Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс. Учебник Л.А. Тростенцова.
календарно-тематическое планирование (русский язык, 9 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9kl.doc313.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку   составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, примерной  Программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень), авторской программы для общеобразовательных учреждений РФ, Русский язык 5-9 классы, / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Москва, «Просвещение», 2007  год Преподавание русского языка в 2012-2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный уровень

  1. Конституция Российской Федерации (ст. 43);
  2. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 01.04.2012) «Об образовании»;
  3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования,   утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18 июля 2002 года №2783;
  4. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196;
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10   «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
  6. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года № 1312;
  7. Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
  11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  13. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885;
  14. Письмо Министерства образования России от 13 ноября 2003 г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
  15. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 «О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»;
  16. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения»;
  17. Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.
  18. Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362);
  19. Порядок проведения единого государственного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2009 № 57) в ред. приказа МОН от 09.03.2010 года;
  20. Порядок проведения государственного выпускного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2009 № 70);
  21. Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 03.12.1999 № 1075);
  22. Приказ  Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года № 19644);
  23. Примерные программы по русскому языку.

Региональный уровень

  1. Закон Белгородской области от 03 июля 2006 года № 57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» (с внесенными изменениями от 3.05.2011 года № 34, принятыми Белгородской областной Думой 28.04.2011 года);
  2. Закон Белгородской области от 04 июня 2009 года № 282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»; 
  3. Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Белгородской области на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением правительства Белгородской области от 02 октября 2010 г. № 325-пп;
  4. Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;
  5. Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 06 мая 2009 года № 935  «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;
  6. Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 25 февраля 2011 года № 507 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом   управления   образования  и  науки  Белгородской  области  от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного  учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;
  7. Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 12 мая 2011 г. №1339 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;
  8. Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 апреля 2012 года № 1380 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных  планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования».

     Планирование составлено в соответствии с Инструктивно-методическим письмом о преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году.     Программа к учебнику «Русский язык. 9 класс» предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. В соответствии с ИМП календарно – тематическое планирование составлено  на 68 часов  из расчета 2 часа  в неделю. В планировании предусмотрены 1контрольный диктант, 2 изложения, 2 сочинения, 2 тестирования.

 Учебник: Русский язык. 9 кл.:учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова ,Т.А. Ладыженская., А.Д.Дейкина, О.М. Александрова, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации,2009г.

Содержание и структура курса, формулировки тем, интерпретация отдельных положений, выдвигаемые требования соответствуют государственному образовательному  стандарту по русскому языку и направлены на реализацию образовательного стандарта.

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся ;учебно-тематический план;  ; календарно-тематическое планирование;  содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения .

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе – 68 часов.

Учебник – Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Л.А. Тростенцова ,Т.А. Ладыженская., А.Д.Дейкина, О.М. Александрова – М.: Просвещение, 2009.

Количество учебных часов: по программе – 68.

Контроль: диктантов – 1, тестирований –2, сочинений – 2, изложений – 2.

        Раздел 2.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен: знать и понимать:

роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peче вого общения;

основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;

особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);

основные единицы языка, их признаки;

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

формулировать вопросы по содержанию текста;

-        замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:

понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

составлять конспект прочитанного текста;

оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

-        строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:

владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);

писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

-        проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ
ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,
строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

-        правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

-        анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
'.орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

-        разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых словарей;

верно использовать термины в текстах научного стиля;

оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

различать изученные виды простых и сложных предложений;

интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;

уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;

проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики предложения;

использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;

строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

проводить пунктуационный анализ текста;

аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

                                                 

                                                                           Раздел 3.       Учебно-тематическое планирование

№ п/п


Наименование разделов

Всего часов

Плановых уроков

Из них контрольных уроков

Уроков по

развитию речи

Всего

по разделу

1

Международное значение русского языка

1

-

-

1

2

Закрепление изученного в 5-8 классах  

5

1

2

7

3

Сложные предложения

1

-

-

1

4

Союзные сложные предложения

6

1

-

6

5

Сложносочиненные предложения

3

1

2

5

6

Сложноподчиненные предложения

19

3

5

24

7

Бессоюзные сложные предложения

6

1

2

8

8

Сложные предложения с различными видами связи

5

2

7

9

Общие сведения о языке

3

-

-

3

10

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

4

-

2

6

Итого:

53

7

15

68

                                                       Раздел 4. Календарно-тематическое планирование

Дата проведения


п/п

Тема учебного занятия

Тип урока

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Примечания

Планируемые сроки

Факт

3.09

1

Международное значение русского языка

Вводный

Знать понятие «мировые языки», о месте русского языка среди языков народов мира.

Уметь строить связное монологическое высказывание, опираясь на план, составленный по предложенному тексту; сжато излагать предложенный текст.

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Повторение пройденного в 5-8 классах   (5ч+2ч)

4.09

2 РР

Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Стили языка

Развития речи

Знать признаки устной и письменной речи, их взаимосвязи; виды речи по смене говорящего (монолог/диалог); стили языка и их различия.

Уметь выделять признаки устной и письменной речи, определять виды речи по смене говорящего, различать стили языка, строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

10.09

3

Простое предложение и его грамматическая основа

Повторительно-обобщающий урок

Знать признаки, особенности простого предложения.

Уметь производить структурно-смысловой анализ ПП, различать изученные виды ПП, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания.

11.09

4

Вводный контрольный диктант по разделу «Закрепление изученного в 5-8 классах»

Урок контроля

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

17.09

5

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

Урок контроля

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание.

18.09

6

Предложения с обособленными членами

Повторительно-обобщающий урок

Знать виды обособлений в ПП, условия их обособления.

Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи.

24.09

7

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

Повторительно-обобщающий урок

Знать об условиях постановки при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях.

Уметь интонационно выразительно читать предложения с ними, объяснять постановку ЗП, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.

25.09

8

РР

Изложение с продолжением (повествовательного характера с элементами описания)

Рок развития тречи

Знать особенности написания данного типа изложения.

Уметь писать изложение с продолжением (повествовательного характера с элементами описания).

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Сложное предложение. Культура речи

Сложное предложение (1 ч.)

1.10

9

Понятие о сложном предложении как единице синтаксиса

Урок усвоения новых знаний

Знать особенности сложного предложения как единицы синтаксиса.

Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные), определять средства связи частей СП, пунктуационно оформлять их.

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

Союзные сложные предложения (6 ч.)

2.10

10

Союзные и бессоюзные сложные предложения

Урок усвоения новых знаний

Знать классификацию СП, уметь разграничивать СП разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные СП, строить предложения  с заданной конструкцией.

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Объективное оценивание своих учебных достижений.

Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

8.10

11

Союзные и бессоюзные сложные предложения

Урок усвоения новых знаний

Знать классификацию СП, уметь разграничивать СП разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные СП, строить предложения  с заданной конструкцией.

9.10

12

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Урок усвоения новых знаний

Знать о разделительных и выделительных ЗП между частями СП.

Уметь правильно расставлять разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

15.10

13

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Урок усвоения новых знаний

Знать о разделительных и выделительных ЗП между частями СП.

Уметь правильно расставлять разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

16.10

14

Интонация сложного предложения

Урок усвоения новых знаний

Знать об интонации СП.

Уметь интонационно оформлять СП.

22.10

15

К

Контрольная работа№ 2 .Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине

Урок контроля

Уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему, строить связное(тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм

Сложносочиненные предложения (3ч.+ 2 ч.)

23.10

16

Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП. ССП  с соединительными, разделительными и противительными союзами

Урок усвоения новых знаний

Знать грамматические признаки ССП, его строение; СО в ССП и способы их выражения; основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами СО между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить ЗП, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме; уметь распознавать ССП  с соединительными, разделительными и противительными союзами.

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

Создание собственных произведений с использованием разнообразных (в том числе художественных) средств.

взгляды.


5.11

17

Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП

Урок усвоения новых знаний

Знать о разделительных ЗП в ССП, порядок синтаксического и пунктуационного разбора ССП.

Уметь правильно ставить разделительные ЗП в ССП, производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП.

6.11

18

Закрепление изученного по разделу «Сложносочиненное предложение»

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

12.11

19

РР

Контрольная работа № 3

Р.р.Контрольное сочинение-по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»(1988)

Урок контроля

Знать признаки текста и уметь пользоваться терминологией.

Уметь отбирать материал для сочинения по картине, составлять план сочинения, определять его идею и тему.

13.11

20 РР

Анализ контрольного сочинения

Урок контроля

Знать признаки текста и уметь пользоваться терминологией.

Уметь отбирать материал для сочинения по картине, составлять план сочинения, определять его идею и тему.

Сложноподчиненные предложения (19ч.+ 5 ч.)

19.11

21

Понятие о сложноподчиненном предложении, его грамматические признаки

Урок усвоения новых знаний

Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей.

Уметь опознавать СПП в тексте, правильно ставить ЗП.


Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).


Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.


Создание собственных произведений с использованием разнообразных (в том числе художественных) средств.


Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах.


Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).


Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.


Объективное оценивание своих учебных достижений.


Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.


Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.


Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

20.11

22

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП

Урок усвоения новых знаний

Знать о месте придаточного предложения по отношению к главному, условия постановки знаков препинания в СПП.

Уметь определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять ЗП, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять СПП.

26.11

23

Союзы и союзные слова в СПП

Урок усвоения новых знаний

Знать средства связи частей в СПП.

Уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, использовать их при конструировании СПП, правильно ставить ЗП.

27.11

24

Роль указательных слов в СПП

Урок усвоения новых знаний

Знать о роли указательных слов в СПП,

Уметь опознавать указательные слова в главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами в главном предложении и последующими в придаточном, определять их синтаксическую функцию  в главном предложении и роль в СПП, отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами.


