Учебное пособие по русскому языку
учебно-методическое пособие по русскому языку (7 класс) по теме

Тоболкина Ирина Николаевна

Программа и учебное пособие для обучающихся 7 – х классов в рамках спецкурса по русскому языку « История языка» социально – педагогической направленности МД – темы « Автотрофность: « Влияние на формирование человека различных факторов – анализ текстов  малого жанра»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnoe_posobie_russ.yaz_.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

Принято научно – методическим советом  МБОУ Академического лицея , протокол №      от                         2014 г.

Согласовано зав.кафедрой гуманитарных дисциплин Москвиной И.К., протокол №         от      2014 г.

Утверждено:

Директор МБОУ Академического лицея г.Томска

Тоболкина И.Н.–

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ

Программа и учебное пособие для обучающихся 7 – х классов в рамках спецкурса по русскому языку « История языка» социально – педагогической направленности МД – темы « Автотрофность: « Влияние на формирование человека различных факторов – анализ текстов  малого жанра»

Автор: Тоболкина И.Н.

Томск – 2014 г.


Интенция. Инновационная модель обучения русскому языку – это целенаправленно организованная ситуация развития личности посредством МД-темы 2004-2005 гг. « Афтотрофность»», предполагающая создание условий для реализации права личности на индивидуальный творческий вклад, условий сотрудничества и сотворчества. В основу данной модели положено проблемное обучение, складывающееся из системы предъявленных текстов философского содержания, мотивирующих обучающихся найти самостоятельные ответы на вопросы: «Кто мы в этом мире?», «Каково предназначение человека?», «К чему необходимо стремиться?», «Как складываются взаимоотношения между людьми в обществе?», «Какова роль знаний в выборе жизненных приоритетов?».

В данном случае философское содержание текста Ричарда Баха «Чайка Джонатан Ливингстон», из фрагментов которого подобраны контрольные работы, включается в МД-тему года «Автотрофность» за счет формирования представления (суждения) обучающихся (лицеистов) о том, что принятое правило, установленная норма для чего-либо, организованный обществом жизненный уклад в строгой определенности и  закономерности работающих правил, взаимоотношений как между отдельными людьми,  так и в обществе в целом, т.е. организованный порядок вещей в обществе – это норма, обычное (привычное) видение человеком определенных способов жизнедеятельности.

Вместе с тем, в каждом человеке от рождения живет Чайка Джонатан, ищущая собственное предназначение в этом мире. Суть этого предназначения – служение людям и обществу. Часто у талантливых людей жизненные выводы не вписываются в общий порядок представлений других людей и общества. В этом их индивидуальность, способная влиять на изменение порядка вещей.Если « самость» в развитии личности рассматривать как изменение сознания , то можно проследить некоторые точки отсчета в совершенствовании создания его приобретенных духовных уроков, подталкивающих личность к творческой самореализации и активности.Изменения в личности, связанные с совершенствованием, приводят к широте восприятия мира, глубине проникновения в жизненные процессы, а значит , к развитию индивидуальности , составляющей которой является качественные изменения личности,  способной преобразовать мир к лучшему .В рамках программы по платным образовательным услугам решается цикл социально – педагогических задач по  предметному сопровождению обучающихся в форме группового занятия с учетом индивидуальных творческих возможностей обучающихся.Программа рассчитана на 2 часа в неделю , общим объемом 68-70 часов.

Основная цель и задачи реализации инновационной модели организации контрольных и творческих заданий по русскому языку в 7 классах состоят в том, чтобы, используя интегративный, коммуникативный подходы в обучении русского языка, а также совокупность компетенций (языковой, лингвистической, коммуникативной), способствовать развитию творческой, неординарной личности, создающей через самопознание и самоорганизацию ситуацию ответственности за собственное созидание, влияющее на изменение определенного порядка вещей в обществе.

Стратегические и тактические принципы, положенные в основу модели, - это развитие речи старшеклассников в единстве с активной мыследеятельностью, основанной на использовании индукции как способа мышления, а также освоение системного синтеза явлений и категорий, как языковых, так и жизненных.

Реализуются на занятиях развития речи (при выполнении творческих заданий) с помощью проблемно-поискового подхода, через создание пространства учебной деятельности, в которой лицеист пытается решить созданную учителей проблемную ситуацию: «В чем истинное назначение одаренного, талантливого человека?»; выработать собственные знания и представления о бытии и предназначении человека, о степени и цене влияния личности на общество.

Развитие речи обучающихся на уроках русского языка строится в данной модели через критическое слушание, предполагающее после прослушанного (и записанного текста во время диктанта) высказать свое отношение. Для этого используются исходные тексты при подготовке к сочинению определенного жанра – рассуждению, формирующему коммуникативные умения; логическое, креативное мышление; эстетическую способность к восприятию текста.

Тексты диктантов даются с грамматическим и творческим заданием. Основная цель проведения подобных диктантов – это контрольно-обучающий диктант по типу «Проверь себя», освоение навыков самоорганизации и самоконтроля за своими знаниями. По времени объяснение диктуемого проводится чередование видов контрольно-обучающих работ:

  • предупредительный;
  • комментируемый во время письма;
  • объяснительный.

Общее число занятий по МД теме «Автотрофность» составляет 35 часов, дополнительно 35 часов дается на беседы по вхождению в исследовательскую работу в курсе словесности с целью подготовки к научно-исследовательским конференциям и обеспечение творческой реализации личности.

Тематическая схема:

Кол-во часов

10

10

15

35

Вид работы

Диктанты различного типа

Системный

анализ

художественного

текста ( фрагмента ) с использованием терминологического словаря выразительно- изобразительных средств языка

Анализ

творческих

работ

обучающихся, включая вводное и

заключительное

занятия

Тематические занятия по вхождению в исследовательскую работу

Помимо заданий к каждому тексту (по аналогии заданий С) обучающемуся необходимо составить алгоритм рассуждений по схеме:

№ п/п

Вопросы для лингвистического исследования

Варианты

ответов

1

Сформулировать основные проблемы, поставленные в тексте

1, 2, 3, 4

2

В чем заключается авторская позиция?

1, 2, 3, 4

3

Перечислите средства художественной выразительности, с помощью которых выражается авторское мнение и акцентируется внимание на поставленные проблемы

1, 2, 3, 4

4

Личное мнение обучающегося (за, против)

1,2, 3,4

Темы исследовательских работ на 2014 – 2015 учебный год по русскому языку:

  1. Онтогенез личности: сравнительный анализ индивидуального развития Чайки Джонотана в философском трактате Ричарда Баха «Чайка Джонатан Ливингстон» и выбора собственной траектории достижения цели как способ изменения содержательной стороны жизни.
  2. Изменение сознания и духовной зрелости героя в результате жизненного процесса (на примере философского трактата Р.Баха «Чайка Джонатан Ливингстон».
  3. Философское, лексическое и лингвистического осмысление междисциплинарного понятия «Автотрофность».

