Использование ИКТ
материал по русскому языку по теме

Хунданова Алла Николаевна

Здесь можно посмотреть, как можно использовать ИКТ на разных этапах уроков русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt.doc228.46 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные  технологии  на уроках русского языка и литературы

Деятельность учителя на современном этапе образовательного процесса направлена на постоянное совершенствование форм и методов преподавания с использованием информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку и литературе. Урокам русского языка и литературы отводится ведущая роль в формировании информационно-коммуникативной компетенции. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:

  •                 Развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
  •                 Усилить мотивацию учения;
  •                 Сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности;
  •                 Активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
  •                 Качественно изменить контроль над деятельностью учащихся;
  •                 Приобщить школьников к достижениям информационного общества.

Как указано в Концепции структуры и содержания предметной области «Филология»,  филологическое образование нацелено на формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций. Коммуникативная компетенция направлена на формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием информационных и коммуникационных технологий повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся. Компьютерные технологии используются мною на всех этапах урока: при закреплении материала, при изучении нового материала, проверки знаний, умений и навыков.
Важнейшей тенденцией развития мирового образования становится информационный характер образовательных процессов, поэтому общество предъявляет социальный заказ на воспитание молодого поколения, способного ориентироваться в современном информационном пространстве.
Основными целями и задачами создания информационной образовательной среды являются:
• повышение эффективности педагогической деятельности в сфере образования;
• автоматизация сбора, накопление, систематизации и обработки информации об изучаемых процессах, явлениях, объектах;
• научное обоснование методологии информатизации общего и профессионального образования;
• освоение новых информационных технологий, как средства развития и совершенствования функциональной грамотности личности;
• обеспечение всеобщей компьютерной грамотности,
• формирование информационной культуры;
• формирование творческого мышления;
• обеспечение подготовки педагогических кадров по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.
В условиях перехода к информационному обществу повышаются требования к профессиональной подготовке учителя, в особенности к уровню его информационной компетентности.
Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Вместе с тем, спектр компетенций профессиональной деятельности учителя гораздо шире.
Информационная компетентность содержит такие элементы, как:
• мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации;
• совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества;
• знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности;
• способы и действия, определяющие операционную основу поисковой познавательной деятельности;
• опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;
• опыт отношений «человек-компьютер».
Информационная компетентность учителя понимается как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности. Она, как составная часть профессиональной компетентности учителя, включает такие слагаемые его профессиональной деятельности, как:
• теоретические знания об основных понятиях и методах информатики как научной дисциплины;
• способы представления, хранения, обработки и передачи информации с помощью компьютера;
• умения и навыки работы на персональном компьютере на основе использования операционных систем, утилит, надстроек над операционной системой и операционных оболочек;
• умение представить информацию в Интернет;
• умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;
• обучение и знакомство педагогов с основными направлениями информатизации образования и использованием на практике электронных образовательных Интернет-ресурсов;
• повышение эффективности управления в современном образовательном учреждении при условии использования информационных технологий;
• повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и осознание необходимости системного использования информационных технологий в самообразовательной и производственной деятельности учителей в условиях модернизации образования.
• владение навыками использования телекоммуникационных технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики.
Важным условием в период поэтапного перехода от индустриального к информационному обществу, является формирование информационной культуры педагога.
Информационная культура предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые он ставит для достижения цели своей деятельности. Компьютеры и программы при этом служат в качестве средств, на которые опираются информационные технологии. С их помощью человек может планировать последовательность действий, необходимых для достижения поставленной цели. Он должен уметь организовать поиск информации, необходимой для решения задачи из множества источников. Кроме этого, информационно культурный человек должен уметь работать с отобранной информацией, структурировать её, систематизировать, обобщать и представлять в виде, понятном другим людям.
Формирование информационной культуры педагога предполагает создание у него определенного мировоззрения, владение им системой знаний, навыков и умений, полагающих осуществлять педагогическую деятельность с использованием информационных технологий.
Критериями информационной культуры можно считать:
• умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
• эффективно осуществлять поиск нужной информации;
• перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
• умение адекватно отбирать и оценивать информацию;
• способность к информационному общению;
• наличие компьютерной грамотности.
Использование новых информационных технологий существенно повышает профессиональные возможности педагога, расширяет границы его педагогической культуры, а значит, служит повышению результативности его профессиональной деятельности, то есть повышению качества образования.
Решение задачи формирования информационной компетентности учителя требует сформированности специфических умений и навыков системного подхода к поисковой деятельности в сфере технических, программных средств и информации. Это во многом определяет успешность преодоления барьера между миром человека и миром компьютеров, способствует формированию информационного мировоззрения, развитию системного мышления студентов, ориентации в массе программных средств и выборе конфигурации компьютера, необходимого для оптимального решения своих задач.
Информационная культура учителя включает в себя следующие параметры:
• овладение компьютерной грамотностью (программа минимум – как пользователь, программа максимум – как программист, проектировщик образовательного процесса.);
• способность к овладению информационно – коммуникативными технологиями как новыми средствами для решения проблем образования;
