы заметим одно упущение при оценке чужого и собственного владения родным языком. Мы перестали обсуждать проблему запаса слов, проблему владения фондом сокровищ родного языка (еще в середине XX века многих восхищало уже само количество слов, превышающее двадцатитысячную отметку, которым владел А.С. Пушкин). Вместе с тем даже обычному носителю языка сейчас слов необходимо знать на порядок больше, нежели десять, двадцать, тридцать лет тому назад. <...> Языку нужен запас хода, нужен «баснословный словарь». То же самое можно сказать о нашем современнике. Развитие собственного лексикона – требование времени.

<…> Положительный потенциал речи (включение в речь высоких слов, ласковых и нежных интонаций, оригинальных метафор, интерес к устаревшим словам, терминам, заимствованиям, желание запомнить и использовать понравившийся образ, понравившуюся цитату) и есть сама суть филологической культуры. Бедность или богатство лексикона – это не только

вопрос эстетики речи, но и вопрос ее этики, поскольку бедность высказывания автоматически влечёт за собой самый опасный по своим последствиям вид бедности – бедность принятия решений».

Задание 1. Многоаспектный языковой (структурно-смысловой) анализ текста.

Ответы на данные ниже вопросы изложите в форме связного высказывания (текста).

  1. Определите тему, основную мысль текста. Назовите те средства языка, которые помогают в определении темы текста. Озаглавьте текст.
  2. К какому стилю и типу речи относится данный текст? Почему?
  3. Есть ли в тексте средства речевой выразительности? Если есть, то какие?
  4. На материале текста расскажите о различных средствах межфразовой связи (лексических и грамматических).
  5. Что, по вашему мнению, может предпринять каждый человек, определенные группы людей в целом, чтобы сделать заявленные в определении филологической культуры способность уважения к родному языку, благоговение перед ним действенным, «чтобы не только нам было хорошо, что наш родной язык – русский язык, но и чтобы русскому языку было хорошо, что у него есть мы»?

Задание 2. Сочинение на лингвистическую тему.

В форме связного высказывания (текста) прокомментируйте поднятую автором проблему, выразите собственное мнение по данной проблеме, приведите аргументы в защиту своей позиции. Какой смысл вкладываете вы в понятие «филологическая культура личности»?

Что, по вашему мнению, может предпринять каждый человек, определенные группы людей в целом, чтобы сделать заявленные в определении филологической культуры способность уважения к родному языку, благоговение перед ним действенным, «чтобы не только нам было хорошо, что наш родной язык – русский язык, но и чтобы русскому языку было хорошо, что у него есть мы»?

Стиль и жанр текста выбирает автор. Объем сочинения − 1,5 страницы (можно больше).


[1]Вейдле Владимир Васильевич (1895-1979) − представитель первой волны русской эмиграции, литературовед, критик, публицист, историк культуры, тонкий знаток русского языка, в России профессор Пермского университета, в эмиграции профессор Русского богословского института в Париже, видный деятель Русского Зарубежья.



Предварительный просмотр:

                                                                                          Для жюри

7-8 классы

*за каждую допущенную орфографическую, пунктуационную, грамматическую или речевую ошибку снимается 0,2 балла.

1. Слово калач ранее писалось с соблюдением морфологического принципа через букву о: колач, но потом на письме закрепилось акающее произношение. Написание калач – это для русской орфографии довольно редкий случай: отражение на письме аканья, характерного для нормы литературного произношения. Написание слова калач подчиняется фонетическому принципу, который является отступлением от основного.

5 баллов за полный ответ.

2. Правописание этих прилагательных основано на двух правилах:

1) Сложные прилагательные, образованные из сочетаний слов с подчинительной связью (чугун лить, машины строить, вагоны ремонтировать), пишутся слитно. Одно н в этих прилагательных пишется потому, что существительные, входящие в их состав, тоже пишутся с одной буквой н: чугун, вагон, машина.

2) Сложные прилагательные второй группы образованы на базе сочетаний слов (прилагательных) с сочинительной связью, между которыми можно вставить союз и (чугунный и бетонный, машинный и тракторный, вагонный и паровозный), поэтому они пишутся через дефис. В этих сложных прилагательных пишется нн, потому что в их состав входят прилагательные, в которых пишется нн (чугунный, бетонный, машинный, вагонный). В этих прилагательных две буквы нн пишется потому, что они образованы от существительных с основой на н с помощью суффикса н.

8 баллов за полный ответ: по 4 балла за формулировку правил, которым подчиняется написание каждой группы слов.

3. Слово безногавка обозначает шорты. Оно образовано по аналогии со словом безрукавка. Способ образования обоих слов – приставочно-суффиксальный. В словах выделяются следующие морфемы: без-рук-ав-к-а; без-ног-ав-к-а.

7 баллов за полный ответ: 2 балла за значение слова; 2 балла за аналогию со словом «безрукавка»; 1 балл за определение способа образования; 2 балла за морфемное членение обоих слов (по 1 баллу за каждое слово). Если в морфемном членении каждого слова допущено 2 ошибки, ставится 0 баллов. 2 балла за словообразовательный разбор (по 1 баллу за каждое слово).

4. Данные фразеологические обороты объединяет то, что они восходят к античной (греко-римской культуре) и во всех фразеологизмах зависимое слово является притяжательным прилагательным, восходящим к имени собственному.

Ахиллесова пята – слабая, уязвимая сторона кого-л.

Сизифов труд – тяжёлая, бесконечная и бесплодная работа.

Пиррова победа – победа, стоившая слишком больших жертв, а потому равносильная поражению.

Авгиевы конюшни – 1) о сильно загрязненном, засоренном месте, помещении, где царит полный беспорядок; 2) о сильно запущенных делах, беспорядочном скоплении бумаг, документов и т. п.

Дамоклов меч – о постоянно грозящей кому-л. опасности.

12 баллов за полный ответ: 2 балла за объяснение общности фразеологизмов; по 2 балла за определение значения фразеологизмов.

5. В диалоге используются диалектизмы – слова устной речи, распространенные в той или иной местности. Местным названиям предметов и явлений в литературном языке соответствуют иные наименования. Слово городки является общеупотребительным.

5 баллов за полный ответ.

6. Суффикс -ся(-сь) – это суффикс (постфикс) возвратных глаголов и образованных от них слов: причастий, деепричастий, существительных (существительные образуются не непосредственно от глаголов, а от причастий, перешедших в прилагательные). Например: учиться, улыбаться, радоваться, вернуться (глаг.); учащийся, радующийся, улыбающийся, вернувшийся (прич.); учась, радуясь, улыбаясь, вернувшись (дееприч.); трудящийся, учащийся (сущ.).

5 баллов за полный ответ.

7. В немецких фамилиях вроде Гладров или Яхнов исторически выделяется суффикс -ов славянского происхождения (тот же, что и в русских фамилиях типа Иванов). Но сегодня это суффикс уже не осознается как таковой, он слился с корнем, вошел в его состав. Поэтому неправильно было бы сказать Я познакомился с профессором Гладровым или Яхновым (как с Ивановым); правильно  – с профессором Гладровом или Яхновом, так как в творительном падеже все иноязычные фамилии имеют окончания -ом, как существительные.

5 баллов за полный ответ.

8. Слова, употребленные в прямом значении: шорохом, дождь, лес, прохладою, день, впервые, глаз, ливни, пугая, радовали.

Средства выразительности: метафора, олицетворение, эпитеты, инверсия, сравнение, парцелляция, оксюморон, умолчание.

8 баллов за полный ответ: 4 балла за нахождение всех слов, употребленных в прямом значении (по 0,4 балла за каждое слово); 4 балла за указание средств выразительности (по 0,5 балла за каждое средство выразительности).

9. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное (состоит из двух простых предложений), ССП с сочинительным, соединительным союзом и. Схема: [  ], и [  ].

Первое простое предложение двусоставное: подлежащее дождь выражено существительным в и.п.; сказуемое простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения прош. вр. ед. ч. м. р. Предложение распространенное, так как в нем есть второстепенные члены предложения. Предложение осложнено однородными обособленными определениями, выраженными одиночными прилагательными, и обособленными обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Второе простое предложение двусоставное (характеристика грамматической основы такая же, как в первом предложении). Предложение распространенное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

7 баллов за полный ответ.

10. Критерии оценки связного высказывания:

Критерий оценивания

Баллы

Содержание (общие критерии)

1.

Проблема текста понята верно.

от 0 до 2

2.

Сформулированная проблема прокомментирована, фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.

от 0 до 2

3.

Участник выразил свое мнение по сформулированной проблеме, аргументировал его.

от 0 до 2

Смысловая цельность и композиционная стройность

4.

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью; логические ошибки отсутствуют.

от 0 до 2

Грамотность. Орфография, пунктуация.

5.

Орфографических ошибок нет

2

Допущено не более 2 орфографических ошибок.

1

Допущено  более 2 орфографических ошибок.

0

6.

Пунктуационных ошибок нет

2

Допущено не более 3 пунктуационных ошибок.

1

Допущено более 3 пунктуационных ошибок.

0

7.

Грамотность. Речевые и грамматические нормы.

Грамматических ошибок нет.

2

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

1

Допущено более 2 грамматических ошибок.

0

8.

Речевых ошибок нет.

2

Допущено не более 3 речевых ошибок.

1

Допущено более 3 речевых ошибок

0

9.

Поощрительные баллы за оригинальность.

до 5 баллов

10.

Максимальное количество баллов

21

Общее количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

5

8

7

12

5

5

5

8

7

21

83

                                                                                       

                                                                                         Для жюри

9 класс

*за каждую допущенную орфографическую, пунктуационную, грамматическую или речевую ошибку снимается 0,2 балла.

1. Ударение в данных парах слов выполняет следующую функцию:

а) различает формы одного и того же слова: руки – руки, просите – просите;

б) различает некоторые формы разных слов: кружки – кружки, ношу – ношу;

в) различает разные слова во всех их формах: бегом – бегом, хлопок – хлопок, Машина – машина, атлас – атлас.

4 балла за полный ответ: по 0,5 балла за определение функции ударения в каждой паре слов.

2. Расточка деталей. В приставке рас- а пишется без ударения.  

Из земли показалось три росточка. Слово росточек образовано от слова росток, которое пишется с буквой о перед согласными ст, так как является исключением.

Рас-точ-к-а (деталей) ← расточить (расточи- + -к- (а), усечение производящей основы; суффиксальный способ) ← точить (рас-+ точить; приставочный способ).

Из земли показалось три рост-оч-к-а. Росточек ← росток (росток+ек-□, к//ч, суффиксальный способ) ← расти (рас-+ -ок- □, о//а; с//ст; суффиксальный способ).

Слова расточка (деталей) и (три) росточка совпадают в произношении, следовательно, они являются фонетическими омонимами (омофонами). Кроме того, анализируемые слова являются грамматическими омонимами, так как слово расточка – это форма им. п. ед. ч., а (три) росточка – род. п. ед. ч.

5 баллов за полный ответ: 1 балл за вставку букв и объяснение; если буквы только вставлены, а объяснение отсутствует, ставится 0 баллов. 2 балла за выделение морфемного состава слов (по 1 баллу за каждое слово). Если в морфемном членении каждого слова допущено 2 ошибки, ставится 0 баллов. 2 балла за словообразовательный разбор (по 1 баллу за каждое слово). Если в словообразовательном разборе допущено 2  ошибки, ставится 0 баллов.

3. Синица. Общеславянское. Современное синица из зиница, суффиксального производного от звукоподражания зинь. Птица получила свое название по характерным для нее звукам.

Соловей. Общеславянское. Суффиксальное производное от соловь - серый, желтоватый, после развития полногласия изменилось в соловый. Птица названа по цвету оперения.

