"Простое предложение. Порядок слов. Логическое ударение" конспект урока русского языка в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Тема урока: «Простое предложение. Порядок слов. Логическое ударение».
Цель урока: Закрепить знания учащихся по понятиям «простое предложение», «порядок слов в предложении», «логическое ударение».
Задачи:
Образовательная:
- закрепить знания учащихся по теме «простое предложение»;
- отработать выразительное чтение текста;
- научить с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении.
Воспитательная:
- воспитывать культуру речи;
- поддерживать интерес к урокам русского языка.
Развивающая:
- развивать логические операции изменения слов, запоминания слов, составления схем и таблиц.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Простое предложение. Порядок слов. Логическое ударение».
Цель урока: Закрепить знания учащихся по понятиям «простое предложение», «порядок слов в предложении», «логическое ударение».
Задачи:
- Образовательная:
- закрепить знания учащихся по теме «простое предложение»;
- отработать выразительное чтение текста;
- научить с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении.
- Воспитательная:
- воспитывать культуру речи;
- поддерживать интерес к урокам русского языка.
- Развивающая:
- развивать логические операции изменения слов, запоминания слов, составления схем и таблиц.
Оборудование:
Для учителя | Для учащихся |
Учебник 8кл. | Ручка, карандаш, учебник, рабочая тетрадь. |
План урока:
- Организационный момент.
- Подготовка к изучению новой темы.
- Сообщение темы урока. Объяснение нового.
- Закрепление новой темы.
Работа устно.
Словарная работа.
- Итог урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Примечание |
1.Организа- ционный момент 2. Подготовка к изучению новой темы. Орфографи- ческая работа. 3. Сообщение темы урока. Объяснение нового. 4. Закрепление новой темы. Работа устно. Словарная работа. 5.Итог урока. | - Открываем свои рабочие тетради, отступаем две линейки, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке «классная работа». - Я сейчас мы с вами выполним орфографическую работу. Я буду вам диктовать слова, а ваша задача их под мою диктовку правильно записать. Вызывает к доске одного ученика. Учитель диктует учащимся следующие слова и словосочетания: искуснейший, запечатленный, участник, благословенный, беспримерный, завороженный, умиротворенный, укрощающий, искусственный, преклонить колени, придать вид, поразительная картина. Затем учитель проверяет выполнение задания, требует прочитывать слово четко, проговаривая трудные места, называя подлежащие и сказуемое в словосочетаниях или главное и зависимое слово. Может вызвать разных учеников. - Какие виды предложений вы знаете? - Какая особенность простых предложений? - А что такое грамматическая основа? Что она выражает? - А как вы думаете, какими могут быть простые предложения? Всегда ли мы встречаем простые предложения с двумя главными членами предложения? - Да, действительно, встречаются и такие предложения в нашей речи и письме. Теперь откройте учебник на стр. 39 и прочитайте правило. Учитель просит прочитать правило одного ученика. - Давайте составим у себя в тетрадях такую схему: Учитель составляет схему на доске. - Запишите тему нашего урока – «Простое предложение», а затем перечертите схему себе в тетрадь. - Теперь выполним вот какое задание. Учитель вызывает к доске одного ученика. - Я буду читать предложение, а вы должны будете записать его и определить к какому виду простого предложения оно относится. Учитель диктует следующие предложения: За дверью бегают. Наташина сестра – врач. Ночь темна. День ясен. С утра морозит. Что бы это значило? Мне не здоровится. Ряд телеграфных столбов. Кто морю возвратит тепло и свет? Не страшны нам ничуть расстояния. Затем проводят синтаксический разбор одного предложения. - Теперь открываем учебник на стр. 39 и выполняем упр. 74. - Прочитайте задание. Учитель вызывает к доске ученика, задавая вопросы по заданию. Разбирают одно предложение из упражнения, в котором прямой порядок слов. - А какой порядок слов в предложении бывает? - А теперь запишите вот какое предложении. Учитель читает: «Ее судьба, ее конец, Непроницаемою тьмою, От нас закрыты». - Что необычного в этом предложении? - В нашем языке порядок слов зависит от того, что хочет подчеркнуть автор, от ситуации, от смысловых отношений между предложениями в тексте. - А что хотел подчеркнуть автор этих строк? Что хотел придать им? - А вот например, в других языках мира порядок слов не так свободен как у нас. Давайте откроем учебник на стр. 40. Посмотрите упражнение под звездочкой. Сравните, какой порядок слов в нашем русском языке и в немецком и английском. - Записываем в своих тетрадях тему «Порядок слов в предложении». Далее от темы отведите две стрелочки в разные стороны. Под одной пишем «Прямой», а под другой – «Обратный». Посмотрите на доску и запишите как у меня. Учитель схематично показывает на доске. - Теперь под понятием «Прямой» записываем: наиболее обычное для повествовательных, вопросительных, побудительных предложений; Расположение членов предложения:
Записываем пример: Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Теперь под понятием «Обратный»: это расположение членов предложения с нарушением обычного их порядка. Характерен для разговорной речи и для языка художественной литературы. Пример: Солнечно росистое это утро. - А теперь послушайте вот какое предложение: Горные вершины спят во тьме ночной. -Какой порядок слов в этом предложении? Докажите. - Знание основных позиций членов предложения необходимо для правильного интонирования, выбора логического ударения. - А что такое логическое ударение? - Давайте откроем учебники на стр. 41. Прочитайте параграф 15. Учитель вместе с учащимися разбирает параграф. Затем учитель предлагает учащимся потренироваться в правильной постановке логического ударения. Учащиеся делают упражнение 82, 84, выполняя требования и вопросы задания. - Откройте учебник на стр. 39 и найдите словарные слова в рамочке. Запишите их. Подчеркните трудное место как и в учебнике. Посмотрите на следующей странице еще словарные слова, запишите и их тоже. - Итак, мы сегодня на уроке с вами вспомнили какие виды предложений существует. Назовите мне их. - Чем отличаются? - На какие виды в свою очередь делятся простые по строению грамматической основы? Приведите пример. - Хорошо, а чем характеризуются односоставные предложения? -Двусоставные? - С каким еще понятием мы сегодня с вами познакомились? - Какой он бывает? Чем характеризуется? Приведите пример. - А с какой темой мы еще познакомились? - Чем оно характеризуется: что это такое, где используется чаще? - Хорошо, на этом наш урок окончен. Вы свободны. | Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок. Учащиеся записывают число, «классная работа». Учащиеся вместе с отвечающим у доски под диктовку учителя записывают слова. Учащиеся прочитывают слова, выполняя требования учителя. - Простые и сложные. - У простых предложений одна грамматическая основа. - Грамматическая основа предложения выражает его основное значение, соотносит его с определенным отрезком окружающего мира. - Простые предложения по строению грамматической основы могут быть двусоставными (есть подлежащие и сказуемое) и односоставные (есть только подлежащие или только сказуемое). Один ученик выполняет задание у доски, остальные у себя в тетрадях. Учащиеся выделяют грамматическую основу, обозначают какими частями речи выражена. Учащиеся выполняют задание у себя в тетрадях, отвечающий – на доске. - Прямой и обратный. - В этом предложении идет обратный порядок слов – сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих. - Автор хотел подчеркнуть напевность, лиричность этих строк. Придать им легкость. - В этом предложении прямой порядок слов, естественный, привычный. - Прямой. Учащиеся предполагают, что такое логическое ударение. Учащиеся находят словарные слова, выделенные в рамочку. Записывают их себе в тетрадь. Если будет время, то можно выписать словосочетания со словарными словами, обозначить главное и зависимое слово, вид связи. - Существует два вида предложений - простые и сложные. У простых предложений одна грамматическая основа, а у сложных две и более. - Простые предложения по строению грамматической основы делятся на односоставные и двусоставные. - У односоставных предложений есть только либо подлежащие либо сказуемое. - У двусоставных предложений есть и подлежащие и сказуемое одновременно. - Порядок слов в предложении. - Прямой и обратный. В прямом подлежащие перед сказуемым, а в обратном – наоборот. - Логическое ударение. - Слово, которое наиболее важное по смыслу в данной речевой ситуации, выделяется в речи усилением голоса – логическим ударением. Оно придает речи особую выразительность. Чаще используется в разговорной и публицистической речи, при чтении вслух художественных текстов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Презентация у уроку русского языка 5 класс. Тема :Простые и сложные предложения
Данная презентация соответствует уроку по теме :Простые и сложные предложения 5 класс. Урок-путешествие....
Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.
Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения) Презентация може...
Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"
Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....
Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"
Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....