МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Бурцева Елена Валерьевна

 

Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку включает задание творческого характера — сочинение-рассуждение на заданную тему с привлечением информации, извлеченной из прочитанного текста, которую нужно раскрыть в сочинении. Задача экзаменуемого: объяснить смысл предложенного фрагмента, опираясь на понимание всего текста в целом, не выходя за его рамки. (Смыслов может быть несколько; ученик имеет право выбрать какой-нибудь один). Как успешно выполнить это задание?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon burceva_statya.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Бурцева

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Характерной чертой современной школы является усиливающийся процесс гуманизации образования, ориентированного на личность ребенка, которая формируется прежде всего в ходе деятельности и общения. Вот почему задача подготовки учащихся к полноценному общению в устной и письменной форме выдвигается в настоящее время на первый план. Реализация данной задачи предполагает формирование у школьников речевых умений: коммуникативных и некоммуникативных.

Понятие “коммуникативные умения” (или коммуникативно-речевые) является стержневым в методике обучения связной речи, поскольку учить ребенка связно говорить/писать – значит формировать у него определенный комплекс, основанный на речеведческих понятиях умений по созданию высказывания.

Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку включает задание творческого характера — сочинение-рассуждение на заданную тему с привлечением информации, извлеченной из прочитанного текста, которую нужно раскрыть в сочинении. Задача экзаменуемого: объяснить смысл предложенного фрагмента, опираясь на понимание всего текста в целом, не выходя за его рамки. (Смыслов может быть несколько; ученик имеет право выбрать какой-нибудь один). Как успешно выполнить это задание?

Работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения необходимо начать, в первую очередь, с ознакомления учащихся с критериями, по которым будут оцениваться их работы [7: 48].

Этот этап работы необходим в связи с тем, что, по мысли Мухиной В. С., «подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля и задач общения и личности собеседника. С одной стороны, как отмечает психолог [5: 432], такое принятие словесного состава речи и стиля общения другого несет в себе возможность ориентировочного познания многообразных вариантов речи, но с другой стороны, этот феномен речевого поведения подростка следует рассматривать как возрастную речевую зависимость». В силу такой психологической особенности, мы считаем целесообразным нацелить ребенка на выполнение работы с заданными параметрами, которыми являются критерии оценивания.

Обсудив критерии, еще раз вспоминаем, что детям предстоит писать сочинение-рассуждение, а значит, необходимо повторить тему «Рассуждение как тип речи, особенности его употребления, лексики, синтаксиса».

Рассуждение – это цепь суждений и умозаключений, которые излагает пишущий, чтобы утвердить, обосновать верность главной мысли, выступающей как тезис [3: 3].

Работая с текстом сочинения-рассуждения, можно задать себе вопросы: ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? В ЧЕМ СМЫСЛ?

Объектом речи текста-рассуждения являются какие-то суждения, при сопоставлении которых можно прийти к определенным выводам.

Как отмечает Е.А. Кувайцева-Солодовник, есть два типа композиции текста-рассуждения [2: 3]:

1 ТИП

1. Введение.

2. Тезис.

3. Доказательства.

4. Выводы.

2 ТИП-схема

Этот тип, представленный в виде схемы, запоминается учащимися быстро и довольно прочно[4: 3]:

Необходимо помнить, что композиционные части должны соответствовать абзацам, которые в мини-сочинении выполняют информативную и текстообразующую функции. В зависимости от роли в тексте абзацы располагаются определенным образом. Для текстов-рассуждений характерны два основных типа построения: а) линейно-рамочное; б) цепочно-рамочное [3: 28].

Как подойти к написанию такого сочинения?

1. Необходимо определить, о чем идет речь в тексте.

2. Необходимо выделить ключевые слова в тексте.

Что такое ключевое слово?

По определению Н.А. Николиной, «ключевые слова – это слова, несущие особую смысловую нагрузку, способные свертывать выраженную целым текстом информацию фактологического или концептуального характера, т.е. тему или идею текста» [6]. Это слова, которые имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли. Они определяют смысловой и эмоциональный фон текста. Каждое слово что-то значит. Например, «солнце» имеет такое значение: «небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля». Это номинативное значение слова «солнце». Но в процессе своего бытования слово наполняется новыми значениями. Так, это же слово «солнце» связывается в нашем сознании со светом, с радостью, с теплом. Эти значения образуют символический смысл, который не снимает номинативного значения: он просто наполняет слово глубиной. Вот почему, работая с текстом, нужно установить не просто ключевые слова, но определить, какие ассоциации они вызывают.

Например, мы читаем текст, в котором используются такие слова: ночь, луна, холод, огонек далекого костра. Что может сказать нам этот словесный ряд? Все эти слова создают картину ночи, в которой царит мрак. Огонек же далекого костра дает надежду на то, что в мире никогда не умрет жизнь.

Определим содержание каждой части плана.

Вступление. С чего можно начать сочинение? Предметом обсуждения в сочинении-рассуждении по прочитанному тексту является проблема, заявленная в цитате, вынесенной в задании контрольно-измерительных материалов (КИМов). Учащийся должен ее выявить и показать в сочинении, как она связана с основной мыслью текста. Следовательно, во введении необходимо назвать проблему, сформулировав ее в форме тезиса.

Рассмотрим возможные варианты формулировки проблемы.

Проблема может быть сформулирована (курсивом выделены фразы – клише, которые уместно использовать в данной части сочинения) [1]:

  1. в виде предложения-тезиса, нуждающегося в доказательстве:

В наше время особенно остро стоит … проблема — проблема…. Или: Проблема … является актуальной в наше время. Или: (формулируем проблему) — проблема, без сомнения, актуальная в наши дни;

  1. в форме предложения констатирующего характера, содержащего сообщение об актуальной проблеме: Автор поднимает в своём произведении актуальную проблему, связанную с…;
  2. с использованием стилистических фигур:
  1. именительные темы;
  2. градация;
  3. парное соединение однородных членов;
  4. антитеза;
  5. умолчание;
  6. вопрос и ответ на него;
  7. риторический вопрос;
  1. путем сообщения сведений об авторе (авторах) текста и определения места проблемы в его (их) творчестве;
  2. с помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д;
  3. в виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста;
  4. путем подбора соответствующих примеров из классической литературы;
  1. как описание впечатления, вызванного прочитанным текстом.

Если учащийся хочет, чтобы сочинение-рассуждение было оригинальным по форме и интересным по содержанию, не следует начинать его словами «Основная мысль прочитанного текста заключается в том, что ...».

Основная часть. В основной части нужно прокомментировать сформулированную проблему с опорой на предложенный текст или имеющийся жизненный опыт, высказать собственную точку зрения и  привести аргументы (доказательства, факты, примеры), убеждающие нас в ее правомерности.

Для этого необходимо этически корректно сформулировать собственное мнение по анализируемой проблеме, согласившись или не согласившись с позицией авторов. Аргументируя собственную позицию, пишущий должен привести не менее двух доказательств (аргументов), опираясь на жизненный или читательский опыт, и выстроить их в логической последовательности. Чтобы правильно построить систему аргументов, нужно хорошо представлять, какую мысль мы доказываем, т.е. понимать суть проблемы.

В качестве АРГУМЕНТОВ должны быть использованы только ПРИМЕРЫ ИЗ ИСХОДНОГО ТЕКСТА. При этом аргументы (примеры, доказательства) должны быть краткими, точными, вескими, яркими и значимыми. Аргументы могут оформляться в виде цитат или предложений с косвенной речью.

Можно построить систему аргументации, выразив свое согласие с автором текста, используя предложения с вводными словами, указывающими на последовательность доводов, фактов, например: Трудно не согласиться (я согласен и т.п.) с автором. Во-первых, ...; во-вторых, ... ; в-третьих.

Целесообразно употребление сложноподчиненных предложений с придаточными причины, например: Я разделяю точку зрения автора (мне близка мысль автора, позиция автора убедительна и т.п.), потому что...

Можно применить синтаксические конструкции с доказательством от противного, например: Попробуем не согласиться с автором текста. Или: Представим, что автор текста не прав...

Уместно использовать вопрос и ответ на него: Разве можно не согласиться с автором  текста? Конечно, нет. Он прав, поднимая актуальную проблему и подсказывая нам пути ее решения. Он прав, убеждая нас... Он прав, показывая...

Заключение. В заключении необходимо сделать общий вывод, подвести итог всему сказанному. Этот вывод будет зависеть от того, о чем говорится во введении. Нужно помнить, что вывод в рассуждении — это доказанный тезис. Введение и заключение сочинения должны быть связаны между собой. Кроме того, вывод должен быть связан с темой сочинения и основной мыслью. Наличие вывода обеспечивает соблюдение такого признака текста, как завершенность.

В качестве пропедевтических упражнений можно использовать следующие задания:

Прочитайте текст.

Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар. Не знаю, бродили ли по нему татары, но русские воры или литовские люди Смутного времени уже, наверное, могли  скрываться в его захолустьях. В почтительном расстоянии друг от друга поднимались могучие сосны громадными, слегка искривленными столбами бледно-желтого цвета, между ними, вытянувшись в струнку, стояли другие, помоложе. Зеленоватый мох, весь усеянный мертвыми иглами, покрывал землю. Все молчало, даже шагов наших не было слышно. Мы шли по мху, как по  ковру, особенно Егор двигался бесшумно, словно тень, под его ногами даже хворостинка не трещала.

(И.С.Тургенев «Поездка в Полесье»)

Ответьте на вопросы.

1.Какие чувства вызывает у вас описание старого леса?

2.Выделите ключевые слова.

3.Определите их номинативное и символическое значение

Постройте текст по клише.

С первых же строк мы (оказываемся, попадаем, погружаемся, входим) в таинственн… древн… ________. Лес в культурном опыте наших предков всегда был (символом, обозначением, воплощением, проявлением) темного начала: в глухой лесной чащобе скрывались злые духи, там прятались разбойники. Лес, в котором царит первобытный хаос, наполнен могучей силой громадных сосен. Вот почему в лесу, который описывает Тургенев, человек ощущает __________перед лицом природы, вот почему человек, бредущий по мертвой хвое вечнозеленых великанов, похож на зыбкую_________.

Литература

  1. Арефьева С.А. Интенсивная подготовка девятиклассников к написанию сочинения на лингвистическую тему.//РЯШ. 2008. № 4. С. 5-9.
  2. . Кувайцева-Солодовник Е.А. Организация работы по формированию умения написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ГИА-9 [электронный ресурс].- Режим доступа:http://pedsovet.org/component/option.
  3. Маркелова Е.В., Колесникова Н.И. Как «раскрываются» афоризмы. – Новосибирск, 2001. 36 с.
  4. Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 класс. М.: Дрофа, 2002. 492 с.
  5. Мухина В. С. Возрастная психология (Феноменология развития). М.: Академия, 2007. 567с.
  6. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М., 2003. С.185 – 186.
  7. Степанова Л.С., Цыбулько И.П. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений.- М.: Федеральный институт педагогических измерений, 2010. 67 с.

то из этого следует

почему?

потому что

Тезис

Обоснование:аргументы,

примеры

Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""

Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»

          Элективный курс «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»  предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 22 час...

Программа элективного курса«Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».

Программа элективного курса "Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста"...

Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста

Урок развития речи в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ. 7 класс...

Элективный курс "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста".

Материал  содержит  планирование  элективного  курса  для  учащихся  9  класса....

Мастер-класс по теме:"ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА" ( ГИА ЧАСТЬ С 2)

Цели занятия: - обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;- развивающие: развитие критиче...

Программа курса "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста"

Программа нацелена на формирование ключевых умений и навыков при создании письменного монологического высказывания, предполагает теоретическую и практическую подготовку. Её новизна заключается в том, ...