Урок по теме "Виды односоставных предложений"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Обобщающий урок по теме "Виды односоставных предложений", закрепляющий умение определять виды односоставных предложений, находить и использовать их в речи. На уроке предлагается фронтальная беседа, групповая работа с отдельными предложениями и текстом. Материал снабжён презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vidy_odnosost._predl.doc | 62 КБ |
vidy_odnosost._predl.ppt | 655.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
8 класс
Е.В. Луговская,
учитель русского языка и литературы МАОУ лицея № 8
имени Н.Н. Рукавишникова
Тема урока: Обобщение по теме «Виды односоставных предложений»
Цель урока: контроль усвоения темы.
Задачи урока:
Образовательные: 1. Повторить виды односоставных предложений.
2. Закрепить умение находить односоставное предложение в
речи и определять его вид.
Развивающие: 1.Развивать умение использовать в речи односоставные
предложения.
2. Развивать внимание и орфографическую зоркость.
Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к языку.
Методы работы: словесный, наглядно-иллюстративный, задания на опережение, метод самостоятельно-познавательного действия, проблемные вопросы, работа в группах.
Оборудование: слайды с таблицами и текстами, компьютер, карточки с заданиями, рабочие тетради.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания:
- Чтение сочинений-миниатюр на тему «Гляжу в окно» - зарисовок, в которых учащиеся использовали односоставные предложения, описывая природу и состояние человека.
- Обсуждение сочинений:
- Какие односоставные предложения использовали?
- Какие односоставные предложения использовали для описания состояния человека?
- Где чаще всего используются определённо-личные односоставные предложения?
- Актуализация знаний.
- Фронтальная беседа по вопросам:
- Какие предложения называются односоставными?
- Назовите виды односоставных предложений.
- Работа со схемой-таблицей, которая проецируется на доску с помощью компьютера и проектора.
По ходу беседы подготовленный ученик дополняет таблицу ответами учащихся.
- Чем отличаются глагольные односоставные предложения от именных?
(В глагольных – главный член предложения сказуемое, в именных – подлежащее)
- Чем отличаются друг от друга глагольные односоставные предложения?
(Формой сказуемого-глагола)
- В какой форме сказуемое-глагол в определённо-личных предложениях?
(Глагол в форме 1 и 2 лица ед. и мн.ч. изъявит. и повелит. накл.)
- В какой форме сказуемое-глагол в неопределённо-личных предложениях?
(Глагол в форме 3 лица или в форме прошедшего времени. В таких предложениях действие важно само по себе, и не имеет значения, кто совершает это действие)
- Какое действие называет сказуемое-глагол в обобщённо-личных предложениях?
(Действие, имеющее отношение к любому лицу)
- Где чаще всего используются обобщённо-личные предложения?
(Обобщённо-личные предложения типичны для пословиц, афоризмов, для
повествования с обобщённым смыслом)
- Что мы можем сказать о сказуемом в безличных предложениях?
(Сказуемое не указывает и не может указывать на действующее лицо. Действующее
лицо не существует)
- Чем может быть выражено сказуемое?
(Безличным глаголом, словами нет, не было, неопределённой формой глагола
(инфинитивом), наречиями или краткими страдательными причастиями)
- Чем выражено подлежащее в назывном предложении?
(Именем существительным в Им. падеже)
- Для чего используются назывные предложения?
(Назывное предложение кратко сообщает о реальности существования того, что названо именем существительным. Назывные предложения широко используются в художественной литературе, в публицистике, вводя читателя в живую картину изображаемой действительности)
Пример: Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет…
- Работа в группах.
- Каждая группа (всего 5) получает карточку с заданиями: проблемным вопросом, заданием информативного плана, практическим заданием.
Карточка № 1
1. Подумайте, верное или неверное утверждение: Односоставное предложение может быть распространённым.
2. Какое предложение называется определённо-личным?
3. Найдите определённо-личные предложения, выпишите в тетрадь, подчеркните основы.
(Общее для всех групп) Где они используются?
- Не ж…лею, не зову, не плачу,
Все пройдёт, как с белых яблонь дым…
- Топи да болота,
Синий плат небес,
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
- Кричат нам,
что землю не троньте,
Ещё не настал, мол, миг.
- Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый.
- Многое вспомниш… родное, далёкое,
Слушая рокот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
6) Одинок я, нет отрады,
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Ум…рающим огнём.
7) Шлейф, забрызга…ый звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землёй и небесами
Вихрем подн…тый костёр.
8) Дорогая, сядем рядом,
Погл…дим в глаза друг другу…
9) Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас.
10) Когда же постранствуеш…, воротиш…ся домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен.
Карточка № 2
1. Подумайте, верное или неверное утверждение: В безличном предложении сообщается о состоянии природы.
2. Какие предложения называются безличными?
3. Найдите безличные предложения, выпишите в тетрадь, подчеркните основы.
Карточка № 3
1. Подумайте, верное или неверное утверждение: В неопределённо-личном предложении сказуемое может быть выражено глаголом-инфинитивом.
2. Какие предложения называются неопределённо-личными?
3. Найдите неопределённо-личные предложения, выпишите в тетрадь, подчеркните основы.
Карточка № 4
1. Подумайте, верное или неверное утверждение: В безличном предложении в роли сказуемого может быть личный глагол.
2. Какое предложение называется обобщённо-личным?
3. Найдите обобщённо-личные предложения.
Карточка № 5
1. Подумайте, верное или неверное утверждение: Назывные предложения чаще всего используются в разговорной речи
2. Какие предложения называются назывными?
3. Найдите назывные предложения, выпишите в тетрадь, подчеркните основы.
- Проверка работы в группах.
- Комплексный анализ текста.
Старый Валаам
Начинает светать. Слышно, где-то звонят в колокола. Вижу высокий тёмно-зелёный остров. Пеной кипит вокруг него озеро-море. Видны проливы, камни, леса. Древностью веет от тёмных камней и лесов. Из-за скалистого мыса открылся Монастырский пролив. Слева замечаю каменный островок. На нём молочно-белая церковка и гранитный крест. Это Никольский скит. Он бодрствует на водах, благословляя входящих, указывая путь.
Воздух на острове смолистый, вязкий. Небо затягивает облаками. Но на душе благодатно.
Задания:
- Выразительно прочитайте текст.
- Что вы знаете о Валааме? (Показ слайдов)
- Найдите в тексте эпитеты, метафору.
- Найдите приложение.
- Объясните постановку дефисов.
- Выпишите односоставные предложения, подчеркните их основы.
VII. Подведение итогов урока.
Карточка № 1
1. Подумайте, верное или неверное утверждение: Односоставное предложение может быть распространённым.
2. Какое предложение называется определённо-личным?
3. Найдите определённо-личные предложения, выпишите в тетрадь, подчеркните основы.
Где они используются?
1) Не ж…лею, не зову, не плачу,
Все пройдёт, как с белых яблонь дым…
2) Топи да болота,
Синий плат небес,
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
3) Кричат нам,
что землю не троньте,
Ещё не настал, мол, миг.
4) Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый.
5) Многое вспомниш… родное, далёкое,
Слушая рокот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
6) Одинок я, нет отрады,
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Ум…рающим огнём.
7) Шлейф, забрызга…ый звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землёй и небесами
Вихрем подн…тый костёр.
8) Дорогая, сядем рядом,
Погл…дим в глаза друг другу…
9) Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой…
10) Когда же постранствуеш…, воротиш…ся домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен.
Карточка № 2
1. Подумайте, верное или неверное утверждение: В безличном предложении сообщается о состоянии природы.
2. Какие предложения называются безличными?
3. Найдите безличные предложения, выпишите в тетрадь, подчеркните основы.
1) Не ж…лею, не зову, не плачу,
Все пройдёт, как с белых яблонь дым…
2) Топи да болота,
Синий плат небес,
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
3) Кричат нам,
что землю не троньте,
Ещё не настал, мол, миг.
4) Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый.
5) Многое вспомниш… родное, далёкое,
Слушая рокот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
6) Одинок я, нет отрады,
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Ум…рающим огнём.