3.12

25РР

Р.Р. Обучающее сжатое изложение

Развитие речи

Уметь составлять план, определять  тип и

стиль речи текста, кратко излагать текст

4.12

26РР

Р.Р. Контрольная работа № 4

Сжатое изложение

Урок контроля

Уметь составлять план, определять  тип и

стиль речи текста, кратко излагать текст

10.12

27

Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными

Урок усвоения новых знаний

Знать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными определительными.

 Уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять их.

11.12

28

СПП с придаточными изъяснительными

Урок усвоения новых знаний

Знать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными изъяснительными.

 Знать место придаточных изъяснительных по отношению к главному, средства связи придаточного с главным, уметь различать подчинительные союзы и союзные слова.

17.12

29

СПП с придаточными изъяснительными

Урок усвоения новых знаний

Знать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными изъяснительными.

Уметь опознавать СПП с придаточными изъяснительными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП с придаточными изъяснительными, заменять предложения с прямой речью на них.

18.12

30

СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места

Урок усвоения новых знаний

Знать виды обстоятельственных придаточных, уметь опознавать СПП с придаточными обстоятельственными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, производить синонимическую замену простых и сложных предложений, опознавать придаточные места и времени, определять их место по отношению к главной части.

Уметь употреблять СПП с придаточными места и времени, сопоставлять с определительными придаточными с союзными словами «где», «куда», «откуда».

24.12

31

СПП с придаточными причины, следствия, условия

Урок усвоения новых знаний

Знать особенности СПП с придаточными причины, следствия, условия.

Уметь опознавать СПП с придаточными причины, следствия, условия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с придаточными причины и следствия, выявлять общее.

25.12

32

СПП с придаточными уступки, цели

Урок усвоения новых знаний

Знать особенности СПП с придаточными причины, следствия, условия.

Уметь опознавать СПП с придаточными цели и уступки по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимическую замену, выявлять общее между СПП с придаточным уступительным и СПП с противительными союзами и стилистические смысловые различия между ними.

14.01

33

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения

Урок усвоения новых знаний

Знать особенности СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения.

Уметь опознавать СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, отличать СПП с придаточными сравнения от простых со сравнительным оборотом, оценивать роль придаточных образа действия, степени и сравнения в художественных текстах, конструировать предложения данной конструкции и употреблять в речи.

15.01

34

Различные способы выражения сравнения

Урок усвоения новых знаний

Уметь определять значения сравнений, выраженные различными способами: словосочетанием, фразеологизмом, сравнительным оборотом, составное именное сказуемое, СПП с придаточным сравнения, уметь ставить знаки препинания в предложениях с союзом «как», употреблять эти конструкции в речи, определять их значения в тексте.

21.01

35 РР

Контрольная работа № 5

Р.Р.Изложение на основе упр. 95

Урок контроля

Уметь составлять план, определять  тип и

стиль речи текста, кратко излагать текст

22.01

36

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них

Урок усвоения новых знаний

Знать особенности СПП с несколькими придаточными; условия постановки знаков препинания в них.

Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов.

28.01

37 

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них

Урок усвоения новых знаний

Знать особенности СПП с несколькими придаточными; условия постановки знаков препинания в них.

Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов.

29.01

38 РР

Деловые документы (автобиография, заявление)

Урок развития речи

Знать особенности оформления деловых документов: автобиографии и заявления.

Уметь правильно оформлять деловые документы: автобиографию, заявление.

4.02


    5.02

39



   40

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП

Урок усвоения новых знаний

Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора СПП.

Уметь производить данные виды разборов, определять вид придаточного в СПП, выделять главную и придаточную части, определять средства связи, конструировать СПП, пользоваться синтаксическими синонимами, уметь находить СПП в художественных текстах.

11.02

41 РР

Сообщение по реферату на лингвистическую тему (упр.178)

Урок развития речи

Знать особенности сообщения по реферату на лингвистическую тему.

Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, читать тексты разных стилей и жанров, извлекать информацию из различных источников, пользоваться лингвистическим словарями, справочной литературой, словами и словосочетаниями, указывающими на логическую связь частей текста, языковыми средствами при пересказе научного текста с опорой на план; уметь использовать цитаты как средство передачи чужой речи.

12.02

   18.02

42

   43

Закрепление изученного по разделу «Сложноподчиненное предложение»

Урок повторения и общения полученных знаний

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

19.02

44 К

Контрольная работа № 6

Контрольное тестирование

Урок контроля

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

Бессоюзные сложные предложения (6ч.+2ч.)

25.02

45

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП

Урок усвоения новых знаний

Знать грамматические признаки БСП.

Уметь опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания.

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).


Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.


Создание собственных произведений с использованием разнообразных (в том числе художественных) средств.


Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах.


Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).


Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Объективное оценивание своих учебных достижений.

Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

26.02

46

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП

Урок усвоения новых знаний

Знать особенности БСП со значением перечисления, условия постановки запятой и точки с запятой в БСП.

Уметь выявлять СО между частями БСП (отношения перечисления), расставлять ЗП, обосновывать их выбор, выразительно читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП.

