Урок развития речи по теме "Тайны звука"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Прокофьева Надежда Петровна

Уроки развития речи трудны для ребят. Но именно они помогают развивать языковое чутьё, воспитывать интерес не только к русскому языку, но и к различным видам искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_urok_literatury.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:



5 класс.  Урок развития речи.


Тема: « Тайны звука ».


Цель урока: обобщение изученного  по теме «Фонетика»;

                      развитие языкового чутья, поэтического слуха и зрения,

                     умения видеть художественное своеобразие и особенности

                    стиха;

                    воспитание интереса к русскому языку и литературе,

                   к различным видам искусства;

                  работа над коммуникативной грамотностью учащихся.

Оборудование к уроку: Стихи русских поэтов.


Эпиграф:  …Что не выскажешь словами,-

                       Звуком на душу навей

                      И раскрась весь мир над нами…

                     Сразу станет веселей!

                                                А.А.Фет.


Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя.

 Ребята, у нас сегодня необычный урок. Это будет урок открытий.

    Скажите, вы любите тайны? А что такое, по – вашему, тайна? (Тайна – когда что – то скрываешь).

  Так вот, ребята, оказывается и звуки речи имеют тайны,  не все вам они про себя рассказали. Эти тайны мы сегодня   и раскроем, исследуя все до мелочей. Урок наш так и называется: «Тайны звука».

Вы слышали о таком писателе – С.Я Маршак? Он, обращаясь к вам , писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели». Он очень хотел, чтобы и вы  тоже были талантливыми, чуткими к слову, обладали творческим воображением. Именно тогда можно услышать эти «волшебные звуки». Я – то знаю, что вы именно такие и есть, и сегодня вы это докажете. А помогут вам все ваши знания, полученные на уроках русского языка и литературы, ИЗО и музыки, может, и история пригодится. Словом – мобилизуйте весь ваш запас знаний, потому что мы сегодня будем не просто читать стихи или рассказывать о звуках и буквах, а вслушиваться и всматриваться в каждое слово. Будем вести диалог с поэтическим текстом, будем делать научные открытия.


1



  1. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним, как называется наука, изучающая звуки речи?
  2. А что же мы знаем о звуках речи?
  3. Что такое диалог?

Знания по теме есть. А теперь проверим, как с воображением.

  1. Какого цвета улыбка ?
  2. А как смеется человек, если смех его черный?
  3. Что общего между партой и столом?
  4. А дружбой и столом? (бывают прочными, за одним столом могут сидеть много людей, которых объединяет дружба).

С воображением тоже неплохо. А вообще, давайте прислушаемся к совету А.А. Фета (Эпиграф).

Работая над темой, ведя диалог с поэтическим текстом, попробуйте понять, как из звукового многообразия поэты выбирают те звуки, которые помогают  услышать, увидеть и понять то, что хотел выразить поэт.

  1. Работа над темой.

 Стихи – это таинственный мир поэзии.

  1. Чем отличается поэзия от прозы? ( Ритмом, размером, рифмой).
  2. Что такое рифма? ( Совпадение в строках последних звуков).
  3. Какие рифмы бывают? (Точные и неточные)

Нас приглашает к диалогу А.А. Фет. Откройте стих. «Весенний дождь». Прочитайте его.

  1. Проанализируйте  рифмы. (Рифма точная, перекрестная).

( 1 в.-  рифмы 1 строфы; транскрипция.

  2 в.-  рифмы  2 строфы;

  1. Посмотрите на 3 строфу. Где же здесь точная рифма?

(стекло – подошло согласна. А тянет – барабанит?)

Вот вам первая тайна. Разгадывайте. (Буквы разные – звук один).

 Такими фонетическими принципами пользовались многие поэты, в т.ч. А.С.Пушкин.  Вспомните «Зимний вечер».

                            Наша ветхая лачужка

                            И печальна, и темна,

                            Что же ты, моя старушка,

                             Приумолкла у окна.


ВЫВОД: Рифма – это яркая особенность стиха. Она  дает почувствовать   ритм, делает звучание красивым, т.е. создает благозвучие .

  1. Какое слово незнакомое вы услышали? (Благозвучие) (Значение)

С этим словом  связана вторая тайна звука.



2



Читая стихи, мы не замечаем, что нас в поэзии покоряет именно благозвучие, сочетание красивых созвучий, плавное течение речи, напевные интонации.

  1. Что же делает речь благозвучной? (Подбор слов близкого звучания, красивое сочетание звуков, простое в произношении.)
  2. Сравните строки из стих. Скажите, какая из них благозвучная?

                Широка река, Волга – матушка…

             

              Какая река так широка, как Ока?


  1. Найдите строчку, которая сбивает ритм, звучит неблагозвучно:   

            Дремлет взрытая дорога.

           Ей сегодня примечталось,

          Что совсем – совсем немного

          Ждать зимы седой осталось.

