Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме

Гергель Ирина Анатольевна

Данный материал содержит практические занятия при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Они затрагивают, на мой взгляд, наиболее трудные вопросы, возникающие у выпускников при подготовке к экзамену.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(1)Легенда об Атлантиде — загадочном государстве, которое поглотило море, может оказаться больше, чем просто миф. (2)Гибель высокоорганизованной критской цивилизации почти 3,5 тыс. лет назад долгое время оставалась загадкой. (3)Древние минойцы были умелыми архитекторами, кораблестроителями, их достижения наложили отпечаток на культуру и быт многих древних цивилизаций Средиземноморья, в том числе и на египетскую. (4)Опытные корабелы, они торговали со многими средиземноморскими городами, и не случайно в египетских папирусах их называют «народом с моря».

(5)Однако неожиданно эта цивилизация погибла. (6)Теперь ученые нашли новые доказательства того, что причиной гибели минойской культуры стала разбушевавшаяся водная стихия.

(7)На берегу острова Крит обнаружили минойский строительный материал и глиняную посуду вперемешку с округленной галькой, а также ракушками и прочими представителями микроскопической морской фауны. (8)Учёные уверены, что такую смесь могло создать только цунами.

Задание 1. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

1) которое поглотило (предложение 1)

2) минойцы были опытными архитекторами, кораблестроителями (предложение 3)

3) называют (предложение 4)

4) стихия стала (предложение 6)

Задание 2. Какое утверждение ошибочно?

1) В 4-ом предложении три грамматических основы.

2) В 6-ом предложении две грамматические основы.

3) В 5-ом предложении простое глагольное сказуемое.

4) Во 2-ом предложении составное именное сказуемое.

Задание 3. Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

1) обнаружили материал и посуду ( предложение 7)

2) могло создать цунами (предложение 8)

3) гибель оставалась загадкой (предложение 2)

4) они торговали (предложение 4)

(1)30 июня 1908 года около 7 часов утра над территорией Центральной Сибири в междуречье Нижней Тунгуски и Лены пролетел гигантский шар-болид.(2) Его полет сопровождался звуковыми и световыми эффектами и закончился мощным взрывом, равным по силе двум тысячам взрывов атомной бомбы в Хиросиме. (3)Взрывной волной были повалены деревья в радиусе 80 км от эвенкийского поселка Ванавара.

(4)Ученые мужи всего мира давно уже ломают головы над феноменом Тунгусского метеорита. (5)Но до сих пор нельзя однозначно сказать, что произошло в сибирской тайге почти сто лет назад.

(6)Очередную версию разгадки обнародовали красноярские исследователи. (7)По их мнению, в тайгу упала ледяная комета, состоящая из воды и углерода. (8)Ученые-физики пояснили, что найденный спустя 20 лет после взрыва спрессованный лед с вмороженными в него горючими газами — не признак вечной мерзлоты, а главное доказательство новой теории. (9)Земля для кометы, разлетевшейся на множество ледяных кусков, стала своего рода раскаленной сковородкой. (10)Лед быстро таял и взрывался.

Задание 1. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

1) полёт сопровождался (предложение 2)

2) мужи ломают (предложение 4)

3) нельзя сказать (предложение 5)

4) версию обнародовали (предложение 6)

Задание 2. Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?

1) полёт сопровождался

2) полет закончился

3) полёт сопровождался и закончился

4) полёт сопровождался эффектами и закончился взрывом

Задание 3. Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

1) ученые мужи ломают головы (предложение 4)

2) земля для кометы стала своего рода раскаленной сковородкой (предложение 9)

3) пролетел шар-болид (предложение 1)

4) были повалены деревья (предложение 3)

(1)Снежный барс имеет и другое общепринятое название — ирбис. (2)Оно укоренилось давно. (3)Еще в XVII веке русские купцы, торговцы пушниной, переняли это название у местных азиатских охотников, многие из которых говорили на тюркском наречии. (4)Слово это ими произносилось как «ирбиз», что означало «снежная кошка».

(5) Снежный барс по ряду признаков занимает промежуточное положение между большими и малыми кошками. (6)С большими кошками барса роднит узор на голове, манера держать хвост, когда животное спокойно, и еще ряд анатомических особенностей. (7)Зато барс, как и другие малые кошки, умеет мурлыкать; поза, которую животное принимает, трапезничая. (8)Учитывая эту схожесть и с теми, и с другими кошками, барсов порой называют «средними кошками». (9)Но вот по своим габаритам они ничуть не уступают леопарду, типичному представителю «больших».

