Главные вкладки

    Правописание Ы-И после Ц.
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Соломатина Юлия Васильевна

    Урок объяснение нового материала, который содержит различные виды упражнений для отработка навыка по теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pravopisanie_y-i_posle_c.docx7.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Правописание Ы-И после Ц.

    Цель - формировать умение различения букв Ы-И после Ц.

    Задачи:

    1. Образовательная: познакомить с новым опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием ы-и после ц; учить правильно обозначать орфограмму.

    2. Развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

    3. Воспитательная: вызвать интерес к урокам русского языка.

    Ход урока.

    1. Оргмомент. Приветствие. Оформление тетрадей. Объявление темы.

    -Как вам кажется, что мы должны узнать сегодня на уроке, чему научиться?(Когда пишется Ы, когда - И после Ц. Правильно писать слова с этой орфограммой и обозначать графически.

    2. Изучение нового материала.

    (Материал для наблюдений на доске пока закрыт).

    Учитель читатет стихотворение, текст которого есть у каждого ученика на парте:

    Цыпленок в цирке выступал,

    Играл он на цимбалах,

    На мотоцикле разъезжал,

    И цифр он знал немало.

    Он из цилиндра доставал

    Морковь и огурцы

    И только одного не знал

    Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

    - Цыпленок не знал. А вы знаете?

    (Цимбал-музыкальный инструмент в форме плоского ящика с металлическими струнами, по которым играя, ударяют молоточками).

    Открывается запись на доске:

    Цирк, циркуль, цилиндр.

    Станция, информация, репетиция.

    Молодцы, огурцы, круглолицый.

    Сестрицын, лисицын, куницын.

    Учитель произносит слова еще раз.

    - Какие звуки слышатся во всех словах ? (цы)

    - А посмотрите, как написано? (Цы и ци.)

    - Почему?

    Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.

    -Посмотрите на первую группу слов. Что их объединяет? В каких случаях напишем  И?(Орфограмма в корне)

    -Что общего у второй группы слов? (Оканчиваются на -ция).

    -Следовательно, какой мы можем сделать вывод о написании?(В корне слова после Ц пишется И, в словах, оканчивающихся на -ция пишется тоже И). Оформляется в виде таблицы на доске, ученики попутно записывают в тетрадь для правил.

    - В каких морфемах пишется Ы?(В суффиксах и окончаниях). Записываем в таблицу на доске и в тетрадях.

    -Почему же слово ЦЫПЛЕНОК пишется с буквой Ы в корне? Как называются слова, написание которых не соответствует общему правилу? ( Исключения).

    -Слова-исключения из этого правила легко запомнить: ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ ЦЫКНУЛ ЦЫПЛЕНКУ:"ЦЫЦ". Записываем в таблицу.

                                    И                                                                                                      Ы

    1. В корне слова по общему правилу:                                   1. В корнях слов-исключений:

    цирк, циркуль.                                                                                    Цыган на цыпочках цыкнул

    2. В словах на -ция:                                                                             цыпленку:"Цыц".

    станция, информация.                                                                    2. В суффиксах и окончаниях:

                                                                                                                         молодцы, сестрицын.

    Читаем материал учебника (Параграф 86).

    3. Закрепление изученного.

    3.1. Комментированное письмо.

    Задание:спишите, обозначая условия выбора буквы Ы или И.

    Ц__трусовый, ц_ганка, ц_фердлат,ц_корий, с улиц_, сестриц_н, для куниц_, ножниц_, ц-нковый, акац_я, из-за дверц_, лекц_я, сверстниц_,

    3.2. Задание: от существительных куница, львица, тигрица образовать прилагательные, обозначить в них суффикс –ын- (дети записывают только прилагательные)

    - Зпомните, что в фамилиях, образованных так же, как данные прилагательные, после ц пишется тоже ы: Курицын, Лисицын, Кормилицын,Турицын, Синицын.

    Учитель объясняет лексическое значение слов, непонятных ребятам.

    Например:

    Делегация – несколько выбранных представителей от какого-нибудь коллектива.

    Конференция – собрание, совещание предстваителей какого-нибудь государства, учебной организации (научного общества).

    Иллюминация – яркое освещение, устраиваемое на улицах по случаю каких-нибудь торжеств, праздников.

    Циклевать – выравнивать, обрабатывать деревянную поверхность специальным инструментом.

    Падчерицын – неродная дочь одному из супругов, приходящаяся родной другому.

    Дикция – ясность и отчетливость в произношении слов, слогов.

     Физкультминутка.

    А теперь все дружно встали, передышку себе дали.

    Если в слове пишем «ы»,  нужно нам подпрыгнуть,

    Ну а если букву «и» - тянемся мы выше.

    И- тянемся вверх.

    Ы- подпрыгнуть.

    3.4. Осложненное списывание.

    Задание 1. Вставить пропущенные буквы, закончить предложения.

    Загадка.

    Сели птиц… на страницу…

    Знают быль и ….. (небылицы)

    Поселились мудрец…

    В застекленные ….. (дворцы).

    4. Итог работы.

    - Что нового и интересного вы узнали на уроке?

    - Как будем узнавать новую орфограмму? Каков опознавательный признак изученной орфограммы?

    - Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц?

    5. Задание на дом: § 86, упр. 447 (2 часть). Знать схему рассуждения (таблица).

    3.5.. Словарный диктант. ( Учитель диктует, учащиеся объясняют правописание каждого слова, пользуясь таблицей и графически выделяя орфограмму).

        Панцирь, царицыно зеркальце, чёрная цигейка, цыганский, весёлая репетиция, певчие птицы, циклон, громко цыкать, жёлтый цыплёнок, зацвела акация, цыц всем.

    3.6. Предупредительный  распределительный смысловой диктант. ( Узнать слово по лексическому значению и записать в два столбика.)

    1) Детёныш курицы (цыплёнок).

    2) Знак для обозначения числа на письме (цифра).

    3) Одноглазое мифологическое существо (циклоп).

    4) Инструмент для вычерчивания окружности (циркуль).

    5) Человек, наблюдающий за порядком на улице (милиционер).

    6) Встать на кончики пальцев (на цыпочки).

    7) Род перчаток с отделением только  для большого пальца (рукавицы).

    – Прочитайте слова ,когда после Ц написали И, а когда – Ы .

    3.7. Задание для самостоятельной работы на карточках.

                                     1-вариант.

    Рац..я, цариц..но зеркальце, афганц.., ц..гейка, ц..клон, ц..ганский, мультипликац..ионный фильм, взять под уздц…

    Посреди площадки в сквере росли акац...и. В город приехала делегац...я шахтёров. Ц...ркуль – помощник человека с глубокой древности и до наших дней. Мы давно собирались всей семьёй пойти в ц...рк.

                                               2-вариант.

         Рац..я, цариц..но зеркальце,  ц..клон,  ц..ганский, дикция, цилиндр,  у ящериц.., лисиц..н хвост.                В экспедиц...и учёные собрали богатую коллекцию насекомых, среди которых были даже ц...кады. Ц...када - хоботное прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот.

    4. Итог работы.

    - Что нового и интересного вы узнали на уроке?

    - Как будем узнавать новую орфограмму? Каков опознавательный признак изученной орфограммы?

    -Что было трудно?

    - Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц?

    5. Задание на дом: § 86, упр. 447 (2 часть). Знать схему рассуждения (таблица).

    Альтернативное задание: составить предложение, в котором все слова с изученной орфограммой.

     

         

     

       

                                     

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

    В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

    Правописание О/Е после шипящих и ц в суффиксах существительных

    Цель: сформировать навык безошибочного написания гласных О/ Е после шипящих в суффиксах существительныхЗадачи:Образовательная:познакомить с правилом написания букв о и е после шипящих в суффиксах...

    Правописание и, ы после ц

    Презентация к уроку "Правописание и, ы после ц". Комбинированный урок....

    Правописание О-Е после шипящих в суффиксах существительных

    Урок русского языка в 6 классе, разработанный по ФГОС....

    Урок по теме "Правописание О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных". 5 класс

    Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию о литературном процессе, жизни и творчестве писателя, особенности художественного произведения, изложить учащимся свод правил, необхо...