Разработка урока по культуре речевого общения. «Учимся благодарить»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Урсакова Ольга Александровна

Цель урока: Формирование новых знаний, умений и навыков по культуре речевого общения.

Тип урока: Комбинированный.

На уроке решаются следующие задачи:

1.Знакомство с речевыми формулами.

2.Знакомство со структурой ситуации благодарности.

3.Закреление полученных знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОЛЛЕДЖ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА №18

Разработка урока по культуре речевого общения.

«Учимся благодарить»

Исполнитель: преподаватель

Урсакова Ольга Александровна

Москва, 2012

Урок по культуре речевого общения.

Тема: Учимся благодарить.

Цель урока: Формирование новых знаний, умений и навыков по культуре речевого общения.

Тип урока: Комбинированный.

На уроке решаются следующие задачи:

1.Знакомство с речевыми формулами.

2.Знакомство со структурой ситуации благодарности.

3.Закреление полученных знаний.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран.

Подготовка к уроку:

1)творческие задания 3 группам учащихся: собрать слова благодарности, используемые в транспорте, магазине, среди учащихся в колледже;

2)подобрать отрывки из фильмов с изображением ситуаций в транспорте, в магазине, учащиеся колледжа в раздевалке, в библиотеке, в столовой.

3)учащиеся готовят диалоги.

Ход урока.

I.Вступительное слово учителя:

Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой,благодарим за труд,за любезность,извиняемся,если допустили какую-нибудь оплошность.И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова-слова речевого этикета.

Кто знает сколько раз в день мы произносим слово здравствуй,прощай,благодарю Вас,спасибо, извините,пожалуйста,каждый раз одаривая улыбкой того,кому мы их адресуем.Первоначальный  благодарный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается.Об этом напоминает нам в своём стихотворении поэтесса Веселовская:

Слова с рожденья ждёт жестокий выбор-

Не всякий возглас в речи выжить мог.

Но вот звучит во все века спасибо-

Спаси,мол,брат,тебя за это Бог!

Касаются веков сквозные грани,

И снова в нас преемственность жива,

И из старинныхлучших пожеланий

Кроятся наши русские слова.

Вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово спасибо - одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов.  А в какой жизненной ситуации мы его употребляем? Конечно,в ситуации благодарности.

II.Объявление темы и целей урока.

Итак,тема нашего урока:«Учимся благодарить»(записывается в тетради).

 А каково лексическое значение слова благодарность?(Уч-ся высказывают свои мнения.)

-Спасибо.А какое толкование дано в словаре С.Ив.Ожегова?

(Ученик читает словарную статью)

Благодарность-чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро,внимание.(Запись в тетради.)

А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова,которые есть в русском языке.

Назовите их.(Уч-ся вспоминают знакомые им формы благодарности:спасибо,большое спасибо,благодарю Вас,очень признательна.)

Вы назвали четыре слова. Много это или мало? Ка вы считаете,ребята? Я тоже думаю,что это очень мало. Но,может быть,пополнят этот небольшой список ваши одноклассники,вернувшиеся из творческой командировки? Они наблюдали,как используются слова благодарности в окружающей нас жизни. Пожалуйста,ребята,вам слово.

Уч-ся знакомят класс с результатами наблюдений.

Группа №1. Мы исследовали употребление слов благодарности в общественном транспорте. (На экране сценка «В транспорте».)Выяснили,что люди благодарят в следующих случаях:когда1)передают деньги на билет;2) кто-то кому-то уступает место;3) водитель продал им билет. Чаще всего употребляют слово спасибо,иногда благодарю Вас. К сожалению,нередко за услугу никак не благодарят.

Группа№2. Наш объект наблюдения- роднойколледж,а именно:раздевалка,столовая,библиотека.(На экране сценки из жизни учащихся.)Наши результаты в общем-то совпали с результатами наблюдений первой группы. Чувство благодарности чаще всего выражается в словах спасибо и большое спасибо.

Группа№3. Удручающее впечатление произвело на нас общение в магазине. Практически не слышали,чтобы кто-то благодарил продавца.(На экране ситуация «Покупатели в магазине».)

III. Следующий этап урока посвящается формированию новых знаний,умений и навыков.

1) Знакомство с речевыми формулами.

Учитель благодарит ребят за предоставленный материал и сообщает:

-А вот исследователь русского речевого этикета Н.Ив. Формановская в одной изсвоих книг предлагает 28 слов и выражений,с помощью которых человек может поблагодарить другого. Некоторые из них мы выписали (выражения выведены на экране). Вот послушайте(читает список,уч-ся записывают в тетрадь).

Спасибо

Благодарю Вас

Я вам очень признателен

Я вам многим обязана

У меня нет слов,чтобы отблагодарить

Как я вам благодарен!

Моя благодарность не знает границ

Я хочу отблагодарить вас

Вы очень любезны

Я тронута вашим вниманием

Это очень мило с вашей стороны

Вы меня так выручили!

Смотрите,какое богатство!Им мы будем постепенно овладевать. Конечно, за один урок нам не запомнить все эти слова и выражения. Мы лишь постараемся обогатить свою речь некоторыми из них,будем учиться употреблять их в речи.

