"Не с именами существительными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
В данном портфолио будут размещены рабочие программы по русскому языку и литературе для 5,6, 7, 8, 9, 10, 11 классов и специальных (коррекционных) классов VII вида, конспекты открытых уроков , внеурочных мероприятий, классные часы и мои профессиональные достижения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока на тему: « Не с именами существительными» | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 6 «Б» коррекционном (спец.) классе VII вида.
Тема: « Не с именами существительными».
Цели:
1. Образовательная: закрепление навыка применения правила о правописании НЕ с именами существительными.
2. Развивающая: овладение нормами литературного языка, отработка орфографической зоркости.
3. Воспитательная: привитие интереса к урокам русского языка и воспитание культуры речи.
Оборудование: карточки, игра «Рыбалка»
Ход урока:
1. Организационный момент.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты
Начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
УСТНЫЙ ОПРОС (дети садятся, отвечая на вопросы).
1. Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи?
2. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?
3. Задира (род)
4. Шутка (число)
5. Врач (склонение)
6. Жёрдочка (склонение)
7. Конверт (нарицательное или собственное имя существительное?)
8. Школа (часть речи) и т.д.
Коррекция внимания.
Сели, а теперь давайте проверим, насколько вы внимательны. На столах у вас лежат карточки, возьмите их.
Прочитайте слова:
Неряха, невежа, непоседа, недоучка, недотёпа, Москва.
Закройте слова, ответьте на вопросы:
- Сколько всего слов?
- Какой частью речи являются слова?
- Какое было первое и последнее слово?
- Назовите собственное имя существительное
- Сколько вы нашли слов на правило «НЕ с именами существительными»?
- Почему эти слова пишутся с не слитно?
2. Сообщение темы урока.
Тема нашего урока «НЕ с именами существительными». Это второй урок.
Назовите цель нашего урока?
Совершенно верно, сегодня на уроке мы должны закрепить навык применения правила о правописании НЕ с именами существительными.
Открыли тетради, записали число, тему урока.
А прежде чем продолжить урок, проверим домашнее задание.
3. Проверка домашнего задания.
На партах у вас лежат карточки, в которых пропущены слова. Ваша задача вставить вместо точек слова, используя материал выученного дома параграфа.
Карточка №1.
Вставьте подходящие по смыслу слова:
1.Если слово без НЕ не употребляется, то оно пишется ………….
Например: негодование.
2. Если слово можно заменить ………………. или близким по значению выражением, то оно пишется слитно.
Например: неприятель ( враг).
3. НЕ с именем существительным пишется ……………, если есть противопоставление с союзом А.
Например: не правда, а ложь.
Проверка.
Продолжаем работу.
Работа по группам.
1 и 2 ряд решают тесты, в которых обводят только выбранную букву и выписывают ключевое слово.
Карточка №2.
1. Не с существительными пишется раздельно:
А.Если слово не употребляется без не;
М. Если есть противопоставление с союзом а.
2. Не с существительными пишется СЛИТНО.
О. Если слово не употребляется без не;
К. Если есть противопоставление с союзом а.
3. Указать существительное, которое без «не» не употребляется
Л. Негодование. П. Неправда.
4. Вставьте вместо пропуска подходящее по смыслу слово с «не»:
Того, кому не сидится на месте, называют…
Г. Неряха. О. Непоседа.
5. Выбери ряд, в котором все существительные пишутся с «не» слитно:
Д. (Не)приятность; (не)здоровье; (не)годование.
П. (Не)доброта, а грубость; (не)радость, а горе.
6. Вставьте вместо пропуска подходящее по смыслу слово с «не»:
Того, кто недоучился, называют…
А. Непоседа. Е. Недоучка.
7. Вставьте вместо пропуска подходящее по смыслу слово с «не»:
Знайка дорожкой бежит, а …….на печке лежит.
Ц. Незнайка. М. Недочёты.
3 ряд записывает за учителем слова, объясняет их правописание, используя алгоритм.
Алгоритм применения правила «Не с именами существительными».
1.Определи, употребляется ли существительное без не:
- если не употребляется, то пиши слитно;
- если употребляется, то
2. ПРОВЕРЬ. ЕСТЬ ЛИ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ С СОЮЗОМ А ИЛИ НЕТ:
- ЕСЛИ ЕСТЬ, ПИШИ РАЗДЕЛЬНО.
- ЕСЛИ НЕТ, ТО
3.Замени существительное синонимом или близким по смыслу словом:
-ЕСЛИ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ, ПИШИ СЛИТНО
Непоседа, негодование, невольник, неприятель, не внимание, а рассеянность.
Проверка тестов.
Ключевое слово: молодец.
Молодцы!
Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Присядем, отдохнём. И домой пешком пойдём!
4. Закрепление материала.
Переходим к следующему заданию, целью которого является умение подбирать синонимы к соответствующим словам с НЕ.
На доске записаны слова в 2 столбика:
В одном слова с НЕ, в другом - синонимы к ним.
Задание: найти соответствующий синоним для каждого слова.
А что такое синонимы?
Неприятель - беда
Несчастье - грубость
Несмелость - враг
Неправда - робость
Невежливость - ложь.
С какой целью мы выполняли данное задание?
Совершенно верно.
Дети, внимательно посмотрите по сторонам, найдите слова на наше правило, встаньте и возьмите таблички со словами.
Внимательно посмотрите на данные слова и объясните их правописание, используя алгоритм.
Молодцы!
Коррекционная минутка (упражнения для глаз).
5. Игровая деятельность.
Игра «Рыбалка»
(обучающиеся вытаскивают удочкой карточки, записывают слова, объясняют орфограмму, используя алгоритм или карточку №1).
6. Итог.
Ребята! Заканчивается наш урок. Давайте ещё раз вспомним и закрепим то, о чём мы говорили на уроке.
Что понравилось на уроке?
Для чего мы изучали данную орфограмму?
Спасибо.
(За активное участие на уроке выставляются оценки).
7. Домашнее задание.
П. 39 (алгоритм),упр. 219(1 и 2 ряд),
3 ряд - карточки.
В каких предложениях неверное написание НЕ с именами существительными? Исправьте ошибки.
1. Все с не терпением ожидали решающей минуты.
2. Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
3. Он относился ко мне со скрытой не приязнью.
4. В любом ожидании страшнее всего не известность.
5. Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди незнакомых людей.
Самоанализ урока русского языка в 6 «Б» специальном (коррекционном) классе VII вида.
Тема урока: « Не с именами существительными».
Цели:
1. Образовательная: закрепление навыка применения правила о правописании НЕ с именами существительными.
2. Развивающая: овладение нормами литературного языка, отработка орфографической зоркости.
3. Воспитательная: привитие интереса к урокам русского языка и воспитание культуры речи.
Оборудование: карточки, игра «Рыбалка».
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Структурные компоненты урока:
-организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
-устный опрос (повторение теоретического материала);
-сообщение темы урока;
-проверка домашнего задания;
-практическая работа по расширению и обобщению знаний, умений и навыков обучающихся;
-итоги урока;
-дифференцированное домашнее задание.
На уроке я использовала эмоциональный, наглядно-образный подход к освещению материала, приемы личностно – ориентированного подхода,
подчёркивала различные элементы, привлекающие обучающихся (важность отдельных частей), осуществляла контроль за деятельностью обучающихся. Включала дифференцированные задания по развитию самоконтроля у обучающихся, разнообразные виды деятельности со сменой доминантного анализатора (зрительного, слухового, кинестетического), включала специальные упражнения по коррекции психических функций (внимания, речи, мышления).
Темп работы был несколько ускоренный, но обучающиеся привыкли к нему.
Я считаю, что урок достиг поставленных целей. Качественному результату урока способствовали следующие факторы:
1. Заинтересованность обучающихся .
2. Создание возможностей для реализации способностей каждого ученика.
3. Разнообразием форм и методов обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе.Учебник Э.М. Береговская "Синяя птица"
В данной работе содержатся задания на отработку грамматического материала по теме "Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе"....
Методическая разработка логопедического занятия в 4-ом классе "Зимняя олимпиада"(согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже)
Занятие направлено на преодоление аграмматизмов в письменной речи учащихся 4-х классов СКОУ (VII вида)...
Конспект урока Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имен прилагательных в тексте»
Для учащихся 3 класса...
Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.
Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...
разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"
В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...