Пособие предназначено как для реализации в предмете междисциплинарной темы, индивидуальной подготовки к ЕГЭ по русскому языку в части творческого задания, так и, включая основное ее назначение, научить работать с текстом малого жанра таким образом, чтобы обучающийся видел даже в малом текстовом объеме предмет лингвистического исследования.

Календарно-тематическое планирование

Порядок

недель

Кол-во

занятий

Тема занятии, включая занятия по исследовательской деятельности

Кол-во

часов

текста

Творческое

задание

1

1

Вводное. Как работать с пособием. Задачи курса тематических занятий Междисциплинарная тема «Автотрофность» в системе творческих заданий...»

1

-

-

1

1

Объяснительный диктант

1

1

-

2

2

Понятие проблемы исследования (что значит найти проблему?)

2

1

-

3

1

Лингвистический анализ текста № 1. Объяснение основного тезиса текста

1

1

Написать сочинение с элементами анализа текста

3

1

Анализ творческих работ (сочинение-эссе)

1

1

-

4

2

Какими могут быть темы исследовательских работ (фантастические, экспериментальные, теоретические)

2

-

-

5

1

Предупредительный диктант

1

2

-

5

1

Постановка цели исследования

1

2

-

6

1

Лингвистический анализ текста

1

2

Написать сочинение с элементами анализа текста

6

1

Анализ творческих работ (сочинение-эссе)

1

2

-

7

2

Главное умение исследователя - умение выдвигать гипотезы. Отличие гипотезы от провокационной идеи

2

-

-

8

1

Предупредительный диктант

1

3

-

8

1

Лингвистический анализ текста

1

3

Написать сочинение с элементами анализа текста

9

1

Анализ творческих работ (сочинение-эссе)

1

3

-

9

1

О сложности планирования собственных лингвистических идей

1

-

-

10

1

Объяснительный диктант

1

4

-

10

1

Лингвистический анализ текста

1

4

Написать сочинение с

элементами анализа текста

11

1

Анализ творческих работ (сочинение-эссе)

1

4

-

11-12

Как работать с различными источниками информации

-

-

12

1

Комментированное письмо

1

5

-

12

1

Лингвистический анализ текста

1

5

Написать сочинение с элементами анализа текста

13

1

Анализ творческих работ (сочинение-эссе)

1

5

-

13-14

Суждение и умозаключение

-

-

15

1

Объяснительный диктант

1

6

-

15

1

Лингвистический анализ текста

1

6

Написать сочинение с элементами анализа текста

16

1

Анализ творческих работ (сочинение-эссе)

1

6

-

16-17

Наука о том, как доказать истину

-

-

18

1

Предупредительный диктант

1

7

-

18

1

Лингвистический анализ текста

1

7

Написать сочинение с элементами анализа текста

19

1

Анализ творческих работ (сочинение-эссе)

1

7

-

20

1

Доказательства и выводы

-

-

21

1

Комментированное письмо

1

8

-

21

1

Лингвистический анализ текста

1

8

Написать сочинение с элементами анализа текста

22

1

Анализ творческих работ (сочинение-эссе)

1

8

-

22

1

Комментированное письмо

1

9

-

23

1

Лингвистический анализ текста

1

9

Написать сочинение с элементами анализа текста

23

1

Анализ творческих работ (сочинение-эссе)

1

9

-

24

2

Творческая мастерская (групповая исследовательская работа по темам: «Коллективное планирование и структурирование»

2

-

25

1

Объяснительный диктант

1

10

-

25

1

Лингвистический анализ текста

1

10

Написать

сочинение с элементами анализа текста

26

1

Анализ творческих работ (сочинение-эссе)

1

10

-

26-27

3

Творческая мастерская (групповая исследовательская работа по исследовательским темам «Коллективное планирование и структурирование»)

3

-

-

28-29

3

Творческая мастерская (групповая исследовательская работа по исследовательским темам «Коллективное планирование и структурирование»)

3

-

-

29-34

15

Защита индивидуальных творческих работ

17

-

По материалам годовых исследовательских работ

35

2

Итоговое занятие: выбор исследовательских работ на лицейскую научно-практическую конференцию

2

-

-

Общее число занятий рассчитано на состоящие из 10 текстов заданий (сочинений, реализующих системный анализ художественного текста); 10 занятий, связанных с анализом работ. Общее число - 40 часов

Каждая первая неделя месяца отводится на реализацию данной модели обучения русскому языку. Пособие предназначено как для реализации в предмете МД-темы, так и для системной подготовки к ЕГЭ по русскому языку в части выполнения заданий С.

Текст 1.

Большинство чаек не утруждает себя изучением чего-то большего, чем элементарные основы полета. Отлететь от берега на кормежку и вернуться – этого вполне достаточно. Ведь для большинства имеет значение не полет, но только лишь еда. Но для Чайки по имени Джонатан Ливингстон важен был полет. А еда – это так… Потому что больше всего на свете Джонатан любил летать.

  • Но почему, Джон, почему? – спрашивала мать. – Почему так трудно быть таким же, как все? Низко летают пеликаны. И альбатросы. Вот пусть они и планируют себе над водой! Но ты же – чайка! И почему ты совсем не ешь? Взгляни на себя, сынок, - кости да перья!
  • Ну и пусть кости да перья. Но я совсем неплохо себя чувствую, мама. Просто мне интересно: что я могу в воздухе, а чего – не могу. Я просто хочу знать.
  • Послушай-ка, Джонатан, - вовсе не сердитым тоном говорил ему отец. – Скоро зима, и судов на море поубавится. А рыба, которая обычно живет у поверхности, уйдет вглубь. Так что уж если тебе настолько необходимо что-нибудь изучать, изучай способы добычи пропитания. А твое летные эксперименты – оно, конечно, замечательно, однако, сам понимаешь, планирующим спуском сыт не будешь. Ты летаешь для того, чтобы есть. И не стоит об этом забывать.

Джонатан послушно кивнул. И в течение нескольких дней пытался сделать так, чтобы поведение его не отличалось от поведения всех остальных чаек. Причем пытался честно, по-настоящему принимая участие в гаме и возне, которые устраивала Стая в борьбе за рыбьи потроха и корки хлеба вокруг рыбацких судов и причалов. Но выработать в себе серьезное ко всему этому отношение Джонатану так и не удалось.

  • Нелепость какая-то, - размышлял он, намеренно роняя завоеванную в тяжелой борьбе добычу. – Все это время я мог бы потратить на изучение полета. Ведь еще столько всего предстоит узнать!

С1. Напишите сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию, эссе) по прочитанному тексту. Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свое мнение.

Что вкладывается в понятие «изучение полета»? Почему Джонатану кажется привычная жизнь стаи «нелепой»?

Отметьте 2-3 языковых средства, характерные для данного текста; объясните их роль и приведите примеры использования их в тексте.

Объем сочинения не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на предложенный текст, не проверяется и не оценивается.

Текст 2.

Когда сознание вернулось к Джонатану, было уже совсем  темно, и он плавал на поверхности моря, мерцавшей в лунном свете. Измочаленные крылья были словно налиты свинцом. Но еще сильнее давила на него тяжесть жестокого поражения. Джонатан питал слабую надежду на то, что навалившийся на его плечи груз окажется достаточным и ненавязчиво увлечет его вниз, ко дну. И со всем этим наконец будет покончено.

Джонатан погрузился глубже в воду, и вдруг где-то внутри него зазвучали глухие раскаты странного голоса:

«Ерунда все это. Я – чайка. Ограниченность – мой удел. Если бы моим предназначением была скорость и столь глубокое постижение искусства полета, тело мое от рождения обладало бы соответствующими особыми свойствами, и тогда ум естественным образом работал бы в нужном направлении. Для скорости полета требуются короткие крылья сокола, а их у меня нет. И питаюсь я холодной рыбой, а не мышами. Прав был отец. Нужно оставить всю эту чушь. Нужно вернуться домой – в Стаю – и быть довольным тем, что я есть. Ибо я – всего лишь жалкая чайка, возможности мои ограничены, и я должен с этим смириться».

Он почувствовал облегчение, приняв решение быть одним из Стаи. Ведь тем самым он разрывал свою связь с Силой, заставляющей его искать знание. Так он избавлялся и от борьбы, и от поражения. Было так приятно просто прекратить думать и молча лететь во тьме к огням, мерцавшим вдали над пляжем.

  • Тьма! – встревоженно расколол тишину утробный голос. – Чайки во тьме не летают! Никогда! Для этого необходимы врожденные особые свойства! Глаза совы! Короткие соколиные крылья! Вот он – ответ! Надо же быть таким идиотом. Ведь нужно всего-навсего укоротить крыло! Сложить, оставив расправленным только самый кончик. И получатся короткие крылья!

Подобно серому пушечному ядру, он несся сквозь пространство лунного света над поверхностью океана.

Клятва, которую он дал себе за несколько минут до этого, была забыта, унесена прочь бешеным ветром.

С2. Напишите сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию, эссе) по прочитанному тексту. Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свое мнение.

Почему так трудно Джонатану признать себя «жалкой чайкой с ограниченными возможностями»? Почему Джонатан нарушил клятву, данную себе?

Отметьте 2-3 языковых средства, характерные для данного текста; объясните их роль и приведите примеры использования их в тексте.

Объем сочинения не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на предложенный текст, не проверяется и не оценивается.

Текст 3.

Джонатан ощущал, что живет, он слегка дрожал от радостного чувства удовлетворения и гордился тем, что покорил свой страх. Без долгих приготовлений он сложил предкрылья, расправил короткие острые концы крыльев и нырнул вниз, к поверхности моря. К тому моменту, когда была пройдена высота в четыре тысячи футов, он набрал максимальную скорость. Встречный поток превратился в плотную твердую стену звука, прорваться сквозь которую не представлялось никакой возможности. Это был предел, двигаться быстрее Джонатан не мог, он несся вертикально вниз со скоростью в двести четырнадцать миль в час. Он в напряжении сглотнул слюну, зная, что расправь он на такой высоте крылья – и его не станет, но лишь миллион мельчайших клочков разорванной взрывом чайки достигнет поверхности океана. Однако в скорости была Сила, и радость, и чистая красота.

Это был триумф. Он понимал это. Предел скорости! Двести четырнадцать миль в час! Величайшее мгновение в истории Стаи – истинный прорыв. А для Чайки Джонатана Ливингстона этот миг означал начало новой эпохи.

В тот день у него не нашлось свободного времени на общение с другими чайками. Он тренировался, пока не зашло солнце. Он открыл мертвую петлю, полубочку, бочку, горку, вертикальное колесо. Когда он расскажет им обо всем, когда они узнают о Прорыве, они будут вне себя от радости, - размышлял Джонатан. Насколько богаче теперь станет жизнь! Ведь если прежде вся она состояла в унылой суете – берег – судно – берег, - то сейчас в ней появится смысл!

У нас есть возможность выкарабкаться из неведения, нам надо осознать собственную исключительность и разумность. Мы способны обрести свободу. И мы может научиться летать!

С3. Напишите сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию, эссе) по прочитанному тексту. Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свое мнение.

Какое значение автор вкладывает в определение «Мы можем научиться летать!»? Какой смысл жизни появился у Джонатана?

Отметьте 2-3 языковых средства, характерные для данного текста; объясните их роль и приведите примеры использования их в тексте.

Объем сочинения не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на предложенный текст, не проверяется и не оценивается.

Текст 4.        

  • Чайка Джонатан Ливингстон! – Старейшина произнес эти слова таким тоном, каким говорил только в особо торжественных случаях. – Ты вызываешься в Круг!

Порицание на общем собрании. За этим неминуемо следует изгнание из сообщества чаек. Отлучение от Стаи и ссылка в Дальние Скалы, где уделом изгнанника становится полное одиночество.

  • …и ты – Чайка Джонатан Ливингстон – однажды поймешь, сколь неблагодарной вещью является безответственность. Нам не дано постигнуть смысл жизни. Очевидно же в ней лишь одно: в этот мир мы приходим для того, чтобы питаться и за счет этого как можно дольше в нем существовать…

Тому, кто вызван в Круг, запрещено вступать в дискуссию с общим собранием Стаи, но Джонатан сдержаться не мог.

  • Безответственность?! – воскликнул он. – Да что вы, братья?! Какая же тут безответственность – понять, в чем смысл жизни и открыть пути достижения высшей цели бытия? Скорее, наоборот – посвятивший себя этому как раз и проявляет максимум ответственности. Ведь что мы знали до сих пор – тысячелетия свар из-за рыбьих голов… Теперь у нас появилась возможность понять первопричину – постичь, ради чего мы живем. Открытие, осознание, освобождение! Дайте же мне один-единственный шанс, позвольте показать вам то, что я нашел…

С таким же успехом Джонатан мог взывать к каменной стене.

  • Какие мы тебе братья, отступник?! – был ответ, и, словно по команде, все церемонно обратились к нему хвостами, поплотнее зажав предварительно уши.