  1. Кто же виноват в этом? ( Звуки. Обычно гласные звуки чередуются с согласными, не создавая трудностей для произношения. А если скопление гласных или согласных, то это наносит ущерб стихам, лишает их благозвучия.)

Истинный поэт всегда старается, чтобы его стихи лились, а не чихали. Вдохновение подсказывает, какие слова нужно подобрать, какие звуки соединить, чтобы достичь благозвучия.

  1. Какой вывод можно сделать, раскрыв эту тайну звуков?

 (Когда пишем сочинения, надо думать над звуковой стороной речи).

Но если правильно пользоваться фонетической организацией речи, то стихи зазвучат так, что мы их будем слышать. Стихи могут шуршать, хрустеть, цокать, шипеть. В этом третья тайна звука.

Вас приглашает к диалогу Ф. И. Тютчев.

Послушайте его стихотв. «Весенняя гроза».

  1. О чем это стихотворение? ( Поэт передает свое отношение к весенней грозе.)
  2. Удалось ли поэту передать необычность этого явления природы?

      Какая она, гроза весной? (гром грохочет, как бы резвяся и играя, он раскатистый, все радуется этой грозе).


  1. А теперь прислушайтесь  (чтение стих. учителем). Как еще поэт передает своё отношение к грозе? (При помощи звуков).

Да, он словно пишет звуками. Такой изобразительный прием, основанный на повторе звуков, называется звукописью.

Благодаря такому приему мы слышим стихи.

Если повторяются согласные звуки, то это аллитерация,

если гласные – ассонанс.

3

  1. Какой прием использует автор? С какой целью?

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою.

Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы.

Шуршат камыши, в камышах  - малыши.

  1. В диалог вступает А.С. Пушкин. Давайте сравним

2 отрывка из его стихов «Зимний вечер», «Зимнее утро».

  1. Какое стихотворение передает яркое, светлое, нежное настроение, а в каком говорится о чем – то темном, страшном, угрюмом?

 ( В первом отрывке  ассонанс : у – о .Многократное повторение их усиливает впечатление одиночества, страха, грусти. Какой звук помогает нам услышать бурю? (Р, ХР, КР, З, С). Какой это прием? (Аллитерация).

( Во втором отрывке настроение счастья передается через ассонанс:

(э – а) и аллитерации (л, н, л) Эти звуки передают впечатление мягкости, напевности, нежности.

Вывод: звукопись наполняют стихи особой музыкой, которую надо научиться слушать.

У звуков есть ещё одна тайна – тайна цвета. Существует мнение, что каждый звук имеет определенный цвет. Вот о цветописи мы и поговорим.

Перед вами таблица     звукоцветных        и           значимости

                                       соответствий                     звукобукв                                                                                                                  

А

Я

 густо - красный

 ярко - красный

А  яркий, широкий        

О

Ё

  желтый, реже белый

 желто – зеленый

О – хороший, яркий

Ё  -   радостный  

У


Ю

 темно – синий, лиловый


голубоватый, сиреневатый

У плохой, холодный

 грустный,печальный

Юнежный, красивый

Е

 зеленый

Е нежный, светлый,

    легкий, веселый

И

синий

И – хороший,

       нежный

Ы

мрачный, черный

Ы - отталкивающий

4

Таблица значимости согласных звукобукв

звукобуква

            Характеристика звукобуквы

Л

светлый, веселый, радостный.

Н

нежный, горячий, легкий.

С / З

ближе к темным значениям, но со светлым оттенком.

Р, Д

грубый, темный, холодный

Ш

плохой, темный, холодный, грустный, тусклый.

Г,Ж

грубый, тяжелый,

Ц, Х, Ф

грубый, тяжелый, тусклый, темный

 

  1. Продолжим диалог с А.С. Пушкиным. Мы будем создавать цветовую гамму его стихов. Сравним 1 – ю строфу стих. «Зимний вечер» и  3 – ю стих. «Зимнее утро».

 

Стихотв.

А

Я

О

У

Е

Ы

И

Р

Л

С/З

Ш

Ж

Х


«Зимний

  вечер»


«Зимнее

  утро»





                  Заполните таблицу, сосчитав количество звукобукв.  

  Вывод: наблюдая за цветовой гаммой стихотворений А.С.Пушкина, мы заметили, что в стихотворении «Зимний вечер» больше всего темных красок, фон – красно – желтый с синим отливом. 

  В стихотворении «Зимнее утро» больше всего звукобукв – Е, Л. Они создают радостное, веселое настроение. Фон – зеленый с желто – красным отливом.

5

А теперь вывод по теме урока: поэты, мастерски пользуясь богатством родной речи, выразительной возможностью звуков речи, сопровождают стихи особой музыкой, которую надо научиться слушать. Но услышать и увидеть это сможет человек с богатым воображением. Я надеюсь, что вы сможете  увидеть, услышать и понять все, что хотел сказать писатель в своем произведении.