Петух. Исконно русское. Суффиксальное производное от пет, в диалектах еще известного, суффиксального образования от петь. Петух – буквально поющий. Птица так названа по своему пению.

Гусь. Индоевропейское. Суффиксальное производное от звукоподражания га. Птица названа по характерному для нее крику.

Щегол. Общеславянское. Суффиксальное производное от звукоподражания щег (ср. щебет). Птица названа по характерному для нее крику.

Данные названия птиц относятся к группе исконно русской лексики.

11 баллов за полный ответ: по 2 балла за анализ каждого названия птицы, 1 балл за отнесение всех слов к группе исконно русской лексики.

4. Богатый римский патриций Гай Цильний Меценат широко покровительствовал художникам и поэтам. Гораций, Вергилий, Проперций прославляли его в стихах, благодаря чему его имя стало нарицательным для богатого покровителя искусств и наук.

Меценат – (книж.) богатый покровитель наук и искусств.

Спонсор – физическое или юридическое лицо, которое первым выдвигает или гарантирует предложение, покупает радио- или телевизионное время, является патроном, финансирует какое-л. разовое мероприятие и рекламирует при его проведении свою продукцию.

6 баллов за полный ответ: по 1 баллу за формулировку значения слов; 2 балла за объяснение происхождения слова «меценат»; 1 балл за определение его стилистической окраски; 1 балл за формулировку вывода.

 

5. В первом сложном предложении – два простых с составными именными сказуемыми. Во втором простом предложении Век уж мой измерен сказуемое составное именное: основная часть, в которой заключено основное лексическое значение сказуемого, выражена кратким причастием измерен, вспомогательная часть, содержащая грамматическое значение сказуемого, – глагольной связкой быть, отсутствующей в настоящем времени.

В третьем простом предложении Я утром должен быть уверен сказуемое составное именное: основная часть, в которой заключено основное лексическое значение сказуемого, выражена кратким причастием уверен. Вспомогательная часть сказуемого состоит из трех компонентов: грамматическое значение сказуемого содержится в глагольной связке быть, отсутствующей в настоящем времени; дополнительное лексическое значение – в кратком прилагательном должен. В состав вспомогательной части также входит глагольная связка быть.

Во втором сложном предложении, входящем в состав данного отрывка, составных сказуемых нет.

В третьем сложном предложении отрывка имеются два простых предложения с составными глагольными сказуемыми. Во втором простом предложении – сказуемое  составное глагольное: основная часть, в которой заключено основное лексическое значение сказуемого, выражена инфинитивами томиться, пылать, смирять, желать обнять, излить. Вспомогательная часть сказуемого состоит из двух компонентов: грамматическое значение содержится в глагольной связке быть, отсутствующей в настоящем времени; дополнительное лексическое значение – в слове состояния ужасно, обозначающем эмоциональную оценку действия, названного инфинитивом.

В третьем простом предложении Что выразить бы мог составное глагольное сказуемое: основная часть, в которой заключено основное лексическое значение сказуемого, выражена инфинитивом выразить; вспомогательная часть, содержащая грамматическое и дополнительное лексическое значение, – вспомогательным глаголом мочь в форме условного (сослагательного) наклонения ед.ч. м.р.

Двусоставных неполных предложений на уровне главных членов в данном отрывке два: первое входит в состав второго сложного предложения Боюсь и слышу; в предложении отсутствует подлежащее, восстановить которое можно по предыдущему предложению (я). По этой причине предложение следует рассматривать как двусоставное неполное с отсутствующим подлежащим. Возможна интерпретация данного предложения как односоставного определенно-личного.

Еще одно неполное предложение входит в состав третьего сложного предложения: Что выразить бы мог. Здесь тоже отсутствует подлежащее я, которое восстанавливается из контекста.

В этом отрывке одно односоставное безличное предложение: Как ужасно томиться жаждою любви… Это предложение безличное.

14 баллов за полный ответ: 8 баллов за нахождение и характеристику составных сказуемых – по 2 балла за каждое; если сказуемые только названы, но не охарактеризованы, ставиться 4 балла – по 1 баллу за каждое сказуемое. 4 балла за нахождение неполных двусоставных предложений (по 2 балла за каждое предложение). 2 балла за нахождение односоставного (-ых) предложения (-й).

6. Пени – сетования, жалобы.

Слово относится к пассивному запасу языка, является устаревшим словом (архаизмом). Морфологические признаки этого слова: неодушевленное, имеет форму множественного числа, вин. пад.

Пени (ед.ч. пеня) – денежный штраф за невыполнение или просрочку принятых по договору или установленных законом обязательств.

5 баллов за полный ответ: 1,5 балла за определение значения слова; 1,5 балла за отнесение слова к пассивному запасу языка, архаизмам как группе устаревших слов. Если в ответе отсутствует один из трех терминов – пассивный запас, архаизм, устаревшее слово – снимается по 0,5 балла за каждый. 1 балл за определение морфологических признаков; 1 балл за формулировку современного значения слова.

7. Эпитеты, антитеза, метафора, бессоюзие, инверсия.

5 баллов за полный ответ: по 1 баллу за каждое средство выразительности.

8. Киров и Калинин – фамилии известных политических деятелей советской эпохи. В фамилиях, оканчивающихся на -ов/-ев, -ин/-ын, в форме творительного падежа пишется окончание -ым: Калининым, Кировым. В географических наименованиях, оканчивающихся на -ов/-ев, -ин/-ын, в форме творительного падежа пишется окончание -ом: Калинином, Кировом. Следовательно, в упомянутой книге речь идет о городах.

5 баллов за полный ответ.

 

9. Указанные типы «запретительных» надписей различаются прежде всего степенью своей категоричности. Вывески, включающие в себя инфинитив (Не курить! Не сорить! Соблюдать тишину!), – это приказания, они содержат запрет в наиболее категоричной форме и потому наиболее действенны. Вывески, включающие в себя форму повелительного наклонения (Не курите! Не сорите! Соблюдайте тишину!), – это призывы, обладающие меньшей степенью строгости. Предложения с неопределённо-личной формой глагола (Здесь не курят, не сорят, соблюдают тишину) – это непрямые просьбы, рекомендации или увещевания, обращённые к совестливому или воспитанному посетителю.