4.03

47 РР

Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему (упр.192)

Урок развития речи

Знать особенности данного типа изложения.

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль  исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ним, приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта.

5.03

48

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП

Урок усвоения новых знаний

Знать условия постановки двоеточия между частями БСП.

Уметь выявлять смысловые отношения (причины, пояснения, дополнения), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП.

11.03

49

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП

Урок усвоения новых знаний

Знать условия постановки тире между частями БСП.

Уметь выявлять смысловые отношения (противопоставления, времени, условия и следствия), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП.

12.03

50 РР

Сочинение-рассказ//отзыв по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка» (упр.202)

Урок развития речи

Знать особенности сочинения данных типов.

Уметь писать сочинения данных типов.

18.03

51

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Закрепление изученного по разделу «БСП»

Урок повторения и общения полученных знаний

Знать порядок данных разборов БСП.

Уметь производить данные разборы БСП.

19.03

52

Систематизация и обобщение изученного по теме: «» Бессоюзное сложное предложение.

Урок повторения и общения полученных знаний

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

Сложные предложения с различными видами связи (5ч. + 2 ч.)

1.04

53

Сложные предложения с различными видами связи (союзной и бессоюзной)

Урок усвоения новых знаний

Знать структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи; интонационные и пунктуационные особенности СП с разными видами связи.

Уметь определять структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи, правильно расставлять в них знаки препинания.

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).


Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.


Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.


Объективное оценивание своих учебных достижений.


2.04

54 РР

Устное сообщение- реклама на заданную тему (упр.213)

Урок развития речи

Знать особенности данного вида сообщения.

Уметь публично выступать с сообщением данного типа.

8.04

55

Знаки препинания в СП с различными видами связи

Урок усвоения новых знаний

 Знать структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи; интонационные и пунктуационные особенности СП с разными видами связи.

Уметь определять структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи, правильно расставлять в них знаки препинания.

9.04


     15.04

56


57

Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи

Повтори

тельно-обобщаю

щий урок

Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений с различными видами связи.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи.

16.04

58 РР

Публичная речь.  Публичное выступление для родительского собрания на одну из предложенных тем (упр.222)

Урок развития речи

Знать особенности публичной речи, публичного выступления, его структурные и языковые особенности.

Уметь составлять публичное выступление для родительского собрания на одну из предложенных тем, учитывая его структурные и языковые особенности.

    22.04

59 

Закрепление изученного по разделу «СП с различными видами связи»

Повторительно-обобщающий урок

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

Общие сведения о языке (3ч.)

23.04

60

Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей

Повторительно-обобщающий урок

Знать общие сведения о языке, особенности словарей, отражающих нормы правописания и произношения, выразительные возможности речи, энциклопедические и толковые словари, их структуру.

Уметь пользоваться ими в исследовательской и проектной деятельности, при подготовке к урокам.

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Объективное оценивание своих учебных достижений.

Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

29.04

61

Язык художественной литературы

Повторительно-обобщающий урок

Знать особенности языка художественной литературы.

Уметь производить анализ художественных текстов, видеть и обосновывать их эстетическую функцию, отличать ее от практических функций языковых стилей, анализировать инд.стиль писателя (манера письма, художественные приемы, средства выразительности).

30.04

62

Язык художественной литературы

Повторительно-обобщающий урок

Знать особенности языка художественной литературы.

Уметь производить анализ художественных текстов, видеть и обосновывать их эстетическую функцию, отличать ее от практических функций языковых стилей, анализировать инд.стиль писателя (манера письма, художественные приемы, средства выразительности).

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи  (4ч.+2ч.)

6.05

63

Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование

Урок повторения и обобщения новых знаний

Знать звуки русского языка, их классификацию, смыслоразличительную роль звука, орфоэпические нормы и нормы письма; морфемы, передающие информацию о слове; об употреблении слов в речи в зависимости от ЛЗ; основные способы объяснения ЛЗ; определение основных способов словообразования; о правописании морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ.

Уметь толковать ЛЗ слов известными способами, использовать морфемный и словообразовательный анализ слов для правильного написания, производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).


Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.


Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.


Объективное оценивание своих учебных достижений.


Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды..

7.05

64

Морфология, синтаксис

Урок повторения и обобщения новых знаний

Знать части речи, их употребление, орфограммы, которые зависят от морфологических условий; синтаксические единицы, их особенности.

Уметь распознавать изученные части речи на основе общего (грамматического)  значения, морфологических признаков, синтаксической роли; использовать в речи, соблюдая нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий.

13.05

65

Орфография, пунктуация

Урок повторения и обобщения новых знаний

Знать возможности орфографии в точной передаче смысла речи; виды связи слов в предложении; функции знаков препинания.

Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание в виде рассуждения (устно), письменно объяснять с помощью графических символов; правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функцию ЗП в предложении.

14.05

66 РР

Изложение с элементами сочинения

Урок развития речи

Знать особенности написания изложения данного типа.