  1. Д / З. Используя материал урока, проанализируйте стихотворение А,А, Фета «Летний вечер…» на фонетическом уровне. (звукопись – что слышу, что помогло услышать, и цветопись).

6

ТАЙНЫ ЗВУКОВ,

Изобразительный прием, основанный на повторе звуков, называется звукописью.

Благодаря такому приему мы слышим стихи.

Если повторяются согласные звуки, то это аллитерация,

если гласные – ассонанс.

                         таблица     звукоцветных        и           значимости

                                       соответствий                     звукобукв                                                                                                                  

А

Я

 густо - красный

 ярко - красный

 А  яркий, широкий

       

О

Ё

  желтый, реже белый

 желто – зеленый

О – хороший, яркий

Ё   -    радостный

У


Ю

 темно – синий, лиловый


голубоватый, сиреневатый

У плохой, холодный

 грустный,печальный

Юнежный, красивый

Е

 зеленый

Е нежный, светлый,

    легкий, веселый

И

синий

И – хороший,

       нежный

Ы

мрачный, черный

Ы - отталкивающий

Таблица значимости согласных звукобукв

звукобуква

            Характеристика звукобуквы

Л

светлый, веселый, радостный.

Н

нежный, горячий, легкий.

С / З

ближе к темным значениям, но со светлым оттенком.

Р, Д

грубый, темный, холодный

Ш

плохой, темный, холодный, грустный, тусклый.

Г,Ж

грубый, тяжелый,

Ц, Х, Ф

грубый, тяжелый, тусклый, темный

 

  1. Сравним 1 – ю строфу стих. «Зимний вечер» и  3 – ю стих. «Зимнее утро».

 

Стихотв.

А

Я

О

У

Е

Ы

И

Р

Л

С/З

Ш

Ж

Х


«Зимний

  вечер»


«Зимнее

  утро»





                  Заполните таблицу, сосчитав количество звукобукв.  

Вывод: наблюдая за цветовой гаммой стихотворений А.С.Пушкина, мы заметили, что в стихотворении «Зимний вечер» больше всего ………………...красок, фон…. 

  В стихотворении «Зимнее утро» больше всего звукобукв –…………..  Они создают …………, …………….настроение. Фон – …

ПЛАН анализа поэтического текста.

                План



1.Автор, название, тема.



2. Настроение стихотворения


Какие слова своим смыслом создают настроение?


3. Меняется ли настроение на протяжении всего стихотв.


а)Как оно построено?



б)Как звучит стихотворение?

.Как выражено настроение?



в)Какие приемы использует автор? (метафоры, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; лексика, предложения определенной конструкции.

Есть ли деление на строфы?


4.Каким представляется мне лирический герой?


5. Какие мысли и чувства хотел автор донести до нас?


6.Сразу ли вы поняли смысл стихотв. и замысел автора?



7, Личное впечатление от стихотворения



Примерные записи



Передо мною стих. …………. В нем говорится о ……(описывается …….).


Стихотворение пронизано ………. настроением. Перед моим глазами  встает картина ……

Достаточно выделить слова……., чтобы понять это. Именно они создают настроение……..


(Настроение меняется на протяжении всего стих.)

(На протяжении всего стих. настроение одинаковое…..)



Стихотворение можно разделить на……. части, так как……

(Композиция стих. делится на …… части, потому что…..)


Читая стих. я слышу ……. Звучание создаёт ритм. Стих написано (стих. размер). короткие (длинные) строки подчеркивают ……. Постоянно повторяющиеся звуки….. позволяют услышать……

Настроение передано через (звуки, лексику, морфологию,

художеств. средства – эпитеты, метафоры, олицетворения…)

С помощью …… поэт дает нам возможность увидеть (услышать) ……. Используя….., поэт создает образ….

В каждой строке чувствуется…….


В стих. выделяется ….. строфы. Каждая из них связана по смыслу (Каждая из них рисует отдельную картину и т.д.)


Лирический герой представляется мне……



Читая стихотв., я понимаю, что автор хотел донести до нас….

(убедить нас в том, что ……).


После первого прочтения я сразу понял (а) замысел автора.

( несколько раз перечитал (а) стих., прежде чем понял (а) замысел автора).


Стихотворение понравилось сразу (не понравилось, потому что ……).  На мой взгляд автору удалось убедить в том, что…. (не удалось донести до читателя…

ииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.

Урок на тему «Перелетные птицы» в 5 классе для глухих учащихся с задержкой психического развития включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и развития речевого слуха....

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.

Урок в 9 классе включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и работу над развитием речевого слуха.Учащимся предъявляется речевой материал по теме урока, текст, вопросы к тек...

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В....

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: "Приветствие - это очень важно!. Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ-Ш, В.

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: "Преветствие - это очень важно!". Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ - Ш, В....

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему "Перелетные птицы". Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С - Щ....