Подготовка к сочинению-описанию на тему «Весна».
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Суворова Нелли Николаевна

 

1. Проверить и закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка и литературы.

2. Привить любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 30.docx16.79 КБ
Файл 31.docx15.81 КБ
Файл 32.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению-описанию на тему «Весна»:

Цель: 1. Проверить и закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка и литературы. 2. Привить любовь к природе.

I. Слово учителя.

— Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о весне, — о том, как писали о ней поэты, композиторы, как изображали ее художники.

Лексико-орфографическая работа со словом весна.

— Давайте произнесем слово весна отчетливо, выразительно, все вместе.

Что слышится вам в этом слове? (Что-то обновляющее, очищающее, ведь весна — это утро года. За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май.)

— Обратимся к истокам этого слова. Загляните в этимологический словарь. (Работа со словарем: весна от веселый.)

— Подберите однокоренные слова к слову весна. К какому словарю нам лучше обратиться? (Работа со словообразовательным словарем.)

Запись в тетрадях:

Весна, весной, веснушка, веснянка, весенний, предвесенний, по-весеннему.

— Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне.

  1. Птица рада весне, а младенец — матери.
  2. Много снега — много хлеба, много воды — много травы.
  3. Ласточка весну начинает, соловей лето кончает.
  4. Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.
  5. Март — с водой, апрель — с травой, а май — с цветами.
  6. В марте курица из лужицы напьется.
  7. Весна красна цветами, а осень пирогами.
  8. Март сухой да мокрый май — будет каша и каравай.
  9. Увидел грача — весну встречай.
  10.  Весна красна, да холодна.
  11.  Тает снежок,

             Ожил лужок,

             День прибывает.

             Когда это бывает?

          (Весной.)

  1. Только снег в лесу сошел, Я голубеньким расцвел. (Подснежник.)

— Какое у вас представление о весне? Мы любим весну. О ней много сложено песен, загадок, прибауток, пословиц и поговорок. В них названы различные приметы весны.

— Весна — это победа солнца, света.

Тема:

— Весна — это победа воды, это весенний разлив. Вода поит землю.



Предварительный просмотр:

Весна — это победа зелени. Благодаря солнцу появятся почки, из них — зеленые листочки.

— А чем пахнет весна? (Талым снегом, первой водой, цветами.)

— У вас на партах текст веснянки, русской народной песни.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью, радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

(Чтение про себя, затем вслух.)

— Что представляет собой первая строчка песни? Есть ли здесь еще обращения?

— Почему стоит двоеточие? А какое это предложение по цели высказывания?

Учащиеся заучивают текст песни и по памяти записывают его в тетрадях.

— А сейчас послушаем стихотворение «Весенние воды» Федора Ивановича Тютчева. (Включаю грамзапись, дети слушают.)

— Какова интонация стихотворения? (Бодрая, жизнерадостная.)

— Каким рисует весенний день Тютчев?

— Назовите непривычные слова. Попробуйте сами объяснить их значение.

(Брег — берег; гласят — поют, кричат. В этих словах есть беглые гласные.)

— Кто такие гонцы? (Гонцы — оповестители, посыльные, глашатаи. Они предвещают весну. В стихотворении гонцы — это весенние воды, они предвещают наступление весны.)

— Слов какой части речи в стихотворении больше всего? Почему? (Глаголов, потому что весна — это жизнь, движение, действие.)

— Выпишите эти глаголы.

— Назовите эпитеты в стихотворении. Почему именно эти слова выбрал автор? (Брег сонный; молодая весна; тихие, теплые майские дни; румяный, светлый хоровод.)

Далее проводится работа над выразительностью чтения. Учащиеся отмечают слова, на которые падают логические ударения, обозначают длинные и короткие паузы, анализируют роль знаков препинания. Затем два- три ученика выразительно читают стихотворение.

— А теперь вы прочитаете известные вам стихотворения о весне. Помните об интонации, о паузах, о логических ударениях. Правильно подберите темп чтения. (Учащиеся вспоминают и читают выученные наизусть стихотворения о весне Майкова, Плещеева, Жуковского и других поэтов.)



Предварительный просмотр:

       — А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос? Сейчас зазвучит музыка. Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на полянку, на речку. (Слушаем Э. Грига и П. Чайковского.)

 —Какие звуки у весны? (Капель, журчанье ручья, шелест веток, крик птиц, треск ломающегося льда.)

Обратимся к лирической миниатюре писателя М. М. Пришвина «Рожденье звука». (Чтение учащимися сначала про себя, затем — одним учеником — вслух.)

 — Как описано здесь утро года?

 — Какие краски преобладают в этой миниатюре?

 — Как же рождается звук весны, ее голос?

Составьте и запишите нераспространенные предложения по тексту миниатюры. (Снег осел. Хвоинки вытаивают. Бегут ручьи. Тишина. Рождаются капли.) Как Пришвин распространяет эти предложения? (С помощью эпитетов).

— Какой эпитет нашел писатель для слова весна? (Стремительная.)

— А какой еще она может быть? (Ранняя, поздняя, запоздалая, радостная, молодая и др.)

Представляю Вам репродукцию картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

— Константин Федорович Юон — замечательный живописец, художник - пейзажист. Его картины жизнерадостны и праздничны. Он часто писал солнечные сельские пейзажи. В картине «Мартовское солнце» художник с большим мастерством передает радостное настроение солнечного дня первого весеннего  месяца.

— Что изобразил художник на картине? (Изображена деревенская улица, дома, уходящие вдаль, огромные высокие деревья, отяжелевшие под солнечными лучами сугробы снега и глубокое сине-голубое весеннее небо с редкими, быстро мчащимися облаками).

Пейзаж тесно связан с жизнью человека, его трудом. На переднем плане художник изобразил двух деревенских ребятишек на лошадях. Они приносят в картину жизнь и движение.

В центре картины стройные белоствольные березы. От деревьев падают длинные синеватые тени.

Крыши домов покрыты снегом, но он должен вот-вот сойти, соскользнуть вниз. Небо на картине большое-большое, без конца и без края.

На картине нет солнца, но виден розоватый, золотистый свет на деревьях и на снегу. Теплым светом мартовского солнца пронизано все вокруг.

— Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы передать светлое, радостное настроение, которое возникло у него, когда он увидел этот мартовский день? (Сочетание розовато-голубого, сиреневого, золотистого, желто-голубого, бело-розового. Такой колорит — сочетание различных цветов — помог художнику передать настроение весеннего дня.)

— Ваши впечатления от картины? Казалось бы, ничего красивого нет. А между тем, как все прекрасно и даже празднично, когда светит мартовское солнце. Художник заставил нас увидеть красоту природы в обыкновенный будничный день.

— Вот и кончился наш «весенний» урок. (Подведение итогов урока.)

Домашнее задание: написать сочинение по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце». Желающие могут подготовить рисунки на тему «Весна».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс

Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине  А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на   основе картины.Развивающая: ...

Подготовка к сочинению-описанию "Маленький разведчик весны"(5 класс).

Данная презентация подготавливает уч-ся к написанию сочинения о подснежнике.На данном уроке ребята работают с текстами, анализируют стихотворения, собирают материал к сочинению - описанию....

Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.

Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...

Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)

Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....

Открытый урок по теме: "Описание поэтических предметов. Подготовка к сочинению-описанию"

Открытый урок, посвященный подготовке к написанию сочинения-описания по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". Урок предназначен для проведения в 6 классе...

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....