С4. Напишите сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию, эссе) по прочитанному тексту. Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свое мнение.

Почему Стая не дала шанс Джонатану показать, что он открыл? Стал ли Джонатан проходить через испытание одиночества, отверженности, непризнания?

Отметьте 2-3 языковых средства, характерные для данного текста; объясните их роль и приведите примеры использования их в тексте.

Объем сочинения не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на предложенный текст, не проверяется и не оценивается.

Текст 5.

Две чайки появились рядом с ним, и летели крыло к крылу по обе стороны от него. Чистотой своей подобные свету звезды, они мягко сияли во тьме ночного неба, и добротой было исполнено их сияние. Но изумительнее всего было мастерство их полета – расстояние между концами их крыльев и концами крыльев Джонатана при любом движении неизменно оставалось ровно один дюйм.

Не говоря ни слова, Джонатан подверг их проверке – испытанию, которого не смогла бы выдержать ни одна чайка. Он спирально изогнул крылья, сбросив скорость до величины, всего на единственную милю в час превышающей порог срыва. Две сияющие птицы сделали то же самое, положение их по отношению к Джонатану не изменилось при этом ни на йоту. Искусством медленного полета они явно владели в совершенстве.

Джонатан сложил крылья, перевернулся и упал в пике, развив скорость в сто девяносто миль в час. Они спикировали вместе с ним, и форма их устремленных вниз тел была абсолютно безупречна.

И наконец, не сбавляя скорости, он вертикально зашел на широкую мертвую петлю. С улыбкой они проделали маневр вместе с ним.

Тогда он вернулся в режим горизонтального полета. Некоторое время помолчав, он произнес:

  • Прекрасно. И кто же вы такие? – спросил Джонатан.
  • Мы – из твоей Стаи, Джонатан. Мы – Твои братья, и мы пришла за Тобой. Пора подниматься выше.
  • Но у меня нет дома. И Стаи – тоже нет. Ведь я – Изгнанник. И, кроме того, сейчас мы парим на самом верхнем уровне Великого Ветра Гор. И я не думаю, что смогу заставить свое старое тело подняться выше, чем на две-три сотни футов.
  • Сможешь. Ибо Ты обрел знание. Одна школа закончена, пришла пора начинать следующую.

И осознание, в течение всей жизни бывшее для Чайки Джонатана далекой путеводной звездой, ярко вспыхнуло в тот же миг. Они были правы. Он может подняться гораздо выше, и время возвращаться домой действительно пришло.

Они втроем – Чайка Джонатан Ливингстон и две сияющие подобно звездам птицы – устремились ввысь, чтобы раствориться в совершенстве небесной темноты.

С5. Напишите сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию, эссе) по прочитанному тексту. Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свое мнение.

Какой смысл вложил автор в ситуацию встречи Джонатана и двух чаек, демонстрирующих изумительное мастерство полета?

Отметьте 2-3 языковых средства, характерные для данного текста; объясните их роль и приведите примеры использования их в тексте.

Объем сочинения не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на предложенный текст, не проверяется и не оценивается.

Текст 6.

В последующие дни Джонатан обнаружил, что здесь, в новом месте, ему предстоит узнать об искусстве полета едва ли не больше, чем он узнал за всю свою прежнюю жизнь. Однако с одним существенным отличием. Здесь были чайки, мыслившие так же, как он. Для каждой из этих птиц самым важным в жизни было устремление к совершенству в том, что они любили больше всего. А больше всего они любили летать. Это были замечательные птицы – все без исключения. И каждый день час за часом они проводили в полете, изучая и отрабатывая сверхсложные приемы высшего пилотажа.

Джонатан почти совсем не вспоминал о том мире, из которого вышел он сам и в котором обитала Стая – сообщество существ, упорно не желавших открыть глаза и увидеть радость полета и потому превративших свои крылья в ограниченный инструмент для поиска пропитания и борьбы за него друг с другом. Но иногда вдруг вспоминал.

Так он вспомнил о них однажды утром – они вдвоем с инструктором как раз отдыхали на пляже после отработки серии мгновенных переворотов со сложенными крыльями.

  • Послушай, Салливэн, а где же все остальные? – молча поинтересовался Джонатан. – Почему нас так мало здесь? Ведь там, откуда я пришел, было…
  • …множество чаек – тысячи и тысячи, я знаю. – Салливэн покачал головой. – Я вижу только один ответ: ты – редкая птица, такие встречаются в лучшем случае одна на миллион. Подавляющее большинство из нас развивается так медленно. Мы перелетаем из одного мира в другой, почти такой же, тут же забывая, откуда мы пришли, и не беспокоясь о том, куда идем. Мы просто живем текущим мгновением. А ты представляешь себе, сколько жизней каждому из нас понадобилось прожить, чтобы только лишь осознать: пропитание, и грызня, и власть в Стае – это еще далеко не все? Тысячи жизней, Джон, десятки тысяч. А после нужно было сообразить, что существует такая штука, как совершенство. На это ушла еще добрая сотня жизней. И еще сотня – на то, чтобы понять: цель жизни – поиск совершенства, а задача каждого из нас – максимально приблизить его проявление в самом себе, в собственном состоянии и образе действия. Закон на всех уровнях бытия – один и тот же: свой следующий мир мы выбираем посредством знания, обретенного здесь. И если здесь мы предпочли невежество и знание наше осталось прежним, - следующий наш мир ничем не будет отличаться от нынешнего, все его ограничения сохранятся, и таким же неподъемным будет свинцовый груз непонятного вызова.

Салливэн расправил крылья и повернулся лицом к ветру.

  • Но ты, Джон, умудрился столько узнать за одну жизнь, что попал прямо сюда, сэкономив как минимум тысячу воплощений.

С6. Напишите сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию, эссе) по прочитанному тексту. Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свое мнение.

В чем цель жизни человека? Ваше понимание закона бытия?

Отметьте 2-3 языковых средства, характерные для данного текста; объясните их роль и приведите примеры использования их в тексте.

Объем сочинения не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на предложенный текст, не проверяется и не оценивается.

Текст 7.

  • Послушай, а ты можешь научить меня так летать? – Джонатан буквально дрожал от нетерпения, предвкушая возможность покорить еще один аспект неизвестного.
  • Конечно, если ты хочешь научиться.
  • Хочу.  Когда начнем?
  • Прямо сейчас, если ты не возражаешь.

Джонатан упорно пытался… Настойчиво и яростно, изо дня в день, от восхода до полуночи. Однако, несмотря на все усилия, ни на волос не сдвинулся с того места, на котором стоял.

  • Нужно точно знать, как это делается практически. Так что давай-ка попробуем еще раз…

Однажды Джонатан тренировался в сосредоточении, стоя с закрытыми глазами на берегу. И вдруг неожиданно все осознал – это было подобно вспышке.

Прошел месяц, вернее, то, что воспринималось как месяц времени. Джонатан учился с невероятной быстротой. Он и раньше все схватывал буквально на лету, даже не имея никакого наставника, кроме обычного опыта. Теперь же, будучи избранным учеником самого Чианга, он впитывал новые понятия, словно был не птицей, а облаченным в перья стремительным снарядом с компьютерной начинкой.

Шли дни. Джонатан все чаще ловил себя на том, что думает о Земле, о той Земле, откуда пришел в самом начале. Если бы там, тогда, ему была известна хотя бы десятая, нет даже сотая доля того, что он узнал здесь, - насколько более насыщенной и эффективной могла бы быть земная часть его жизни! Он стоял на песке и думал: интересно, есть ли сейчас там, на Земле, Чайка, которая старается вырваться за пределы врожденных ограничений, постичь значение полета, выходящее за грань понятия о нем лишь как о способе добыть корку хлеба, выброшенную кем-то за борт вместе с помоями. А может быть, там есть даже кто-нибудь, кого изгнали за то, что он высказал в лицо Стае открытую им для себя истину. И чем глубже Джонатан постигал уроки доброты, чем яснее видел природу любви,  тем больше ему хотелось вернуться на Землю. Ибо, несмотря на прожитую в одиночестве жизнь, Чайка Джонатан был рожден для того, чтобы быть учителем. Он видел то, что было для него истиной, и реализовать любовь он мог, лишь раскрывая свое знание истины перед кем-нибудь другим – перед тем, кто искал и кому нужен был только шанс, чтобы открыть истину для себя.

С7. Напишите сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию, эссе) по прочитанному тексту. Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свое мнение.

Кому предназначено быть Учителем? Что терзает и не дает покоя Джонатану?

Отметьте 2-3 языковых средства, характерные для данного текста; объясните их роль и приведите примеры использования их в тексте.

Объем сочинения не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на предложенный текст, не проверяется и не оценивается.

Текст 8.

Джонатан наблюдал, паря над Дальними Скалами. Этот парень – Чайка Флетчер Линд – оказался практически идеальным учеником. Сильный, легкий и быстрый, он обладал также самым важным качеством – пламенным стремлением научиться летать по-настоящему.

В это мгновение появился и сам Флетчер – серой молнией он пронесся мимо своего инструктора, выходя из пике на скорости в сто пятьдесят миль в час. Вот он рывком вошел в медленную шестнадцативитковую вертикальную бочку, громко отсчитывая вслух точки переворотов.

Прошло три месяца. У Джонатана появилось еще шесть учеников. Все шестеро были Изгнанниками, и всех очень интересовала странная новая идея – летать ради радости полета…

Правда, им было гораздо легче освоить сверхсложные технические приемы, чем понять, для чего это нужно.

По вечерам на песчаном берегу Джонатан говорил им:

  • Каждый из нас воплощает идею Великой Чайки – ничем не ограниченную идею абсолютной свободы. Потому точность и совершенство полета – только первый шаг на пути к раскрытию и проявлению нашей истинной сущности. Необходимо избавиться от всего, что ограничивает. Вот зачем это все нужно – скоростные полеты, предельное снижение скорости, высший пилотаж…

А его ученики мирно посапывали тем временем во сне, утомившись после дня полетов. Им нравилось тренироваться – их увлекала скорость и возможность с каждой последующей тренировкой узнать что-то новое, утоляя тем самым все возрастающую жажду знаний. Но ни один из них, даже Чайка Флетчер Линд, пока что не пришел к осознанию реальности мысленного полета. Они еще не умели поверить в то, что полет мысли и полет ветра и крыльев – явления в равной степени материальные.

  • Все ваше тело – от кончика одного крыла до кончика другого, - снова и снова повторял Джонатан, - есть собственно мысль, воплощенная в форме, доступной вашему зрению. Разорвав пути, сковывающие вашу мысль, вы разорвете и путы, сковывающие ваши тела…

С8. Напишите сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию, эссе) по прочитанному тексту. Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свое мнение.

В чем смысл наставлений своим ученикам учителя Джонатана?

Отметьте 2-3 языковых средства, характерные для данного текста; объясните их роль и приведите примеры использования их в тексте.

Объем сочинения не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на предложенный текст, не проверяется и не оценивается.

Текст 9.

  • Изгнанники! И они вернулись! Но это… этого не может быть! Так не бывает!

Замешательство Стаи было настолько глубоким, что все опасения Флетчера относительно того, что их будут бить, мигом растаяли как дым. Стая оцепенела.

Тем не менее, некоторые из молодых чаек в стае позволили себе проявить интерес:

  • Ну да, конечно, они – Изгнанники. О’кей. Но парни, где они научились так летать?

Целый час потребовался для того, чтобы постановление Председателя обошло всю Стаю:

  • Не сметь обращать на них внимание. Игнорировать. Всякий, вступивший в беседу с Изгнанниками, сам подлежит немедленному изгнанию. Наблюдение за Изгнанниками расценивается как нарушение Закона.
  • И, начиная с этого момента, Джонатан видел только обращенные в его сторону серые хвосты, что, впрочем, нимало его не смущало. Все последующие тренировки он проводил над Берегом Совета.

И все время Джонатан был рядом с учениками. Он показывал, предлагал новые решения, а иногда и выполнял роль ведущего. Вместе с ними он был в небе в дождь и ветер – они летали просто так, ради того, чтобы летать. Продрогшая же Стая беспомощно толклась в это время на сыром унылом пляже.

По окончании полетов ученики отдыхали на песке. Со временем они научились прислушиваться к объяснениям Джонатана. Конечно, его идеи нередко выглядели в их глазах по меньшей мере странными и постичь их ученики не могли, но кое-что было им понятно и казалось вполне резонным.

Постепенно вокруг кольца учеников, окружавших Джонатана, образовалось еще одно кольцо, состоящее из любопытствующих. Они тайком приходили по ночам, чтобы долгими часами слушать объяснения Джонатана. Появлялись они в темноте, прячась друг от друга, и уходили затемно, чтобы не быть узнанными и никого не узнать.

Через месяц после Возвращения произошло событие – первая чайка откололась от Стаи, перейдя «демаркационную линию» и попросившись к Джонатану в ученики. Совершив этот поступок, Чайка Терренс Лоуэлл приобрел статус отверженного, и его тут же объявили Изгнанником. Так он стал восьмым учеником.

