Урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида на тему "Местоимение как часть речи".
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Волгушева Ольга Михайловна

Урок - путешествие. На уроке закрепляется полнятие о местоимении, формируется навык распознавания лица местоимений, умение соотносить местоимения с именами существительными, согласовать их с другими частями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         

                    УРОК   ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

                                           «МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ».

                                           

                                                                Волгушева О. М.

учитель русского языка ГКС (К) ОУ РМ  «Поводимовская школа- интернат»

ЦЕЛЬ.

           

            1.Закрепление понятия о местоимении.

            2. Актуализация знаний о местоимениях 1-го, 2 –го и 3-го лица..

ЗАДАЧИ.

Коррекционно –образовательные.

- Формировать представление о местоимении как части речи..

- Формировать умение слышать и видеть местоимения в устной и письменной речи.

- Закреплять навыки и умения в определении лица местоимений

- Упражнять учащихся в согласовании местоимений с другими частями речи.

- Учить соотносить местоимения с именами существительными

     2. Коррекционно-развивающие.

- Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую).

- Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании лица местоимений.

- Развивать память, наблюдательность, внимание.

- Обогащать словарный запас учащихся.

- Развивать речь путем формулирования полных, доказательных ответов.

3.Коррекционно-воспитательные.

- Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к родному языку, интерес к предмету.

- Воспитывать навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими учащимися класса.

ОБОРУДОВАНИЕ.

- оборудование для демонстрации презентации;

- карточки с текстом;

- аудиозапись;

                                                Ход урока.

       1.Организационный момент.

     - Здравствуйте, ребята. Сядьте ровно, посмотрите на меня. Улыбнемся друг другу. Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными и активными.

     2. Проверка домашнего задания.

     - Что было задано? Откройте тетради, я пройду и посмотрю как вы справились. Молодцы, вы готовы к уроку.

     3. Формулирование темы и целей урока.

     -Какую часть речи мы изучаем?

     -Что обозначает местоимение?

     -Дайте полное определение этой части речи.

     -Для чего люди используют местоимения в речи?

     -Какие местоимения относятся к 1, 2 и 3 лицу?

   -А теперь закройте глаза и послушайте муз. произведение.(Шум моря) Что вы представили, слушая эти звуки?

   - Сегодня мы с вами совершим путешествие на корабле по морю знаний и в пути нам встретятся загадочные острова. Мы будем выделять местоимения в речи, поупражняемся в определении лица местоимений. Будем работать дружно, помогая и советуясь друг с другом. Мы все одна команда! Итак, в путь! (на доске изображение кораблика и островов)

 

       4. Работа по теме урока.

     

1-й остров

 

(Слайд 1)

-Прочитайте название острова. («МЕС»)

-Остров предлагает выполнить следующее задание: послушайте загадки и отгадайте.

Утром так заведено –
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт оно
Розовой жар – птицей,
А стемнеет – он придёт:
Тоненький, смущённый.
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл – плывёт она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…

– Кто такие оно, он, она?
– Какой частью речи являются эти слова?
– Что такое местоимение?
– Местоимение употребляется вместо какой части речи? Какого именно существительного в данном случае? На что указывает, на какой предмет? А как вы догадались? ( оно-солнце, он-месяц, она-луна) Проверим.

(Слайд 2)


– Значит, на какие вопросы отвечает местоимение?
– Молодцы мы справились с заданием острова и отправляемся дальше.
– Как вы думаете какой остров мы посетим следующим?

2-й остров “ТО”.

(Слайд 3)

– Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица и 3 лица. Итак, посмотрите на доску и проверьте правильность ответов.

                                     (Слайд 4)       Слайд 5)     (Слайд 6)

   

Задание острова:

– Прочитайте отрывок из стихотворения про себя, приготовьтесь прочитать вслух.

(Слайд 7)

Я, ты, он, она –
Вместе целая страна.
Вместе дружная семья,
В слове МЫ сто тысяч Я.

– Это стихотворение написал Роберт Рождественский. На его стихи положена музыка и получилась песня, которую исполняла София Ротару.
– О чём это стихотворение?
– Ваша задача: найти местоимения, определить лицо.Сколько местоимений вы нашли?

Итак, подведем итог.              

       (Слайд 8)

                       Работа по учебнику в тетрадях.

Упражнение №192, стр. 151-152( разбор задания, выполнение в тетрадях).

 Индивидуальники работают по карточкам.

                Физминутка для рук «Солнышко»

.

– Молодцы! Мы покидаем и этот остров.
– Какой остров у нас по курсу?

3-й остров “И”.  

 (Слайд 9 )

– Очень сложное задание приготовил для нас этот маленький остров.
– В тексте мы искали местоимения, а теперь попробуем их услышать.
– Игра называется “УСЛЫШЬ МЕНЯ”
– Выложите столько жетонов, сколько местоимений вы услышите.

   Мама! Она ласковая и добрая. Я ее очень люблю. И старший брат тоже. Он всегда говорит спасибо за тепло и заботу. Мы внимателен к маме. Она заслужила.

Проверка

– У кого сколько жетонов? (5 штук)

– О ком этот рассказ? Как нужно относиться к маме? А как относитесь вы?

                Физкультминутка для глаз.  

(Слайд 10)

     4-й остров “МЕ”.

(Слайд 11)

   Задание игрового характера «Читая Пушкина»

   Детям предлагается вспомнить изученные на уроках чтения сказки Пушкина. Далее читаются выдержки из сказок, в которых есть личные местоимения. (детям раздаются карточки с отрывками) Нужно вспомнить, что обозначают слова «он», «она» и т.д. в отрывках, и выписать на доску эти существительные . ( дети работают самостоятельно и выходят к доске по очереди, кто как подготовился.)

В результате на доске появляется запись:

он

она

ты

мы

Кораблик

Царь

Лебедь

Царица

Волна

Царевич

Корабельщики

-  Из какой сказки эти строчки?

– Прощаемся с этим островом, продолжаем путешествие.

5-й остров “НИЕ”.

(Слайд 12)

Загадки.

– Первый слог слова – личное местоимение. Второй слог этого слова – детская болезнь. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно. (Якорь.)Объяснение значения слова

– Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Тыква.)

– Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдёшь в конце слов сварщик, пильщик, барабанщик, вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Ящик.)

-Проверим правильность ответов.

(Слайд 13)

–Остров нас не хочет отпускать! Он предлагает нам ответить на вопросы и проверить, приобрели ли вы знания в своем путешествии.

Тест «Проверяю себя»    (Слайд 14)

-Внимательно прочитай вопросы, укажи правильный ответ. (самопроверка: -поднимите руки те, кто ответил правильно, только честно)

(Слайды 15 - 16)         (Слайды 17 - 18)            (Слайд ы 19 – 20 )

4. Домашнее задание.

(Слайд 21)

Упражнение № 193, стр. 152 (разбор)

5. Выставление оценок.

   - Большое спасибо за хорошую работу я говорю… и ставлю им «5».

   - Молодцы… Они получают «4».

   - Старались сегодня…Но нужно подтянутся «3».    

 

Итог.

– Вот и подошло к концу наше морское путешествие.
– Понравилось ли вам?
– Что было самое сложное? Какое задание понравилось выполнять?
– Готовы ли вы к дальнейшим приключениям?

- Спасибо за урок!

(Слайд 22)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Презентация к уроку письма и развития речи 7 класс коррекционная школа на тему"Правописание падежных окончаний имён прилагательных"

Презентация помогает повторить учебный материал об имени прилагательном ,подводит к формированию навыков правописания падежных окончаний имён прилагательных....

Урок чтения и развития речи 6 класс коррекционная школа 8 вида Х.К.Андерсен "Ель"

План-конспект урока чтения в 6 классе коррекционнаяшкола 8 вида.Использованы стихи известных поэтов,слайды,видеомультфильм "Ель"....

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в спе­циальной (коррекционной) школе VIII вида....

Рабочая программа по письму и развитию речи. 5 класс коррекционной школы VIII вида

Представлена рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида....