К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 5-х КЛАССОВ (ПО ДАННЫМ ЭКСПЕРИМЕНТА)
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Бурцева Елена Валерьевна

 

Для каждого школьника хорошо развитая речь – не только средство общения, но и интеллектуального развития, инструмент познания и самореализации. От уровня речевого развития зависят дальнейшие учебные достижения детей. Чтобы успешно совершенствовать методику развития речи учащихся, необходимо знать, как овладевают категориями и единицами языка современные дети, каковы тенденции и общие закономерности овладения речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otred._burceva_e.v.eksperiment_statya.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В.Бурцева

(Томский Государственный Педагогический Университет)

К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ШКОЛЬНИКОВ 5-х КЛАССОВ (ПО ДАННЫМ ЭКСПЕРИМЕНТА)

Язык – средство общения и отражения действительности в сознании людей. «Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения – оно будет неэффективным», – отмечает А.А. Леонтьев [1, с. 47].

Для каждого школьника хорошо развитая речь – не только средство общения, но и интеллектуального развития, инструмент познания и самореализации. От уровня речевого развития зависят дальнейшие учебные достижения детей. Чтобы успешно совершенствовать методику развития речи учащихся, необходимо знать, как овладевают категориями и единицами языка современные дети, каковы тенденции и общие закономерности овладения речью.

Пути развития детской речи привлекали внимание многих исследователей [2-9], но до настоящего времени эта область изучена недостаточно. Иccледование речи учащихся необходимо для выработки критериев её оценки и дальнейшей коррекционной работы по повышению уровня речевой культуры.

Как известно, одним из стратегических направлений в школьном образовании является овладение средствами языка и всеми видами речевой деятельности. Сегодня усилия педагога должны быть направлены не только на усвоение школьниками специальных знаний, умений и навыков, но и на развитие творческих способностей, на формирование личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, необходимо:

-        научить ребенка решать те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. сформировать у него коммуникативную компетенцию;

-        привить культуру речи - владение нормами русского литературного языка, его функциональными стилями и правилами речевого общения, словарем и грамматическим строем, т.е. сформировать языковую компетенцию;

-        обучить лингвистическому анализу языковых явлений, т.е. сформировать лингвистическую компетентность;

-        формировать текстовую компетентность, которая отражает, наряду с другими параметрами, уровень речевого развития школьников [10, с. 251-252].

Решить эти задачи позволяет комплексный анализ текста, так как этот вид работы предполагает обучение нормам литературного языка, организацию работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся, развитие связной речи. Текст, предлагаемый для анализа учащимся, должен содержать разнообразную информацию о мире, выражать эмоции, настроения, побуждать к размышлению.

Знание языка позволяет в процессе изучения предметов гуманитарного цикла давать учащимся знания о мире, об истории, о культуре народа, поэтому особое внимание необходимо уделять отбору дидактического материала, форм и методов обучения.

Комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интеллектуального и речевого развития учащихся, воспитания их креативности. Данный вид работы неразрывно связан с мышлением, с развитием таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, сравнение и классификация, аналогия и обобщение.

Насколько успешно справляются с задачей определения основных признаков текста современные пятиклассники, мы пытались выяснить в ходе проведенного констатирующего эксперимента. В эксперименте приняли участие 146 учащихся 5-х классов из школ № 8, 32, гимназии № 6, 18 г. Томска. Перед всеми участниками эксперимента были поставлены задачи: самостоятельно прочитать текст Н.И. Сладкова и найти основные признаки текста. Школьники должны были не только определить их, но и аргументировать свой ответ, т.е. показать уровень владения терминами и понятиями, входящими в раздел школьного курса «Речь».

Текст Н.И. Сладкова выбран неслучайно. Как и любой дидактический материал, с одной стороны, он удовлетворяет общедидактическим требованиям (доступен в восприятии, познавателен, эмоционален), с другой, – требованиям методики обучения русскому языку (текст, несомненно, является образцом для подражания, развивает языковой вкус). Учитывая возрастные особенности школьников 11-12 лет, для работы был предложен отрывок из произведений детского писателя, доступный как по содержанию, так и по языковому оформлению.

