Зачётный урок по теме: "Имя числительное".
занимательные факты по русскому языку (6 класс) по теме

Галимова Юлия Михайловна

Урок-игра по теме: "Имя числительное"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ « ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ» В ФОРМЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

(заочная экскурсия по городу «Тольятти»)

     Цель урока: Учащиеся должны знать:

               -числительное как часть речи;

               -уметь находить изученную часть речи, обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного, использовать числительное в речи, правильно писать букву Ь в середине и на конце числительных, безударные гласные в окончаниях числительных; соблюдать нормы литературного языка.

     Оборудование: компьютер (работа с интернетом и применение электронных материалов на уроке), карта-схема Тольятти, герб Тольятти, интерактивная доска, рисунки детей.

     Приемы работы: а) устный опрос; б) работа с использованием интерактивной доски; в) словарный диктант; г) виртуальные экскурсии по музеям.

ХОД     УРОКА

     После записи числа ребятам предлагается вместо слов «Классная работа» записать «Путевой лист экскурсовода…» (свою фамилию и имя каждый ученик записывает в родительном падеже).

     О работе с путевым листом рассказываю после небольшого вступительного слова и фронтального опроса- повторения, в которое включается устное описание экскурсионного автобуса « Икарус».

     -Что такое экскурсия? (Дети пытаются дать определение).

 

     I. Сообщение ученика (по материалу толкового словаря).

     Экскурсия.

     1. Посещение (обычно коллективное) достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем-либо.

     2.Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.

     Итак, экскурсия - поездка (от латинского ЕХУРСИО), посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.

     II. Вступительное слово учителя.

     -Сегодня мы, ребята совершим заочную экскурсию по городу Тольятти, экскурсию образовательную. В классе есть все необходимое: схема города, виды Тольятти. Мы поговорим о географическом положении города, о его прошлом, пройдем по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное - очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.

     Нашу заочную экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе, до посадки в который проверим выполнение домашнего задания девочками и мальчиками.

     Девочки должны были придумать синонимы и эпитеты к слову «Икарус» и предложить план описания автобуса; мальчики - уточнить технические характеристики этого вида городского транспорта.

     Итог - коллективное устное описание «Икаруса».

     III. Фронтальный опрос - повторение.

     Компьютер (текст № 1)

     Текст читает учитель.

     Наш город имеет богатую историю. Она начинается с основания города-крепости Ставрополя («город креста») в 1737 г. К этому времени земли Среднего и Нижнего Поволжья, присоединенные к России еще в 16 веке, были уже довольно хорошо освоены. На берегах Волги выросли крепости Самара, Царицын, Саратов.

     К концу 16 века на Волгу, в том числе на Самарскую Луку, переселилось много крестьян. Первыми селениями на Самарской Луке были Усолье, Переволоки, Моркваши, Жигулевка (Жигулиха).

     Наш город называют обычно городом юности. Он действительно очень молод. И в то же время он отметил свое двухсотсемидесятилетие.

     В том нет ничего парадоксального - Тольятти – город необычной судьбы. Он как бы трижды рождался. Первое рождение - в далеком1737 году, когда деревянная крепость Ставрополь подняла невысокие свои стены над безлюдными берегами волжской поймы.

     Второе рождение - спустя два с лишним века, в 1950 году, когда тишину Жигулевских распадков нарушили первые взрывы - к створу будущего гидроузла пришли изыскатели.

     До 1954 г. Ставрополь был в котловине, окруженной бором и примыкавшей к притоку Волги - Куньей Воложке. Теперь же город Тольятти, вышедший на лесостепной простор, не по дням, а по часам раздвигает свои границы. На его заводской стороне выросла могучая шеренга крупных промышленных предприятий. Население составляет более 700 тысяч человек.

     Новое имя - имя выдающегося деятеля итальянского и международного коммунистического и рабочего движения, мужественного революционера и борца за мир Пальмиро Тольятти - дано городу по просьбе жителей в августе 1964 г.

     -Пожалуй, все, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем все об имени числительном как части речи.

     -Какие бывают числительные по значению и составу?

     -Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

     -Начнем оформление наших путевых листов. Образец записи, то есть схема листа, на доске. Перенесите таблицу с доски в свои листы, после чего сделайте первую запись.

     -Встречающиеся в тексте словосочетания «существительное + числительное» занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.

Числительные

Количественные

Порядковые

Целые

Дробные

Собирательные

Простые

80 километров, в два раза

Второй по длине

Составные

412 лет

В 1589 году, до 1925 года, с 1961 года

     Записывается прописью.