2) Знакомство со структурой ситуации.

-Давайте мы с вами представим себе любую ситуацию благодарности.

Например,такую.

Учитель подходит к Оле К.

-Оля,дай мне на минуточку учебник.

-Возьмите,пожалуйста.

-Большое спасибо,Оленька.

-Что вы,не за что.

Была ситуация благодарности? (Уч-ся отвечают согласием). Из каких же компонентов она состоит? Во-первых участники. Их два:Оля-человек, которого благодарят,я-человек,который благодарит. Но ситуация благодарности не возникает на пустом месте. Ведь благодарят за что-то,за какую-то услугу. В данном случае за учебник.

Итак,в ситуацию благодарности входят три основных компонента(запись в тетради):

а) человек,которого благодарят;

б)человек,который благодарит;

в)услуга .

Затем выполняется упражнение на узнавание компонентов ситуации благодарности в общении литературных героев,например в сказке А.С. Пушкина:

…Ей царевна,говорит: «На ж,лови!»- и хлеб летит.

Старушонка хлеб поймала; «Благодарствую»- сказала.- « Бог тебя благослови…»

Далее проводится практическое занятие,цель которого-учиться благодарить,учитывая особенности компонентов ситуации благодарности.

Задача №1. Вы едете в маршрутке и попросили соседа предать ден6ьги на билет. Он выполнил вашу просьбу. Как поблагодарить человека за данную услугу? Выберете из двух вариантов правильный:

-Благодарю,

-Моя благодарность не знает границ.

(Надо использовать первое выражение, так как вторую формулу-я думаю,употребляют,если услуга очень велика,а в данном случае этого нет).

-Совершенно верно,выбирая те или иные слова благодарности,мы должны учитывать меру услуги, её значимость.

Задача№2. Вашей маме удачно сделали очень сложную операцию. Как вы поблагодарите врача?

-Спасибо,доктор.

-Доктор,нет слов,чтобы выразить вам мою благодарность!

(Я бы использовала второе выражение,так как слово спасибо при этих обстоятельствах не способно выразить всю степень моей благодарности).

Не должны мы забывать и об участниках ситуаций общения. Послушайте несколько формул благодарности. Как вы считаете, люди какого возраста чаще всего употребляют эти слова:

-Я вам чрезвычайно признательна.

-Примите мою благодарность.

-Вы очень внимательны.

-Ваша любезность меня ко многому обязывает.

Уч-ся отвечают,что данные выражения используют люди старшего поколения.

Согласна с вами. А почему? Посмотрите,с помощью этих формул чувство признательности выражается полнее,глубже,а понимание этого приходит с годами,когда люди умудрены жизненным опытом.

Послушайте ряд диалогов и попробуйте определить характер взаимоотношений участников,их возраст. (Диалоги проигрываются учащимися).

Диалог №1.

–Я принёс тебе книгу.

–Спасибо,Петя!

–Не стоит,за что же.

Диалог №2.

-Верочка,как тебе благодарна за то,что ты помола Андрюше исправить двойку!

-Ну что вы,Анна Васильевна,не надо благодарить меня. Андрюша сам очень старался.

Диалог №3.

-Дорогой Семён Осипович! Разрешите поздравить Вас с днём рождения!

-Благодарю вас,друзья мои,я очень тронут…

Диалог №4.

-Ольга Петровна, у меня нет слов,чтобы отблагодарить Вас за вашу заботу и внимание,которым Вы меня окружили.

-Что вы,Елена Борисовна,мне было так приятно! Вам спасибо, что Вы приняли приглашение. Приезжайте ещё.

-Большое спасибо.

А сейчас попытайтесь,используя формулы благодарности, с которыми вы сегодня познакомились, и, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности,составьте  письменно диалоги по следующим ситуациям:

1) Ученик благодарит своего одноклассник за то,что он принёс почитать интересный журнал.

2)Вы благодарите маму за очень вкусный ужин.

3)Пожилой человек благодарит женщину,которая уступила ему место в автобусе.

(Уч-ся работают по рядам).

IV.Итоги урока:

-Сегодня мы учились благодарить. Мы старались пополнить свой словарь формулами благодарности,учились использовать их в своей речи. Эти умения очень важны. Ведь поблагодарить человека в нужную минуту,сделать это тактично,вежливо-значит подарить ему капельку солнца,радости. Недаром в слове благодарность два  корня.Благодарить-значит дарить людям благо,дарить людям добро.

V.Домашнее задание.

Написать мини сочинение, включив в него ситуацию благодарности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...

Урок речевого общения «Учимся благодарить» в 9 классе

Цель урока: создание адаптивной образовательной среды для учащихся на уроке через внутриклассную дифференциацию по возможностям обучения учащихся.Задачи: формирование навыков и умений речевого общения...

Урок по культуре речевого общения "Учимся благодарить"

Надо  в  любой  ситуации оставаться  вежливыми людьми. Благодарить - значит дарить  людям благо,  дарить  людям  добро....

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...