Выбор той или иной формы запрета зависит от обстоятельств, ситуативной необходимости. Наиболее общая и нейтральная форма запрета – это выражения с формой повелительного наклонения.

5 баллов за полный ответ.

10. Критерии оценки связного высказывания:

Задание 1.

Критерий оценивания

Баллы

Содержание (общие критерии)

1.

Оценивается правильность и аргументированность ответа на каждый вопрос (до 2 баллов за ответ на каждый вопрос)

10

Смысловая цельность и композиционная стройность

3.

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью; логические ошибки отсутствуют.

от 0 до 2

Грамотность. Орфография, пунктуация.

4.

Орфографических ошибок нет

2

Допущено не более 2 орфографических ошибок.

1

Допущено  более 2 орфографических ошибок.

0

5.

Пунктуационных ошибок нет

2

Допущено не более 3 пунктуационных ошибок.

1

Допущено более 3 пунктуационных ошибок.

0

6.

Грамотность. Речевые и грамматические нормы.

Грамматических ошибок нет.

2

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

1

Допущено более 2 грамматических ошибок.

0

7.

Речевых ошибок нет.

2

Допущено не более 3 речевых ошибок.

1

Допущено более 3 речевых ошибок

0

8.


Поощрительные баллы за оригинальность.


до 5 баллов

9.

Максимальное количество баллов

25

Задание 2.

Критерий оценивания

Баллы

Содержание (общие критерии)

1.

Проблема текста понята верно.

от 0 до 2

2.

Сформулированная проблема прокомментирована, фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.

от 0 до 4

3.

Участник выразил свое мнение по сформулированной проблеме, аргументировал его.

от 0 до 4

Смысловая цельность и композиционная стройность

4.

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью; логические ошибки отсутствуют.

от 0 до 2

Грамотность. Орфография, пунктуация.

5.

Орфографических ошибок нет

2

Допущено не более 2 орфографических ошибок.

1

Допущено  более 2 орфографических ошибок.

0

6.

Пунктуационных ошибок нет

2

Допущено не более 3 пунктуационных ошибок.

1

Допущено более 3 пунктуационных ошибок.

0

7.

Грамотность. Речевые и грамматические нормы.

Грамматических ошибок нет.

2

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

1

Допущено более 2 грамматических ошибок.

0

8.

Речевых ошибок нет.

2

Допущено не более 3 речевых ошибок.

1

Допущено более 3 речевых ошибок

0

9.


Поощрительные баллы за оригинальность.


до 5 баллов

10.

Максимальное количество баллов

25

Общее количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

4

5

11

6

14

5

5

5

5

25

85

                                                                                          Для жюри

10 класс

*за каждую допущенную орфографическую, пунктуационную, грамматическую или речевую ошибку снимается 0,2 балла.

1. Русское ударение свободное, так как не закреплено за каким-то определенным слогом, а может падать на любой слог; подвижное, так как может менять место в разных формах одного и того же слова; исторически изменчивое, так как может менять свое место с течением времени.

6 баллов за полный ответ: по 2 балла за характеристику каждого признака русского ударения и примеры к нему.

2. Не- (недруг, неумный)

Без- (бес-) (беспорядок, беззвучный)

А- (асимметрия, алогичный)

Анти- (антисанитария, антисоветский)

Де- (демобилизация)

Дис- (диспропорция, диссонанс)

Контр- (контратака, контрразведка)

Противо- (противоправный, противозаконный) и др.

9 баллов за полный ответ: по 1 баллу за каждую приставку и пример. Если названа только приставка, а пример отсутствует, ставится 0,5 балла. За дополнительно названные приставки ставиться по 1 баллу. Если приставки анти-, контр-, противо- названы аффиксоидами (префиксоидами), т.е. морфемами, совмещающими признаки приставки и корня, добавляется еще один балл.

3. Первый корень в этих словах разный, несмотря на то что он одинаково пишется и произносится (здесь имеет место омонимия). В слове миротворец первый корень мир- имеет значение «согласие, отсутствие разногласий, вражды или ссоры». Соответственно значение слова миротворец – «тот, кто примиряет ссорящихся, способствует установлению мира; тот, кто занимается миротворческой деятельностью, участвует в миротворческой акции».

В слове мироносица первый корень мир- (миро-) имеет значение «благовонное масло, употребляемое при церковных обрядах» (церк.). Слово мироносица означает «в Евангелии: одна из женщин, приносивших миро для помазания тела Христа» (церк.).

До реформы русского алфавита 1917-1918 гг. в первых корнях этих слов писались разные буквы: в слове миротворец – и, в слове мироносица – ижица (v).

Морфемное членение слов следующее: мир-о-твор-ец □, миро-нос-иц-а или мир-о-нос-иц-а.

10 баллов за полный ответ: 5 баллов за выделение разных корней и объяснение; если говорится, что корни разные, а пояснения нет, ставится 1 балл. 3 балла за значение слов (2 балла за значение слова «мироносица» и 1 балл за значение слова «миротворец); 2 балла за морфемное членение.

4. Щепетильный – связанный с галантерейными и парфюмерными товарами (изготовлявший их, торговавший ими). В XIX в. и в современном русском языке употребляется в значении «строго принципиальный в отношениях с кем-л., а также щекотливый, деликатный».

Балтическим – балтийским. Прил. к Балтика. Современное прилагательное балтийским образовано от Балтия.

 Осьмнадцать – восемнадцать.

Все эти слова относятся к пассивному запасу языка, являются устаревшими словами (архаизмами).

Щепетильный – лексико-семантический архаизм.

Балтическим – лексико-словообразовательный архаизм.