     - Как склоняются порядковые числительные?

     Устно склоняется указанный учителем пример из таблицы.

      Далее следует работа с кодоскопом и путевым листом.

     -Где берет свое начало Волга?

     С этим вопросом мы обратились к экскурсоводу. И вот что мы услышали.

     Компьютер (текст №2)

     Читает один из учеников.

     Волга берет свое начало на Валдайской возвышенности (на высоте 228 м). Устье лежит на 28 метров ниже уровня океана. Волга принимает около 200 притоков. Речная система бассейнов Волги включает 151 тыс. водотоков (реки, ручьи) общей протяженностью более 500 тыс. км.

     -Сделайте вторую запись в путевом листе, внеся в него словосочетания «существительное+числительное» из текста.

     -В каких числительных пишется мягкий знак в середине? Приведите примеры из текста.

     Учитель. Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 километров в  час, чтобы все успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 км в час. На трассе «Икарус» идёт со скоростью до 70 и даже 80 км в час.

      -Скажите, какой вопрос «спрятан» в тексте, который я только что прочитала?  склонении числительных от 50 до 80.)

      Третья запись в путевом листе: склонение числительного пятьдесят.

     -Давайте посмотрим на карту-схему города. Большие площади,  набережные, чёткая композиция улиц и проспектов придают  ему великолепный вид. Город делится на три больших района.

      В нём насчитывается около 1,5 тыс. улиц, проспектов и переулков. Есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные: улица 70 лет Октября, улица 40 лет Победы, бульвар 50 лет Октября и др.

     -Письменно просклоняйте словосочетания: пятьсот улиц (Вариант 1), полторы тысячи (Вариант 2).

     -На карте-схеме отчетливо видна Волжская ГЭС имени В.И. Ленина, как ее называли по завершении строительства. Давайте вспомним, когда же было постановление о строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции?

     Компьютер (текст № 3).

     Читает ученик.

     21 августа 1950 года было опубликовано постановление о строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции мощностью 2,1 млн. к.Вт с выработкой 11 млрд. к.Вт* ч электроэнергии в средний по водности год.

     В город Ставрополь-на-Волге стали прибывать строители. Улицы сразу перестали быть тихими. На них появилось множество людей, нескончаемым потоком пошли грузовики.  

     Границы города стали быстро расширяться. На месте деревни Кунеевки, в 10 километрах к востоку от старого города, строители решили создать рабочий поселок и назвали его Комсомольском-на-Волге. Уже к осени 1950 года здесь были построены первые щитовые дома.

     Вопросы и задания:

     -Выпишите из текста в таблицу существительные с целыми и дробными числительными.

     -В чем особенности склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни?

     -Как склоняются дробные числительные?

     -Наша экскурсия продолжается.

    Текст выразительно читает ученик.

     В 1966 году между СССР и Италией было подписано генеральное соглашение о строительстве в городе Тольятти одного из крупнейших автозаводов в Европе.

     ВАЗ – это 500 гектаров площади основных сооружений, из которых 1,5 миллиона квадратных метров занимают производственные помещения. Это 10 тысяч деталей, из которых собираются «Жигули». Это 150 километров конвейерных линий. Это 185 километров железных дорог. Это, наконец, свыше 90 тысяч автозаводцев, которые создают легковой автомобиль на уровне мировых стандартов.

     Вопросы и задания:

     -Определите стиль только что прослушанного текста.

     -Куда мы запишем 1,5 миллиона? В какую графу путевого листа? Сколько падежных форм имеет это числительное?

     -Спишите с доски предложения, записывая числительное словами:

     Вариант 1:

     В 1966 году между СССР и Италией было подписано генеральное соглашение о строительстве в городе Тольятти одного из крупнейших автозаводов в Европе.

     Вариант 2:

     Это, наконец, свыше 90 тысяч автозаводцев, которые создают легковой автомобиль на уровне мировых стандартов.

     -Произведите морфологический разбор имени числительного.    

     -Запишите числительное 500 в именительном падеже.

     -Сформулируйте правило написания мягкого знака в середине и на конце имен числительных.

     -Приведите примеры числительных, которые склоняются, как существительные 3 склонения.

     Учитель. Интересна и история транспорта города. Послушаем экскурсовода.

     Текст читает ученик.

     Тольяттинский порт - речные ворота города. В 1958 году маленькая пристань Ставрополь превратилась в порт Ставрополь. А еще через десять лет - это уже был порт первого разряда, вошедший в число крупнейших портов Волжского бассейна.