Учащиеся эспериментальной группы (25 человек) в начальной школе четыре года работали по образовательной системе «Школа – 2100», основанной на проблемном и развивающем обучении. Киселёва О.Н. отмечает как несомненное достоинство сильную сторону этой программы - «постоянное обращение в упражнениях по основной тематической линии, которую диктует логика изучения разделов курса, к заданиям по теории текста и стилистике. Такое систематическое практическое повторение формирует у учащихся прочные знания и умения анализировать тексты, понимать, как они устроены, как их создавать» [11, с.32]. Далее обучение было продолжено по УМК под ред. М.М. Разумовской, в котором одной из основных задач является речеведческое направление. Программа по развитию речи носит концентрический характер: её основу составляют три группы понятий (стиль речи, тип речи, строение текста), с которыми учащиеся знакомятся на протяжении трёх лет (5-7 классы), постепенно расширяя круг знаний и представлений в рамках каждого концентра.

Остальные участники (121 человек) входили в контрольную группу, которая обучалась по программе «Перспективная школа», основанной на традиционном подходе к преподаванию.

Эксперимент преследовал следующие цели:

  1. проверить гипотезу о значимости использования теории текста в процессе обучения речеведческой деятельности учащихся 5-х классов;
  2. выявить основные трудности, возникающие у школьников в процессе работы с текстом, и на основе полученных результатов сделать выводы об уровнях знаний и умений пятиклассников в области современной теории текста.

В ходе эксперимента участники должны были ответить на ряд вопросов и выполнить задания:

  1. Прочитайте текст.
  2. Озаглавьте его.
  3. Покажите все признаки и особенности текста на примере данного:

– определите тему текста и его основные микротемы,

– разбейте текст на абзацы,

– сформулируйте одним предложением основную мысль текста,

– выпишете опорные (ключевые) слова.

  1. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит текст.
  2. Определите тип текста.
  3. Продолжите фразу «Текст – это…».

В качестве материала для анализа учащимся был предложен текст Н.И. Сладкова «Необыкновенное утро».

Раннее утро на отмели у реки. Перед восходом над самым горизонтом висело длинное лиловое облако с огненным ободком. Разгорелась заря: красная, ветреная, тревожная. Потом всплыло нестерпимо красное солнце и всё вокруг: землю и небо – окрасило в красный цвет. И сразу гнусаво и громко закричали в тростниках фазаны. Стою под обвисшей ивой с красными листьями. Над головой пронеслись утки с красными брюшками. На речной косе дремлют розовые цапли. Над тростниками перелетают сороки – чёрные с розовым. Через реку летит огромная стая чёрных грачей с красными от зари носами. Промельтешил гурток багряных стрепетов. И я записал об этом на порозовевшем листке блокнота. Красная река текла в розовых берегах. Из воды прыгали чёрные рыбки, а их хватали чёрные против солнца чайки. Потом всё стало желтеть, тускнеть, и вот стало привычным, обыкновенным. Стоило проспать это утро, и я бы никогда не узнал, что вода может быть красной, а чайки – чёрными.

(По Н.И.Сладкову)

В результате эксперимента нами условно было выявлено три уровня знаний и умений пятиклассников в процессе работы с текстом.

1-й уровень (высокий) - соответствует пониманию текста, умению определить основную тему и мысль текста, выделить микротемы, выявить ключевые слова и, опираясь на них, озаглавить текст.

2-й уровень (средний) означает, что школьники частично справились с предложенной задачей.

3-й уровень (низкий) указывает на отсутствие необходимых умений и знаний теории текста.

Полученные данные отражены в таблице №1 (жирным шрифтом в таблице выделены результаты, соответствующие оптимальному уровню, т.е. выше 50%).

Таблица №1

Результат констатирующего эксперимента

Параметры анализа

I уровень

II уровень

III уровень

Контрольная группа

Эспериментальная группа

Контрольная группа

Эспериментальная группа

Контрольная группа

Эспериментальная группа

1. Умение адекватно озаглавить текст

4,9%(6)

12%(3)

61.1%

(74)

84%

(21)

33,8%

(41)

4%(1)

2. Умения:

– определить тему текста;

1,7%(2)

28%(7)

36,4%

(44)

44%(11)

61,9%

(75)

28%(7)

– микротемы;

3,3%(4)

52%

(13)

14,9%

(18)

20%(5)

81,8%

(99)

28%(7)

– произвести абзацное членение;

14%(17)

68%

(17)

32,3%

(39)

12%(3)

53,7%

(65)

20%(5)

– сформулировать основную мысль;

9,1%

(11)

20%(5)

5,8%

(7)

20%(5)

85%

(103)

60%(15)

– выделить ключевые слова;

12%(3)

46.3%

(56)

52%

(13)

53,7%

(65)

36%(9)

– определить функциональный стиль текста;

47,9%

(58)

88%

(22)

52,1%

(63)

12%(3)

– выявить тип текста (повествование, рассуждение, описание);

57,8%

(70)

84%

(21)

42,2%

(51)

16%(4)

3. Способность дать определение понятию «текст»

5,8%(7)

64%

(16)

70.2%

(85)

12%(3)

24%

(29)

24%(6)

Итоги эксперимента: из 9 заданий учащиеся контрольной группы на высоком уровне выполнили только одно и 6 заданий - на низком уровне, в отличие от учащихся экспериментальной группы, которые успешно выполнили на высоком уровне 5 заданий и 2 – на хорошем.

Неожиданно большим затруднением оказалось для учащихся обеих групп выявление ключевых слов текста. Больше половины школьников контрольной группы (53,7%) и треть экспериментальной (36%) в основном перечислили номинативные единицы, обозначающие предметы, о которых упоминается в тексте. Частотность употребления «красочных» слов не натолкнула учащихся на размышления о том, что это могут быть главные слова. Скорее всего, полученные результаты объясняются тем, что на уроках русского языка этой работе не уделяется должного внимания, т.к. в учебниках отсутствуют задания подобного рода. Между тем практика показывает, что такая работа необходима и должна вестись системно.

Самую большую трудность в обеих группах (85% - в контрольной, 60% - в экспериментальной) вызвало задание на определение основной мысли текста. Чаще всего формулировка основной мысли текста сводилась к элементарному пересказу. Школьники не могут выделить главное предложение, фокусирующее проблему. Данный вид работы требует особого внимания, т.к. в той или иной степени представлено в заданиях Государственной итоговой аттестации (ГИА). В связи с этим формирование навыков по определению основной мысли текста необходимо начинать с 5 класса.

Интересным оказалось сопоставление результатов заданий по определению темы текста и формулировке заглавия в контрольной группе (61,9% справились с заданием по определению темы текста, и лишь 33,8% смогли дать адекватное заглавие тексту). При формулировке заглавия текста в основном все учащиеся правильно определили ключевое слово «утро», но определение «необычное» осталось за пределами их восприятия. Это, на наш взгляд, связано с неумением выделять ключевые слова. Определение темы было сведено к краткому пересказу текста, т.е. обучающиеся не соотносят такие понятия, как «заголовок текста» и «тема». Между тем это ключевые понятия, которые закреплены в перечне основных знаний, умений и навыков, которыми должны обладать учащиеся в курсе обучения русскому языку в 5 классе [12, с.10-11].

При анализе ответов учащихся контрольной группы выяснилось, что огромную трудность вызывают задания на выделение микротем текста и абзацное членение (81,8% и 53, 7% соответственно). Ответы на данные задания не отличаются полнотой. Чаще всего учащиеся лишь на 50% правильно производят абзацное членение (2 абзаца из 4), и, как следствие, не в полной мере или  совсем неправильно формулируют микротемы. Таким образом, трудности в определении микротем связаны с неправильным абзацным членением и неумением четко, ёмко формулировать основное. Чаще всего всё сводится к пересказу содержания абзаца в форме: «В первом абзаце автор говорит о…».

Более 2/3 школьников обеих групп свели трактовку понятия «текст» к следующему определению: «Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически, объединённых общей темой». Это в той или иной степени соотносится с определениями, взятыми из школьных учебников. Например, М.М. Разумовская даёт такую трактовку: «Текст – относительно законченное связное высказывание, которое состоит из нескольких предложений» [13, с.33]. Р.Н. Бунеев так определяет текст: «Текст – это несколько предложений на определённую тему, связанных между собой по смыслу» [14, с.182].Следует отметить, что такая интерпретация не отражает в полной мере основной сути и структуры текста. Сравним определение М.Р. Львова: «Текст – продукт, результат речевой деятельности, произведение речи. Как правило, обладает единством темы и замысла, относительной законченностью, внутренней структурой – синтаксической, композиционной и логической» [15, с.219]. Возможно, неполным и не совсем точным пониманием дефиниции «текст» и вызваны отмеченные ранее ошибки и затруднения обучающихся при выполнении заданий.

Таким образом, подводя итоги проведенного нами констатирующего эксперимента, можно отметить, что школьники из экспериментальной группы при выполнении заданий в большинстве своём показали результаты значительно выше, чем учащиеся из контрольной группы. В ходе эксперимента была доказана гипотеза о том, что знание и использование теории текста в процессе речеведческой деятельности учащихся 5-х классов имеет несомненную значимость для формирования у них коммуникативных и языковых компетенций, что является приоритетной задачей в рамках современной концепции преподавания русского языка в школе [16, с.6].

ЛИТЕРАТУРА

1.        Основы речеведческой деятельности. Под ред. Леонтьева А.А. М., 1974. 376 с.

2.        Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. 472 с.

3.        Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3-7 классов. // Изв. АПН РСФСР. Вып.78. М., 1956. С.141-256.

4.        Ладыженская Т.А. Анализ устной речи учащихся 5-7 классов. // Изв. АПН РСФСР. Вып.125. М., 1963. С.158-271.

5.        Львов М.Р. О речевом развитии учащихся средней школы. // Советская педагогика. № 9. М., 1973. С.63-70.

6.        Изучение речи учащихся как одно из важнейших основ методики развития речи. // Основы методики русского языка в 4-8 классах / Под ред. Текучева А.В., Разумовской М.М., Ладыженской Т.А. М.: Просвещение, 1978. С.258-269.

7.        Болотнова Н.С., Карпенко С.М. О языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся по данным тестирования. // Коммуникативно-деятельностный и текстоориентированный подходы к преподаванию. Томск: ТГПУ, 2001. С.12-22.

8.        Касперская О.В. О формировании интерпретационных умений учащихся 9-11 классов (по данным эксперимента). // Текст и языковая личность: материалы V Всероссийской научной конференции с международным участием. 26-27 октября 2007 года. Томск, 2007. С.360-365.

9.        Токарева И.Ю. Специфика диагностических заданий при определении уровня культурно-языковой способности школьников. // Методика преподавания славянских языков с использованием технологии диалога культур (материалы III Международной научной конференции. 16-18 октября 2008 года). Томск, 2009. С.304-308.

10.Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста. Словарь – тезаурус. Томск: ТГПУ, 2008. 384 с.

11.Киселёва О.Н. Инновационная программа «Школа – 2100» и соответствующие ей учебники по русскому языку (анализ).  Томск: Пеленг, 2008. 36 с.

12.Программа по русскому языку для 5-9 классов / Под. ред. М.М. Разумовской // Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2001. С.8-28.

13.Русский язык. 5 класс. Под. ред. М.М. Разумовской. М.: Дрофа, 2007. 326 с.

14.Русский язык. 5 класс. Под. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и др. М., 2006. 208 с.

15.Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка. М.: РОСТ СКРИМ, 1997. 254 с.

16.Обязательный минимум содержания среднего (основного) общего образования по русскому языку. // Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2001. С.3-7.

Работа опубликована:

К вопросу о диагностике текстовой компетенции школьников 5 классов (по данным эксперимента / Материалы VII Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст» - Т.: ТГПУ. – 2012. - С.391-398.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта по теме "Формирование текстовой компетенции учащихся 5-9 классов на уроках русского языка"

содержит краткое описание основных премов работы с текстом на уроках русского языка в 5-9 классах...

Методическая разработка "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников 5- 8 классов" (на примере иностранного языка)

Данную тему я считаю актуальной на современном этапе обучения. Мир вступает в новую фазу развития, переходя от общества индустриального к постиндустриальному...

Развитие текстовой компетенции старших подростков через информационную обработку текстов

Материал представляет презентацию обощения опыта по русскому языку....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Комплексный анализ текста как один из способов формирования текстовой компетенции», базовый уровень, 8 класс

            Факультативный курс «Комплексный анализ текста как  один из способов формирования текстовой компетенции» рассчитан на 35 часов. Учащимся 8-х класс...

Технология формирования у учителя системы базовых психолого-педагогических компетенций, способствующих развитию учебных компетенций школьника, его интеллектуальному и личностному самосовершенствованию

В основе современной стратегии образования, по словам В. В. Путина, лежит «развитие аналитических способностей, критического мышления, умение учиться, умение самому воспринимать знания, ус...

«РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТЕКСТОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЭТАПЕ НОВЫХ ФГОС»

В условиях перегруженности современного содержания образования, с введением новых образовательных стандартов в образовательный процесс , метапредметных компетенций одной из ключевых проблем является о...