Осьмнадцать – лексико-фонетический архаизм.

10 баллов за полный ответ: 4 балла за определение значений устаревших слов: 2 балла за определение значения слова щепетильный, по 1 баллу за два других слова;1,5 балла за отнесение слов к пассивному запасу языка, архаизмам как группе устаревших слов. Если в ответе отсутствует один из трех терминов – пассивный запас, архаизм, устаревшее слово – снимается по 0,5 балла за каждый. За указание типов архаизмов дополнительно ставится по 1 баллу за каждый. 1,5 балла за указание другого значения у слова щепетильный.

5. Характеристика членов суда в каждой из трех редакций повести Пушкина «Дубровский» строится с учетом значения слов уважение, преданность, подобострастие.

Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств; почтение.

Преданность – сущ. к прил. преданный – исполненный любви и верности к кому-чему-л.

Подобострастие – раболепная льстивость, угодливость.

Пушкин вносил в текст повести изменения, так как подбирал наиболее точное по значению слово, показывающее, как сильно члены суда заискивают перед Троекуровым.

Основное средство выразительности в этом отрывке – антитеза, с помощью которой Пушкин показывает, что на бедного дворянина Андрея Гавриловича Дубровского в уездном суде никто не обратил внимания, а перед богатым барином Кирилом Петровичем Троекуровым все заискивают.

10 баллов за полный ответ.

6.  

Другие части речи

Существительное

Краткое прилагательное

Зло, добро

Числительное

Тысяча, миллион, первое, второе

Местоимение

Все, каждый

Глагол

Печь, знать, стекло

Наречие

Вдали, утром

Слово состояния

Добро, лень

Предлог

В течение, насчет

Междометие

Караул, батюшки, боже

16 баллов за полный ответ: по 1 баллу за каждую правильно подобранную пару слов и примеры.

7. Зиждиться – основываться на чем-нибудь, опираться на что-нибудь.

Стилистическая окраска этого глагола определяется как высокая (высок.) или книжная (книж.). Буквосочетание жд свидетельствует о старославянском происхождении глагола.

Этот глагол не имеет форм 1 и 2 л. ед. и мн. ч. У него есть только 2 формы: зиждется (3 л. ед. ч.) и зиждутся (3 л. мн. ч.). Глагол относится к 1 спряжению, является исключением.

5 баллов за полный ответ: 1 балл за определение лексического значения слова; 0,5 балла за определение стилистической окраски; 0,5 за определение происхождения; 2 балла за спряжение глагола и указание на то, что в формах 1 и 2 лица ед. и мн. ч.  он не употребляется; 1 балл за отнесение глагола к 1 спряжению.

8. Союз когда является средством связи в СПП с придаточными времени и условия. Союзное слово когда является средством связи в СПП с придаточными определительными, изъяснительными (дополнительными), уступительными (обобщенно-уступительными).

10 баллов за полный ответ: по 2 балла за называние того или иного типа придаточного и примера к нему. Если тип придаточного назван верно, а примера нет или он неверен, ставится 1 балл. Если приведен правильный  пример, а тип придаточного не указан или указан неверно, тоже ставится 1 балл.

9. Типичными для перечисленных определений будут следующие существительные: глубокое – уважение, тяжкое – преступление, неизгладимое – впечатление, невыносимое –  страдание, бессовестное – враньё, безудержное – веселье, неизбывная – печаль, бурная – радость. Существительные с данными прилагательными образуют устойчивые сочетания (фразеологизмы).

Данные определения называются эпитетами. Эпитет (от греч. epitheton – приложение) – художественное, образное определение, вид тропа. При расширенном толковании к числу эпитетов относят не только прилагательные, но и существительные-приложения, а также наречия, метафорически определяющие глагол. 

7 баллов за полный ответ: по 0,5 балла за каждое слово; до 2 баллов за определение эпитета; за каждое дополнительное существительное, если оно не противоречит законам сочетаемости, добавляется по 0,5 балла; 1 балл за указание, что данные словосочетания являются устойчивыми (фразеологизмами).

10. Критерии оценки связного высказывания:

Задание 1.

Критерий оценивания

Баллы

Содержание (общие критерии)

1.

Оценивается правильность и аргументированность ответа на каждый вопрос ( до 2 баллов за ответ на каждый вопрос)

10

Смысловая цельность и композиционная стройность

3.

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью; логические ошибки отсутствуют.

от 0 до 2

Грамотность. Орфография, пунктуация.

4.

Орфографических ошибок нет

2

Допущено не более 2 орфографических ошибок.

1

Допущено  более 2 орфографических ошибок.

0

5.

Пунктуационных ошибок нет

2

Допущено не более 3 пунктуационных ошибок.

1

Допущено более 3 пунктуационных ошибок.

0

6.

Грамотность. Речевые и грамматические нормы.

Грамматических ошибок нет.

2

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

1

Допущено более 2 грамматических ошибок.

0

7.

Речевых ошибок нет.

2

Допущено не более 3 речевых ошибок.

1

Допущено более 3 речевых ошибок

0

8.


Поощрительные баллы за оригинальность.


до 5 баллов

9.

Максимальное количество баллов

25

Задание 2.

Критерий оценивания

Баллы

Содержание (общие критерии)

1.

Проблема текста понята верно.

от 0 до 2

2.

Сформулированная проблема прокомментирована, фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.

от 0 до 4

3.

Участник выразил свое мнение по сформулированной проблеме, аргументировал его.

от 0 до 4

Смысловая цельность и композиционная стройность

4.

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью; логические ошибки отсутствуют.

от 0 до 2

Грамотность. Орфография, пунктуация.

5.

Орфографических ошибок нет

2

Допущено не более 2 орфографических ошибок.

1

Допущено  более 2 орфографических ошибок.

0

6.

Пунктуационных ошибок нет

2

Допущено не более 3 пунктуационных ошибок.

1

Допущено более 3 пунктуационных ошибок.

0

7.

Грамотность. Речевые и грамматические нормы.

Грамматических ошибок нет.

2

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

1

Допущено более 2 грамматических ошибок.

0

8.

Речевых ошибок нет.

2

Допущено не более 3 речевых ошибок.

1

Допущено более 3 речевых ошибок

0

9.


Поощрительные баллы за оригинальность.


до 5 баллов

10.

Максимальное количество баллов

25

Общее количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

6

9

10

10

10

16

5

10

7

25

108

 

                                                                                         Для жюри

11 класс

*за каждую допущенную орфографическую, пунктуационную, грамматическую или речевую ошибку снимается 0,2 балла.

1. а) фла[х]. Нормы высокого стиля на месте буквы г требовали произношения г-фрикативного – γ, как в старославянском языке, а не г-взрывного, как в современном русском языке. Если г-взрывной при оглушении превращается в к, то г-фрикативный – в х.  Нормам современного русского литературного языка такое произношение не соответствует.

б) дру[х]. В стихотворении Есенина нашли отражение черты южнорусского диалекта, для которого характерен звук г-фрикативный – γ, а не г-взрывной, как в севернорусских диалектах и современном русском литературном языке. Если г-взрывной при оглушении превращается в к, то г-фрикативный – в х. Нормам современного русского литературного языка такое произношение не соответствует.

в) вокру[к]. В стихотворении Цветаевой отражены современные произносительные нормы.

г), д) дик[ъ]й, далек[ы]й. В стихотворениях Пушкина и Тютчева отражены старые произносительные нормы, согласно которым в прилагательных с основой на заднеязычные согласные г,к,х должны были произноситься твердо, а в окончании произносился гласный звук ы или редуцированный ъ, эти гласные звуки близки по произношению.

е) ди[к΄и]й. В стихотворении Цветаевой отражены современные произносительные нормы: в прилагательных с основой на заднеязычные согласные произносятся мягкие звуки г,к,х, а в окончаниях – гласный звук и.

ж) верну[с΄]. Стихотворение Есенина отражает современные произносительные нормы: постфикс (суффикс) -ся произносится мягко.

з) останови[с]. В стихотворении Цветаевой постфикс (суффикс) -ся произносится твердо, что соответствует старым произносительным нормам.

12 баллов за полный ответ: по 1 баллу за объяснение каждого слова; 0,5 балла за указание на соответствие или несоответствие каждого слова современной произносительной норме.

2. Словосложением образованы слова театр-студия, лесостепь, самолет, ясновидец, водопровод, дом-музей, краеведение, левобережный, птицеферма.

Аббревиацией (образованием сложносокращенных слов) – колхоз, самолет, МЧС, вуз, СМИ, зарплата, физкультура.

Разновидности словосложения:

а) сложение целых слов: театр-студия, дом-музей, женщина-космонавт;

б) сложение слов или основ слов с помощью соединительной гласной (интерфикса): лесостепь, птицеферма;

в) сложение слов (основ слов) с помощью соединительной гласной (интерфикса), одновременно в образовании слов участвует суффикс (материально выраженный или нулевой): самолет, ясновидец, водопровод, краеведение, левобережный.

Разновидности аббревиации:

а) сложение начальных букв слов, входящих в словосочетание: МЧС, СССР;

б) сложение начальных звуков слов, входящих в слово сочетание: СМИ, вуз;

в) сложение начальных частей слов, входящих в словосочетание: колхоз, филфак;

г) сложение начальной части слова с целым словом: зарплата, физкультура.

Аббревиация может не выделяться в отдельный способ словообразования, а рассматриваться в качестве разновидности словосложения.

Слово пароходство образовано суффиксальным способом.

10 баллов за полный ответ: по 0,5 балла за каждое слово; 1 балл за определение способа образования слова «пароходство».

3. Гой (гой еси) – самое распространенное приветствие в Древней Руси. Гой – форма повелительного наклонения от глагола гоити (здороветь, хорошо жить). Еси – форма 2 л. ед. ч. глагола быти (быть). Гой (гой еси) буквально означает «здоровей, будь здоровым».

В приведенных примерах подчеркнутые слова употребляются и как приветствие, и как пожелание здоровья. Эти слова относятся к пассивному запасу языка, являются устаревшими словами (архаизмами). Среди слов современного русского языка самому распространенному древнерусскому  приветствию соответствует самое распространенное современное приветствие – здравствуй.

Древнерусское приветствие в произведениях поэтов XIX – начала XX вв. используется в силу следующих причин: 1)  Произведение М.Ю. Лермонтова представляет собой стилизацию под произведения устного народного творчества, поэтому в нем используются не только средства выразительности, характерные для произведений народной словесности, но и устаревшая лексика; 2) В стихотворениях С. Есенина и А.К. Толстого древнерусское приветствие используется в качестве риторического приема – риторического обращения, – усиливающего выразительность и образность поэтической речи.

8,5 балла за полный ответ: 3 балла за определение значения слова гой; 1,5 балла за отнесение слов к пассивному запасу языка, архаизмам как группе устаревших слов. Если в ответе отсутствует один из трех терминов – пассивный запас, архаизм, устаревшее слово – снимается по 0,5 балла за каждый. 2 балла за нахождение соответствия среди слов современного русского языка; 2 балла за объяснение, почему эти слова используются в произведениях поэтов XIX – начала XX вв.

4. Ответ. Щ-и, медвежий □, е-шь – глаг. изъявит. накл. наст. вр. 2 л. ед. ч., ешь □ – глаг. повелит. накл. ед. ч., зим-ой – сущ. в т. п., зимой – нареч., умнее – прил. или нареч. в сравнительной степени, мой □ – мест. или глаг. в повелит. накл., тр-и – числит., три□ – глаг. повелит. накл. ед. ч., знать - инфинитив (-ть может рассматриваться как окончание), знать□ – сущ., тр-емя-ст-ами – числит.

7 баллов за полный ответ: по 0,5 балла за каждое слово или форму.

5. Это глагол быть. В настоящем времени этот глагол имеет две формы есть (3л. ед. ч.) и устар. суть (3л. мн. ч.).

6 баллов за полный ответ: 3 балла за называние глагола, 1 балл – за форму 3 л. ед. ч. наст. вр. «есть», 2 балла – за форму 3 л. мн. ч. наст. вр. «суть». Если указано, что форма «суть» является устаревшей, то за это дополнительно ставится 0,5 балла.

6. Русские фамилии по происхождению являются притяжательными прилагательными, поэтому, несмотря на то что являются существительными, имеют окончания притяжательных прилагательных. Так, фамилия Попова склоняется как отцова. Иностранец, неправильно подписавший книгу, подаренную русскому учителю, забыл учесть этот факт русского языка (или не знал этого). Поэтому в дательном падеже он написал окончание , как у существительных 1 склонения (маме, сестре), а не окончание -ой, как у притяжательных прилагательных (отцовой, Поповой). Русские фамилии относятся к особому типу склонения.

6 баллов за полный ответ.

7. Крутой – почти отвесный, обрывистый; противоположное отлогий. 2) Крутой – суровый, упрямый, своевольный (о характере человека, а также о человеке с таким характером). 3) Крутой – (разг.) производящий сильное впечатление; неординарный, особо престижный. 4) Крутой – (разг.) проявляющий особую жестокость в своих действиях, поведении; демонстрирующий свою физическую силу или большое влияние. 5) Пиратский - относящийся к пирату, принадлежащий ему. 6) Пиратский – (разг. и может рассматриваться как стилистически нейтральное) незаконный; произведённый, осуществляемый с нарушением издательского или авторского права. 7) Крыша – верхняя часть строения, его покрытие, служащее для защиты от атмосферных явлений. 8) Крыша – (разг.) прикрытие; то, что охраняет, защищает от опасности (обычно в криминальном мире). 9) Крыша – о верхе, покрытие машины и т.п. Крыша – (разг.) о голове, головном мозге, умственных способностях. Слова крыша в последнем значении является омонимом ко всем остальным значениям.

Данные примеры иллюстрируют появление новых значений у уже существующих слов. Новыми являются значения слов в предложениях 3, 4, 6, 8, 9 (в знач. «о голове, головном мозге, умственных способностях»).

12 баллов за полный ответ: по 1 баллу за определение значения слова и его стилистической окраски; 1 балл за определение явления; 1 балл за определение слова «крыша» в последнем значении как омонима.   

8. 1[Дымов, сын зажиточного мужика, жил в своё удовольствие, гулял и не знал горя], но едва 3[минуло двадцать лет], как 2[строгий, крутой отец, желая приучить его к делу и боясь, чтобы 4[он дома не избаловался], 2стал посылать его в извоз, как бобыля, работника].

Предложение повествовательное, так как содержит сообщение; невосклицательное, так как не содержит ярко выраженной эмоциональной окраски; сложное, так как состоит более чем из одного простого предложения; их сложных – многочленное сложное, так как содержит более двух простых предложений (предикативных частей).

1-я предикативная часть (простое предложение): Дымов, сын зажиточного мужика, жил в своё удовольствие, гулял и не знал горя.

Предложение двусоставное, так как есть и подлежащее, выраженное именем собственным, и сказуемые – по типу простые глагольные, выраженные глаголами в форме изъявительного наклонения прошедшего времени единственного числа мужского рода. Последнее из однородных сказуемых можно рассматривать как не знал, а можно и как не знал горя. Это фразеологизм, зафиксированный в «Словаре современного русского литературного языка» в 20-ти т. (Гл. ред. К.С. Горбачевич). Тип последнего сказуемого останется без каких-либо изменений, если мы будем считать, что оно выражено фразеологизмом, в состав которого входит глагол в спрягаемой форме.

Предложение распространённое, так как в нём есть второстепенные члены; осложнено однородными сказуемыми, между которыми бессоюзная и союзная сочинительная связь, и обособленным приложением сын зажиточного мужика. Предложение полное, так как оно имеет все структурно необходимые компоненты и может быть предъявлено вне контекста.

2-я предикативная часть (простое предложение): Строгий, крутой отец, желая приучить его к делу и боясь…, стал посылать его в извоз, как бобыля, работника.

Предложение двусоставное, так как есть и подлежащее, выраженное существительным, и сказуемое стал посылать – по типу составное глагольное. Основная часть, в которой заключено основное лексическое значение сказуемого, выражена инфинитивом посылать; вспомогательная часть, содержащая грамматическое и дополнительное лексическое значение, выражена фазовым глаголом со значением начала действия стал.

Предложение распространённое; осложнено однородными определениями, выраженными одиночными прилагательными, между которыми бессоюзная связь. Предложение также осложнено однородными обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом и одиночным деепричастием и соединёнными сочинительным соединительным союзом и.

В предложении имеется сравнение с союзом как (как бобыля, работника), являющееся обстоятельством сравнения. Сравнения и сравнительные обороты – особый случай распространения предложения. Сравнения и сравнительные обороты, относящиеся к сказуемому, рассматриваются как сравнения и сравнительные обороты с потенциальной предикативностью[1], потому что их можно развернуть в придаточные предложения. Ср.: …стал посылать его в извоз, как посылают бобыля, работника.

Предложение неполное на уровне второстепенных членов: при деепричастии боясь требуется зависимый компонент, роль которого выполняет придаточное изъяснительное (дополнительное – по УМК под ред. В.В. Бабайцевой).

3-я предикативная часть (простое предложение): Минуло двадцать лет.

Предложение двусоставное, так как есть и подлежащее, выраженное цельным количественно-именным словосочетанием с главным словом числительным − двадцать лет, и сказуемое – по типу простое глагольное (его лексическое и грамматическое значение выражено глаголом в форме изъявительного наклонения прошедшего времени единственного числа среднего рода). Предложение нераспространённое, неосложнённое, неполное на уровне второстепенных членов (при глаголе-сказуемом требуется дополнение в дательном падеже – ему, которое легко восстанавливается из контекста).

4-я предикативная часть (простое предложение): Он дома не избаловался.

Предложение двусоставное, так как есть и подлежащее, выраженное личным местоимением 3-го лица единственного числа мужского рода, и сказуемое – по типу простое глагольное. Лексическое и грамматическое значение сказуемого заключено в глаголе, имеющем форму изъявительного наклонения прошедшего времени единственного числа мужского рода. В состав сказуемого входит отрицательная частица не.

Предложение распространённое, так как в нем есть второстепенный член; ничем не осложнено, полное.

1-я пара простых предложений, образующих минимальное сложное предложение: 1[Дымов, сын зажиточного мужика, жил в своё удовольствие, гулял и не знал горя], но 2[строгий, крутой отец, желая приучить его к делу и боясь…, стал посылать его в извоз, как бобыля, работника].

Предложение союзное, сложносочинённое с сочинительным противительным союзом но.

2-я пара простых предложений, образующих минимальное сложное предложение: Едва 3(минуло двадцать лет), как 2[строгий, крутой отец, желая приучить его к делу и боясь…, стал посылать его в извоз, как бобыля, работника].

Предложение союзное, сложноподчинённое, состоит из 2-го главного и 3-го придаточного времени: придаточное относится ко всему главному, отвечает на вопрос когда? с каких пор?, средство связи – составной союз едва… как.

3-я пара простых предложений, образующих минимальное сложное предложение: 2[Строгий, крутой отец, желая приучить его к делу и боясь, чтобы 4(он дома не избаловался), 2стал посылать его в извоз, как бобыля, работника].

Предложение союзное, сложноподчинённое, состоит из 2-го главного и 4-го придаточного изъяснительного (дополнительного – по УМК под ред. В.В. Бабайцевой): придаточное относится к деепричастию со значением чувства, отвечает на вопрос чего?, средством связи является союз чтобы.

Схема данного многочленного сложного предложения:

Это многочленное сложное предложение с разнотипной связью: сочинением и подчинением. Ведущая связь – сочинение, которое делит многочленное сложное предложение на две относительно самостоятельные части, или два логико-структурных компонента (ЛСК). 1-й ЛСК представляет собой простое предложение, 2-й ЛСК – многочленное сложное предложение с однотипной связью подчинением – параллельным (3 и 4 → 2).

15 баллов за полный ответ.

9. Формально здесь представлено 5 предложений: 2-5 – неполные на уровне главных членов. Но в смысловом отношении здесь одно предложение, в котором присутствует явление парцелляции. Парцелляция (франц. parcelle – частица) – стилистический прием, состоящий в таком расчленении единой синтаксической структуры предложения, при котором она воплощается не в одной фразе, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах или фразах. Прием парцелляции используется во всех стилях, допускающих экспрессию, но с наибольшей частотностью и разнообразием он представлен в текстах художественных и публицистических, особенно в современных. При помощи парцелляции обращается внимание на более значимые элементы высказывания.

5 баллов за полный ответ

10. Критерии оценки связного высказывания:

Задание 1.

Критерий оценивания

Баллы

Содержание (общие критерии)

1.

Оценивается правильность и аргументированность ответа на каждый вопрос (до 2 баллов за ответ на каждый вопрос)

10

Смысловая цельность и композиционная стройность

3.

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью; логические ошибки отсутствуют.

от 0 до 2

Грамотность. Орфография, пунктуация.

4.

Орфографических ошибок нет

2

Допущено не более 2 орфографических ошибок.

1

Допущено  более 2 орфографических ошибок.

0

5.

Пунктуационных ошибок нет

2

Допущено не более 3 пунктуационных ошибок.

1

Допущено более 3 пунктуационных ошибок.

0

6.

Грамотность. Речевые и грамматические нормы.

Грамматических ошибок нет.

2

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

1

Допущено более 2 грамматических ошибок.

0

7.

Речевых ошибок нет.

2

Допущено не более 3 речевых ошибок.

1

Допущено более 3 речевых ошибок

0

8.


Поощрительные баллы за оригинальность.


до 5 баллов

9.

Максимальное количество баллов

25

Задание 2.

Критерий оценивания

Баллы

Содержание (общие критерии)

1.

Проблема текста понята верно.

от 0 до 2

2.

Сформулированная проблема прокомментирована, фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.

от 0 до 4

3.

Участник выразил свое мнение по сформулированной проблеме, аргументировал его.

от 0 до 4

Смысловая цельность и композиционная стройность

4.

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью; логические ошибки отсутствуют.

от 0 до 2

Грамотность. Орфография, пунктуация.

5.

Орфографических ошибок нет

2

Допущено не более 2 орфографических ошибок.

1

Допущено  более 2 орфографических ошибок.

0

6.

Пунктуационных ошибок нет

2

Допущено не более 3 пунктуационных ошибок.

1

Допущено более 3 пунктуационных ошибок.

0

7.

Грамотность. Речевые и грамматические нормы.

Грамматических ошибок нет.

2

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

1

Допущено более 2 грамматических ошибок.

0

8.

Речевых ошибок нет.

2

Допущено не более 3 речевых ошибок.

1

Допущено более 3 речевых ошибок

0

9.

Поощрительные баллы за оригинальность.

до 5 баллов

10.

Максимальное количество баллов

25

Общее количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

12

10

8,5

7

6

6

12

15

5

25

106,5

 

1

, но

2

дееприч. со знач. чувства

когда?

с каких пор?

3(с. едва ... как)                    4(с. чтобы)

чего?

1 ЛСК

2 ЛСК


[1] Категории предикативности (от лат. predicare – высказывать, сообщать) принадлежит особая роль в формировании предложения; именно наличием предикативности, т.е. отнесением содержания высказывания к действительности, предложение отличается от другой синтаксической единицы – словосочетания – и прочих единиц языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе

Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.

Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...