На следующий вечер из Стаи ушел Керк Мэйнард. Хромая, он брел по песку, он всхлипывал, а левое крыло его беспомощно волочилось за ним. Он рухнул на землю к ногам Джонатана и голосом умирающего попросил:

  • Помоги мне. Больше всего на свете я хочу летать.
  • Летай, - сказал Джонатан. – Поднимайся со мной вместе и начнем обучение.
  • Ты не понимаешь. Мое крыло… Я им не владею. Я не могу им пошевелить.
  • Чайка Мэйнард, ты волен быть самим собой, ты свободен осознать свою истинную сущность и быть ею, здесь и сейчас, и ничто не в силах тебе воспрепятствовать. Таков Закон Великой Чайки, и это – единственный объективно существующий закон.
  • Ты хочешь сказать, что я могу летать?
  • ТЫ СВОБОДЕН – вот что я говорю.

Легко, просто и быстро Чайка Керк Мэйнард расправил крылья и без малейшего усилия взмыл в темное ночное небо. Спящую Стаю разбудил его торжествующий крик. Паря на высоте ста футов, Керк во весь голос вопил:

  • Я лечу! Слушайте! Я МОГУ ЛЕТАТЬ!!!

Когда над горизонтом показался краешек восходящего солнца, Джонатана и его учеников уже около тысячи птиц, изумленно взиравших на Мэйнарда. Им было все равно, видят их или нет. Они прислушивались к словам Джонатана, усердно пытаясь что-то понять.

А говорил он о вещах простых и само собой разумеющихся: каждая птица имеет право летать, свобода есть сущность каждого, и потому все, что ее ограничивает, должно быть отметено прочь, будь то традиция, суеверие или любое другое ограничение в какой угодно форме.

С9. Напишите сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию, эссе) по прочитанному тексту. Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свое мнение.

Почему Джонатану удалось изменить законы Стаи?

Отметьте 2-3 языковых средства, характерные для данного текста; объясните их роль и приведите примеры использования их в тексте.

Объем сочинения не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на предложенный текст, не проверяется и не оценивается.

Текст 10.

  • Джонатан, помнишь, ты говорил как-то – давно уже – насчет любви к Стае, достаточной для того, чтобы возвращаться и учить?
  • Помню, конечно.
  • Так вот, я не могу понять, как ты умудряешься любить эту тупоумную ораву, готовую в любой момент взбеситься и прикончить тебя. Как, например, вчера…
  • Ох, Флетч, кто же такое полюбит? Ненависть и злоба – вовсе не то, что следует любить. Научись видеть в них истинную Чайку, воспринимая то лучшее, что в них есть, и помогая им самим это лучше, рассмотреть. Вот что я имел в виду, когда говорил о любви. Знаешь, как радостно, если это удается! Я, кстати, помню одного яростного парня – кажется, его звали Чайка Флетч Линд, - так вот он, когда его изгнали, готов был драться насмерть, со всей Стаей сразу. И уже направился было к Дальним Скалам, чтобы там в одиночестве устроить себе настоящее пекло – такой, знаешь ли, индивидуальный ад до конца дней. Но вместо этого он сейчас строит Небеса, да еще и всю Стаю ведет в том же направлении…

Флетчер повернулся к нему, и в глазах его промелькнул испуг:

  • Я?! Я веду?! Джон, что ты хочешь этим сказать? Учитель здесь – ТЫ. И ты не можешь уйти!
  • Не могу? А ты не думаешь, что где-то могут быть другие стаи, другие Флетчеры, и что им наставник может быть нужнее, чем тебе? Ведь ты уже нашел свой путь к свету…
  • Я?! Джон, я – простая чайка, а ты…
  • …единственный и неповторимый Сын Великой Чайки, не иначе? – вздохнул Джонатан. – Я больше не нужен тебе. Просто продолжай искать себя и находить. Каждый день поближе узнавать свою истинную природу – настоящего Чайку Флетчера. Он – твой учитель. Нужно только понять его и тренироваться, чтобы им быть.

А через мгновение тело Джонатана замерцало, перья его засияли, и он стал таять в воздухе.

С10. Напишите сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию, эссе) по прочитанному тексту. Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свое мнение.

Что значит «узнавать свою истинную природу?». В чем собственный путь знания? Источник силы Джонатана в любви к Стае: почему, несмотря на то, что она отвергла (изгнала) непокорную Чайку, Джонатан совершенствовался ради того, чтобы изменить этот мир, но не только для себя, а прежде всего, для всех чаек?

Отметьте 2-3 языковых средства, характерные для данного текста; объясните их роль и приведите примеры использования их в тексте.

Объем сочинения не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на предложенный текст, не проверяется и не оценивается.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА. СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ ЯЗЫКА

Архаизмы — вышедшие из употребления слова: ланиты — щеки, перлы — жемчуг и др. Используются с целью передачи эмоциональной приподнятости, возвышенности, торжественности, а также для воссоздания исторического колорита эпохи или являются средством стилизации речи. Иногда употребляются как средство иронического изображения.

Варваризмы — иностранные слова, используемые в массовой литературе: мусье, мамзель, пардон, сорри и др. — для создания комического эффекта, для передачи отрицательного отношения к какому-либо явлению.

Диалектизмы — слова, употребляемые лишь жителями определенной местности: яр — круча, черевички — туфельки, баз —двор и др. Цель использования — стремление вызвать у читателя более яркие представления о какой-либо местности или характере речи героев.

Жаргонизмы — ненормативная, условная лексика; слова, находящиеся за пределами норм литературного языка: буза — беспорядок, шамать — принимать пищу, есть, хаза — притон, пушка, волып — револьвер, бабки — деньги и др. Они используются с целыо речевой характеристики или создания определенного колорита.

Иноязычная лексика — слова, пришедшие из других языков. Цель использования — обозначение новых предметов, новых понятий, вошедших в наш быт (компьютер, олигарх, приватизация, бренд и др.), стремление к уточнению и разграничению смысловых оттенков при помощи исконного и заимствованного слова (вывоз — всякая доставка, отправление, перевозка; экспорт — вывоз товаров за границу), возможность заменить одним словом словосочетание, описательный оборот (кросс — бег по пересеченной местности). Употребление иноязычных слов в несвойственном им контексте — средство создания комического, способ передачи негативного отношения к чему-либо.

Книжная лексика — это слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи: интерпретировать, уведомление, мировоззрение, незыблемый, противоборствовать и др.

Нейтральная лексика — общеупотребительная, нейтрально окрашенная лексика, межстилевая: говорить (замечать, дополнить, ответить, отзываться), показывать (воспроизводить, изображать, раскрывать, характеризовать), писатель (автор, поэт, прозаик) и др. (ср. экспрессивно окрашенная лексика).

