План-конспект урока гласные звуки ударные и безударные
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок в 5 классе при изучении фонетики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-konspekt_uroka_glasnye_zvuki_udarnye_i_bezudarnye.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                 ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

                                      Гласные звуки: ударные и безударные

Цель урока: создать условия для повторения, закрепления и  получения  знаний о гласных звуках, ударных и безударных, привести в определённую систему знания о звуковом строе русского языка (о гласных звуках), закрепление умений обучающихся делить слова на слоги и различать ударные и безударные слоги.

Задачи:

обучающие:  комплексное повторение материала о гласных звуках, ударных и безударных:

  1. Показать, как образуются гласные звуки, повторить изученное по теме «Фонетика»;
  2. Показать, что в русских  словах  встречаются шесть основных ударных гласных звуков, безударных гласных звуков меньше;  
  3. Какие звуки могут находиться под ударением,
  4. Смыслоразличительная роль ударения,
  5. Особенности ударения в русском языке (силовое, количественное, подвижное, разноместное)
  1. Как определяется количество слогов,
  2. Формирование  умений и навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма,  обучение
  3.  приёмам орфографического самоконтроля и взаимоконтроля;

развивающие:

  1.  развитие мышления (умения сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, обобщать, анализировать, делать выводы),
  2. развитие памяти, устной и письменной речи
  3. расширение языковой эрудиции каждого школьника.
  4. Развитие презентационных умений и навыков; монологической речи, умения отвечать на незапланированные вопросы
  5. Развитие ключевых компетенций (познавательных, социальных, коммуникативных и информационных)
  6. Формирование навыков наблюдения, познавательного интереса обучающихся
  7. Развивать умения различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные
  8. Развивать внимательное отношение к слову и его использованию в речи;

воспитательные:

  1.  активизация интереса к языку и речевому творчеству,
  2.  воспитание толерантности,
  3. умения сотрудничать, доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный урок

Формы работы обучающихся: закрепление представлений о гласных звуках ударных и безударных; побуждение к активному включению в различные виды деятельности

Необходимое техническое оборудование компьютер, мультимедийный проектор, экран

                                            ХОД УРОКА 

  1. Организационная структура урока

Этап 1. В

Вхождение в тему урока и
создание условий для осознанного восприятия нового материала

Сегодня на уроке мы опять должны открыть что-то новое, полезное. С хорошим настроением это делать гораздо легче. Мы сегодня много будем работать в паре, поэтому давайте поприветствуем друг друга. (Дети поворачиваются друг к другу и с движениями произносят слова приветствия)

Ты пришел  и я пришел

Вместе нам хорошо.

Если будет трудно,

Справимся все дружно.

II Актуализация знаний. (Воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся)

работать мы с вами будем по схеме:

  1. ЧТО УЖЕ ЗНАЕМ?
  2. ЧТО ХОТИМ УЗНАТЬ?
  3. ЗАЧЕМ?
  4. УДАЛОСЬ ЛИ?

Формирование УУД

Личностные: формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке; формирование осознания смысла своих учебных действий,  – умения мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,  проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; умения выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; классификация объектов (объединение в группы по существенному признаку); умение  приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; умение выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно;  контроль и оценка своей деятельности на уроке; умение способствовать  мобилизации сил и энергии;  осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);  умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); умение  анализировать собственную работу: соотносить план исовершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

  1. Что изучает фонетика?
  2. Что изучает графика?
  3. Что такое фонетическая транскрипция?
  4. Какие согласные состоят из шума и тона? (звонкие)
  5. Какие согласные состоят только из шума? (глухие)
  6. При образовании каких согласных тона больше, чем шума? (сонорных)

Орфографическая разминка

Лодка, низко, облегчение, сквозь, беседка

Задание:   1) какие орфограммы встретились?

                     2) подберите проверочные слова

                     3) подчеркните сонорные согласные звуки

  1. Какие звуки состоят только из тона? (гласные)
  2. А что  ещё вы знаете  о гласных? (Гласные произносятся с голосом, поются, тянутся.

-На гласные падает ударение.

-Гласные образуют слог.

-Ё, е, ю, я могут обозначать два звука.

-Ё, е, ю, я, и делают согласные мягкими.

-Букв 10, а звуков 6)

  1. Так о каких звуках мы будем говорить сегодня? Сформулируйте тему урока

Запись темы урока в тетрадь.

Личностные: формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке; формирование осознания смысла своих учебных действий,  – умения мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,  проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; умения выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

Познавательные: развивать умения строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение,  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;  проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;  презентовать подготовленную информацию

 

Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач; развивать умение формулировать и доказывать собственное мнение, строить развёрнутые высказывания,  характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);  характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;   

Постановка проблемного вопроса и вывод темы урока.

Учитель.Гласные отправили нам две свои фотографии. Сравните их. (Показываю картинку)

Дети. Похожи тем, что буквы на них одни и те же, а отличаются тем, что на одной фотографии буквы улыбаются, а на другой они грустные.  

Учитель. Интересно, почему?

Дети. На одной гласные ударные, а на другой – безударные.

(если дети не сделают такого вывода, то переверну картинки, на обороте слова)

гора        горка

скала        скалы

стена        стенка

спина        спинка

А как по вашему, которые из них веселые?

Дети. Ударные гласные весёлые, потому что их как слышим, так и пишем, а безударные – грустные, потому что их нельзя писать на слух, можно допустить ошибку.

Учитель. Действительно, ударным гласным хорошо живётся, их все слышат и правильно пишут. А вот безударным гласным трудно живётся.  Некоторые дети так и норовят сделать в них ошибку. Поэтому безударные гласные обижены. А что же делать?

Дети. – Надо писать правильно.

- Если не знаешь, как, лучше оставить «окошечко», чем сделать ошибку.

Учитель. Так что же мы хотим узнать на уроке?

Дети. Как писать безударные гласные без ошибок.

Создание мотивации.

Учитель. А зачем нам нужно правильно писать? Ответить на этот вопрос нам поможет следующий слайд. Посмотрите внимательно на эти предложения. НА ДОСКЕ

Несёт меня ……за темные ……(лиса, леса)

Я на солнышке ….., и сметанку я ….(лежу, лижу)

Какое слово, куда нужно вставить?

Дети. В слове лиса пишем и, проверим лисы. В слове леса пишем е, проверим лес. Лежу, проверим, лёг, А лижу, проверим, лижет.

Учитель. Верно (слайд №3) если мы так напишем, то действительно получится всё правильно. А что получится, если эти слова подставить неправильно?

Дети. Будет смешно.

Учитель. Значит, если мы напишем правильно, то нас все поймут, а если напишем неправильно, то все будут смеяться.  А чего хотите вы? ( Слайд №4)  Выберите ответ 1 или 2. (Дети выбирают подходящий им ответ и показывают его номер пальчиками)

Учитель. Ну что же мы решили писать грамотно, осталось выяснить, как это делать? Но сначала давайте отдохнём.

5.Физкультурная минутка.

Вы, конечно же, устали?

И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи

И как гуси зашипели ш-ш-ш

Ручками похлопаем раз, два, три,

Ножками потопаем, посмотри,

Ручками помашем вверх и вниз,

Плечики подвигаем, не ленись,

Раза три подпрыгнем мы с тобой,

Дружно мы покрутим головой.

Раз-присели, два-привстали,

Словно Ванькой-встанькой стали

Глубоко теперь вздохнули,

Друг на друга мы взглянули,

Ты соседу улыбнись

И тихонечко садись.

6. Новая тема.

  1. Дети, мы уже встречались с такими словами, которые нельзя писать на слух
  2. Какие гласные вызывают сомнение? (безударные)

Безударные гласные

Обижаются не напрасно:

Их ни в чём не виноватых

Часто путают ребята

  1. Но мы знаем правило написания безударных гласных. КАКОЕ? (рассказывают правило)
  2. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Стр. 91 Под ударением в русских словах встречаются шесть основны ударных гласных звуков [а], [о], [э], [и], [ы], [у]…

Упр. 34

Упр.36

6. Итоги урока.

  1. Что нового узнали о гласных звуках и буквах?
  2. Назовите гласные буквы, которые нужно проверять.

 (Заранее подготовленные ребята читают стихотворения, подводя итог урока)

В жизни трудящихся звуков

 Разное может случиться:

 Могут они оказаться

 В слабой и сильной позиции.

 Гласные и согласные

 Бывают такие опасные:

 Звук очень ясно слышится,

 А буква другая пишется.

 Проникнув в тайны фонемы,

 Осилим мы эти проблемы.

 Мы под удареньем пишем

 Без сомненья то, что слышим.

 Если ж звук без ударенья,

 Вызывает он сомненья.

 Безударный хитрый гласный,

 Слышим мы его прекрасно.

 А в письме какая буква?

 Здесь поможет нам наука:

 Гласный стал под ударенье,

 Чтоб развеять все сомненья!

 Ударение над гласной

 Может сделать букву ясной!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект открытого урока сравнение татарских и английских звуков по теме семья в 4 классе

Максат:1.      Татар телендә [һ], [w], [ә], [ң] авазларының әйтелеше үзенчәлекләрен чагыштырырга һәм анализларга өйрәтү.2.      “Гаилә” темасы буенча ...

План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»

Обобщить и расширить знания учащихся о звуке,  механизме его образования ивосприятия         животными         орга...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

Методическая разработка "Правописание гласных в ударных и безударных слогах"

Конспект методической разработки  для детей с задержкой психического развития второго года обучения 1 класса....

Методическая разработка "Правописание гласных в ударных и безударных слогах"

Методическая разработка для урока по русскому языку в 1 доп. Г (второй год обучения) классе на тему: «Правописание гласных в ударных и безударных слогах»...