Любовь к родному языку как основа духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной досуговой деятельности
статья по русскому языку по теме

Сегеда Галина Николаевна

Духовно-нравственное воспитание  юного поколения в первую очередь осуществляется  через любовь и уважение к родному языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubov_k_rodnomu_yazyku.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краевая научно-практическая конференция «Воспитание в современной России: проблемы и достижения» (г. Пятигорск, 2008). Выступление, участие в работе секции «Духовно-нравственное воспитание»

Сегеда Г.Н. Любовь к родному языку – основа духовно-нравственного воспитания// Воспитание в современной России: проблемы и достижения. – Материалы научно-практической конференции. – Пятигорск: Издательство ПГЛУ, 28 января 2008. – Часть 2. С. 145-151

                                        Сегеда Галина Николаевна,  учитель МОУ СОШ № 7

                                                            г. Минеральные  Воды Ставропольского края

Любовь к родному языку как основа духовно-нравственного воспитания на уроках и  во внеурочной досуговой деятельности

При всём многообразии  целей и  задач, которые стоят сегодня перед российским образованием, главной, несомненно, является воспитание подрастающего поколения в духе  патриотизма, любви к Отечеству, приверженности традиционным духовно-нравственным ценностям. Мне особенно хочется подчеркнуть слово традиционным. 

Мы видим, как буквально на глазах одного поколения невероятными темпами  меняется информационная культура человечества. Мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации вытесняют традиционное чтение, которое ещё вчера, каких-нибудь десять лет тому назад, было главной интеллектуальной технологией. И вот уже стыдно не уметь отправить электронную почту, воспользоваться Интернетом, скачать и сохранить информацию (то ли нужную, то ли не очень!) и даже просто выступить перед коллегами  без столь модной сейчас презентации. При этом мы забываем, что уровень пользователя даже самой умной техникой не может  сравниться  с уровнем творца в той или иной области интеллектуальной и творческой деятельности. А потом  наивно удивляемся, почему наши дети предпочитают хранить  добытую сравнительно лёгким путём информацию на жёстком диске, а не в своей памяти, почему они не способны овладевать знаниями постепенно, преодолевая трудности на пути к радостным самостоятельным открытиям, таким образом делая их своей интеллектуальной собственностью на всю жизнь. Очевидно, в данном случае цель и средства поменялись местами. ИКТ- средство получения, сохранения,  обработки информации, но не самоцель! А там, где надо вслушаться в слово, понять его, прочувствовать, они подчас могут даже помешать. Мы же, поддавшись этому наваждению (всюду инновации, информатизация, модернизация – обратите внимание: всё это слова-«пришельцы», не русские слова), совершенно забыли о том, что  главная, самая важная  для человеческого сердца и ума информация  веками хранилась  не на  дисках и флэш-картах, и даже не на бумаге , а в СЛОВЕ, в языке народа. Это истина. В Евангелии от Иоанна читаем: «В начале было Слово, и Слово было  у Бога, и Слово было Бог…» Невольно вспоминается стихотворение  великого  русского поэта И.А.Бунина, которое так и называется- «Слово»:

 

        Молчат гробницы, мумии и кости,-

                  Лишь слову жизнь дана:

        Из древней тьмы, на мировом погосте,

                Звучат лишь Письмена.

        И нет у нас иного достоянья!

                Умейте же беречь

        Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

                Наш дар бессмертный – речь.

Слово появилось до создания алфавита, до изобретения книгопечатания и уж, конечно, до внедрения компьютерных технологий! И нельзя не согласиться с К.Д.Ушинским, который утверждал: «Язык народа- лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся  цвет всей его духовной  жизни, начинающейся далеко за границами истории».Однако в последние годы мы всё с большей тревогой говорим  о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с

 языковыми потерями. В чём это заключается, я думаю, понимают все присутствующие здесь.

 В наше время, к сожалению, сквернословие стало чуть ли не нормой. Сквернословят стар и млад: отцы семейств и  хранительницы очага, подрастающие мужчины и будущие матери, мальчики и девочки детсадовского возраста. Как норма сквернословие и мат закрепляются телевидением. Подобное состояние языка  является признаком деградации, морального падения общества.

При всей исторической терпимости, снисходительности русского языка к «чужим словам», при всей его так хорошо подмеченной А.С.Пушкиным «переимчивости и общежительности» в отношениях с другими языками можно и должно, видимо, сократить  поток иноязычных заимствований. Да, есть  иностранные слова, уже освоенные языком, например  театр, кровать, тетрадь, минута и другие- не о них речь! Но  не следует прибегать к иноязычному слову, когда существует равносильное  коренное  ( учреждение – офис, управляющий- менеджер, доказательство- аргумент, нелепость- абсурд).

Имеет место, к счастью, и другой  процесс: многим словам и понятиям возвращён или возвращается их подлинный, первоначальный смысл, например  демократия, честь, справедливость, милосердие, совесть и совестливость, нравственность и духовность, душевность, добропорядочность, раскаяние, искупление, благотворительность, благородство и другие.  Вспомнили и слова  Ветхого Завета о том, что в языке нашем заключены и жизнь, и смерть. Язык- это мостик, по которому наше земное начало  переходит в духовное. Вот почему воспитание любви к родному языку – одна из важнейших задач  школы сегодня, как, впрочем , и всегда!

«По отношению каждого человека к своему языку, - писал К.Г.Паустовский, - можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.» Любовь к родному языку  воспитывается исподволь, постепенно- с рождения и до последних дней жизни,- а не только на уроках русского языка. В процессе формирования  и сбережения  русского литературного языка должны участвовать все, кому дорога Россия: общественные  и государственные деятели, публицисты, учёные и , конечно же, учителя-словесники. Нужно осознанно взять на себя ответственность за будущее нашего языка, ибо это будущее зависит от нашей позиции.

Что же делается  для этого  в нашей стране? Отрадно отметить, что вопрос сохранения русского языка как национального богатства поставлен наконец-то на государственном уровне: 2007 год проходит как Год русского языка не только в России, но и везде в мире, где знают, любят и ценят русский язык. Воспитание любви к родному языку – один из главных аспектов и в приоритетном национальном проекте «Образование». Эта проблема среди самых главных  и на ежегодно – вот уже 15 лет подряд - проводимых  в Москве Рождественских образовательных чтениях, в которых активное участие принимают не только представители русской православной церкви, но и  видные государственные деятели, в том числе и Президент РФ В.В.Путин. Ведь всех здесь объединяет одна цель – духовно-нравственное возрождение юного поколения, которое в первую очередь осуществляется  через любовь и уважение к родному языку. Следует упомянуть и  ежегодно проходящие в мае Дни славянской письменности, а также  Всероссийский  Открытый урок ЧТЕНИЯ, прошедший 9 октября 2007 года по инициативе Министерства образования и науки РФ.

А как же этот вопрос решается  в « отдельно взятой малой единице  системы образования » - МОУ СОШ № 7? Думаю, делается немало, и делалось бы ещё больше, если бы учителя-словесники , как , впрочем, и физики, и математики, и вообще всё учительство наше, не были вынуждены  с утра до ночи  зарабатывать на хлеб насущный трудом, который подчас не оставляет времени и сил для творчества и оригинальных идей. И всё-таки…

Бережное отношение к родному слову воспитывается в первую очередь на уроках русского языка. Кроме изучения разделов науки о языке, орфографических и пунктуационных правил, стараемся сделать так, чтобы языковая реальность предстала перед учащимися не  в качестве предмета  изучения, а  в качестве осваиваемого пространства языковой жизни. «Жизнь в языке» вместо «изучения языка», понимание того, что и сам  язык «живой как жизнь». Именно такой подход позволяет получить в качестве результата любовь к языку – системное основание для внутренней готовности исследовать язык, наслаждаться им на протяжении всей жизни. Вот почему мы так часто обращаемся  на уроке не к примитивным примерам для подтверждения того или иного правила, а к текстам из русской классической литературы. «Задача школы может состоять только в том, чтобы оживить и укрепить у учащихся любовь к родному языку, к родной речи, возбудить у них интерес к тем сокровищам поэзии, какие составляют достояние нашего народа. Любовь к родной речи и любовь к родной поэзии – вот ближайшая, вполне осуществимая и вместе с тем вполне национальная задача обучения родному языку… »-эта цитата  из бережно хранимой мною книги А.В.Попова «Методика русского языка», изданной в Москве в 1915 году, звучит не менее злободневно, чем положения нацпроекта «Образование»!

Большие возможности открываются и на уроках литературы Мы не должны пренебрегать  мудрым достоянием наших предков, создавших великую страну и великую культуру. Для русских писателей  19 века характерно в высшей степени ответственное и трепетное отношение к слову. В.Ф.Одоевский , например, утверждал, что «ни одно слово, произнесённое человеком, не забывается, не пропадает в мире, но производит непременно какое-либо действие; так что ответственность соединена с каждым словом… с каждым движением души человека». Вот почему на уроке литературы чаще должен звучать художественный текст, а не теоретические размышления по поводу того или иного произведения. Жизненный и читательский опыт наших учеников подчас явно недостаточен для того, чтобы они самостоятельно поняли «Евгения Онегина» или «Героя нашего времени», которые и прочитаны ими, по точному и честному выражению одного из наших учеников, «так… слегка!» Задача учителя в этом случае – помочь, перекинуть незаметно мостик между классическим произведением и юным читателем, который зачастую далёк не только от вдумчивого чтения, но и от чтения вообще.

 Привить любовь к  родному языку невозможно, если не возродить культуру чтения. Чтения как такового сегодня не стало  меньше – оно просто стало другим, некнижным. И сам текст стал другим: звучащим, движущимся и даже  непрошеным, входящим в нас без нашего на то желания. Жизненный успех стал в меньшей степени зависеть от способности  читать , от эрудиции и общей культуры, а в большей – от  прагматических «компетенций».Юноша, не прочитавший в охотку хотя бы одного романа, но научившийся бегло программировать, в кратчайшие сроки решит проблему удовлетворения своих базовых потребностей: даже в России у хорошего программиста приличная зарплата.

Сызмальства теперь ребёнок окружён множеством  привлекательных вещей, которые освоить ему куда легче, чем чтение и книгу. Эти интерактивные – движущиеся, звучащие, реагирующие и  провоцирующие – живые и интересные в представлении ребёнка предметы и процессы закономерным образом вытесняют из обихода книгу именно в том возрасте, когда человек должен постепенно «врастать» в книжную культуру, учиться не только воспринимать текст, но и «читать между строк», чувствовать красоту родного языка, понимать душу писателя через сказанное им слово и понимать через прочитанное собственную душу. В итоге – навсегда утраченные возможности. А книга, не прочитанная вовремя, вряд ли будет прочитана позже.

«Как заставить ребёнка читать?»- часто спрашивают родители, искренне надеясь получить универсальный совет. Заставить-то, конечно, можно: «Если не прочитаешь, то…»Но есть ли смысл в таком принудительном чтении? В таком случае более очевиден вред: повзрослев, вчерашний ученик в 99 случаях из 100 не откроет вновь то произведение, которое его когда-то заставили прочитать. Списав сочинение по «Евгению Онегину», никогда не узнает, что роман начинается не со строки: «Мой дядя, самых честных правил…», а  с задушевного обращения Пушкина к читателю:

        Но так и быть – рукой пристрастной

        Прими собранье пёстрых глав,

        Полусмешных, полупечальных,

        Простонародных, идеальных,

        Небрежный плод моих забав,

        Бессонниц, лёгких вдохновений,

        Незрелых и увядших лет,

        Ума холодных наблюдений

 И сердца горестных замет.

        Поэтому не заставлять читать надо, а прививать любовь к чтению с самого раннего возраста. И уроков здесь мало, недостаточно и усилий только лишь учителя-словесника. Мы хорошо почувствовали это , готовясь к  «Открытому  уроку ЧТЕНИЯ», в котором были задействованы все учащиеся- от  малышей начальной школы до старшеклассников. В нём приняли активное участие  учителя-словесники, классные руководители, работники школьной и городской библиотек, родители, местные поэты и многочисленные гости. Урок прошёл в самых разных формах: встреча с интересными людьми, читательская конференция, презентация книги, литературно-музыкальная композиция, игра-путешествие. Причём  подготовка к этому мероприятию , думаю, не менее важна , чем само мероприятие: так много было споров, открытий, так много было прочитано незнакомых ранее произведений. Этот урок помог обобщить то, что делается нами в плане внеклассной работы  уже много лет.

        Хорошей традицией стало и участие наших учеников  в научно-практических  конференциях школьников. Так, в феврале 2007 года  наши старшеклассники выступили на региональной межшкольной конференции «Первые шаги в науку», которая проводилась на базе КИЭП. Их работы опубликованы в  сборнике материалов в секции «Литературное творчество» и «Литературоведение» ( участников подготовили учителя Октысюк В.В. и Сегеда Г.Н.)

        Интересные работы, связанные с творчеством писателей и поэтов-земляков, были представлены на районной конференции «Отечество», все они отмечены грамотами и призами. Это заслуга Октысюк В.В., в течение многих лет работающей  над темой  «Литературное краеведение».

        Хотелось бы , чтобы традицией стало участие наших старшеклассников в краевой открытой научной конференции школьников, которая вот уже 18 лет ежегодно весной проводится в Ставрополе. Нас привлекает  в рамках этой конференции творческий конкурс «Вдохновение», лауреатами которого  дважды становились и наши ученики : Старунова Галина в номинации «Юный поэт, прозаик» и Свенский Никита в номинации «Журналистская находка» (учитель Сегеда Г.Н.)

        Вот уже два года подряд мы принимаем участие  в краевом конкурсе «Лучший урок письма», который интересен тем, что ставит задачу возрождения эпистолярного жанра – жанра прекрасного, имеющего замечательные традиции, к сожалению, почти утраченные в век мобильной связи и SMS-сообщений. И в 2006 году наш ученик Азизов Святослав , ставший победителем  в номинации «Лучшие работы школьников», был награждён грамотой за подписью А.Ф.Золотухиной, министра образования  Ставропольского края.

        Из обычных школьных сочинений составлена работа Кирий А. «Несколько страничек из дневника юной провинциалки», победившая на краевом и всероссийском этапе конкурса «Дети и книга» в номинации «Проба пера». Всё это говорит о том, что уровень наших учителей и учеников достаточно высок, и не надо  бояться представлять свой опыт и творческие работы на всех уровнях.

        О большой любви к родному языку и о серьёзном  и глубоком изучении его говорит и тот факт, что уже не первый год  призёрами территориальных и зональных олимпиад по русскому языку и литературе становятся ученики Октысюк В.В.,  результативный и добросовестный труд которой отмечен в этом году высокой наградой – она стала обладателем гранта в конкурсе «Лучшие учителя России».

        Думаю, и любовь к родному языку, и духовно-нравственное воспитание слились воедино  во Всероссийском литературном  конкурсе школьных сочинений «Музыка золотого пера», в котором с большим желанием и творческим энтузиазмом приняли участие  29 учеников нашей школы с 7 по 11 класс. Каждой возрастной группе были предложены  свои темы, например:

        Легенда о Счастье

        Мой ровесник в художественной литературе

        Моё открытие  художественного произведения

        Художник и его время

        Всё начинается с любви…

        Мистические образы в литературе

        Неформальные молодёжные движения и отношение к ним в обществе

        Образ Женщины в дымке Серебряного века           и другие.

        Конечно же, у каждого автора свой стиль, своё понимание темы, но отрадно заметить, что все работы написаны хорошим литературным языком, и это радует. Значит, мы трудились не зря и помогли детям  почувствовать красоту родного языка, ощутить его силу.

        И в заключение хотелось бы зачитать выдержку из резолюции  XI Всемирного Русского Народного Собора, в которой очень удачно сформулирована наша с вами общая цель: «Преодоление множества кризисных явлений  сегодняшнего периода российской истории невозможно без духовно-нравственного очищения и подъёма общества, без опоры на классическую и народную, выдержавшую испытание временем русскую культуру и культуру народов России.

Россия живёт тяжело. В раздорах, чиновничьем произволе, бедности. Но она  живёт и в Вере, и в Надежде, и в жажде созидания. Давайте же созидать её вместе – под знаком русской классической литературы и великого Русского Слова».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно - нравственных ценностей школьников на уроках и во внеклассной деятельности

В данном выступлении я привожу рассуждения о формах и способах формирования духовно - нравственных ценностей  у школьников на уроках литературы и МХК, а также в личном общении обучающихся и педаг...

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственного воспитания"

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса - обогатить...

Музейный урок по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры» «Сказочный музей» ( знакомство с историческими источниками микрорайона Кучур-Да. Региональный компонент )

Музейный урок по курсу внеурочной деятельности«Основы духовно-нравственной культуры»«Сказочный музей»( знакомство с историческими источниками микрорайона Кучур-Дарегиональный к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно - нравственной деятельности народов России"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно - нравственной деятельности народов России"...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Родничок" для 5 класса (духовно-нравственное направление)

Кружок краеведческой направленности для учащихся сельской школы.Цель: создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление ду...