Урок по культуре речевого общения "Учимся благодарить"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Надо  в  любой  ситуации оставаться  вежливыми людьми. Благодарить - значит дарить  людям благо,  дарить  людям  добро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc1.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по  культуре  речевого  общения «Учимся  благодарить».

Вступительное  слово  учителя:

- Мы  ежедневно  здороваемся  и  прощаемся, общаемся, благодарим  за  труд, за  любезность, извиняемся, если допустили  какую – нибудь  оплошность. И  во  всех  этих  ситуациях  нашими неизменными  спутниками волшебные  слова - это  слова  речевого  этикета.

 - Кто  знает, сколько  раз  в  день  мы произносим  слова  здравствуй,  прощай,  благодарю, спасибо,  извините,  пожалуйста, каждый  раз  одаривая  улыбкой  того, кому  мы их  адресуем.  Первоначальный  благородный смысл  некоторых этикетных  слов  уже  утрачен  или  утрачивается. Об  этом  напоминает  нам в  своём  стихотворении  поэтесса Веселовская.

Слова с  рожденья  ждёт  жестокий  выбор –

Не  всякий  возглас  в  речи  выжить  мог.

Но  вот  звучит во  все  века  спасибо –

Спаси, мол  брат, тебя  за  это  бог!

 Касаются  веков сквозные  грани,

И  снова  в нас преемственность жива,

 И из  старинных  лучших  пожеланий

 Кроятся наши  русские  слова.

Вот из  такого  старинного  русского  пожелания «спаси бог» и  и  родилось  слово  спасибо – одно из самых распространённых  в  русском  языке  этикетных  слов. А  в  какой  жизненной ситуации  мы  его  употребляем? Конечно, в ситуации благодарности.

ОБЬЯСНЕНИЕ  ТЕМЫ  И ЦЕЛИ  УРОКА.

- Итак, тема  нашего  урока: «Учимся  благодарить». А  каково  лексическое  значение  слова  благодарность ?

( Учащиеся  высказывают  свои  мнения.)

- Спасибо. А  какое  толкование дано  в  словаре С. И. Ожегова?

Благодарность -  чувство  признательности к  кому – нибудь за оказанное  добро, внимание.

- А  выразить  это  чувство  помогают  нам  специальные  этикетные  слова, которые  есть  в  русском  языке. Назовите  их. ( Учащиеся  вспоминают  знакомые  им  формулы благодарности: спасибо, большое  спасибо, благодарю Вас, очень  признательна.)

- Вы  назвали  несколько  слов. Много  это  или  мало ? Я  думаю,  что  это  мало. За  что  обычно  благодарят. (дети  называют  ситуации)

=  А  вот  исследователи  русского  речевого этикета Н.И.Формановская  в  одной  из  своих  книг предлагает 28  слов и  выражений, с  помощью  которых  человек  может  поблагодарить  другого. Некоторые  из  них  мы  сейчас я  прочитаю.

Спасибо.

Благодарю  Вас.

Я  вам  очень  благодарна.

Я  вам  многим  обязан.

У  меня  нет  слов, чтобы  отблагодарить вас…

Как я  вам  благодарна.

Моя  благодарность  не  знает  границ.

Я хочу  поблагодарить  вас.

Вы  очень  любезны.

Я  тронута  вашим  вниманием.

Это  очень  мило с  вашей  стороны.

Вы  меня  так  выручили.

Смотрите,  какое  богатство!  Им  мы будем постепенно  овладевать. Постараемся  обогатить  свою  речь , будем  учиться употреблять их  в  речи.

- Давайте  мы с  вами  представим  себе  любую  ситуацию  благодарности. Например, такую.

Учитель  подходит  к ученице:

- Рита, дай мне  на  минутку  учебник.

- Возьмите  , пожалуйста.

- Большое  спасибо, Рита.

- Что  Вы, не за что.

Была  ситуация  благодарности? Из  каких же  компонентов  она  состоит.

Итак, в ситуацию  благодарности  входят  три  основных  компонента:

  1. человек, которого  благодарят;  
  2. человек, который  благодарит;
  3. услуга.

- В художественной  литературе мы  часто  можем  найти  ситуацию, где  люди  благодарят  друг  друга. Возьмём сказку А.С.Пушкина  «Сказку  о  мёртвой  царевне  и  о  семи  богатырях» :

…Ей  царевна  говорит,-

На ж , лови!»- и  хлеб  летит.

«Благодарствую,- сказала.-

Бог  тебя   благослови…»

-  Выбирая  те  или  иные  слова благодарности,  мы должны  учитывать  меру  услуги, её  значимость.

( Учащиеся  называют  разные  ситуации)

-Не  должны  мы  забывать и  об  участниках  ситуации  общения .Послушайте  несколько  формул  благодарности. Как вы  думаете,  люди  какого  возраста  чаще  всего  употребляют  эти  слова?

-  Я  вам  чрезвычайно  признательна.

- Примите  мою  благодарность.

- Вы  очень  внимательны.

(Люди  старшего  поколения).

А  теперь  прослушайте  ряд  диалогов и попробуйте  определить характер  взаимоотношений учеников  , их  возраст.

1) - Я  принёс  тебе  книгу.

    -  Спасибо, Петь!

    - Не  стоит.

2)  -Верочка  , как  я тебе  благодарна за  то , что ты  помогла  Андрюше  исправить  двойку!

   - Ну  что вы, Ирина  Владимировна, Андрюша  сам  старался очень.

3)  - Дорогая  Валентина  Ивановна! Разрешите  поздравить   Вас  с днём  рождения!

  -  Благодарю  вас , друзья  мои ,  я  очень  тронута.

-  А  сейчас  попытайтесь, используя  формулы  благодарности,  с  которыми  вы  сегодня  познакомились, и  учитывая  особенности  компонентов  ситуации  благодарности, составить  письменно диалоги  по  следующим  ситуациям.

1) Ученик благодарит  своего  одноклассника за то,  что  он  принёс  ему  диск  с  играми.

2) Вы  благодарите  бабушку  за  вкусные  пирожки.

3) Пожилой  человек  благодарит  женщину за то , что  она  уступила  ему  место  в  автобусе.

Итоги  урока:

 - Сегодня  мы  учились  благодарить. Мы  старались пополнить  свой  словарь  формулами  благодарности, учились  использовать  их в  своей  речи. Эти  умения  очень  важны. Не  забывайте  это  делать.

Недаром  в  слове  благодарность  два  корня.

Благодарить – значит  дарить  людям  благо, дарить  людям  добро.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...