     Через порт Тольятти курсируют суда на подводных крыльях по маршрутам: Самара – Ульяновск, Самара-Горький и др. Проходят через Тольятти и регулярные линии, а также экскурсионные.

     Тольятти стал и крупным железнодорожным узлом.

     На левом берегу Волги у Жигулей впервые раздались гудки паровозов в 1951 году, а в декабре 1952году состоялось открытие станции Жигулевское Море. Тогда на ней было 2 станционных пути, а к 1955году уже стало 12. Тогда же наиболее отличившимся строителям, а их было пятеро, было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

     Вопросы и задания:

     -Запишите в путевой лист в нужную графу числительное пятеро.

     -С помощью чего образуются собирательные числительные?

     -Приведите примеры словосочетаний с собирательными числительными.

     -Что вы можете рассказать о собирательном числительном оба (обе)?

     -Запишите предложение.

     Сейчас в Тольятти 26 речных и железнодорожных маршрутов.

     -Охарактеризуйте числительное.

     -Как склоняются составные количественные числительные?

     -Наше путешествие подошло к концу и заканчивается в современном городе.

     Последняя запись в путевом листе - словарный диктант:

     Пассажиры, секунда, километр, океан, одиннадцать, бассейн, бетон, миллион, миллиард.

     Путевые листы мы сейчас сдадим на проверку диспетчеру экскурсионного бюро.

     -Закончилась наша познавательная экскурсия по городу Тольятти, в ходе которой мы узнали многое не только о нашем городе, но и систематизировали свои знания о сложной части речи- имени числительном.

     Домашнее задание: обратите внимание и понаблюдайте за речью дикторов радио и телевидения, за правильностью использования ими в речи числительных. Запишите свои наблюдения в тетради.

Справка – подтверждение об обучении учащихся у учителя русского языка и литературы Галимовой Юлии Михайловны.

  1. Абдульманов Эмиль – 5 Б класс
  2. Бучацкий Павел – 5 Б класс
  3. Гащенко Александр – 5 Б класс
  4. Донскова Екатерина- 5 Б класс
  5. Елисеева Валентина – 5 Б класс
  6. Жданович Максим – 5 Б класс
  7. Коротина Виктория – 5 Б класс
  8. Макарова Алена – 5 Б класс
  9. Балашов Константин – 6 Б класс
  10. Бурцева Яна – 6 Б класс
  11. Мельников Андрей -6 Б класс
  12. Панова Юлия -6 А класс
  13. Столяров Дмитрий – 6 А класс
  14. Минеев Алексей – 6 А класс
  15. Камышев Ярослав – 6 А класс
  16. Шестера Дмитрий – 6 А класс
  17. Денисов Александр – 6 А класс
  18. Жугин Дмитрий – 6 А класс
  19. Юнусова Светлана – 6 А класс
  20. Хрусталева Дарья – 6 А класс
  21. Хашин Евгений – 6 Б класс
  22. Кириченко Кристина -9 Б класс
  23. Леонова Рада – 9 Б класс
  24. Лиознов Алексей – 9 Б класс
  25. Малинина Екатерина – 9 Б класс
  26. Сафиуллин Раиль – 9 Б класс
  27. Сурков Сергей – 9 Б класс
  28. Федулова Екатерина – 9 Б класс

Руководитель ОУ                                                              /Захарова И.В./



Предварительный просмотр:

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

В СТРАНУ ГЛАГОЛИЮ

Пояснительная записка

     В нашей речи глагол имеет большое значение. Мне хотелось показать детям, какую роль играет глагол в построении связных высказываний, а также обогатить речь учащихся глаголами различных лексико - семантических групп.

     Эта задача решалась нами на занятиях кружка в 5 классе, которые проходили в форме лингвистического путешествия по следующим маршрутам.

        Используемое оборудование: компьютер

     Русский язык чрезвычайно богат,

гибок и живописен для выражения

простых, естественных понятий…

В русском языке иногда для выра-

жения разнообразных оттенков од-

ного и того же действия существует

до десяти и больше глаголов одного

корня, но разных видов.

                                                                                                                       В. Белинский.

     

     I Маршрут – «Не спеши языком, торопись делом» (глаголы движения).

     Задания для лингвистической викторины.

     1.Что общего в значении данных глаголов, чем они различаются? (На мониторе появляются глаголы)

     Идти, ехать, мчаться, шагать, тащиться, брести, семенить, скакать, ползти, шествовать, гнаться, лететь, плыть, нестись.

     

     2.Вы каждый день ходите в школу по улице и видите, как движется транспорт. Какими глаголами можно описать движение автобуса, троллейбуса, такси, трамвая? Как ходят дети, взрослые, старые люди?

