Интерактивное учебное пособие по русскому языку для 5-9 классов
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Попков Сергей Иванович

Сборник электронных опорных конспектов. При создании пособия учитывались все требования, предъявляемые к первичному «выведению» ОК. В состав пособия входят интерактивные опорные конспекты с заданиями для «выведения» и расшифровка конспекта для самостоятельной работы обучающихся, выполненные в программе Microsoft Office PowerPoint. В данной работе представлены примеры таких презентаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie.rar1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Парадокс: дети любят учиться. Парадоксом стала эта фраза из-за слова, которое мы в своей взрослой суете забыли. Забыли...

Забыли о том, что ребенок любит учиться хорошо. "Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха", - писал В.А.Сухомлинский. Что же зачастую видим мы в реальности? Еще на начальном этапе обучения не всегда удается создать ситуацию успеха для каждого ученика. А она нужна прежде всего для тех ребят, которые не успевают со всеми: сегодня, завтра он просто не успевает, а послезавтра при отсутствии ситуации успеха он обрастает комплексами и перестает учиться. И это закономерно, ведь ребенок любит учиться хорошо.

Как же сделать так, чтобы маленькое слово "хорошо" не исчезло в учебно-воспитательном процессе?

Одним из кризисных явлений современного образования является противоречие между необходимостью всё время увеличивать объём информации и возможностями человека в её усвоении. Научно-технический прогресс, захватывающий всё больше и больше областей человеческой деятельности, требует от современного человека всё увеличивающегося объёма знаний и умений, и поэтому возникает естественная потребность в значительном увеличении объёма информации, включаемой в содержание образования. В то же время возможности человека в усвоении информации хотя и растут, но неизмеримо в меньшей степени. Это противоречие получило форму так называемой перегрузки учащихся, ведущей к ослаблению их здоровья.

Так, по данным кафедры медико-биологических знаний БГПУ, среди учащихся среднего звена в г. Уфе 40% ребят страдает неврозами, из 20 процентов – дидактогенными. Из старшеклассников абсолютно здоровы лишь 20-25 % детей. Таким образом, борьба с перегрузкой учащихся - одна из важнейших задач, которую нужно решать путём совершенствования образовательных технологий .

Значимым шагом в данном направлении можно считать предложенную П.М. Эрдниевым идею укрупнённых дидактических единиц. Именно на основе этих идей и построена работа с опорным конспектом по технологии В.Ф Шаталова, органично дополненная элементами проблемного обучения.

В основу системы положены основные принципы укрупнения дидактических единиц:

1.одновременное изучение противополож­ных и родственных понятий

2. системность знаний

3. проблемный характер обучения [2]

В этом случае последовательное структуирование учебного материала заменяется усвоением «пучками», когда одновременно усваивается несколько однородных понятий. Подачу материала «по капельке» можно сравнить с таким показом картины, когда сегодня мы знакомимся с правым верхнем углом произведения живописи, через два дня – с левым и т.д. параллельная ж подача материала – это одновременное знакомство со всей картиной.

Одной из главных особенностей работы с ОК является чёткая, строго определённая организация учебной деятельности учащихся. Иначе говоря, структура изучения каждой темы неизменна. [1] Начинается эта работа с «выведения» или «рождения» опорного конспекта (ОК). Он появляется с процессе решения познавательных задач проблемного характера, наблюдений эксперимента.

Простейший пример. Прежде чем воспроизвести блок О.К., в котором говорится о гласных и согласных звуках (русский язык, 5-й класс), выясняя, как проходит воздух при образовании гласных и согласных звуков, проводим опыт с колебанием предмета. Прежде чем говорить о слоге и ударении, проводим опыт со свечой.

Заканчивается выведение опорного конспекта общим его объяснением. Мы объяснили тему. Это знание еще наше, оно не стало достоянием ученика. Здесь наступает время следующего этапа – внутреннего проговаривания: ученик пытается воспроизвести объяснение учителя «про себя». Далее выясняем, что не понятно, и наступает время следующего этапа – проговаривания внешнего. Его проводим по-разному (чаще всего – работа 1-2, 2-1, ответ вслух по очереди или ответ 2-3 учеников у доски.)

Обычно закрепление на первом уроке не проводится, либо проводится осторожно, фрагментарно. Как можно закрепить то, чего фактически еще нет: знание как таковое еще не стало достоянием ребенка. Следующий урок начинается с письменного восстановления ОК, далее – развернутое закрепление, заканчивающееся сдачей зачёта.

Такова структура подачи материала. Что это даёт практически? Результатов работы с ОК много и хороших, и нехороших тоже. Начнём с недостатка. А состоит он в том , что структура изучения темы, о которой я подробно рассказывалось , одинакова во всех классах , для всех учебных тем. И в 5, и в 9-ом классах, и при изучении орфографической темы , и при изучении морфологической темы структура изучения учебного материала одна и та же. Тем самым нарушается принцип развития, ибо структура организации ученого материала должна соответствовать типологическим (возрастным) особенностям учащихся. Ясно, что эти особенности у младших подростков и у юношеского возраста разные, но этот серьёзный недостаток вполне преодолим. Достаточно, как нам кажется, дифференцировать время на каждую структурную единицу изучения материала. Снимает остроту проблемы и начальное «выведение» ОК.

Положительных результатов работы с ОК гораздо больше. Прежде всего, для большинства ребят урок превращается из повинности в момент интеллектуального наслаждения. Другим важным итогом работы является развитие речи учащихся за счёт увеличения времени активной устной речи. Ведь среднее время этого важного вида деятельности для каждого ученика  в течение 6 уроков – 2 минуты. Найти путь в увеличению этого времени – значит решить одну из важнейших педагогических проблем.

Исследуя ряд психолого-педагогической, методической литературы, опираясь на опыт учителей и свой личный, могу сделать следующие выводы о положительных сторонах используемой системы:

1. обеспечение оптимальной работы мозга; саморазвитие знаний школьника (благодаря кодировке информации и трёхфазовости действий учащиеся обретают приращение знаний и алгоритмов).

Трехфазная целостность: частное – общее – частное; образное – логическое – образное; словесное – символическое – словесное

2. При обучении увеличивается число понятий, вошедших в данную смысловую единицу и число связей между понятиями.

3. решение проблемных задач позволяет развивать самостоятельность мышления.

4. При последовательном применении методической системы усвоение программных знаний достигается с экономией учебного времени до 14% против годовых норм и уровень знаний в среднем возрастает на 1 балл.

5. система помогает разрешить противоречие между увеличением объема, информации и ограниченным количеством учебного времени: на уроках создается единый, общий темп учебной работы заданный самими учащимися; дети быстрее думают, быстрее пишут (и меньше), свободнее рассуждают, доказывают; в целом обеспечивается высокая организация каждого этапа урока, дружная работа класса.

6. Введение УДЕ значительно оживляет урок, активизирует учащихся.

В последнее время технологию укрупнённых дидактических единиц на основе опорных конспектов органично дополняют информационно-коммуникативные технологии. В данный момент нами разработано интерактивное учебное пособие по русскому языку.

При создании пособия учитывались все требования, предъявляемые к первичному «выведению» ОК. В состав пособия входят интерактивные опорные конспекты с заданиями для «выведения» и расшифровка конспекта для самостоятельной работы обучающихся, выполненные в программе Microsoft Office PowerPoint. В данной работе представлены примеры таких презентаций.

Литература

1. Шаталов Виктор Федорович, Эксперимент продолжается, 1989. Издательство "Педагогика", 1989

2. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. М., 1992.

3.Эрдниев П.М. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1-2-м классах. М.: Просвещение, 1992.

4.Эрдниев П.М. Экспериментальное учебное пособие для 1-го, 2-го класса. М.: Педагогика, 1977.

5.Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. М.: Педагогика, 1988.

6.Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М., 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие по русскому языку

Методическая разработка учителя русского языка и литературы...

Учебно-методическое пособие по русскому языку для учащихся 9 классов "Синтаксис сложного предложения. Тесты"

Данное учебно-методическое пособие предназначено  для повторения, закрепления и проверки знаний по русскому языку обучающихся 9 классов в форме тестов. Составляя пособие, автор исходил прежде все...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 8 общеобразовательного класса (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский).

   Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по русскому языку для общеобразовательных школ (базовый уровень): М.Т.Баранов,  Т.А.Ладыженская...

Учебное пособие по русскому языку

Программа и учебное пособие для обучающихся 7 – х классов в рамках спецкурса по русскому языку « История языка» социально – педагогической направленности МД – темы « Автотрофность: « Влияние на формир...

Учебное пособие "Лексика русского языка"

Учебное пособие написано в соответствии с образовательной программой для средних учебных заведений. Оно включает теоретический и практический материал, посвященный омонимам, синонимам и антонимам русс...

Авторские электронные учебные пособия по русскому языку

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам использовать в учебной работе электронные учебные пособия по русскому языку "Орфография" и "Культура речи". Разработки ориентированы на применение...