"Простое предложение. Порядок слов. Логическое ударение" конспект урока русского языка в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Михайлина Ольга Руслановна

Тема урока: «Простое предложение. Порядок слов. Логическое ударение».

Цель урока: Закрепить знания учащихся по понятиям  «простое предложение», «порядок слов в предложении», «логическое ударение». 

Задачи:

Образовательная:

  • закрепить знания учащихся по теме «простое предложение»;
  • отработать выразительное чтение текста;
  • научить с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении.

Воспитательная:

  • воспитывать культуру речи;
  • поддерживать интерес к урокам русского языка.

Развивающая:

  • развивать логические операции изменения слов, запоминания слов, составления схем и таблиц. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Простое предложение. Порядок слов. Логическое ударение».

Цель урока: Закрепить знания учащихся по понятиям  «простое предложение», «порядок слов в предложении», «логическое ударение».  

Задачи:

  1. Образовательная:
  1. закрепить знания учащихся по теме «простое предложение»;
  2. отработать выразительное чтение текста;
  3. научить с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении.

  1. Воспитательная:
  1. воспитывать культуру речи;
  2. поддерживать интерес к урокам русского языка.

  1. Развивающая:
  1. развивать логические операции изменения слов, запоминания слов, составления схем и таблиц.  

Оборудование:

Для учителя

Для учащихся

Учебник 8кл.

Ручка, карандаш, учебник, рабочая тетрадь.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к изучению новой темы.
  3. Сообщение темы урока. Объяснение нового.
  4. Закрепление новой темы.

Работа устно.  

Словарная работа.

  1. Итог урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Примечание

1.Организа-

ционный момент





2. Подготовка к изучению новой темы.

Орфографи- ческая работа.

































3. Сообщение темы урока.

Объяснение нового.














































































































































































































4.

Закрепление новой темы.

Работа устно.





 Словарная работа.














5.Итог урока.














- Открываем свои рабочие тетради, отступаем две линейки, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке «классная работа».


  - Я сейчас мы с вами выполним орфографическую работу. Я буду вам диктовать слова, а ваша задача их под мою диктовку правильно записать.

Вызывает к доске одного ученика.


Учитель диктует учащимся следующие слова и словосочетания:

искуснейший, запечатленный, участник, благословенный, беспримерный, завороженный, умиротворенный, укрощающий, искусственный, преклонить колени, придать вид, поразительная картина.

Затем учитель проверяет выполнение задания, требует прочитывать слово четко, проговаривая трудные места, называя подлежащие и сказуемое в словосочетаниях или главное и зависимое слово. Может вызвать разных учеников.


 - Какие виды предложений вы знаете?

 - Какая особенность простых предложений?

 

 - А что такое грамматическая основа? Что она выражает?

 






- А как вы думаете, какими могут быть простые предложения? Всегда ли мы встречаем простые предложения с двумя главными членами предложения?







 - Да, действительно, встречаются и такие предложения в нашей речи и письме. Теперь откройте учебник на стр. 39 и прочитайте правило.

Учитель просит прочитать правило одного ученика.



 

- Давайте составим у себя в тетрадях такую схему:











Учитель составляет схему на доске.

 - Запишите тему нашего урока – «Простое предложение»,  а затем перечертите схему себе в тетрадь.


 - Теперь выполним вот какое задание.

Учитель вызывает к доске одного ученика.

 - Я буду читать предложение, а вы должны будете записать его и определить к какому виду простого предложения оно относится.

Учитель диктует следующие предложения:

За дверью бегают.

Наташина сестра – врач.

Ночь темна.

День ясен.

С утра морозит.

Что бы это значило?

Мне не здоровится.

Ряд телеграфных столбов.

Кто морю возвратит тепло и свет?

Не страшны нам ничуть расстояния.


Затем проводят синтаксический разбор одного предложения.


 - Теперь открываем учебник на стр. 39 и выполняем упр. 74.

 - Прочитайте задание.    Учитель вызывает к доске ученика, задавая вопросы по заданию.

 Разбирают одно предложение из упражнения, в котором прямой порядок слов.

 



- А какой порядок слов в предложении бывает?



- А теперь запишите вот какое предложении.

Учитель читает: «Ее судьба, ее конец,

Непроницаемою тьмою,

 От нас закрыты».

 - Что необычного в этом предложении?


- В нашем языке порядок слов зависит от того, что хочет подчеркнуть автор, от ситуации, от смысловых отношений между предложениями в тексте.

 - А что хотел подчеркнуть автор этих строк? Что хотел придать им?

 - А вот например, в других языках мира порядок слов не так свободен как у нас. Давайте откроем учебник на стр. 40. Посмотрите упражнение под звездочкой. Сравните, какой порядок слов в нашем русском языке и в немецком и английском.


 - Записываем в своих тетрадях тему «Порядок слов в предложении». Далее от темы отведите две стрелочки в разные стороны. Под одной пишем «Прямой», а под другой – «Обратный». Посмотрите на доску и запишите как у меня.

Учитель схематично показывает на доске.

 - Теперь под понятием «Прямой» записываем: наиболее обычное для повествовательных, вопросительных, побудительных предложений;

Расположение членов предложения:

  1. подлежащие перед сказуемым;

  Записываем пример: Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи.


Теперь под понятием «Обратный»:

 это расположение членов предложения с нарушением обычного их порядка.

Характерен для разговорной речи и для языка художественной литературы.  

 Пример: Солнечно росистое это утро.




- А теперь послушайте вот какое предложение:

Горные вершины спят во тьме ночной.

-Какой порядок слов  в этом предложении? Докажите.

 - Знание основных позиций членов предложения необходимо для правильного интонирования, выбора логического ударения.

 - А что такое логическое ударение?

 - Давайте откроем учебники на стр. 41. Прочитайте параграф 15.

Учитель вместе с учащимися разбирает параграф.




Затем учитель предлагает учащимся потренироваться в правильной постановке логического ударения. Учащиеся делают упражнение 82, 84, выполняя требования и вопросы задания.

 - Откройте учебник на стр. 39 и найдите словарные слова в рамочке. Запишите их. Подчеркните трудное место как и в учебнике. Посмотрите на следующей странице еще словарные слова, запишите  и их тоже.



- Итак, мы сегодня на уроке с вами вспомнили какие виды предложений существует. Назовите мне их.

 - Чем отличаются?





 





- На какие  виды в свою очередь делятся простые по строению грамматической основы?

Приведите пример.

 



- Хорошо, а чем характеризуются односоставные предложения?

 -Двусоставные?







 - С каким еще понятием мы сегодня с вами познакомились?

 - Какой он бывает? Чем характеризуется?

Приведите пример.


 




- А с какой темой мы еще познакомились?

 - Чем оно характеризуется: что это такое, где используется чаще?















 


- Хорошо, на этом наш урок окончен. Вы свободны.


Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок.







Учащиеся записывают число, «классная работа».








Учащиеся  вместе с отвечающим у доски под диктовку учителя записывают слова.








Учащиеся прочитывают слова, выполняя требования учителя.








- Простые и сложные.


 - У простых предложений одна грамматическая основа.

 - Грамматическая основа предложения выражает его основное значение, соотносит его с определенным отрезком окружающего мира.


 - Простые предложения по строению грамматической основы могут быть двусоставными (есть подлежащие и сказуемое) и односоставные (есть только подлежащие или только сказуемое).







































Один ученик выполняет задание у доски, остальные у себя в тетрадях.







Учащиеся выделяют грамматическую основу, обозначают какими частями речи выражена.







 









Учащиеся выполняют задание у себя в тетрадях, отвечающий – на доске.  


-  Прямой и обратный.









 - В этом предложении идет обратный порядок слов – сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.

 








 - Автор хотел подчеркнуть напевность, лиричность этих строк. Придать им легкость.














 - В этом предложении прямой порядок слов, естественный, привычный.














































 - Прямой.















Учащиеся предполагают, что такое логическое ударение.










Учащиеся находят словарные слова, выделенные в рамочку. Записывают их себе в тетрадь.

Если будет время, то можно выписать словосочетания со словарными словами, обозначить главное и зависимое слово, вид связи.











- Существует два вида предложений - простые и сложные.

У простых предложений одна грамматическая основа, а у сложных две и более.




- Простые предложения по строению грамматической основы делятся на односоставные и двусоставные.



- У односоставных предложений есть только либо подлежащие либо сказуемое.

 - У двусоставных предложений есть и подлежащие и сказуемое одновременно.


 - Порядок слов в предложении.



 -  Прямой и обратный.

  В прямом подлежащие перед сказуемым, а в обратном – наоборот.



 - Логическое ударение.


 - Слово, которое наиболее важное по смыслу в данной речевой ситуации, выделяется в речи усилением голоса – логическим ударением.  Оно придает речи особую выразительность. Чаще используется в разговорной и публицистической речи, при чтении вслух художественных текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Презентация у уроку русского языка 5 класс. Тема :Простые и сложные предложения

Данная презентация соответствует уроку по теме :Простые и сложные предложения 5 класс. Урок-путешествие....

Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.

Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения)  Презентация може...

Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"

Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....

Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"

Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....