Роль аргументов в развитии личности
статья (русский язык) по теме

Надеина Надежда Анатольевна

Аргументация застрагивает не только логическую, но и чувственную сферу восприятия человека, необходимо учитывать культурные, национальные, индивидуальные особенности коммуникантов. Поскольку уровень культуры, подготовки и национальные особенности влияют не только на выбор речевых средств и аргументации говорящего (пишущего), но и на восприятие образа автора, а также на убедительность его речи, то необходимо выбирать те способы аргументации, которые могут способствовать реализации поставленных целей общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_argumentov_v_razvitii_lichnosti.docx14.15 КБ

Предварительный просмотр:

Роль аргументов в развитии личности

Поскольку риторический текст является отражением мировоззрения, подготовки и компетентности автора, то можно говорить, что выбор аргументации свидетельствует о мышлении автора.

Образ автора отражает основные свойства риторической аргументации, которые обозначаются в риторике терминами пафос, логос, этос [Рождественский 1999: 69] 

Пафосом называется «намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определенную и интересующую его тему» [Рождественский 1999: 70] Содержание пафоса – мысль-воление, направленная на принятие решения и действие. Пафос создает речевую эмоцию аудитории, благодаря которой становится возможным решение и целесообразное действие.

Логосом называются словесные средства, которые используются ритором в аргументации выдвинутых предложений. Логос порождается пафосом и предстает как аргументация – система целесообразных средств выражения замысла речи и его обоснования в форме, приемлемой и убедительной для аудитории.

Этосом называются условия ведения речи, которые общество ставит ритору. Эти условия предполагают возможность обсуждения значимых для общества проблем, когда участники обсуждения не только придерживаются различных взглядов, но занимают различные мировоззренческие позиции.

Русские риторики ХVІІІ-ХІХ веков не разрабатывали вопросы риторического этоса, поскольку считалось, что русское общество придерживается, в основном, единых духовно-нравственных принципов. В наше время вопросы риторического этоса занимают ведущее место в организации речевых отношений в обществе, поэтому этическая составляющая образа ритора оказывается определяющей.

В риторике выработалось понятие ораторских нравов – этических требований, предъявляемых обществом любому ритору независимо от его убеждений и дающих в этом качестве принципиальное право на публичную речь: честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность.

При анализе проблемной ситуации (теста) и при разработке темы автор принимает во внимание как свои возможности, так и те черты своего образа, которые могут проявиться в речи. Поэтому он выбирает такой предмет речи, строит такой тезис и отбирает такие аргументы и средства выражения, чтобы его индивидуальный образ максимально соответствовал. Индивидуальный образ автора складывается в его практической деятельности и во многом зависит от культуры аудитории, к которой обращается.

Таким образом, можно сделать вывод, что аргументация застрагивает не только логическую, но и чувственную сферу восприятия человека, необходимо учитывать культурные, национальные, индивидуальные особенности коммуникантов. Поскольку уровень культуры, подготовки и национальные особенности влияют не только на выбор речевых средств и аргументации говорящего (пишущего), но и на восприятие образа автора, а также на убедительность его речи, то необходимо выбирать те способы аргументации, которые могут способствовать реализации поставленных целей общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экскурсии в развитии личности ребёнка

В статье рассматривается образовательный и воспитательный потенциа экскурсии, даны некоторые формы подготовки педагога к экскурсии и варианты подведения итогов экскурсии на примере производственной эк...

Роль самооценки в развитии личности

Данный теоретический материал можно использовать для педсоветов, родительских собраний, для работы со школьниками по самопознанию В материале дается кратко описание понятию "самооценка", описываются о...

Статья на тему "Роль игры в развитии личности"

Статья на тему "Роль игры в развитии личности" направлена на воспитание, обучение  детей через игру....

Роль театра в развитии личности ребенка

В данной статье излагаются основные моменты позитивного влияния участия ребенка в театральной деятельности, как на иностранном, так и на родном языках....

Роль педагога в развитии личности ребенка

laquo;Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не име...

Конференция, "Роль педагога в развитии личности ребёнка" доклад

В докладе излагается мой взгляд на роль педагога  становления развивающейся личности ребёнка....

Консультация для родителей в старшей группе «Роль семьи в развитии личности ребенка. Цели воспитания»

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители....