Главные вкладки

    Урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида на тему "Местоимение как часть речи".
    методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

    Волгушева Ольга Михайловна

    Урок - путешествие. На уроке закрепляется полнятие о местоимении, формируется навык распознавания лица местоимений, умение соотносить местоимения с именами существительными, согласовать их с другими частями речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                             

                        УРОК   ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

                                               «МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ».

                                               

                                                                    Волгушева О. М.

    учитель русского языка ГКС (К) ОУ РМ  «Поводимовская школа- интернат»

    ЦЕЛЬ.

               

                1.Закрепление понятия о местоимении.

                2. Актуализация знаний о местоимениях 1-го, 2 –го и 3-го лица..

    ЗАДАЧИ.

    Коррекционно –образовательные.

    - Формировать представление о местоимении как части речи..

    - Формировать умение слышать и видеть местоимения в устной и письменной речи.

    - Закреплять навыки и умения в определении лица местоимений

    - Упражнять учащихся в согласовании местоимений с другими частями речи.

    - Учить соотносить местоимения с именами существительными

         2. Коррекционно-развивающие.

    - Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую).

    - Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании лица местоимений.

    - Развивать память, наблюдательность, внимание.

    - Обогащать словарный запас учащихся.

    - Развивать речь путем формулирования полных, доказательных ответов.

    3.Коррекционно-воспитательные.

    - Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к родному языку, интерес к предмету.

    - Воспитывать навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими учащимися класса.

    ОБОРУДОВАНИЕ.

    - оборудование для демонстрации презентации;

    - карточки с текстом;

    - аудиозапись;

                                                    Ход урока.

           1.Организационный момент.

         - Здравствуйте, ребята. Сядьте ровно, посмотрите на меня. Улыбнемся друг другу. Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными и активными.

         2. Проверка домашнего задания.

         - Что было задано? Откройте тетради, я пройду и посмотрю как вы справились. Молодцы, вы готовы к уроку.

         3. Формулирование темы и целей урока.

         -Какую часть речи мы изучаем?

         -Что обозначает местоимение?

         -Дайте полное определение этой части речи.

         -Для чего люди используют местоимения в речи?

         -Какие местоимения относятся к 1, 2 и 3 лицу?

       -А теперь закройте глаза и послушайте муз. произведение.(Шум моря) Что вы представили, слушая эти звуки?

       - Сегодня мы с вами совершим путешествие на корабле по морю знаний и в пути нам встретятся загадочные острова. Мы будем выделять местоимения в речи, поупражняемся в определении лица местоимений. Будем работать дружно, помогая и советуясь друг с другом. Мы все одна команда! Итак, в путь! (на доске изображение кораблика и островов)

     

           4. Работа по теме урока.

         

    1-й остров

     

    (Слайд 1)

    -Прочитайте название острова. («МЕС»)

    -Остров предлагает выполнить следующее задание: послушайте загадки и отгадайте.

    Утром так заведено –
    Разомкнёшь ресницы,
    И к тебе идёт оно
    Розовой жар – птицей,
    А стемнеет – он придёт:
    Тоненький, смущённый.
    Он на цыпочках войдёт
    Долькою лимонной.
    Срок прошёл – плывёт она
    В пелене тумана,
    Круглолица и грустна,
    Будто Несмеяна…

    – Кто такие оно, он, она?
    – Какой частью речи являются эти слова?
    – Что такое местоимение?
    – Местоимение употребляется вместо какой части речи? Какого именно существительного в данном случае? На что указывает, на какой предмет? А как вы догадались? ( оно-солнце, он-месяц, она-луна) Проверим.

    (Слайд 2)


    – Значит, на какие вопросы отвечает местоимение?
    – Молодцы мы справились с заданием острова и отправляемся дальше.
    – Как вы думаете какой остров мы посетим следующим?

    2-й остров “ТО”.

    (Слайд 3)

    – Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица и 3 лица. Итак, посмотрите на доску и проверьте правильность ответов.

                                         (Слайд 4)       Слайд 5)     (Слайд 6)

       

    Задание острова:

    – Прочитайте отрывок из стихотворения про себя, приготовьтесь прочитать вслух.

    (Слайд 7)

    Я, ты, он, она –
    Вместе целая страна.
    Вместе дружная семья,
    В слове МЫ сто тысяч Я.

    – Это стихотворение написал Роберт Рождественский. На его стихи положена музыка и получилась песня, которую исполняла София Ротару.
    – О чём это стихотворение?
    – Ваша задача: найти местоимения, определить лицо.Сколько местоимений вы нашли?

    Итак, подведем итог.              

           (Слайд 8)

                           Работа по учебнику в тетрадях.

    Упражнение №192, стр. 151-152( разбор задания, выполнение в тетрадях).

     Индивидуальники работают по карточкам.

                    Физминутка для рук «Солнышко»

    .

    – Молодцы! Мы покидаем и этот остров.
    – Какой остров у нас по курсу?

    3-й остров “И”.  

     (Слайд 9 )

    – Очень сложное задание приготовил для нас этот маленький остров.
    – В тексте мы искали местоимения, а теперь попробуем их услышать.
    – Игра называется “УСЛЫШЬ МЕНЯ”
    – Выложите столько жетонов, сколько местоимений вы услышите.

       Мама! Она ласковая и добрая. Я ее очень люблю. И старший брат тоже. Он всегда говорит спасибо за тепло и заботу. Мы внимателен к маме. Она заслужила.

    Проверка

    – У кого сколько жетонов? (5 штук)

    – О ком этот рассказ? Как нужно относиться к маме? А как относитесь вы?

                    Физкультминутка для глаз.  

    (Слайд 10)

         4-й остров “МЕ”.

    (Слайд 11)

       Задание игрового характера «Читая Пушкина»

       Детям предлагается вспомнить изученные на уроках чтения сказки Пушкина. Далее читаются выдержки из сказок, в которых есть личные местоимения. (детям раздаются карточки с отрывками) Нужно вспомнить, что обозначают слова «он», «она» и т.д. в отрывках, и выписать на доску эти существительные . ( дети работают самостоятельно и выходят к доске по очереди, кто как подготовился.)

    В результате на доске появляется запись:

    он

    она

    ты

    мы

    Кораблик

    Царь

    Лебедь

    Царица

    Волна

    Царевич

    Корабельщики

    -  Из какой сказки эти строчки?

    – Прощаемся с этим островом, продолжаем путешествие.

    5-й остров “НИЕ”.

    (Слайд 12)

    Загадки.

    – Первый слог слова – личное местоимение. Второй слог этого слова – детская болезнь. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно. (Якорь.)Объяснение значения слова

    – Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Тыква.)

    – Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдёшь в конце слов сварщик, пильщик, барабанщик, вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Ящик.)

    -Проверим правильность ответов.

    (Слайд 13)

    –Остров нас не хочет отпускать! Он предлагает нам ответить на вопросы и проверить, приобрели ли вы знания в своем путешествии.

    Тест «Проверяю себя»    (Слайд 14)

    -Внимательно прочитай вопросы, укажи правильный ответ. (самопроверка: -поднимите руки те, кто ответил правильно, только честно)

    (Слайды 15 - 16)         (Слайды 17 - 18)            (Слайд ы 19 – 20 )

    4. Домашнее задание.

    (Слайд 21)

    Упражнение № 193, стр. 152 (разбор)

    5. Выставление оценок.

       - Большое спасибо за хорошую работу я говорю… и ставлю им «5».

       - Молодцы… Они получают «4».

       - Старались сегодня…Но нужно подтянутся «3».    

     

    Итог.

    – Вот и подошло к концу наше морское путешествие.
    – Понравилось ли вам?
    – Что было самое сложное? Какое задание понравилось выполнять?
    – Готовы ли вы к дальнейшим приключениям?

    - Спасибо за урок!

    (Слайд 22)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

    Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

    Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

    Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

    Презентация к уроку письма и развития речи 7 класс коррекционная школа на тему"Правописание падежных окончаний имён прилагательных"

    Презентация помогает повторить учебный материал об имени прилагательном ,подводит к формированию навыков правописания падежных окончаний имён прилагательных....

    Урок чтения и развития речи 6 класс коррекционная школа 8 вида Х.К.Андерсен "Ель"

    План-конспект урока чтения в 6 классе коррекционнаяшкола 8 вида.Использованы стихи известных поэтов,слайды,видеомультфильм "Ель"....

    Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

    Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в спе­циальной (коррекционной) школе VIII вида....

    Рабочая программа по письму и развитию речи. 5 класс коррекционной школы VIII вида

    Представлена рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида....