Сжатое изложение.
план-конспект урока по русскому языку по теме

Тарасенко Любовь Анатольевна

Конспект урока. Подготовка и написание сжатого изложения.(Задание С1).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

     Урок развития речи в 9 классе  (2 часа).

Подготовка и написание сжатого изложения.(Задание С1).( Слайд 1)

Цель: обучить написанию сжатого изложения.

Задачи:

-  учить слушать и обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;

-учить сокращать текст различными способами;

-учить использовать языковые средства обобщённой передачи информации;

-учить правильно, точно, лаконично и последовательно  излагать содержание

текста.

                 Ход урока.

I.Орг. момент.

II.Слово учителя.

   Вы знаете, что  экзаменационная работа по русскому языку на итоговой аттестации в 9 классе состоит из трёх частей, которые связаны между собой общетематической  направленностью. Первая часть работы - это написание сжатого изложения . ( слайд 2).

   Сегодня мы с вами будем работать  над первой частью  и в итоге  напишем  сжатое изложение. Очень важным и востребованным не только на экзамене, но и во многих жизненных ситуациях оказывается умение лаконично передавать основное содержание прослушанной информации. Для этого необходимо знать и правильно использовать основные приёмы сжатия исходного текста.(Приложение 1).

III.Работа по теме.

 Содержательные приёмы сжатия исходного текста (слайд 3).

     Языковые приёмы сжатия исходного текста (слайд 4).

     1.Исключение (слайд 5).

     2.Обобщение ( слайд 6).

     3.Упрощение ( слайд 7,8).

На  слайдах представлено объяснение каждого приёма сжатия

(содержательного и языкового).

    Сжатое изложение проверяет различные умения (назвать все  задачи урока). Из этих основных умений и складывается система критериев оценивания изложения ( слайд 9,10,11) ( на слайде представлены критерии оценивания изложения).

   Восприятие текста требует умения понять авторский замысел, основную идею, мысль произведения , умения структурировать содержание, выделять в теме микротемы и видеть , как микротемы связаны между собой.

IV.Работа с текстом (в парах).

   У каждого на парте  текст Д.С.Лихачёва (ученик  читает текст  вслух).                                                                    ( Приложение 2)

  1.Беседа по вопросам.

1.Назовите основную мысль , которую нам доказывает автор.

2.Определите количество  микротем в тексте?

   Используя приложение 1 , вы сейчас будете работать с текстом (приложение 2). Удаляете информацию, которую считаете второстепенной, сохраняя все микротемы.

4.Работаем с первым абзацем.

- Какой приём вы использовали?  (читаем, объясняем, доказываем ).

 -Назовите микротему , сохранили ли  вы её?

5.Работаем со вторым абзацем.

- Какой приём вы использовали?  (читаем, объясняем, доказываем ).

 -Назовите микротему , сохранили ли  вы её?

6.Работаем с третьим абзацем.

- Какой приём вы использовали?  (читаем, объясняем, доказываем ).

 -Назовите микротему , сохранили ли  вы её?

7. Читаем полученный  текст в целом.

2 урок.

Написание сжатого  изложения по тексту Д.С .Лихачёва « Письма о добром».

                                                                                       (157 слов).(Приложение 3).

Текст читается два  раза с интервалом в 3-4 минуты.

Дом. задание. Словарные слова.

Приложение 1.

Языковые приёмы.

Исключение:

-повторов;

-одного или нескольких предложений;

-одного или нескольких синонимов;

-уточняющих и поясняющих конструкций;

 -фрагментов предложения.

Обобщение:

-замена однородных членов обобщающим наименованиям;

 -замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением.

Упрощение:

-слияние нескольких предложений;

-замена предложения или его части указательным местоимением;

-замена фрагментов предложения синонимичным выражением;

 -замена сложно подчиненного простым предложением.

 Замена фрагментов предложения синонимичным выражением:

-придаточного определительного  синонимичным определением;

-придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом;

-согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространенным несогласованным определением;

-придаточных предложений дополнениями;

-прямой речи косвенной.

Приложение 2.

Приложение 3.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения

В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...

Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)

Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...

Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...