• умение сотрудничать со школьниками в учебном процессе в режиме саморазвития, используя сети телекоммуникации;
• способность быстрее других отследить, оценить, понять предложенную информацию и включить её в учебный процесс.
В условиях информатизации образования, формирование информационной культуры учителя ведет к расширению множества педагогических методов и приемов, которые влияют на характер преподавательской деятельности. А также комплекс профессионально-важных качеств, необходимых для успешности профессиональной деятельности, дополняется такими специфическими качествами как, стремление, позиция и личностные качества, которые характеризуют уровень информационной культуры педагога. К ним относится следующее:
• потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной деятельности;
• профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе.
• отношение к информации, объектам и явлениям в информационной среде;
• стиль педагогического общения внутри информационной среды;
• критическое отношение к информационному потреблению;
• согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием информационных технологий;
• уверенность в правильности принятия нестандартных решений.
Основными причинами несоответствия между возможностями информационных технологий и их реализацией в процессе преподавания гуманитарных дисциплин являются:
• низкая информационная культура педагогических коллективов;
• педагогическая и методическая неподготовленность многих преподавателей к работе с новыми информационными технологиями;
• низкая мотивация преподавателей к использованию информационных технологий в процессе обучения.
Сегодня учителю необходимо владеть компьютерной грамотностью и опытом практического использования компьютеров. В нашей стране у большинства педагогов, к сожалению, уровень информационной культуры очень низок. С одной стороны, это объясняется ещё недостаточным внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, а с другой стороны – отсутствием системы подготовки грамотных пользователей информационных систем и потребителей информации.
Учителя на занятиях уделяют больше внимания на объем информации, а не на её структуру; представляют материал, а не организуют поисковую деятельность; междисциплинарные связи не устанавливаются; новые информационные технологии применяются недостаточно, хотя возможности учебных компьютерных программ позволяют делать то, что традиционными средствами достичь невозможно, а если и применяется в учебном процессе компьютер, то используется как контролирующее средство.
Таким образом, предстоит решить следующие задачи:
• обучение ориентации в информационных ресурсах по образованию, педагогическим наукам, предметной сфере;
• освоение информационного поиска, овладение методами переработки информации;
• использование технологии подготовки и оформлении результатов учебно-методической работы;
• осознание возможностей новых информационных технологии в гуманитарных исследованиях;
• о точках пересечения и интеграции данного курса с другими изучаемыми дисциплинами и о различных подходах к решению задач профессиональной сферы.
Одной из главных целей современного образования становится формирование готовности личности к жизнедеятельности в информационном обществе, неотъемлемым атрибутом которого является стремительное развитие и проникновение во все сферы жизни человека информационно-коммуникационных технологий.
Особо следует подчеркнуть, что в настоящее время овладение педагогом ИКТ становится важной составляющей его профессионализма.
Среди наиболее значимых ценностей и смыслов информационного общества исследователи выделяют ценность образования, приоритеты которого меняются в новых информационных условиях.
Особое место среди них занимает информационная компетенция личности, формирующая умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Не правомерными, на наш взгляд, являются трактовки информационной компетенции только как умения работать на компьютере и освоения новых информационных технологий. Такое понимание сужает ее содержательные рамки и придает ей утилитарный характер. На самом деле, информационная компетенция является базовой даже для ключевых, универсальных компетенций, поэтому овладение ею становится успешным залогом любой профессиональной деятельности, в том числе и педагогической.
Основное содержание информационной компетентности учителя включает:
• умение рационально работать с информацией: знать особенности информационных потоков в своей предметной области, владеть основами аналитико-синтетической переработки информации;
• освоение технологий подготовки педагогической информационной продукции;
• использование новых информационно-коммуникационных технологий и владение конкретными навыками по использованию технических средств как непосредственно в образовательном процессе, так и в самостоятельной работе по повышению профессиональной квалификации.
В качестве основных типов информационных образовательных технологий можно выделить: интернет-технологии; технология электронной почты; компьютерные обучающие программы; Web-технологии и другие.
Основные тенденции развития ИПТ находят свое конкретное проявление в организационных и сугубо дидактических требованиях.
К организационным требованиям относятся: целевая установка ИПТ и ее общая организационная логика — своевременность начала и создание установок на конкретный вид деятельности, максимальное использование возможностей каждого этапа, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина обучаемых; разнообразие способов организационного построения и проведения занятий; рациональное использование учебно—наглядных пособий и технических средств обучения.
Дидактические требования к занятию сводятся к соблюдению принципов обучения. На конкретном занятии единство принципов обеспечивает четкую постановку учебных задач и их последовательное решение; оптимальный отбор содержания, выбор форм учебной работы, методов, приемов и средств, направленных на развитие познавательной активности и самостоятельное приобретение знаний под руководством преподавателя.
Традиционная лекция, несмотря на привлекательность непосредственного живого общения с учителем, как правило, не может охватить все аспекты изучаемого предмета. Её главная цель — дать ровно столько информации, чтобы обосновать рассматриваемые на ней положения. Она должна служить путеводителем к другим источникам информации, которыми обычно являются учебники или дополнительная литература.
Аналогично этому ИПТ, представляя возможность школьникам изучения материала в интерактивном режиме, обеспечивают связь с любыми доступными информационными источниками, например, в сети Internet.
ИПТ функционирует на основе особых педагогических принципах, отличающихся от принятых в дидактике. К ним необходимо, прежде всего, отнести принцип вербального общения; принцип личностно—ориентированного подхода к обучению; принцип самоорганизации обучающихся; принцип интерактивного взаимодействия в системе «учитель — ученик» и т.д.
Применение информационных технологий в процессе обучения дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы.
Использование компьютера дает учителю не только новые возможности в преподавании своего предмета, для накопления и создания банка данных и т.п., но и позволяет осуществить обработку результатов обучения.

Современные информационные технологии обогащают уроки русского языка и литературы наглядностью, (иллюстрации, схемы, графики, таблицы), аудиоматериалами, видеоматериалами, что, безусловно, способствует глубокому и прочному усвоению знаний.
Профессиональное овладение учителем ИКТ предполагает:
• осознание включенности системы образования в глобальные информационные процессы;
• готовность к освоению способов эффективного доступа к практически неограниченному объему информации и аналитической обработке этой информации;
• стремление к формированию и развитию личных творческих качеств, дающих возможность генерации педагогических идей в современной информационной среде с целью получения инновационных педагогических результатов;
• готовность к совместному со всеми субъектами информационного взаимодействия освоению научного и социального опыта, совместной рефлексии и саморефлексии;
• освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, представления, передачи и интеграции информации;
• готовность к использованию современных интерактивных телекоммуникационных технологий как важного аспекта профессионального роста в условиях непрерывного образования в постоянно меняющемся информационном обществе (телеконференции, дистанционное обучение);
• способность к моделированию и конструированию информационно-образовательной среды и прогнозированию результатов собственной профессиональной деятельности

Основное содержание информационной компетентности учителя включает:
• умение рационально работать с информацией: знать особенности информационных потоков в своей предметной области, владеть основами аналитико-синтетической переработки информации;
• освоение технологий подготовки педагогической информационной продукции;
• использование новых информационно-коммуникационных технологий и владение конкретными навыками по использованию технических средств как непосредственно в образовательном процессе, так и в самостоятельной работе по повышению профессиональной квалификации.

Основными целями и задачами создания информационной образовательной среды являются:
• повышение эффективности педагогической деятельности в сфере образования;
• автоматизация сбора, накопление, систематизации и обработки информации об изучаемых процессах, явлениях, объектах;
• научное обоснование методологии информатизации общего и профессионального образования;
• освоение новых информационных технологий как средства развития и совершенствования функциональной грамотности личности;
• обеспечение всеобщей компьютерной грамотности,
• формирование информационной культуры;
• формирование творческого мышления;
• обеспечение подготовки педагогических кадров по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

Использование компьютерных технологий при изучении темы: «Графический способ решения систем уравнений» - алгебра 9 класс Конспект комбинированного урока с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов).

Данное пособие составлено как методическая разработка для проведения уроков по алгебре в 9 классе по теме «Графический способ решения систем уравнений» (в тематическом планировании - 2 часа).Пособие с...

Урок с использованием интерактивной доски: Расчеты с использованием MS Excel

урок предназначен для учителей информатики.Создан в программе Smart Noteboot....

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...