"Не с именами существительными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Рыбина Екатерина Владимировна

В данном портфолио будут размещены рабочие программы  по русскому языку и литературе  для 5,6, 7, 8, 9, 10, 11 классов и специальных (коррекционных) классов VII вида, конспекты открытых уроков , внеурочных мероприятий, классные часы и мои профессиональные достижения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 6 «Б» коррекционном (спец.) классе VII вида.

Тема: « Не с именами существительными».

Цели:

1. Образовательная: закрепление навыка применения правила о правописании НЕ с именами существительными.

2. Развивающая: овладение нормами литературного языка, отработка орфографической зоркости.

3. Воспитательная: привитие интереса к урокам русского языка и воспитание культуры речи.

Оборудование: карточки, игра «Рыбалка»

Ход урока:

1. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты

Начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

УСТНЫЙ ОПРОС (дети садятся, отвечая на вопросы).

1. Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи?

2. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?

3. Задира (род)

4. Шутка (число)

5. Врач (склонение)

6. Жёрдочка (склонение)

7. Конверт (нарицательное или собственное имя существительное?)

8. Школа (часть речи) и т.д.

Коррекция внимания.

Сели, а теперь давайте проверим, насколько вы внимательны. На столах у вас лежат карточки, возьмите их.

Прочитайте слова:

Неряха, невежа, непоседа, недоучка, недотёпа, Москва.

Закройте слова, ответьте на вопросы:

- Сколько всего слов?

- Какой частью речи являются слова?

- Какое было первое и последнее слово?

- Назовите собственное имя существительное

- Сколько вы нашли  слов на правило «НЕ с именами существительными»?

- Почему эти слова пишутся с не слитно?

2. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока «НЕ с именами существительными». Это второй урок.

Назовите цель нашего урока?

Совершенно верно, сегодня на уроке мы должны закрепить навык  применения правила о правописании НЕ с именами существительными.

Открыли тетради, записали число, тему урока.

А прежде чем продолжить урок, проверим домашнее задание.

3. Проверка домашнего задания.

На партах у вас лежат карточки, в которых пропущены слова. Ваша задача вставить вместо точек  слова, используя материал выученного дома параграфа.

Карточка №1.

Вставьте подходящие по смыслу слова:

1.Если слово без НЕ не употребляется, то оно пишется ………….

Например: негодование.

2. Если слово можно заменить ………………. или близким по значению выражением, то оно пишется слитно. 

Например: неприятель ( враг).

3. НЕ с именем существительным пишется ……………, если есть противопоставление с союзом А.

Например: не правда, а ложь.

Проверка.

Продолжаем работу.

Работа по группам.

1 и 2 ряд решают тесты, в которых обводят только выбранную букву и выписывают ключевое слово.

Карточка №2.

1. Не с существительными пишется раздельно:

А.Если слово не употребляется без не;

М. Если есть противопоставление с союзом а.

2. Не с существительными пишется СЛИТНО.

О. Если слово не употребляется без не;

К.  Если есть противопоставление с союзом а.

3. Указать существительное, которое без «не» не употребляется

Л. Негодование.                  П. Неправда.

4. Вставьте вместо пропуска подходящее по смыслу  слово с «не»:

Того, кому не сидится на месте, называют…

Г. Неряха.               О. Непоседа.

5. Выбери ряд, в котором все существительные пишутся с «не» слитно:

 Д. (Не)приятность; (не)здоровье; (не)годование.

 П. (Не)доброта, а грубость; (не)радость, а горе.

6. Вставьте вместо пропуска подходящее по смыслу  слово с «не»:

Того, кто недоучился, называют…

А. Непоседа.                       Е. Недоучка.

7. Вставьте вместо пропуска подходящее по смыслу  слово с «не»:

Знайка дорожкой бежит, а …….на печке лежит.

Ц. Незнайка.      М. Недочёты.

3 ряд записывает за учителем слова, объясняет их правописание, используя алгоритм.

Алгоритм применения правила «Не с именами существительными».

1.Определи, употребляется ли существительное без не:

- если не употребляется, то пиши слитно;

- если употребляется, то

2. ПРОВЕРЬ. ЕСТЬ ЛИ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ С СОЮЗОМ А ИЛИ НЕТ:

- ЕСЛИ ЕСТЬ, ПИШИ РАЗДЕЛЬНО.

- ЕСЛИ НЕТ, ТО

3.Замени существительное синонимом или близким по смыслу словом:

-ЕСЛИ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ, ПИШИ СЛИТНО

Непоседа, негодование, невольник, неприятель, не внимание, а рассеянность.

Проверка тестов.

Ключевое слово: молодец.

Молодцы!

Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим, до лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.

Стоп! Присядем, отдохнём. И домой пешком пойдём!

4. Закрепление материала.

Переходим к следующему заданию, целью которого является умение подбирать синонимы к соответствующим словам с НЕ.

На доске записаны слова в 2 столбика:

В одном слова с НЕ, в другом - синонимы к ним.

Задание: найти соответствующий синоним для  каждого слова.

А что такое синонимы?

Неприятель - беда

Несчастье - грубость

Несмелость - враг

Неправда - робость

Невежливость - ложь.

С какой целью мы выполняли данное задание?

Совершенно верно.

Дети, внимательно посмотрите  по сторонам, найдите слова на наше правило, встаньте и возьмите таблички со словами.

Внимательно посмотрите на данные слова и объясните их правописание, используя алгоритм.

Молодцы!

Коррекционная минутка (упражнения для глаз).

5. Игровая деятельность.

Игра «Рыбалка»

 (обучающиеся вытаскивают удочкой  карточки, записывают слова, объясняют орфограмму, используя алгоритм или карточку №1).

6. Итог.

Ребята! Заканчивается наш урок. Давайте ещё раз вспомним и закрепим то, о чём мы говорили на уроке.

Что понравилось на уроке?

Для чего мы изучали данную орфограмму?

Спасибо.

(За активное участие на уроке выставляются оценки).

7. Домашнее задание.

П. 39 (алгоритм),упр. 219(1  и 2 ряд),

3 ряд - карточки.

В каких предложениях неверное написание НЕ с именами существительными? Исправьте ошибки.

1. Все с не терпением ожидали решающей минуты.

2. Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.

3. Он относился ко мне со скрытой не приязнью.

4. В любом ожидании страшнее всего не известность.

5. Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди незнакомых людей.

Самоанализ урока русского языка в 6 «Б» специальном  (коррекционном) классе VII вида.

Тема урока: « Не с именами существительными».

Цели:

1. Образовательная: закрепление навыка применения правила о правописании НЕ с именами существительными.

2. Развивающая: овладение нормами литературного языка, отработка орфографической зоркости.

3. Воспитательная: привитие интереса к урокам русского языка и воспитание культуры речи.

Оборудование: карточки, игра «Рыбалка».

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Структурные компоненты урока:

-организационный  момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

-устный опрос (повторение теоретического материала);

-сообщение темы урока;

-проверка домашнего задания;

-практическая работа по расширению и обобщению знаний, умений и навыков обучающихся;

-итоги урока;

-дифференцированное домашнее задание.

     На уроке я использовала эмоциональный, наглядно-образный подход к освещению материала, приемы личностно – ориентированного подхода,

подчёркивала различные элементы, привлекающие обучающихся (важность отдельных частей), осуществляла контроль за деятельностью обучающихся. Включала дифференцированные задания по развитию самоконтроля у обучающихся, разнообразные виды деятельности со сменой доминантного анализатора (зрительного, слухового, кинестетического), включала специальные упражнения по коррекции психических функций (внимания, речи, мышления).

    Темп работы был несколько ускоренный, но обучающиеся привыкли к нему.

         Я считаю, что урок достиг поставленных целей. Качественному результату урока способствовали следующие факторы:

1. Заинтересованность обучающихся .

2. Создание возможностей для реализации способностей каждого ученика.  

3. Разнообразием форм и методов обучения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе.Учебник Э.М. Береговская "Синяя птица"

В данной работе содержатся задания на отработку грамматического материала по теме "Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе"....

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...