Задание 1. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

1) барс имеет (предложение 1)

2) переняли название (предложение 2)

3) что означало (предложение 4)

4) манера держать (предложение 6)

Задание 2. Какое утверждение ошибочно?

1) в третьем предложении три грамматических основы

2) в шестом предложении две грамматических основы

3) в девятом предложении простое глагольное сказуемое

4) в восьмом предложении одна грамматическая основа

Задание 3. Какое слово или сочетание слов НЕ ЯВЛЯЕТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

1) называют ( предложение 8)

2) животное принимает (предложение 7)

3) это произносилось (предложение 4)

4) они не уступают (предложение 9)



Предварительный просмотр:

1) Те, кто может побороть собственную лень, многого достигают в жизни.

2) Благодаря развития науки и техники, Япония стала одной из самых сильных держав.

3) Вера в окончательную победу над фашизмом укрепляла силы наших воинов.

4) Перепуганные огромными волнами, жители острова бросились врассыпную.

1) На Олимпиаду-2008 приедут не только российские, а также американские спортсмены.

2) Люди, обдумывающие своё будущее, иногда не очень ответственно подходят к выбору профессии.

3) Выбирая себе профессию, ты выбираешь дело всей жизни.

4) О рок-опере «Прометей» было много лестных отзывов.

1) Первое время дети скучали по городу, друзьям, оставшимся там, но скоро оценили прелести деревенской жизни.

2) Те, кто прошел курс лечения в санатории, чувствуют себя хорошо.

3) У художников зрительная память, естественно, развита лучше, нежели у музыкантов.

4) В лагере не хватает спортивного оборудования, а что касается с питанием, оно вполне удовлетворяет всех.

1) Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках.

2) Превосходство русского боксера над противником стало очевидным в первом раунде.

3) Кижи прекрасны не только летом, но и зимой.

4) Коллекцию образцов горных пород, собранных в экспедиции, геологи отдали в музей.

1) Некоторые ученики не выполняют домашних заданий.

2) Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребёнка.

3) Пережитый страх уже через минуту кажется и смешным, и странным.

4) Роман «Герой нашего времени» написан М. Ю. Лермонтовым

1) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.

2) Мать явно была обижена бестактностью сына.

3) Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.

4) В «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.

1) Одним из писателей, рассказавшим о «маленьком» человеке, был Н.В.Гоголь.

2) Необходимо своевременно обеспечить школам достаточное количество топлива на зиму.

3) Размышляя о роли личности в истории, Л.Н.Толстой пришел к интересным выводам.

4) Современники А.С.Пушкина гордились его творениями и любили их.

1) Все, кто пришли на матч, остались довольны игрой нашей футбольной команды.

2) Туристы направились к леснику, жившему возле небольшого лесного озера.

3) Жители нашего дома очень беспокоились о судьбе заболевшего малыша.

4) Трудно представить теперь чудесную игру воображения, которая владела нами в детстве.



Предварительный просмотр:

Деепричастный оборот.

Исполняя эту пьесу,

Было чувство радости.

Я старался передать свое настроение.

Должен учитываться авторский замысел.

Зал хорошо слушал пианиста.

Возвратившись из поездки,

Произошел интересный случай.

Мы поделились яркими впечатлениями с друзьями.

Мне не спалось.

Надолго запомнились интересные случаи в пути.

Прочитав новую книгу,

Меня увлек ее сюжет.

Началась подготовка к читательской конференции.

Я увлекся историей.

Это помогает лучше понять окружающий мир.

Не рассчитывая на помощь,

Меня начали покидать силы.

Ученики самостоятельно справились с заданием.

Самостоятельность очень важна.

Учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Изучая историю,

Понадобилось много времени.

Наши современники усваивают уроки прошлого.

Есть возможность гордиться ее прошлым.

Это помогает лучше понять настоящее.

Играя в шахматы,

У меня заболела голова.

Мы развиваем логическое мышление.

Незаметно пролетел вечер.

Воспитывается воля и наблюдательность.



Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО «НИПКиПРО»

Кафедра гуманитарного образования

Контрольное задание дистантного модуля

(3-20 декабря 2012г.)

Комплексный анализ текста

Выполнил:

Учитель русского языка и литературы

МКОУ Мало-Томской СОШ

Маслянинского района

Новосибирской области

Гергель Ирина Анатольевна

Научный куратор:

д. филол.н. Н.В.Максимова

Новосибирск 2012

Анализ текста, как и любая работа аналитического характера, не является самоцелью, также ее цели не ограничиваются лишь восприятием текста.    Именно поэтому  работа с текстом на уроках русского языка и литературы не может сводиться  исключительно к аналитической стадии – она включает в себя и стадию синтеза. Пересказ текста (изложение), интерпретация текста, собственные размышления о прочитанном, то есть создание нового, оригинального, собственного текста учениками – вот конечная цель обучения языку. И эту задачу помогает решить комплексный анализ текста.                            