Неологизмы —• новые слова, возникающие в языке; служат для обозначения тех новых понятий, которые появляются с развитием общества: портфолио, инклюзивное образование, менеджер, бандформирования, антиглобалисты и др. Новые слова (индивидуально-авторские) могут намеренно создаваться авторами в различных стилистических' целях, для большей выразительности, например, как средство иронии или резко отрицательного отношения автора к явлению или предмету (образованщина, похоронщики, лжеобразованность, лжепросвещение).

Провннцналгамы — слова, передающие особенности провинциального говора; характерны для малокультурной речи: эфтот — этот, вецер, церез, луцына («ц» вместо «ч»), кормити, пойти (кормить, поить).

Просторечие — народно-разговорные выражения, находящиеся за пределами литературной нормы (см., например, «вдостапь», «выпимши», «выкамаривал», «говаривал», «крошили саблями», «казачки за мною увязались» и пр. в сборнике рассказов «Конармия» И. Э. Бабеля). Применение П. придает художественной речи вид и звучание живой устной речи.

Профессиональная лексика — это слова, которые употребляются людьми одной профессии. П. л. включает в себя термнны и профессионализмы. Термины — слова и словосочетания, которые обозначают специальные понятия науки, техники и т. д. (корень, приставка, суффикс, предложение, вопросительный знак — термины лингвистики).

эфессионализмы — слова и обороты, имеющие ограниченное распространение в какой- ;о профессиональной области; могут быть полуофициальными названиями понятий данной фессии (летчики называют учебный самолет — божьей коровкой): файл, сидиром, тованный, скачать, сайт, чат и др.

Разговорная лексика — это слова, которые употребляются в повседневной обиходноговорной речи, имеют характер непринужденности и поэтому не всегда уместны в ьменной, книжной речи: лабораторка, клубешник, морозилка, бандура, забегаювка и др. Но ользование разговорной лексики в публицистике ведет к непринужденности, фициальности обсуждения поднятых проблем, создает эффект разговора с читателем, а же служит средством передачи иронического отношения автора к чему-либо.

Славянизмы — устаревшие слова, словосочетания и обороты речи, заимствованные из ковнославянского и старославянского языков: невежда, врата, златая, чрев, очи, хлад и др. юльзуются для придания речи торжественности, приподнятости, а также иронического чания или создания исторического колорита.

Экспрессивно окрашенная лексика — лексика, содержащая положительную или ицательную оценку обозначаемых явлений, выражающая чувства, настроения говорящего : пишущего. Некоторые синонимы, называя одно и то        же понятие и имея одинаковое лексическое значение, различаются своей экспрессивностью, закрепленностью за неделенным стилем, степенью употребительности. Сравните: глаза (нейтральное), очи еет окраску устарелости и торжественности; употребляется преимущественно в тических        произведениях), зенки        (имеет        оттенок        крайней резкости, грубости;

Употребляется в устной, ненормированной речи). Например: мне нравится — восхищаюсь, склоняюсь,        умиляюсь; неприятное        — ужасающее,        отвратительное, угнетающее впечатление). Материалом для создания экспрессивно окрашенной газетно- лицистической лексики служит весь словарь литературного языка. Публицистика образует, трансформирует слова из разных сфер языка; для этого используется циапьная лексика в переносном значении: инкубатор преступности, драма народа, вавая трагедия, пародия на демократию, предвыборный марафон, объявить шах правительству

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ

Антонимы — это слова, противоположные по своему лексическому значению: день — ь, друг — враг, радость — горе и др. Используются как яркое изобразительное средство для тивопоставления явлений, для создания контраста, например: «. .я чувствовал комическую евернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть хозяин» (Ф. :андер)

Афоризмы — «крылатые слова», изречения, выражающие с предельной краткостью ую-либо значительную, глубокую мысль в оригинальной, художественно заостренной оминающейся форме, некое неожиданное суждение, характеристику: «Человек — это шт гордо!» (М. Горький), «Служить бы рад — прислуживаться тошно» (А. С. (боедов).

Многозначность слова — наличие у слова нескольких связанных между собой значений, многозначного слова выделяется прямое и переносное значение. Прямое значение осредственно указывает на явления окружающего нас мира и не мотивировано другими чениями этого слова. Переносное значение по смыслу связано с прямым и мотивировано Например: ср. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, 'ла цпостепенно облегала небо; Со свистом туча стрел взвилась..; Снова тучи надо мною ралися в тишине. (А. С. Пушкин). Многозначность слова, его способность употребляться в еносных значениях широко используется как стилистическое средство, усиливающее азность речи, позволяющее представить описываемые явления более ярко и наглядно, (см. )пы) Например, в одном из текстов Ф. Искандера рассказывается о детстве писателя и черкивается, что именно тогда складывались его нравственные основы, мироощущение: ie начало шумело и жило в горах», «теперь там никого нет, и мне кажется, что я прозаической фразы, например: «Уасе сукна купил он себе такого, какого не носила вся губерния...; у лее приобрел он отличную пару и сам деро/сап одну воэ/сжу, заставляя пристяжную виться кольцом; уже завел он обычай вытираться губкой, намоченной в воде, смешанной с одеколоном; уже покупая он весьма недешево какое-то мыло...» (Н. В. Гоголь «Мертвые души»); Гляэ/су на будущность с боязнью, //Гляжу на прошлое с тоской (М. Ю. Лермонтов).

Бессоюзие — намеренный пропуск сочинительных союзов для придания фразе большей динамики. Например: Мелькают мимо будки, бабы, // Мальчишки, лавки, фонари, //Дворцы, сады, монастыри, //Бухарцы, сани, огороды, //Купцы, лачужки, мужики, //Бульвары, башни, казаки, //Аптеки, магазины моды, //Балконы, львы на воротах... (А. С. Пушкин)

Вводные слова и словосочетания— слово, сочетание слов или предложения, не связанные о другими словами; могут выражать чувства пишущего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением: к счастью, к радости, к сожалению, кужасу и др.; также выражать оценку говорящим степени реальности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т. п.): конечно, несомненно, кажется, само собою разумеется, безусловно, казалось бы и др.; указывать на связь мыслей, последовательность изложения и источник сообщаемого: следовательно, в частности, например, кроме того, следовательно, во-первых и др.; по мнению..., по-моему..., говорят, помнится, мол, дескать и др.; представлять собой призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определенное отношение к излагаемым фактам: видишь (ли), пойми, вообразите, пожалуйста, допустим, предполоэ/сим и др.; показывать степень обычности того, о чем говорится (бывает, случается, по обыкновению и др.), выражать экспрессивность высказывания (по справедливости, по совести, смешно сказать и др.) Например: «Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемикивы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному» (Л. Павлова).

Градация — оборот поэтической речи, состоящий в преднамеренной группировке однородных определений в последовательном порядке повышающейся или понижающейся смысловой или эмоциональной значимости; средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии (от малого к большому— прямая Г.— или от большого к малому — обратная Г.), передать нарастающую напряженность чувства, переживания. Например: «Мозг класса, дело класса, сипа класса, слава класса — вот что такое партия» (В. Маяковский); «Фу ты, пропасть, какие смушки!.. Описать нельзя: бархат! серебро! огонь!» (Н. В. Гоголь); Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слезы лил, но ты не снизошла (А. Блок). Г. может стать композиционным приемом построения всего текста (например, в сказках «Терем-теремок», «Колобок», «Про дедку и репку»).

Инверсия— нарушение последовательности речи, общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы; придает фразе новый выразительный оттенок, особую торжественность звучанию и смыслу предложения: Болящий дух врачует песнопенье. — Б. Баратынский.

Многосоюзис— намеренный повтор одинаковых союзов. Например: И сердце бьется в упоенье, //и для него воскресли вновь//и божество, и вдохновенье, //и жизнь, и слезы, и любовь. (А. С. Пушкин)

Параллелизм— сопоставление. Например: «Травой зарастают могилы — давностью зарастает боль» — М. Шолохов.

Парцелляция — стилистический прием использования неполных предложений (предложений, в которых отсутствует один или несколько членов Лесная птица уже улетела. За ней двинулась болотная.); неполнота предложений восполняется ситуацией, которая и делает неполные предложения понятными и естественными; характерны для разговорной речи; их важное качество — массовость, демократичность, доступность; на фоне книжного синтаксиса выделяются стилистической новизной; придают речи динамизм, емкость; при незначительной затрате словесного материала содержат значительный объем информации и очень выразительны.

Повтор (рефрен) — неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений, [новидности повторов:        анафора,        эпифора, градация. Повторы могут быть ссическими и синтаксическими. «Чтобы понять это вполне, надо забыть наше ■мя, наши отношения, надо перенестись мыслью в ту эпоху жизни России, когда •мотных людей .можно было по пальцам перечесть, когда ученье было чем-то ждественным с колдовством, когда книга была редкостью и неоцененным ровшцем.» (В. Г. Белинский). При помощи лексического повтора, как правило, в тексте датяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя: ниво дышит полдень мглистый, лениво катится река. // Ив тверди пламенной и ■той лениво тают облака (Ф.И. Тютчев).

Подтекст — невысказанное прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных шик, замечаний, деталей и пр. отношение автора к излагаемому материалу. В научном ле или в деловых бумагах подтекст явился бы недостатком, мешающим восприятию активного содержания текста, а в художественном произведении или в публицистике он яется неотъемлемой составной частью.

Риторический вопрос — вопрос, обращенный к читателю, не требующий ответа; юльзуется для привлечения, усиления читательского внимания; усиливает щиональность высказывания. Ту же роль выполняют обращения, восклицания. 1ример: «Отчего люди не летают? Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?»

Н. Островский        «Гроза»); «Какая это высокая проза! и столько раз будут пировать ее!» (И. Андроников).

Синтаксические конструкции разговорного стиля—конструкции, используемые жде всего в разговорной речи, для которой характерно употребление простых и неполных щложений. Конструкции разговорной речи сжаты, емки, лаконичны. Нарушение стиля тлекает внимание читателя. Короткие, отрывистые предложения, пропуск отдельных слов щают речи динамизм, непринужденность, раскованность, создают эффект «экспромта», юдготовленности, ощущение непосредственного общения, диалога. Использование [росительных предложений, характерных. Для устной речи, оживляет, облегчает восприятие ■ериапа читателем, служит для полемического заострения предложенных проблем, лример: «Акх\ионированиепередача мастерской в собственность коллектива. Реакция? <акой! Мастерская и так, по сути, была в собственности работников. Другой вариант, чватизация в одни руки. Основной вопрос *— какие? В теневые структуры или одному из ютников?»

Синтаксический параллелизм—однородное синтаксическое построение предложений, лример: «Твой ум глубок, что море, // Твой дух вцсок, что горы. «В синем небе звезды щут, //В синем море волны плещут, // Туча по небу идет, // Бочка по морю плывет» (А. С. лкин); Алмаз шлифуетсй алмазом, //Строка диктуется строкой (С. Поделков).

Умолчание — фигура речи, при которой высказывание умышленно не завершается с …. чтобы читатель сам додумал пропущенные слова, а также может быть средством выражения особого эмоционального состояния. Например: Вот он доберется до тебя... Ах, ы не эти родственники!..

Эллипс — речевая конструкция, в которой пропущено слово или несколько слов, легко станавливаемых либо по контексту, либо согласно конкретной ситуации, либо благодаря гмуникативному опыту говорящих. Способствует усилению эмоциональной насыщенности жазывания, придавая ему лаконизм. Например: «Вот, правда, мужичок [идет], за ним ут] две бабы вслед...»—А. С. Пушкин.

Эпифора— стилистическая фигура повторения; повторение в конце отрезка речи юго и того же слова (лексическая Э.), формы слова (грамматическая Э.) или юнимического слова (семантическая Э.) Пример: «Фестончики, все фестончики: пелеринка фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, де фестончики.» ■— Н. В. Гоголь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие по русскому языку

Методическая разработка учителя русского языка и литературы...

Интерактивное учебное пособие по русскому языку для 5-9 классов

Сборник электронных опорных конспектов. При создании пособия учитывались все требования, предъявляемые к первичному «выведению» ОК. В состав пособия входят интерактивные опорные конспекты с заданиями ...

Учебно-методическое пособие по русскому языку для учащихся 9 классов "Синтаксис сложного предложения. Тесты"

Данное учебно-методическое пособие предназначено  для повторения, закрепления и проверки знаний по русскому языку обучающихся 9 классов в форме тестов. Составляя пособие, автор исходил прежде все...

Учебное пособие "Лексика русского языка"

Учебное пособие написано в соответствии с образовательной программой для средних учебных заведений. Оно включает теоретический и практический материал, посвященный омонимам, синонимам и антонимам русс...

Учебно-методическое пособие по русскому языку. Программа кружка по русскому языку "Юный оратор"

Учебно-методическое пособие представляет собой Программу кружка по русскому языку «Юный оратор», в составе которой теоретический и практический материал, касающийся работы над голосом, ора...

Авторские электронные учебные пособия по русскому языку

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам использовать в учебной работе электронные учебные пособия по русскому языку "Орфография" и "Культура речи". Разработки ориентированы на применение...