Правописание О/Е после шипящих и ц в суффиксах существительных
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Цель: сформировать навык безошибочного написания гласных О/ Е после шипящих в суффиксах существительных

Задачи:

  • Образовательная:познакомить с правилом написания букв о и е после шипящих в суффиксах  существительных; познакомить с образованием существительных с помощью суффиксов –ок, -ек, -онок; повторить написание букв о и е после шипящих в корне и в окончаниях существительных;
  • Развивающая: развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе и индивидуально; развивать орфографическую зоркость;
  • Воспитательная:воспитывать патриотизм у учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных


Цель: сформировать навык безошибочного написания гласных О/ Е после шипящих в суффиксах существительных

Задачи:

  1. Образовательная: познакомить с правилом написания букв о и е после шипящих в суффиксах  существительных; познакомить с образованием существительных с помощью суффиксов –ок, -ек, -онок; повторить написание букв о и е после шипящих в корне и в окончаниях существительных;
  2. Развивающая: развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе и индивидуально; развивать орфографическую зоркость;
  3. Воспитательная: воспитывать патриотизм у учащихся.

Оборудование: 

  1. Учебник
  2. Карточки

Тип урока: урок объяснения нового материала

Ход урока.

  1. Организационный момент.

      Сегодня на уроке мы продолжаем работать по разделу «Имя существительное». Тема урока: «Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных»


Обучающиеся записывают число, тему урока.

  1. Проверка домашнего задания:

Упр. 252 (схемы, синтаксический разбор)

правило п. 45

  1. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний
  1. Словарный диктант

        Говорить неправду, ненастье, не счастье, а грусть, ключик, замочек, сыночек, словарик, грузчик, переводчик, каменщик, стекольщик.

  1. Карточки для индивидуальной работы.

Карточка №1

        Выпишите имена существительные и разберите их морфологически.

  1. Недоброе слово больней огня жжет.
  2. Ласковым словом растопишь и камень.

Карточка №2

Составьте с данными существительными словосочетания, «прилагательное + существительное» и запишите. Выделите окончания прилагательных, определите род.

        Мышь, тушь, яблоко, тополь, тюль, шампунь, повидло, полотенце, простыня, фамилия.

Карточка №3

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму:

           Быть храбрец..м, упрямц..м, мудрец..м, певц..м, скрипач..м, ленивц..м.

           Стать продавц..м, хлебопашц..м, трубач..м. Любоваться чиж..м, еж..м, дворц..м, ландыш..м.

  1. Коллективная работа с текстом.

Родина.

           Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия новых машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец - машинист и твой отец - чабан.

        Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.

                                                                                            ( По В. Пескову)

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Определите основную мысль.
  3. Назовите собственные существительные.
  4. Найдите разносклоняемое существительное и разберите морфологически.
  5. Выпишите существительные, называющие людей по профессии.
  6. Найдите слова с такими морфемами из текста и продолжите своими примерами (2-3)

( - ор-: конструкт-ор,….архитект-ор, директ-ор, инспект-ор;

 - чик-/ -щик-: бакен-щик,…свар-щик, развед-чик, камен-щик;

-ист-; машин-ист,…пиан-ист, гитар-ист, трактор-ист)

  1. Какие орфограммы, изученные в разделе, нам не встречались?

4. Изучение нового материала

       Итак, мы вспомнили правило правописания букв О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных: под ударением пишем о, без ударения – е.

        Сегодня мы изучим новое правило  - написание букв О и Е в  суффиксах существительных.

       - Давайте вспомним, что такое суффикс? значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов.

       -   Какие буквы называются  шипящими? ( ш, ч, ж, щ ).

        - Откройте учебник на странице 106 и прочтите правило. От чего зависит написание букв О/Е? Что общего у этого правила с изученным в 5 классе? Запишите примеры и обозначьте условие выбора орфограмм.

5. Применение нового учебного материала

  1. Выполнение упр. 253 (обозначить условия выбора орфограммы №35)

 I вариант – 1 и 2–ая строчки

II вариант – 3 и 4-ая строчки

         У каких существительных суффикс имеет пренебрежительное значение, а у каких обозначает название детенышей?

        2) Выборочный диктант.

         Распределите слова в колонки таблицы

           Гласные о и е после шипящих и ц

корень

суффикс

окончание

 

 

 

        Задачей, пейзажем, шелк, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, жердочка, медвежонок, шорох, шепот, бычок, барашек.  

  1. «Веселый диктант».

          Учитель демонстрирует карточку с изображением детенышей животных (1 часть диктанта), учащиеся записывает слова, выделяют изученную орфограмму. (Н-р: зайчонок);

         - Разгадайте загадки  и напишите отгадки (2 часть диктанта) :

             

                Не солнце, не огонь, а светит.

                                                      ( Светлячок)

        В лавке пятак

                Не вынешь никак.

                                                     ( Сучок)

        Частый, зубастый,

        Вцепился в чуб вихрастый.

                                                     ( Гребешок)

                  Маленький мужичок

                  Девятью кушаками подпоясан.

                                                       (Бочонок)

 6. Закрепление

         Выполнение упражнений по учебнику (254, 256).

 

 7.Стадия рефлексии. Подведение итогов и выставление оценок за работу на уроке

 

Чему сегодня научились на уроке?

Что помогало?

Что показалось интересным? 

  8.  Домашнее задание: Выучить пр. №35 стр. 106. Составить словарный диктант «Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных»,  упр. 255

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

Урок по теме "Правописание О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных". 5 класс

Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию о литературном процессе, жизни и творчестве писателя, особенности художественного произведения, изложить учащимся свод правил, необхо...

Правописание о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. 5 класс

По литературе и русскому языку произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности.  Сегодня на уроке ...

Конспект урока "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

Конспект урока изучения нового материала в 5 классе с использованием перфопапок....

Правописание о- е после шипящих и ц в суффиксах существительных

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Правописание о- е после шипящих и ц в окончаниях существительных". Урок состоит из разных форм работы: работа в паре, в группе, индивидуалная - т...