     3. Прочитайте следующие отрывки(тексты на компьтере), найдите в них глаголы движения и выпишите их.

     I. Мне была представлена полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал на деревню играть в солдаты с деревенскими ребятишками, уходил без спросу в ближние лески по грибы и по ягоды, купался в илистых и тенистых прудках вместе с нашей собакой Динго.

                                                                                                                (В. Брюсов).                  

     II. К концу лета мне все реже и реже приходилось играть с Капочкой. Дед почти совсем перестал принимать ее. Она все-таки приезжала… и начинала молча ходить по комнатам или по главной алее… Я бродил за ней как тень, притаивался в уголке или на скамейке, но она меня не замечала.

                                                                                                                (В. Брюсов).

     III. Я переходил лестные поляны, спускался в овраги, заросшие папоротниками, пробирался буреломом к реке под горой. Близко поднявшийся филин мелькал огромной тенью среди елок, оглашая ночь резким, протяжным воплем, а невдалеке что-то шевелилось и хрустело: там осторожно крался охотившийся барсук, вероятно, по-своему удивлявшийся блеску этой необычайной ночи.

                                                                                                             (Н. Смирнов).

                       

     4.Прочитайте следующие отрывки. Какое движение происходит в природе? С помощью каких глаголов автор передает это движение?

     I. Настал вечер, а затем ночь. Летние звезды медленно выплыли из лазури. Туман колыхнулся воздушным шатром. Смолкли последние шумы, и старый мост задремал.

                                                                                                              (В. Брюсов).            

     II. Туман дотаивал, вода ожила, заблестела, не вся сразу, а полосами. Туман отлетел, как сон – и заводь открылась в невинном покое, ясная до малейшей малости. Пыльца, соринки плыли на тугой струе. На сером валуне под ивой обозначилась каждая трещинка. Старый валун искрился, хитро посверкивал. В кустах ольшаника среди полной неподвижности один листок почему-то трепетал, бился.

                                                                                                                (Д. Гранин).                                                                                                          

     5.Стилистический эксперимент: вставьте в текст глаголы движения и сравните с авторским текстом. Какие глаголы более точно передают движение ветра, ручейка? (В скобках даны глаголы, которые использовал автор.)

     I. (Пронесся) свежий ветерок, (подул) прохладой в лицо путнику, (прошумел) по листьям, (открыл) дверь в избе и (затих) в кустах. Следом за ним (мчится) бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он (ворвался) в деревню, (сбросил) несколько гнилых досок с забора, (стащил) соломенную кровлю и (погнал) вдоль улицы петухов и кур.

                                                                                                         (И.А. Гончаров).                

     II. Мы идем с лесником по мелколесью. Кое-где попадаются маленькие круглые оконца-колодцы.

     - Родник, - говорит лесник и зачерпывает ладонью прозрачную воду.

     Из-под камня (течет) родник. Он превращается в ручеек, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом стремительно (скатывается) вниз. По склону горы он (льется) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течет) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть.

                                                                                                       (К. Паустовский).

     6. Послушайте текст:

     …Помнишь, как бывало, какой-нибудь прохожий спрашивал у нас, пастушат, в степи: «Куда эта дорога ведет?» Слышишь – ведет? Да и нам нетерпелось знать о нашей дороге больше. Куда она? Откуда? Где ее начало? Где будет конец? Нет, дорога – это все-таки жизнь… Дорога таит в себе некую тайну и величие.

                                                                                                                (О. Гончар).              

     Ответьте на вопрос: какую же тайну может скрывать дорога? Используя глаголы движения, напишите сочинение-миниатюру на тему «Дорога таит в себе некую тайну и величие».

                                                                                                 Настоящий, сильный, где нужно –

                                                                                           страстный, где нужно – бойкий и жи-

                                                                                           вой – язык народа.

                                                                                                                                    Л.Н. Толстой.

     II Маршрут – «Любишь кататься, люби и саночки возить» (глаголы чувства).

     Задания для лингвистической викторины.

     1. Составьте словосочетания с глаголами: восхищаться, удивляться, ужасаться, дивиться, поражаться, огорчаться, изумляться, радоваться, - используя имена существительные: мужество, стойкость, смелость, поступок, доброта, сила, выдержка, красота. Какое значение имеют данные глаголы?

     2. Прочитайте отрывки из книги Н. Смирнова «Золотой Плес» и найдите глаголы, с помощью которых автор передает чувства и состояние человека. Выпишите эти глаголы и составьте с некоторыми из них предложения.

     Я ошалел от радости, от души поблагодарил Ефимшу.

     Я любовался и дивился:

     - Как это вы ухитряетесь так мастерски стрелять?

     До сих пор помню, с какой физической и душевной легкостью возвращался я с этих заволжских охот по тихим тропинкам в березовом лесу и ржаном поле и как радостно смотре, выходя к Волге, на родной город, где любил каждый камень, каждый древесный лист, каждый цветок, каждую птицу, звеневшую о молодом лете.

     Детство каждого человека в какой-то степени таинственно и романтично. Костяная дудочка, подражающая свисту рябчика, звучала сказкой дремучего леса. Радостно томил поэзией охотничьих скитаний медный рог. Но больше всего волновал полированный дубовый шкаф, полный книг.

     Наконец добрались до Плеса. Он сразу нас обворожил, и мы решили остановиться. Привлекла нас больше всего та маленькая древняя церквушка, которую потом не раз принимались писать и другие художники.

     Волга не сразу показалась забытой – и обретенной – родиной. Несказанно радовало все.

     Вот приехали, «соловьями залетными» прилетели из Москвы счастливые… люди! Они могут делать все, что им хочется и нравиться: бродить по городу, по горам и лесам, сидеть над своими картинами, а потом в любой час опять улететь, умчаться, как птицы, в неведомую даль. Елена Григорьевна увидела их утром: они, весело переговаривались, шли мимо дома, удивляли нарядными белыми костюмами, легкими соломенными шляпами.

     Церковка, простоявшая, вероятно, несколько веков, трогала древностью, восхищала легкостью и узорностью, напоминая отчасти боярский терем.

     И опять, опять начиналось знакомое томление – настойчивая, как бы опаляющая жажда работы и, рядом, неуверенность в силах… Опять с предельной остротой чувствовался, тревожил и звал куда-то чудесный земной мир… Это чувство иногда переходило у художника в свою противоположность – в горькую, необъяснимую тоску, углубленное подобие той, которая тяготит в предгрозовые часы. Но сейчас от этой тоски не было и следа. Хорошо успокаивал непрерывный березовый лепет.

     

     3. «Эстафета восторга». Используя данные глаголы чувства, составьте словосочетания или предложения:

Глаголы

Словосочетания

Предложения

Любить

Нравиться

Восхищаться

Восторгаться

Изумляться

Обожать

Благотворить

Благоговеть

     (Для выполнения задания учащиеся делятся на две команды. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задание, члены команд пересылают их сидящим сзади. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее составит словосочетания или предложения.)

     4. Сочинение-миниатюра.

     I вариант. Используя глаголы чувства, расскажите о своем отношении к любимому уголку природы. Постарайтесь передать такие чувства, как нежность, радость, восторг, восхищение и т.д.

     II вариант. Напишите краткий отзыв о книге, используя глаголы чувства и синонимы, которые можно подобрать к словам книга, писатель, написать, говорить, нравиться.

                                                                              Берегите наш язык, наш прекрасный русский

                                                                         язык, - это клад, это достояние, переданное нам

                                                                         нашими предшественниками! Обращайтесь по-

                                                                         чтительно с этим могущественным орудием; в

                                                                         руках умелых оно в состоянии совершать чуде-

                                                                         са!..

                                                                                                                                  И.С. Тургенев.

     III Маршрут – «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь» (глаголы речи).

     Задания для лингвистической викторины.

     1. Прочитайте выразительно разговор ребят из рассказа Ю. Яковлева «Багульник», найдите и выпишите синонимы к глаголу говорить.

     Чего только не говорили про Костю ребята!

     - У него ирландский сеттер, - утверждали одни. – Он охотится на уток.

     - Ерунда! У него самый настоящий боксер. С такими ходят на диких быков. Мертвая хватка! – говорили другие.

     Третьи смеялись:

     - Не можете отличить таксы от боксера!

     Были еще такие, которые спорили со всеми:

     - Он держит трех собак!

     2. Подберите к диалогу из рассказа Ю. Яковлева « Где начинается небо» глаголы речи и сравните с авторским текстом.

     - Что это у тебя за тряпка?

     - Это не тряпка. Это парашют.

     - Парашют?

     - Да.

     - Почему ты тащишь его по мокроте?

     - Так…

     - Ты его с крыши сбрасывал?

     - Нет, из окна.

     - Груз?

     - Парашют-то мал для тебя.

     - Я сам… прыгал.

     3. Как глаголы речи подчеркивают характер героев из сказки «Василиса Прекрасная»?

     Затрещали деревья, захрустели листья - едет Баба-Яга. Василиса встретила ее.

     - Все ли сделано? – спрашивает Яга.

     - Изволь посмотреть сама, бабушка, - молвила Василиса. Баба-Яга все осмотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала:

     - Ну, хорошо!

     Потом крикнула:

     - Верные мои слуги, сердечные други, смелите мою пшеницу!

     4. Передайте отрывок из сказки «Ведьма и Солнцева сестра» в форме диалога, используя глаголы речи.

     Иван-царевич прибежал к отцу и сроду впервой заговорил с ним; он просил у отца коня. Царь так этому возрадовался, что не стал и спрашивать, зачем ему добрый конь надобен. Тотчас приказал что ни есть наилучшего коня из своих табунов оседлать для царевича. Иван-царевич сел и поехал куда глаза глядят. Долго-долго он ехал; наезжает на двух старых швей и просит, чтобы они взяли его с собой жить.

     5. Игра «Сказочные диалоги». Вспомните и разыграйте диалоги из известных вам русских народных сказок. Подберите глаголы речи так, чтобы они характеризовали героев сказок.

     6. Распределите данные слова и словосочетания на три группы: а) глаголы со значение речи, б) глаголы со значением чувств, ощущений говорящего, в) глаголы, обозначающие мимику, жесты и движение говорящего: говорить, вспомнить, улыбнуться, рассказать, удивиться, пояснить, подумать, обрадоваться, ужаснуться, нахмуриться, упрекнуть, провозгласить, усмехнуться, дать (совет), задать (вопрос), застонать, приуныть.

     

                                                                                    С русским языком можно творить чудеса.

                                                                         Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем со-

                                                                         знании, что нельзя было бы передать русским

                                                                         словом. Звучание музыки, спектральный блеск    

                                                                         красок, игру света, шум и тень садов, неясность

                                                                         сна, тихое громыхание грозы, детский шепот и

                                                                         шорох морского гравия. Нет таких звуков, кра-

                                                                         сок, образов и мыслей – сложных и простых, -

                                                                         для которых не нашлось бы в нашем языке точ-

                                                                         ного выражения.

                                                                                                                                К. Паустовский.

     IV маршрут – «Как аукнется, так и откликнется» (глаголы звучания).

     Задания для лингвистической викторины.

     1. Прочитайте отрывок. Какие звуки вы услышали в природе? Какими глаголами автор передает эти звуки?

     На деревенских гумнах, засыпанных соломой и пламеневших рябинами, стаями пиршествовали, квохтали, трещали, взвизгивали дрозды. Много было их и в ближайших осиновых и березовых перелесках… Небо все больше усеивалось звездами, и там, среди звезд, гоготали, летели гуси. А на дороге вдруг послышался звон бубенцов, вскоре навстречу грянула удалая тройка. Она так же быстро пропала, и только валдайские бубенцы долго звучали в ушах.                                              

                                                                                                            ( Н. Смирнов).

     2. Послушайте, как звучит «лесной оркестр», и выпишите глаголы, которые передают звуки леса.

Лесной оркестр

     В мае все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеют. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и лай, и вой, и уханье,  и жужжание, и урчание, и квакание.

     Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Урчат и квакают лягушки.    

                                                                                                                (В. Бианки).        

                                                                                                 

     3. Прочитайте вслух текст «Лесной разговор». Какие глаголы, по-вашему, точнее и выразительнее передают звуки леса?

     - Люблю, когда лес шумит,- сказал, обернувшись ко мне, Михаил Петрович, - особенно летом. Иду и слушаю, о чем деревья переговариваются. Ведь это целый лесной разговор. Его понимать надо. Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся между собой. Это значит - погожий день устоялся. Иди смело, куда задумал. А то в другой раз как загудят, заволнуются - ну жди ненастья, грозы. Им-то сверху видней, что на небе делается, еще издали тучку увидят и начнут друг другу весть подавать. А самые старые заохают и застонут, будто страшно им, что не выдержат, сломает их ветер. Зато, как пройдет гроза, выглянет солнышко, тут уж по лесу такой радостный разговор пойдет, прямо заслушаешься…                                                          

                                                                                                        (Г. Скребицкий).

     4. Умеете ли вы слушать природу? Напишите об этом. Вот темы для сочинения- миниатюры: «Звуки осеннего парка», «Звуки весеннего леса», «Лес проснулся», «На берегу лесной речки».

     В качестве примера приведем сочинение пятиклассника:

Звуки осеннего парка

     В заключение хочу отметить, что занятия проходят интересно, ученики с удовольствием выполняют все задания, с которыми встречаются во время лингвистического путешествия.

     На мой взгляд, такая работа обогащает речь учащихся глагольной лексикой, воспитывает интерес к русскому языку.

УЧЕБНАЯ ВСТРЕЧА ПО ТЕМЕ « ГЛАГОЛ»

 В 6 КЛАССЕ

Пояснительная записка

            Внеклассная работа по русскому языку является мощным дополнительным средством расширения и углубления знаний. В позапрошлом году мы проводили «Лингвистическое путешествие в страну Глаголию» по четырем маршрутам. Занятия прошли достаточно интересно. Поэтому в прошлом году мы решили изучение темы «Глагол» завершить учебной встречей, подготовка к которой шла в течение двух недель.         Используемое оборудование: компьютер, интерактивная доска.

             Учебная встреча – это одна из новых форм, представляет собой более высокую ступень в познавательном отношении по сравнению с другими (КВН, общественный смотр знаний, конкурс знатоков и т.д.).

     В учебной встрече участвовали шестиклассники, члены контрольно-информационного пункта, выступающих в роли жюри (старшеклассники) и сам учитель.

             Встреча началась с краткого вступительного слова учителя:

    В течение двух недель на уроках русского языка мы говорили о том, какую роль играют глаголы в нашей жизни. Мы убедились, что глагол - наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях - и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без этой части речи и при прогнозе будущего.

     Сегодня мы совершим путешествие в страну Грамматику в удивительный город Глагол. Вы уже немало знаете о том, по каким грамматическим законам живет население этого городка, и сегодня мы побываем в гостях у его жителей, убедимся, какие они разные: одни неутомимые труженики, другие с ленцою – сами ничего не делают, а только приказывают или просят, а третьи робкие и сомневающиеся. В путешествии вас сопровождают капитаны и старшие друзья – члены контрольно-информационного пункта (КИПа).

     После вступительного слова учителя все четыре команды (в классе именно столько консультационных групп) исполняют гимн Глаголу.  

     В любом путешествии нужны опытные и знающие проводники. У нас это были капитаны. Им со станции Теоретической прислали Цветик - Разноцветик, на лепестках которого написаны вопросы повышенной трудности. Капитаны по очереди открывали лепестки и сразу отвечали на вопрос. У фантастического Цветика 12 лепестков, поэтому капитаны трижды проходили испытание. Вот вопросы для конкурса капитанов:

  1. Как раньше назывались слова, обозначающие действие?
  2. Перечислите постоянные морфологические признаки глагола.
  3. Назовите грамматическое значение глаголов повелительного наклонения.
  4. Визитная карточка условного наклонения (грамматическое значение и способ образования).
  5. Назовите разноспрягаемые глаголы.
  6. В чем особенность разноспрягаемых глаголов?
  7. Как объяснить происхождение суффикса -Л- прошедшего времени глаголов?
  8. В какой форме глагол имеет только постоянные морфологические признаки?
  9. Какие особенности имела категория наклонения в древнерусском языке?
  10. Почему формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида?
  11. Почему глаголы ДЫМИТЬ и СТРУИТЬСЯ в прямом значении не имеют форм 1-го и 2-го лица?
  12. Какая глагольная форма славится богатством синтаксической роли в предложении?

     Далее командам предлагалось выделить по одному человеку на конкурс художников и журналистов, который проводился в виде индивидуальной командировки на станцию Творческая. За 15-20 минут художники должны были нарисовать ситуацию из жизни глаголов, а журналисты - провести наблюдение за ролью наклонения глаголов.

     Все остальные участники встречи в это время отправились на станцию Грамматическая. Командам выдавались листы бумаги, на которых они по цепочке записывали в два столбика по одному примеру переходных и непереходных глаголов. Для группового зачета предлагались слова для разбора по составу. Затем надо было рассказать о значении и происхождении приставок ДЕЗ- и РЕ-, назвать грамматические показатели прошедшего времени, повелительного наклонения,   вида глаголов.

     В качестве психологической разгрузки использовались лингвистические игры: в занимательной форме ученики определяли морфологические признаки глагола. Например, одна из групп «собирала урожай», снимая груши, на которых написаны глаголы, с дерева и распределяла их по двум корзинам: для 1 и 2 спряжения. Разноспрягаемые глаголы оставались на дереве. Другая группа участвовала в «спортивном состязании»: определяла ошибочное нахождение волейбольных мячей на игровом поле, указывая мячи, на которых написаны переходные глаголы.