Уметь писать изложение данного типа.

20.05

67 РР

Изложение с элементами сочинения

Урок развития речи

Знать особенности написания изложения данного типа.

Уметь писать изложение данного типа.

21.05

68

Контрольная работа № 7

Итоговое контрольное тестирование.

Урок контроля

4.Содержание  программы учебного курса

     Данная программа отражает  обязательное для усвоения в основной школе содержание  обучения русскому языку.

Основная цель обучения состоит в том, чтобы обеспечить языковое  развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью на русском языке. Сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на русском языке.

В 9 классе завершается систематическое обучение русскому языку. Изучается сложное предложение  со всеми разновидностями. Проводятся систематизация  и обобщение материала по фонетике, лексике, грамматике, правописанию, завершается определенный этап работ по развитию речи. Особенно важно наглядно раскрыть богатство русской синтаксической синонимики.

Международное значение русского языка

Повторение пройденного в 5-8 классах.

Сложное предложение. Культура речи.

                 Союзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения.

Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Запятая между частями сложносочиненного предложения.

Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

Сложноподчиненные предложения.

Главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Запятая между главным и придаточным предложениями. Основные виды придаточных предложений.

Строение сложноподчиненного предложения. Отнесенность придаточного ко всему главному предложению или к какому - либо его члену. Место придаточного предложения по отношению к главному. Средства связи простых предложений  в составе сложноподчиненного. Разграничение союзов и союзных слов в СПП. Указательные  местоименные слова в главном предложении и их роль в сложноподчиненном предложении.. Знаки препинания в. в сложноподчиненном предложении.

Умение правильно произносить сложноподчиненное предложение в зависимости от порядка их частей.

Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (степени и образа действия, времени, места, причины, цели, условные, уступительные и сравнительные).

Умение составлять  сложноподчиненное предложение с придаточными разных видов.

Умение заменять сложноподчиненное предложение синонимическими конструкциями – простыми  предложениями., которые осложнены обособленными второстепенными членами (определениями, обстоятельствами ). Умение  строит сложноподчиненное предложение ь по заданным схемам.

Бессоюзные сложные предложения.

Связь частей бессоюзного сложного предложения  посредством интонации (перечисления, противопоставления, пояснения). Знаки препинания в бессоюзном сложном  предложении: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Синонимия бессоюзного сложного предложения  с союзными конструкциями.

Умение произносить с правильной интонацией, части которых выражают различные смысловые отношения.

Сложные предложения с различными видами связи.

1. Разновидности сложных предложений с несколькими видами связи (бессоюзие, сочинение, подчинение). Знаки препинания в них.

2. Умение разбирать сложные предложения  с указанием их частей и видов связи между ними.

Общие сведения о языке.

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.

Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию.

Развитие связной речи.

Систематизация сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, о средствах связи частей текста, о повествовании,  описании, рассуждении, о стилях речи.

Творческий рассказ на заданную тему с использованием разнотипных простых  предложений и сложных предложений. Сочинение - рассуждение на общественные, морально – этические, литературно-исторические темы. Выступление с докладом на лингвистические и литературоведческие темы. Совершенствование навыков грамотного письма, умение строить разного типа  сложного синтаксического целого.

Обучающие и проверочные диктанты.

Подробное, сжатое, выборочное изложение.

Сочинение - рассуждение о профессиях и выборе будущей своей специальности.

Доклад или реферат.

Рецензирование ученических сочинений.

Сочинение в жанре письма.

Конспект и тезисный план фрагмента.

Литературно - критические статьи.

Оформление деловых бумаг (автобиография, заявление).

Основные умения и навыки.

К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Производить все виды разборов:  фонетический, по составу, словообразовательный, морфологический, синтаксический. Составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи. Определять стиль и тип текста (речи).

Соблюдать нормы литературного языка.

По пунктуации. Находить в предложениях места для постановки знаков препинания, обосновывать их выбор, исправлять пунктуационные ошибки.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, исправлять орфографические ошибки.

По связной  речи. Определять тип и стиль речи; создавать тексты разных стилей и типов речи. Составлять тезисы или конспекты небольшой литературно - критической  статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать автобиографию, заявление. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте.

Раздел 6.

Формы и средства контроля

В планировании предусмотрены 1 контрольный диктант, 2 изложения, 2 сочинения, 2 контрольное тестирование. Контроль знаний производится  через тестирование, контрольные диктанты, изложения и сочинения.

Уровень

Классы

Общее количество контрольных работ

9

Базовый (А)

2

Диктант

1

Контрольная работа № 1

Вводный контрольный диктант

Изложение

2

Контрольная работа № 4

Контрольное сжатое изложение

Контрольная работа № 5

Р.Р. Контрольное изложение на основе упр. 95

Тестирование

2

Контрольная работа № 6

Контрольное тестирование

Контрольная работа № 7

Итоговое контрольное тестирование.

Сочинение

2

Контрольная работа№ 2 .Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине 

Контрольная работа № 3

Р.р.Контрольное сочинение-по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»(1988)

Формы и средства контроля:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Раздел 6.Средства контроля.

Вводный диктант

Гроза

   Гроза надвигалась. Все чаще над потемневшими полями проносились раскаты грома. Отягощенные влагой тучи обняли всю степь, опустились низко-низко и двигались неторопливо, точно раздумывая, где бы им поудобнее лечь на еще горячую землю. Ветер утих, наступила тишина, предвещающая близость дождя.

  Подсолнухи, сочная лебеда росшая возле дороги ,и лопухи  татарники, поднявшие свои красные головки, — все насторожилось ,почуяв запах дождя, умолкли птицы. Только один-единственный жаворонок еще сверлил небо,  напевая что-то свое, веселое, как бы споря с громом. Но раскаты грома, разразившиеся так близко, оглушили и этого гордого певца — он упал на землю и забился под лист лопуха. Оцепенев от страха ,птичка  слушала грозовые раскаты.

    Дождь был совсем близко, и властное дыхание его Сергей чувствовал на своем затылке. Пока Сергей раздумывал, не укрыться ли под навесами, невдалеке темневшими, разразился ливень. Весь мокрый, Сергей  вскочил в сенцы первого попавшегося небольшого домика.

                                                                                    ( 140 слов.) (по С. Бабаевскому)

        Грамматическое задание

  1. Произведите грамматический разбор предложения

Дождь был совсем близко, и властное дыхание его Сергей чувствовал на своем затылке.

  1. Сделайте морфологический разбор

1ванриант:  подсолнухи

        2 вариант:  обняли

  1. Разобрать по составу. 1 вариант: н надвигалась.        2 вариант: двигались

.

Контрольная работа

Внимательно прочитай текст и выполни задания.

Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство самое, быть может, свое бесценное богатство – Родину. Она у него одна, другой никогда не будет, как не будет, не дано человеку прожить вторую жизнь. Родина – данность. Ее не выбирают по своему вкусу и желанию точно так же, как не выбирают себе мать: уж какая ни есть, но она твоя мать, одна-единственная на свете, ее не с кем сравнивать, ибо всякое сравнение кощунственно для той, что дала тебе жизнь и взрастила, как могла и сумела.

Родина, как и родная мать, - это твоя судьба, доставшаяся тебе на радость и на горе, на все испытания, муки и восторги, на все счастливые и несчастливые времена быстротечной жизни. И потому принимать ее надо без желчного недовольства, без плебейской зависти к другим людям и народам, родившимся на иной, возможно, более теплой и благодатной земле.

Возблагодари же тихо в душе ее! Возблагодари за честь называться сыном ее, за трудное счастье служить ей! Раздели с Родиной ее судьбу и люби по-сыновнему, храни ей верность, оберегай, не кляни в злую минуту жизни, а делай все, что в твоих силах сделать доброго и хорошего. Не жди и не требуй наград за верность, потому что верность, как и твоя любовь, принадлежит ей по праву рождения. Ты просто исполнишь долг.

                         (По В.Ткаченко.)

1.Определи тип и стиль речи, запиши ответ.

2.Придумай 2 заглавия, связанные с темой текста (1) и с его основной мыслью (2), запиши их.

3.Составь и запиши сложный план этого текста.

4.В чем, по-твоему, проявляется любовь к Родине? Запиши свой ответ (5-8 предложений).

Изложение.

9 класс

        Это было сразу после войны. Лето выдалось на Кубани жаркое, но не сухое. Сочные травы вымахали чуть ли не по пояс. Станичники, кто с косами, кто с серпами, с утра уходили на сенокос. Пока старшие занимались делами, я ходил по округе. Нередко мне попадались затянутые временем окопы, воронки от разорвавшихся снарядов, россыпи гильз.

         Однажды, когда я продирался сквозь заросли черемухи, боярышника, облепихи, еле заметная тропинка вывела меня на поляну, заросшую разнотравьем. Но что это? Над зеленым ковром покачивались на ветру махровые фиолетово-синие гладиолусы. Ровными рядами возвышались они над скромными полевыми цветами.

         Откуда здесь, среди леса, возникло это садовое чудо, украшение хрустальных ваз? Может быть, тут когда-то стояла усадьба, снесенная военным шквалом?

         Вдруг кто-то кашлянул. В тени на бугорке сидел пожилой мужчина. На нем была выгоревшая гимнастерка, такие же солдатские брюки-галифе, через плечо ремень.

          Я подошел, поздоровался. Показывая на гладиолусы, спросил о цветах.

         - Сам сажал. В сорок третьем. После боев здесь стояли. На отдыхе. Как раз на этом месте были разбиты наши палатки, - сказал мужчина. - А ты, хлопец, чей будешь?

         Я ответил.

         - Гостишь, значит... А гладиолусы и впрямь хороши. По весне их около хаты высажу. Видел на краю станицы высокую шелковицу? Так это моя. Заходи. С сыном познакомлю. ...

         Недавно я побывал в тех краях. Еще на автобусе заметил на околице высокую шелковицу. Она! Но рядом стояла не прежняя белая мазанка под соломою, а красного кирпича дом. До и вся станица сильно изменилась.          Зашел я в дом. Спросил хозяина.

        - Схоронили запрошлым летом, - ответила старушка. - Жена я ему. Сын на ферме. Посидите чуток.

         Пообещав вернуться, пошел в лес: "Интересно, живы ли гладиолусы?"

         Вот, кажется и то место. Да, точно оно. Раздвигаю ветки густых кустов, сердце учащенно забилось. На поляне, среди травы, стоят фиолетово-синие гладиолусы необыкновенной красоты. Живы! Вот оно как: солдат умер, а цветы, посаженные им, живут.

(По Ю. Медведеву). 346 слов.

Задания:

 Подберите заговолок, отражающий основную мысль текста.

 Напишите изложение, близкое к тексту: постарайтесь передать основную мысль высказывания, сохранить композицию и типологическую структуру текста, стиль речи, использовать характерные для стиля и замысла автора языковые средства.

Тест № 1

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется

буква И?

   1) газ..фикация, обл..чать        

   2) лаб..ринт, оранж..рея

   3) ид..ология, ин..циатива

   4) г..гант, р..ферендум

А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишутся две согласные буквы?        

   1) инте..игентный, га..ерея

   2) ко..ентатор, гу..анизм

   3) а..омпанемент, колос.альный

   4) э..ективность, беше..ый

АЗ. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

   1) бАловать, обострИть          3) докумЕнт, началА

   2) осужденА, квАртал                    4) понялА, дОговор

А4. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Языки пламени подбирались всё ближе ( ) и вскоре огонь лизнул штору.        

   1) Простое предложение с однородными членами, перед

союзом И запятая не нужна.        

   2) Простое предложение с однородными членами, перед

союзом И нужна запятая.        

   3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запя-

тая не нужна.

   4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна

запятая.

А5. Какое предложение является сложносочинённым?

    1) Птицы затаились на время или вовсе покинули эти места.
   2) Вскоре после восхода солнца набежала туча и брызнул

мелкий дождь.

    3) Душа словно перемещается не только во времени, но и в пространстве.        

    4) Не помню, звонил ли я тебе на прошлой неделе.

А6. В каком сложноподчинённом предложении место придаточного нельзя изменить?

         1) Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.

            2) Оживлённое гудение базара привлекало прохожих, подобно тому как запах мёда привлекает пчёл.

     3) В Москве, куда Есенин приехал, он сблизился с участниками Суриковского литературно-музыкального кружка.

        4)Сколько ни говори «халва», «халва», во рту слаще не станет.        

   

А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Пётр I создал государственные (1) общеобразовательные (2) цифирные школы (3) преподавали (4) в которых (5) арифметику (6)письмо (7) чтение.

      1)3, 6, 7         3)1, 2, 4, 6, 7

       2) 1,2,3,6,7         4) 3,4, 5, 6, 7

А8. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Науку надо любить: у людей нет силы более мощной

и победоносной, чем наука.

                  1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

                  2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

               3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

               4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

А9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

          1) Если дёрнуть за верёвку, привязанную к языку колокола, раздастся глубокий, протяжный звон.

          2) Я поднял голову: сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица.

            3) Николай старается идти рядом с ним, но, так как он путается между деревьями и спотыкается, то ему часто                    приходится догонять своего спутника вприпрыжку.

                4) Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и      потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствующей культуры.

А10. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

         1) Само время было проникнуто духом перемен и Маяковский почувствовал этот дух выразил его в своих стихах.                                      2) Россия вспрянет ото сна и на обломках самовластья напишут наши имена!

3) За заводами кончался город и начинались поля.

 4) С утра подморозило и сразу закружило понесло автомобили.

А11. В каком предложении нет речевых ошибок?

     1) Тех, кто уже догадался, прошу записать ответ.

            2) Файл, который мне был нужен, оказался почему-то в папке, в которую я не должен был его сохранить.

            3) Хотя дорога была разбита, несмотря на это, мы успели к сроку.

            4) Мне передали то, что ты искал меня зачем-то.

Тестовая работа за курс 9 класса.

I.Теория

1.Дайте определение терминам:

1 вариант                                                                                2 вариант

1.Орфография –                                                                       1.Фонетика  -

2.Морфология –                                                                          2.Синтаксис -

3.БСП -                                                                                3.СПП -

4.Однородное        подчинение –                                                       4.Параллельное  подчинение

5.Придаточные  изъяснительные –                                                    5.Придаточные определительные -

5 баллов

II. Практика.

1.Составьте предложения, соответствующие данным схемам:

(доска)

1вариант                                                                                2 вариант

1б. [   ] : [   ]                                                                                1.[   ]; [   ]

2б. [ ,(которая), ]                                                                        2.[ ,(когда), ]

3б. [   ],однако [   ]                                                                        3.[   ], да [   ]

4б. [   ] да [   ]                                                                                4.[   ]  и [   ]

4 балла

                                                                                                      Контрольные тесты для учащихся 9 класса

Вариант-1

    I. Найдите слова, в которых допущены ошибки.

  1. безыскусный        5. неприступный

    2.сверхъызысканный        6. чересчур

     3.расстегнуть        7. безтолковый

     4.прельстить        8. расписание

II.  Найдите слова, в которых написание гласной в корне проверяется ударением.

  1.  прост..рался        5.   пор..зить
  2.    ум..рает        6.   обт..рал
  3.   р..скошный        7.  см..ркается
  4.   уд..рать        8.  уд..лить

  1. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется ь.

  1. жен..щина        5. могуч..
  2. астрахан..ский        6. волч..его
  3. из-за туч..        7. лиш..
  4. взвес..те

   IV. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).

  1. (В)следствие того что в этом году лето знойное и засушливое велика опасность лесных пожаров.
  2. За окном ничего нет кроме фонарей.
  3. Пожар возникший (в)следствие неосторожного обращения с огнем уничтожил рощицу.
  4. Чуть брезжило когда нас разбудили. +
  5. (В)следствие по делу которое вел новый судья были внесены дополнительные данные.
  6. Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в сад и уже собирался выйти на улицу.

V.        Найдите предложение, в котором придаточное стоит в середине предложения.

А.1    Б.4    В.5    Г. 3

VI.        Найдите предложения с придаточным причины.
А.б   Б.З    В.1   Г.5

VII.        Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется слитно.

А.1    Б.З   В.5    Г.1, 3

VIII .        Использование какого союза придает предложению оттенок
разговорной речи?

... с моря надвигался шторм, полеты запрещались.

А. благодаря тому что  Б. потому что  В. Когда  Г. ввиду того что

    IX.  укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.

А.1    Б.4    В.5    Г. 6

Вариант-2

  1. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется е.

  1. был в санатори..              5. ранн..м утром
  2. ре..т                6. затейл..вый
  3. в продолжени.. дня                7. почу..в
  4. увенч..нный лаврами

II. Найдите слова, в которых нет ошибок.

  1. безынвентарный               5. Прейти
  2. рьяный                6. преспокойный
  3. россказни                7. безпощадно
  4. распрощаться                8. вкусные явства

  1. Найдите слова, в которых написание гласной в корне проверяется ударением.

  1. выр..щенный        5. уд..литься
  2. соб..раю        6. распол..житься
  3. к..совица        7. бл..стеть
  4. пост..лить        8. прост..рался

   IV.  Укажите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).

  1. Он долго выбирал (что)бы ему почитать.
  2. Снасти не срабатывали (не)смотря на все старания рыбаков.
  3. На то и щука водится (что) бы карась не дремал.
  4. Отца вы найдете если не в кабинете то в саду.
  5. Секундная стрелка бежит что есть мочи путем неуклонным своим.
  6. Из частого леса где остался еще снег чуть слышно текла вода.

 V.        Укажите предложение, в котором придаточное стоит в середине главного.

      А.1    Б.2    В.4   Г.6

VI.        Найдите предложение с придаточным определительным.

        А.1    Б.6   В.З  Г.2

VII.        Укажите предложение, в котором  есть производный предлог.

                А.1    Б.2   В. 3   Г.6

   VIII.        Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом  и пишется слитно.

              А.1    Б. 3    В.2, 3  Г.2

    IX.  Выберите подчинительный союз, который точнее других передает стиль и смысл высказывания.

      Он долго не мог привыкнуть к морской службе, ... всю жизнь прожил с дедом в горах.

      А. в связи с тем что  Б. благодаря тому что  В. потому что  Г. вследствие того что

Ответы

            задание                вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2,7

1,3,7,8

4,6,7

1,5

в

г

г

в

6

2

2,3

5,7,8

3,5

1,3,6

г

г

б

б

в

Раздел 6. Перечень учебно-методического обеспечения.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.  

Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся.  Кирилл и Мефодий

Перечень учебно-методических средств обучения

Тростенцова А. А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2006.

Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2005.

Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русс язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.

Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения  / Г. К.  Лидман-Орлова. - М.: Д фа, 2006.

Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.

Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая те радь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2006.

Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006.

Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. М.: Дрофа, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по русскому языку к учебнику Ладыженской 5 класс

Тематическое планирование по русскому языку к учебнику Ладыжеской 5 класс...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку к учебнику Л.А.Тростенцовой и др. 7 класс

Данное календарно-тематическое планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл./авт.программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. : М.Прос...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку к учебнику Шмелева 6 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку к учебнику Шмелева 6 класс...

Календарно-тематическое плани рование по геометрии 7 класс, учебник Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др.(2 часа в неделю)

Календарно-тематическое планирование по геометрии: 7 класс к учебнику Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др. (2 часа в неделю, 70 часов в год)...

Календарно-тематический план по математике в 5 классе. Учебник:Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд

Календарно-тематический план составлен к учебнику математики 5 класса - авторы: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд , 5 часов в неделю....

Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе

Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно  ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...