Комплексный анализ текста  - это сложная, интересная, многоступенчатая и многоцелевая работа, при которой осуществляется  функциональный и системный подход к изучению языка, а также  выявляются межпредметные связи.                  

          Анализ текста  полезен и эффективен при подготовке учащихся к ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе, так как задания части В и С базируются на комплексной работе с текстом.  Поэтому на уроках русского языка и литературы в 9 – 11 классах  необходимо использовать план анализа текста, включающий в себя элементы, языкового, речевого, лингвостилистического и литературоведческого исследования.   Примером может служить следующий план анализа теста.

План  комплексного анализа текста

1. Прочитайте текст.  При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.

2. Вспомните, что вы знаете об авторе.  (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению  принадлежал?  Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.

3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)

4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)

5. К какому жанру относится текст? (Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)

6. Какое настроение преобладает в тексте?

7. Определите тему текста.

8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его.  Если   заглавие уже есть, подумайте над его смыслом.

9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.

10. Как связаны части текста? Обратите внимание   на лексические и синтаксические  средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).

11. Как соотносятся начало и конец текста?

12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность и пр.)?

13. Отметьте основные образы текста.

14. Понаблюдайте над лексикой текста:

  1. Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
  2. Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чем обусловлен их выбор?
  3. Понаблюдайте за различными повторами. Чем они обусловлены?
  4. Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
  5. Найдите перифразы. С какими целями они использованы?
  6. Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
  7. Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные, слова возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором?
  8. Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
  9. Обратите внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором.

15. Понаблюдайте над фонетическими средствами, которые использует автор (аллитерация, ассонанс). Чего  достигает автор их употреблением?

16. Какими морфологическими средствами пользуется автор (обилие глаголов или деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие существительных или прилагательных при описании предметов или пейзажа и т.д.) ?

17. Понаблюдайте над синтаксисом и пунктуацией текста (употребление предложений определенной структуры – коротких, лаконичных или пространных, простых или сложных, употребление инверсий, многоточий, перечислений и пр.).

18. Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал текст). помните, что идея может быть не только в выражении определенной мысли, но и в передаче какого-то чувства, настроения, состояния.

19. Каково ваше впечатление от текста?

          Комплексный анализ текста складывается из трех основных аспектов: 1) лингвистического, 2) лингвостилистического, 3) литературоведческого – и представляет собой интеграцию лингвистики и литературоведения. Эти аспекты не изолированы, а взаимосвязаны. Однако техника анализа не позволяет рассматривать их всесторонне и одновременно. Поэтому учителю необходимо определить возможный объем работы с конкретным текстом и распределить эту работу на домашнюю и классную, а также выстроить ее в определенной последовательности.  Объем работы  зависит от характера текста, его глубины,  лингвистической и содержательной сложности; от возраста и уровня подготовки учеников.                            

            Подготовительная домашняя работа предваряет классные занятия. Дома ученики должны познакомиться с текстом, подготовить его выразительное чтение, постараться узнать что-то об авторе и произведении, найти в словаре значение незнакомых и малопонятных слов, попытаться проанализировать текст по данным им вопросам. Такой предварительный  анализ требует времени и определенных навыков, поэтому в начале систематической работы он поэтапно должен контролироваться учителем на уроках. Затем такая же работа проводится по другим  вопросам, специально выбранным учителем. Только после того, как учитель убедится, что ученики владеют основами анализа, он может дать более основательное и развернутое задание для предварительной домашней работы.              

           Таким образом, ученики приходят уже подготовленными к анализу текста, и цель классного занятия состоит в том, чтобы проверить  и оценить их собственные наблюдения над текстом, скорректировать и развить их, закрепить и отработать языковые навыки, углубить лингвистические представления учеников, активизировать их речь, побудить к исследовательской работе над текстом и подготовить  к творческой деятельности.  

 Работа с текстом дает следующие результаты: 1) развивает у учащихся языковое чутье; 2) вырабатывает лингвистическую зоркость, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок ; 3) повышает общий уровень лингвистической грамотности; 4) расширяет коммуникационный фон; 5) значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы; 6) развивает аналитические способности учащихся как на уровне языковых средств, так и на уровне содержания; 7) инициирует и совершенствует творческие способности учащихся.                          

                                   



Предварительный просмотр:

Найти грамматические ошибки.

  1. Согласно приказа все вышли на субботник.
  2. Ведущий встречи продолжил программу наперекор мнения большинства присутствующих.
  3. Лисица осторожно пробежала по дороге, ведущей в деревню и на которой стояли повозки.
  4. Строгий редактор препятствовал в выпуске книги.
  5. Когда Лидия увидела брата на соревнованиях, то сказала, что я не ожидала увидеть тебя здесь.
  6. Он не только увлекался спортом, а также снимал кинофильмы.
  7. В фильме «Титанике» рассказывается о крушении великолепного корабля.
  8. Актерам пришлось самим оплатить за проезд в другой город.

Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1. На свободу русского народа пыталось посягнуть множество опасных врагов.

2. В рецензии о фильме критиком были высказаны претензии к сценаристам.

3. Дедушка протянул руки к огню, пылавшему в камине.

4. Мама писала, что она очень соскучилась и каждый день ждет нашего возвращения.

1. Солдат, уверенный в собственных силах, в бою вел себя очень мужественно.

2. Находящийся на краю деревни колодец был полон воды.

3. Согласно предположению греческого историка, строительство пирамиды Хеопса продолжалось много лет.

4. Важно следить и анализировать процессы, происходящие внутри коллектива.



Предварительный просмотр:

1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) экспЕрт

2) звонИт

3) премировАть

4) пОняла

    Показать ответ

2. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) усугубИть

2) цепОчка

3) щавЕль

4) ходатАйствовать

    Показать ответ

3. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) тамОжня

2) сиротА

3) знамЕние

4) зубчАтый

    Показать ответ

4. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) диспАнсер

2) аристокрАтия

3) ржавЕть

4) принУдить

    Показать ответ

5. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) нАдолго

2) нанЯла

3) столЯр

4) вреднО

    Показать ответ

6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) газопровОд

2) безудЕржный

3) мелькОм

4) дАла

    Показать ответ

7. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) фенОмен

2) алфАвит

3) щелочнОй

4) грубА

    Показать ответ

8. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) сантИметр

2) мЕльком

3) разОгнутый

4) углубИть

    Показать ответ

9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) гнАла

2) отнЯла

3) поднялА

4) звАла

    Показать ответ

10. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) задОлго

2) газИрованная

3) намЕрение

4) сосредотОчение

    Показать ответ

11. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) закупОрить

2) приговОр

3) договОр

4) баловАть

    Показать ответ

12. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) позвОним

2) нА ногу

3) христиАнин

4) водопрОвод

    Показать ответ

13. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) атлАс (географический)

2) статУя

3) слИвовый

4) свеклА

    Показать ответ

14. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) гербОвый

2) досЫта

3) гУсеничный

4) зАвидно

    Показать ответ

15. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) принЯли

2) рвАлась

3) нАискось

4) досУха

    Показать ответ

16. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) прИнять

2) зАмкнутый

3) клЯлась

4) звАла

    Показать ответ

17. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) красивЕе

2) начАли

3) родИлась

4) занЯть

    Показать ответ

18. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) допИвший

2) диалОг

3) ломотА

4) ремЕнь

    Показать ответ

19. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) искрА

2) исповЕдание

3) Исподволь

4) каталОг

    Показать ответ

20. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) блокИровать

2) диспАнсер

3) бЕз толку

4) пО боку

    Показать ответ

21. В каком слове или сочетании слова с предлогом верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) кУхонный

2) нЕ дал

3) тортЫ

4) плесневЕть

    Показать ответ

22. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) дО ночи

2) за Уши

3) из нОсу

4) на гОру

    Показать ответ

23. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) бюрокрАтия

2) буржуАзия

3) дЕфис

4) втридОрога

    Показать ответ

24. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) ополоснУтый

2) разОгнутый

3) бомбардИровать

4) нефтепрОвод

    Показать ответ

25. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) заиндевЕть

2) зимОвщик

3) кремЕнь

4) каучУк

    Показать ответ

26. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) индустрИя

2) рАкушка

3) квартАл

4) кедрОвый

    Показать ответ

27. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) килОметр

2) премИрованный

3) простынЯ

4) случАй

    Показать ответ

28. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) Августовский

2) аэропортЫ

3) девИчий

4) согнУтый

    Показать ответ

29. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) укрАинский

2) бАловать

3) щАвель

4) балОванный

    Показать ответ

30. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) стОляр

2) хвОя

3) сОзыв

4) туфлЯ

    Показать ответ

31. В каком слове вместо -ЧН- произносится -ШН-?

1) алЧНый

2) пороЧНый

3) теплиЧНый

4) конеЧНо

    Показать ответ

32. В каком слове вместо -ЧН- произносится -ШН-?

1) МлеЧНый (путь)

2) сквореЧНик

3) съёмоЧНый

4) межлиЧНостный

    Показать ответ

33. В каком слове вместо -ЧН- произносится -ШН-?

1) прачеЧНая

2) командировоЧНый

3) библиотеЧНый

4) единиЧНый

    Показать ответ

34. В каком слове вместо -ЧН- произносится -ШН-?

1) ноЧНой

2) скуЧНо

3) бутылоЧНый

4) лихорадоЧНый

    Показать ответ

35. В каком слове вместо -ШН- произносится -ЧН-?

1) Ильини[ШН]а

2) горчи[ШН]ик

3) Никити[ШН]а

4) подсолне[ШН]ик

    Показать ответ

36. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

1) турНе

2) фаНера

3) фоНетика

4) Теннис

    Показать ответ

37. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

1) орхиДея

2) проТез

3) сарДелька

4) корНет

    Показать ответ

38. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

1) коФе

2) буТерброд

3) меНеджер

4) резюМе

    Показать ответ

39. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?

1) кокТейль

2) акаДемик

3) муЗей

4) регРесс

    Показать ответ

40. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?

1) компьюТер

2) пиоНер

3) Термин

4) акваРель

    Показать ответ



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ 1.

Прочитайте текст и найдите ответы на следующие вопросы:

  1. Почему Ленинград считался городом, насыщенным книгой?
  2. Как, по мнению автора, относились к книге жители блокадного Ленинграда?
  3. Почему жители Ленинграда спасали книгу?

      Книга много значила и много делала в ленинградской блокаде. Ленинград – город, насыщенный книгой, книжными собраниями, государственными, институтскими, частными. Может по количеству книг на жителя это был первый город в стране. Причём книги скопились первоклассные, редкостные, антикварные. Ленинград славился своими букинистическими. Перед войной на Литейном проспекте большая часть нижних этажей была занята книжными магазинами… Здесь можно было найти всё – старый французский роман, брошюры первых лет революции, церковную книгу, немецкие технические справочники…

От блокады книга сильно страдала. Её жгли пожары, она гибла при бомбёжке, ею, наконец, топили буржуйки, плиты, ею разжигали, ею обогревались, и за это невозможно осуждать людей. Но книгу и защищали, её спасали. Есть замечательные рассказы работников Публичной библиотеки, которые в самое голодное, отчаянное время спасали книги из разбомбленных домов. Тащили их на санках, на тележках, на себе через весь город в книгохранилища Публички. Никто не заставлял их. Они любили книгу, они служили книге, поэтому они спасали.

                                           (А. Адамович, Д. Гранин. Блокадная книга.)

Проверка понимания прочитанного текста.

Какая проблема поднимается в тексте?

  1. Возвращение Ленинграду статуса самого читающего города России.
  2. Любовь и бережное отношение к книге.
  3. Тяжёлая жизнь людей в годы Великой Отечественной войны.

Выявление авторской позиции.

  1. Используя информацию первого абзаца, прокомментируйте высказанное мнение о том, почему Ленинград считался городом, насыщенным книгой.
  2. Используя информацию второго абзаца, попытайтесь объяснить героические поступки людей по отношению к книге.
  3. Как вы думаете, к чему призывает вас автор? При необходимости используйте языковые клише: автор убеждён в том, что…; для автора является очевидным, что…

Выражение собственной позиции.

  1. Согласны ли вы с автором, что люди рисковали собственной жизнью во имя любви к книге?
  2. Как вы относитесь к книге?

При необходимости используйте речевые клише: мне кажется, что высказанное автором мнение справедливо; я разделяю точку зрения автора и считаю, что…; совершенно очевидно, как мне кажется, что…; можно соглашаться, можно не соглашаться с автором в том, что…; но очевидно лишь одно…

Аргументация собственной позиции.

Вы можете воспользоваться предложенными аргументами. Не стоит забывать, что убедительный аргумент требует подтверждение (иллюстрацию), основанное на читательском или жизненном опыте.

  1. Из книг узнаешь о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он сделал полезного на земле.
  2. Книга помогает разобраться в жизненных ситуациях, принять правильное решение.
  3. Книга воспитывает уважение к труду, к людям.
  4. Книга – это источник знаний.
  5. Книга развивает нашу речь, от этого зависит культура человека.
  6. Книга развивает воображение, фантазию, интеллект.
  7. Книги делают нас наследниками ушедших веков, а без прошлого невозможно оценить настоящее.
  8. Есть книги, которые сопровождают человека всю жизнь: утешают в горести, радуют.

ЗАДАНИЕ 2. Чтение текста и выполнение заданий.

Прочитайте текст и найдите ответы на следующие вопросы:

  1. Необходима ли интеллигентность каждому человеку?
  2. Можно ли быть образованным, но неинтеллигентным?
  3. Какое главное качество характера, по мнению академика Д. С. Лихачёва, присуще интеллигентному человеку?

Человек должен быть интеллигентен.

А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? Если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. И вот почему.

Многие думают, что интеллигентный человек – это тот, который многое читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным; и можно ничем этим не обладать в большей степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

Лишите подлинного интеллигентного человека его памяти. Пусть он забыл всё на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события. Но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутьё, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только чтобы увидеть, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству – вот это и будет интеллигентный человек… Именно такая интеллигентность очень необходима для жизни самого человека и для окружающих его людей.

                                                                                      (Д. С. Лихачёв)

Проверка понимания прочитанного текста.

Какая проблема поднимается в тексте?

  1. Интеллигентность.
  2. Образованность.
  3. Нравственные качества человека.

Выявление авторской позиции.

  1. Используя информацию первого абзаца, выясните, всем ли нужна интеллигентность?
  2. Используя информацию второго абзаца, попытайтесь объяснить, кого можно считать настоящим интеллигентом?
  3. Как вы думаете, к чему призывает вас автор? При необходимости используйте языковые клише: автор убеждён в том, что…; для автора является очевидным, что…

Выражение собственной позиции.

  1. Согласны ли вы с автором, что интеллигентность нужна в любых обстоятельствах?
  2. А как считаете вы, какими качествами характера должен обладать интеллигентный человек?

При необходимости используйте речевые клише: мне кажется, что высказанное автором мнение справедливо; я разделяю точку зрения автора и считаю, что…; совершенно очевидно, как мне кажется, что…; можно соглашаться, можно не соглашаться с автором в том, что…, но очевидно лишь одно…

Аргументация собственной позиции.

Вы можете воспользоваться предложенными аргументами. Не стоит забывать, что убедительный аргумент требует подтверждения (иллюстрацию), основанное на читательском или жизненном опыте.

  1. С интеллигентными людьми легко в общении.
  2. Можно получить престижное образование, но не быть интеллигентным человеком.
  3. Интеллигентность – это внутреннее качество, которое проявляется по отношению к окружающим людям.

ЗАДАНИЕ 3.

Чтение текста и выполнение заданий.

Прочитайте текст «Кого считать образованным человеком». При чтении текста найдите ответы на следующие вопросы:

  1. Как строится культура, и в каком случае, по мнению автора, культура распалась бы?
  2. Что даёт человеку знание своего дела в совершенстве?
  3. Почему, по мнению автора, человек должен учиться всю жизнь? Что необходимо, с точки зрения автора, чтобы не быть невеждою?

                 КОГО СЧИТАТЬ ОБРАЗОВАННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

Вся наша современная культура строится таким образом, что одни берут на себя одни обязанности, а другие – другие, и невозможно быть одновременно одинаково хорошим врачом, живописцем, музыкантом и техником.

У каждого гражданина в нашем обществе есть своя специальность, к которой он привык и в которой он поэтому превосходно работает. Значит, один всегда будет только инженером, другой – агрономом, а третий – портным, и каждый будет знать только свою специальность? Нет.

Если бы каждый знал только свою работу, а многие другие не были бы ему известны, тогда культура бы распалась. Образованный человек тот, кто знает своё дело в совершенстве, а об остальном гордо заявляет: «Ничто человеческое мне не чуждо». Такой человек слышит весь концерт, все звуки для него доступны, все они сливаются в одну гармонию, которую мы называем культурой, и в то же время он сам играет на одном определённом инструменте, играет хорошо и вносит свой вклад в общее богатство. Таков образованный человек.

Если у вас есть талант, вы можете сделаться специалистом-живописцем. Но горе вам, если вы скажете: «Я музыки вообще не понимаю, не признаю, моё дело - живопись». Невеждою не должен быть никто. Каждый должен знать основы всех наук и всех искусств.

Всю жизнь человек должен учиться, потому что идеал далёк, и не должно быть такого момента, который бы человек провёл без всяких результатов. Конечно, нужен сон, отдых, но сон и отдых нужны только в тех размерах, чтобы потом, получив новые силы, наверстать это время.

Проверка понимания прочитанного текста.

  1. Какой теме посвящён текст? Выберите правильный вариант ответа.
  1. Особенности культуры.
  2. Что значит быть образованным человеком.
  3. Необходимость борьбы с невежеством.
  4. Талант и образование.
  1. Какое утверждение противоречит содержанию текста? Выберите правильный вариант ответа.
  1. У каждого человека в обществе есть своя специальность, к которой он привык.
  2. Каждый должен знать только свою специальность.
  3. Образованный человек знает своё дело в совершенстве.
  4. Образованный человек вносит свой вклад в общее богатство культуры.
  1. Какое утверждение соответствует точке зрения автора? Выберите правильный вариант ответа.
  1. Каждый человек должен хорошо знать только свою работу.
  2. Один человек не может знать основы всех наук и искусств.
  3. Человек должен учиться всю жизнь, так как достижение идеала далеко.
  4. Почему, по мнению автора, невозможно одновременно быть одинаково хорошим врачом, живописцем, музыкантом и техником?

Выявление позиции автора по затронутым в тексте проблемам.

  1. Используя информацию второго абзаца, найдите ответ на вопрос: в каком случае, по мнению автора, человек вносит свой вклад в общее богатство культуры?
  2. Прокомментируйте точку зрения А. В. Луначарского, заключённую в утверждении: «Если у вас есть талант, вы можете сделаться специалистом-живописцем. Но горе вам, если вы скажете: «Я музыки вообще не понимаю, не признаю, моё дело - живопись»».

Выражение позиции учащегося по отношению к содержанию, проблемам, отражённым в тексте.

  1. Является ли актуальной, на ваш взгляд, затронутая в тексте тема? Что, по вашему мнению, делает тему актуальной (или неактуальной)?
  2. Принимаете ли вы точку зрения автора относительно того, что, «если бы каждый знал свою работу, а многие другие не были бы ему известны, тогда культура бы распалась»?
  3. Согласны ли вы с мнением автора, что сегодня «образованный человек тот, кто знает своё дело в совершенстве»? Достаточно ли, по вашему мнению, только знания своего дела в совершенстве, чтобы считаться образованным человеком? Приведите доводы в защиту своей точки зрения, если она отличается от точки зрения автора.

Подготовка к устному сочинению на основе прочитанного текста.

  1. Используя материалы выполненных вами заданий в рубрике «Проверка понимания прочитанного», сформулируйте тему текста, указав, чем обусловлена её актуальность.
  2. Начните основную часть сочинения с перечисления тех вопросов, которые автор рассматривает в связи с темой.
  3. Главное внимание в основной части уделите раскрытию позиции автора относительно того, какого человека можно считать образованным. Укажите аргументы, которые автор приводит в доказательство своей точки зрения. Используйте необходимые языковые клише: автор убеждён в том, что…; для автора является очевидным, что…; в трактовке А. В. Луначарского, образованный человек…
  4. При раскрытии позиции автора постарайтесь показать, в каком случае, по его мнению, человек вносит свой вклад в общее богатство культуры. Нужную вам информацию вы найдёте во втором абзаце.
  5. Сформулируйте вашу точку зрения на высказанное автором мнение о том, что «всю свою жизнь человек должен учиться, потому что идеал далёк, и не должно быть такого момента, который бы человек провёл без всяких результатов». Используйте необходимые вам языковые клише: мне кажется, что высказанное автором мнение справедливо; я разделяю точку зрения автора и считаю, что…; совершенно очевидно, как мне кажется, что…; можно соглашаться, можно не соглашаться с автором в том, что…, но очевидно лишь одно… Привести не менее двух аргументов.
  6. В заключительной части устного сочинения сформулируйте своё отношение в целом к тем вопросам, которые затрагивает автор.

Практическая работа. Анализ текста художественного стиля.

Задание 1.

Внимательно прочитайте текст, устно определите тему, проблему данного текста, прокомментируйте её, сформулируйте авторское отношение к заявленной проблеме, выскажите свою позицию, подберите не менее двух аргументов.

Продумайте, какой тип вступления вы бы выбрали для своей работы над этим текстом, с чего бы начинали основную часть, как закончили сочинение.

Подготовьте черновые записи своей будущей работы, при необходимости используйте речевые клише.

                                                      Текст

Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.