7) Шлейф, забрызга…ый звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землёй и небесами
Вихрем подн…тый костёр.
8) Дорогая, сядем рядом,
Погл…дим в глаза друг другу…
9) Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой…
10) Когда же постранствуеш…, воротиш…ся домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен.
Карточка № 3
1. Подумайте, верное или неверное утверждение: В неопределённо-личном предложении сказуемое может быть выражено глаголом-инфинитивом.
2. Какие предложения называются неопределённо-личными?
3. Найдите неопределённо-личные предложения, выпишите в тетрадь, подчеркните основы.
1) Не ж…лею, не зову, не плачу,
Все пройдёт, как с белых яблонь дым…
2) Топи да болота,
Синий плат небес,
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
3) Кричат нам,
что землю не троньте,
Ещё не настал, мол, миг.
4) Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый.
5) Многое вспомниш… родное, далёкое,
Слушая рокот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
6) Одинок я, нет отрады,
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Ум…рающим огнём.
7) Шлейф, забрызга…ый звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землёй и небесами
Вихрем подн…тый костёр.
8) Дорогая, сядем рядом,
Погл…дим в глаза друг другу…
9) Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой…
10) Когда же постранствуеш…, воротиш…ся домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен.
Карточка № 4
1. Подумайте, верное или неверное утверждение: В безличном предложении в роли сказуемого может быть личный глагол.
2. Какое предложение называется обобщённо-личным?
3. Найдите обобщённо-личные предложения, выпишите в тетрадь, подчеркните основы.
1) Не ж…лею, не зову, не плачу,
Все пройдёт, как с белых яблонь дым…
2) Топи да болота,
Синий плат небес,
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
3) Кричат нам,
что землю не троньте,
Ещё не настал, мол, миг.
4) Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый.
5) Многое вспомниш… родное, далёкое,
Слушая рокот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
6) Одинок я, нет отрады,
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Ум…рающим огнём.
7) Шлейф, забрызга…ый звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землёй и небесами
Вихрем подн…тый костёр.
8) Дорогая, сядем рядом,
Погл…дим в глаза друг другу…
9) Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой…
10) Когда же постранствуеш…, воротиш…ся домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен.
Карточка № 5
1. Подумайте, верное или неверное утверждение: Назывные предложения чаще всего используются в разговорной речи
2. Какие предложения называются назывными?
3. Найдите назывные предложения, выпишите в тетрадь, подчеркните основы.
1) Не ж…лею, не зову, не плачу,
Все пройдёт, как с белых яблонь дым…
2) Топи да болота,
Синий плат небес,
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
3) Кричат нам,
что землю не троньте,
Ещё не настал, мол, миг.
4) Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый.
5) Многое вспомниш… родное, далёкое,
Слушая рокот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
6) Одинок я, нет отрады,
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Ум…рающим огнём.
7) Шлейф, забрызга…ый звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землёй и небесами
Вихрем подн…тый костёр.
8) Дорогая, сядем рядом,
Погл…дим в глаза друг другу…
9) Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой…
10) Когда же постранствуеш…, воротиш…ся домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" в 9 классе...
Урок по теме "Односоставные предложения"
Одна из задач урока - формирование здорового образа жизни. В урок включены притчи о здоровом образе жизни, пословицы о здоровье, "Вреднве советы" Г. Остера, советы от Авиценны....
Интегрированный урок по теме "Односоставные предложения. Их использование в речевой практике".
Разработка бинарного урока по русскому языку и химии.Общая цель интегрированного урока: формирование у обучающихся представлений о взаимосвязи школьных дисциплин.Результат урока - составление инструкц...
Презентация к уроку русского языка "Односоставные предложения в лирике С.Есенина"
В данной презентации на примере лирики С.А.Есенина рассматриваются различные виды односотавных предложений....
Разработка урока по теме "Односоставные предложения"
Урок-обобщение...
Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."
Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме : "Односоставные предложения. Предложения определённо-личные".
Урок изучения нового матеоиала в 8 классе с использованием ЭОР....
Комментарии
Большое спасибо за
Большое спасибо за представленный материал. Очень компактно, особенно интересна в своем оформлении презентация.