     Следующий этап – орфографический. В словарном диктанте – эстафете на орфограммы за 5 – 6 классы, связанные с изученной темой, нужно было раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, обозначив условия выбора орфограммы:

     (не)сбросишь, ты купа..ш(?)ся, (не)годовать, сбрас..вать, он хлопоч..т, (не)хоч..т войны, бл..стать, нат..реть, мальчик купа..т(?)ся, поднят(?)ся на гору, они завис..т от тебя, пряч(?)ся, он держ..тся, он выскак..ва..т, береч(?), вынес (бы), засмеет(?)ся.

     Затем командированные на станцию Творческая художники и журналисты пригласили участников учебной встречи на защиту своих работ. На рисунках художников мы видим возвращение в родную страну глагола – путешественника в доспехах – морфологических признаках; сюжетную миниатюру из жизни глаголов КРИЧАТЬ, ДУМАТЬ, ЕСТЬ, БЕЖАТЬ, ПИСАТЬ; географическую карту, на которой видны реки Постоянная и Непостоянная и их притоки: Переходность, Спряжение, Наклонение, Число, Род, Лицо, Время.

     Журналисты, получив на выбор тексты, используя свой читательский опыт, делали языковые наблюдения над ролью наклонений в русском языке. Одна из учениц прочитала небольшой стишок:

Я целый день учу щенка.

Командую: «Сядь на пол!»,

А он прищурился слегка

И подает мне лапу.

Обидно мне до слез!

Такой красивый пес

Не слушает хозяйку!

К тому же попрошайка:

Поймает в зубы хвост

И в руку тычет нос:

«Дай сахару, скорее!

Скорее! Поживее!»

     Ученица сделала вывод, что стихотворение насыщено различными глаголами, которые отражают шуточный диалог со щенком. Это формы повелительного наклонения настоящего времени: ДАЙ, СЯДЬ. Повествование от лица автора передается глаголами изъявительного наклонения настоящего времени: УЧУ, КОМАНДУЮ, ПРИЩУРИТСЯ, ПОЙМАЕТ. Другие журналисты использовали для своих наблюдений тексты научного и публицистического стилей разных жанров.

     И вот наступает самый интересный, завершающий, этап – на станции Лингвистическая.

Шестиклассники представляют инсценировки лингвистических пьес, рассказов собственного сочинения. Все: постановка, сценарий, костюмы, элементы декораций – было их творчеством.

     Одна из миниатюр называлась «Жители Глаголии».

     В одной большой стране Глаголи жило множество глаголов, каждый из них имел свое наклонение, чем очень гордился. У глаголов условного наклонения в разговоре всегда встречалась многообещающая частица БЫ, из-за которой они прослыли болтунами и обещалками. Их обещания всерьез не воспринимались, и глаголы изъявительного наклонения над ними подтрунивали: «Если бы да кабы, росли бы во рту грибы». Недружелюбными были отношения между глаголами изъявительного наклонения и повелительного. Глаголы повелительного наклонения всегда ходили с гордо поднятой головой и с тросточкой. Они очень любили приказывать другим жителям Глаголи: «Принеси! Унеси! Подай! Сделай!». Полной противоположностью им были глаголы изъявительного наклонения, которые пользовались уважением и авторитетом среди других жителей страны. Но однажды случилось несчастье. На страну Глаголию напали враги. На защиту своей родины должны были встать глаголы всех наклонений. Однако глаголы повелительного наклонения стали только указывать, заставлять других, ничего не делая сами, глаголы условного наклонения – только обещать, а глаголы изъявительного наклонения мужественно сражались и одержали победу. За это правительство Глаголии присвоило им высшую награду – Время. Благодаря этому о них знали в прошлом, знают в настоящем и будут знать в будущем.

     В заключении слово взяли члены контрольно – информационного пункта. Они подвели итоги учебной встречи и вручили учащимся эмблемы «Юному лингвисту», «Знатоку русского языка».

     Учебная встреча стала для ребят настоящим праздником, равнодушных и пассивных не было. Такая форма внеклассной работы помогает учащимся лучше усвоить программный материал, расширяет лингвистический кругозор, развивает творческие способности, повышает их общую культуру.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - экскурсия. Обощающий урок по теме "Имя числительное"

Данный материал предназначен для закрепления....

Зачётный урок по теме "Наречие" "Звёздный час наречия"

Зачетный урок по русскому языку для учащихся 7 класса...

Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»)

          Представляется методическая разработка урока русского языка по теме:«Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»). Эт...

Зачётный урок по теме "Квадратные уравнения"

Зачётный урок по теме "Квадратные уравнения"...

Зачётный урок по теме «Алгоритмизация и ООП»

Урок в 11 классе с повторением основных понятий VBA Excel и практическим заданием...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику  Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...