- Пожалуйста, - вполне серьёзно говорит он крохе, - можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.

Сие – не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.

Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. Но нет, несолидно!  

Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!

Это – самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. Статья его так и называлась – «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки – постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.

Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».

Помните, у Виктора Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт?

                                           Хорошо поёт, собака,

                                           Убедительно поёт…

Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.

А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского…

В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? А заодно – и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?

Кто, если не мы?

                                                                                       (Н. Галь.)       

Задание 2.

Вам предлагается образец творческой работы по данному тексту. Рассмотрите композицию данной работы, определите тип вступления, заключения. Убедительно ли звучат аргументы? Проанализируйте данный вариант сочинения на основе критериев оценивания творческого задания.

 

                                     Примерный вариант сочинения

                                                                       Самое хорошее слово становится плохим,

                                                                        если его ставят не к месту.

                                                                                                                                     Г. Флобер

Необозримые богатства кроются в русской лексике. Наш язык способен передать различные чувства, настроение. Знатоку не составит труда подобрать множество названий для одного и того же явления природы, действия человека. Но всегда ли мы бережно относимся к речи? Чётко ли выражаем свои мысли? Об этом рассуждает Н. Галь.

Проблемам уважительного отношения к языку, опасности загрязнения речи посвящён этот текст. «Самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи» - засорение канцелярской лексикой. Часто приходится слышать в устной речи канцелярские штампы. Эти слова не безвредны, они ничего не сообщают, ничему не учат, это – словесный мусор, который наносит вред нашему языку, нашей культуре. Зная родной язык, можно обойтись без пустых высказываний. На мой взгляд, только неуверенный человек думает, что штампы добавят вес его словам: «поставь в известность меня или маму», «выражаю вам благодарность». На самом деле такие высказывания звучат более чем абсурдно. Канцелярит «наступает, ширится», с тревогой сообщает автор. Прошло много времени с той поры, когда К. Чуковский обратил внимание на эту проблему и заклеймил её точным определением. Искоренить этот недостаток речи до сих пор не удалось, но «есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь слова». Как разрешить эту проблему? Кто должен бороться за чистоту языка? «Кто если не мы сами?» - подводит итог размышлениям Н. Галь.

Я согласна с автором в том, что нужно бороться за чистоту языка и уважительно к нему относиться. У каждого человека есть желание произвести хорошее впечатление на окружающих. Мнение складывается не только по внешнему виду, но и по тому, как разговаривает человек. В этом случае вспоминается рассказ М. Горького о красавице, которая развеяла производимое собой очарование фразой: «Сёдни жарко. Взопрела вся!»

Наша речь – это показатель нашего интеллекта, нашей воспитанности. Культурный человек должен пользоваться языком классической литературы, в этом проявляется его отношение не только к собеседнику, но и к себе. Говорящий несёт ответственность за свою речь, значит, он должен выражаться правильно, а неумело подобранные фразы, незнание точного лексического значения слов вызывают непонимание смысла сказанного.

Как-то у Баха спросили, как он достиг такого совершенства в игре на органе. Он ответил: «Это очень просто – в нужное время нужный тому палец должен опуститься на нужную клавишу». Так и в языке – употреблять нужные слова необходимо в нужном месте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-диагностические материалы по подготовке к ГИА по русскому языку 9 класс.

Контрольно-диагностические материалы помогут учителю проверить уровень подготовки обучающихся к написанию сжатого изложения....

Материалы для подготовки к ГИА по русскому языку 9 класс

Пройдя по данной ссылке, вы получите  информацию, необходимую для подготовки  К ГИА по русскому языку 9 класс...

Материалы для подготовки к ГИА по русскому языку.

В данной папке имеется текст  о Бутурлиновке и тест  с заданиями А7 - В9.   В презентации содержится материал для подготовки к сочинению на лингвистическую тему по высказыванию Н. М. Ша...

"Сборник материалов для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе"

В ходе подготовки учащихся к экзаменам, у меня накопился методический материал, который я использую в своей работе. Систематизировав его по отдельным темам, у меня получился «Сборник материалов для по...

Сборник материалов для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Данное пособие адресовано учащимся 9 классов, готовящихся к сдаче экзамена по русскому языку. Оно предназначено для  эффективной подготовки к экзамену, поскольку содержит систематизированные и об...

Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 2016 году. Языковые нормы

Подготовка к ЕГЭ по русскому  языку  в  2016 году.Задание 4. Орфоэпическме нормы. Ответы Задание 5. Лексические нормы. ОтветыЗадание 6. Морфологические нормы.Ответы...