Урок русского языка в 5 класссе по теме "Алфавит"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

 

 В ходе урока учащиеся повторяют, обобщают и получают знания об алфавите. Данный урок активизирует мышление, внимание, память. Для развития интереса и познавательной активности предлагается ряд заданий для проведения учащимися языковых наблюдений, обобщений и выводов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._doc.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Ефимова Н. В. 231-961-270

Открытый урок - игра по русскому языку в 5 классе на тему: «Алфавит»

Цель урока:

ознакомление учащихся  с историей возникновения букв русского алфавита;

формирование умения  правильно называть буквы алфавита, пользоваться алфавитом, располагать слова в алфавитном порядке;

развитие разных видов мыслительной деятельности: памяти, внимания;

воспитание  уважение к историческому прошлому России и родному языку

Оборудование: таблица древнерусских названий букв, таблица названий букв современного алфавита.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Покажите умные глазки, ровные спинки.

Повернулись, поздоровались с гостями, улыбнемся от души.

Повернулись.

 А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?

 Готовы ли вы к уроку?

II.1.Вступительное слово учителя.

-Ребята, тема нашего урока «Алфавит». Сегодня на уроке мы научимся называть буквы алфавита, пользоваться им.

Всем хорошо известно слово азбука. А появилось оно около  1000 лет назад из названий двух первых русских букв. Буква А называлась «аз», Б – «буки». Из этих названий «аз» и «буки» получилось русское слово азбука.

А слово алфавит пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая – «вита». Так  и получилось слово алфавит. Это слово вошло в русский язык и стало привычным. Так и живут у нас слова – близнецы: русское слово азбука и греческое алфавит, а обозначают одно и то же.

2.(Стук в дверь, входит Хранитель Знаний)

Хранитель Знаний

-Здравствуйте , ребята! Я Хранитель Знаний в стране Мудрости . Всегда появляюсь там, где ребята хотят узнать что-то новое. Вот вы, например, знаете,  кто был создателем алфавита? (выслушивает ответы детей).

Молодцы, почти 75% населения пользуются буквенно -   звуковым составом, которое предполагает использование  четырёх алфавитов: латинского, славянского, арабского, индийского.

Славянский алфавит, которым мы пользуемся, хотя в несколько изменённом виде, до сих пор, возник в конце 9 – начале 10 века н. э. Его создателями считаются братья Кирилл и Мефодий, в честь одного из братьев эту азбуку называют кириллицей.

  В России алфавит пережил две серьёзные реформы в 1707-1710 гг., когда Петр Первый ввёл упрощённый гражданский шрифт, убрал несколько букв, и в 1918 г. – «Декрет о новой орфографии» (изгнаны буквы – тунеядцы Ъ «ять» и Ь «ер»).

3.Работа с таблицей древнерусских названий букв.

- Сравните таблицу древнерусских названий букв с современным алфавитом. Какое название имела каждая буква?

 (Э – введена в состав русского алфавита реформой Петра Первого;

   Ё –введена в употреблении Н.М. Карамзиным в 1797году;

  Я – современное очертание получила в 18 веке после реформы Петра Первого)

4.Учитель.

Алфавит – это, буквы, расположенные в определённом порядке. Каждая буква имеет своё место и своё название.

-Какие названия имеют буквы современного алфавита?

Чтение алфавита  вполголоса друг другу.

5.Задание  «Прочитай без запинки»

На доске записаны буквы, обозначающие согласные звуки, названия которых вызывают затруднения. Прочитайте их без запинки.

К, Х,Ш,Щ,Й,П, С   /  Т,Ч,Ц,Л,М, Н,Р

6. Физминутка

Поищем буквы. Может, они под стул закатились слева ( наклоны влево), может, они закатились под парту справа ( наклоны вправо) ? Может,  гости слева видели, может , гости справа видели ( повороты) ?

7.Задание «Различай звук и букву»

- Ребята, надо различать звук и букву! Не произносить вместо звука название буквы. Назовите мне звуки и буквы в словах хорошо и число.

8.Конкурсы Хранителя  Знаний.

- Я тоже хочу проверить ваши знания,  ребята.

Конкурс 1 «Что пропало?»

На доске записан алфавит.  Определите, какие буквы пропали.

А Б … Д Е Ё … К Л М …С Т У Ф … Ш Щ Ъ Ы Ь …

Конкурс 2 «Расколдуй слово!»

Ребята, я не могу открыть дверь в страну Мудрости: волшебные буквы на моих ключах перемешались. Помогите мне, для этого нужно буквы расположить в алфавитном порядке.

( Каждый ряд получает по ключу и «расколдовывает»  слово)

-Спасибо, ребята.  Порадовали вы меня своими знаниями.

III .Заключение.

Хранитель Знаний:

 - Ребята, где в жизни вам может пригодиться знание алфавита?

IY. Рефлексия.

Ребята, мне пора возвращаться, на ваших партах лежат ключики  от дверей в страну Мудрости, если вы узнали  что-то новое на уроке, то двери в страну Мудрости перед вами уже приоткрылись и ключи вам не понадобятся. Отдайте их мне, они пригодятся другим любознательным ребятам.

Дом. зад.  выучить алфавит, упр.289


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку. 6 классс

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Разумовская)...

Рабочая программа по русскому языку. 7 классс

Календарно – тематическое планированиена 2012/2013 учебный годПредмет:  русский язык_              Класс:    7УМК: 1. Русский язык. 7 кл.: ...

Билеты 2 триместр русский язык 6 классс

Помощь учителю русскогоязыка 6 класс...

Рабочая программа русский язык 5 классс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс к учебному комплексу В.В. Бабайцевой ФГОС УУД...

КТП уроков русского языка в 6 класссе в соответствии с ФГОС

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе в соответствовании с ФГОС. Разработано на а основе Фундаментального ядра содержания общего образования и  Требований к резуль...

Русский язык 7 классс

Рабочая программа  по русскому языку в 7 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (2004), Примерной программы основного общего образования по русскому языку,...

Технологическая карта урока русского языка в 5 класссе

Представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний" (в соответствии с ФГОС ООО)....