Главные вкладки

    Контрольные диктанты для 6 класса по программе В.В.Бабайцевой.
    материал по русскому языку (6 класс) на тему

    Лютина Галина Валентиновна

    Итоговые и для промежуточного контроля диктанты по всем темам раздела "Морфология. Части речи. Орфография", изучаемым  в 6 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon diktanty_dlya_6_kl._po_programme_v.v.babaycevoy.doc94.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Диктанты для 6 класса (  по программе В.В.Бабайцевой)

     

    Диктант №1 (после повторения)

           Владимир велел заложить маленькие сани и отправился в Жадрино, куда должна была приехать и Марья Гавриловна.

           Дорога была ему знакома, а езды всего двадцать минут.

           Но поднялся ветер, и сделалась такая метель, что в одну минуту дорогу занесло. Окрестность исчезла во мгле. Лошадь поминутно въезжала в сугроб или проваливалась яму, сани опрокидывались.

           Он давно был в дороге, а полю не было конца.

    Владимир начинал сильно беспокоиться.

            Должно быть, было около полуночи, когда тучи расходились, ночь прояснилась. Владимир увидел какую-то деревушку, поехал к ней и стал стачать в первую избушку. «Далеко ли Жадрино?»- спросил он старика, который открыл ставень.

            До Жадрина ещё было вёрст десяток.                         (105 слов)

    Диктант №2 (после изучения инфинитива).

         Ещё в раннем детстве доводилось мне любоваться чудесным восходом солнца. Весенним утром в праздничный день мать иногда будила меня и говорила: «Посмотри, сыночек, как солнце играет!»

         В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца в лесу, когда перед рассветом проходит вверху над макушками деревьев предутренний ветер, гаснут звёзды. Чист и прозрачен воздух. Росистым утром смолою пахнет в лесу. Видел восход солнца над полями, над серебряной гладью реки. В прохладном зеркале отражаются звёзды, тонкий серп месяца. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Под пение бесчисленных птиц поднимается солнце.     Друзья мои, очень советую вам полюбоваться восходом солнца. Вы почувствуете, как свежей радостью наполняется сердце.                                      (Соколов-Микитов)           (103 слова).

    Диктант №3 (после изучения времён глагола)

                     Молодые листики.

          У старого огромного пня я сел прямо на землю. Пень этот внутри – совершенная труха. Он, наверное, рассыпался бы, но твёрдая крайняя древесина растрескалась дощечками, прислонилась к трухе и держала его. Вокруг пня множество разных трав: ягодных, цветущих, ароматных. А из трухи выросла берёза и теперь распустилась. Я старался услышать шелест трепещущих листиков и не мог ничего услыхать.

          Но ветер был довольно сильный, и по елям волнами приходила сюда лесная музыка. Убежит волна далеко, и откроется на какую-то минуту полная тишина. Зяблик этим воспользуется, раскатится бойко. Радостно слушать его. Подумаешь:  «Как жить хорошо на земле!» Но мне хочется услышать, как начнут шептаться блестящие маленькие листья моей березы.  (М.Пришвин)  (106 сл.)    

     

    Диктант №4   (после изучения спряжения)

                                     Красные шишки.

          Росы холодные, и свежий ветер днём усмиряет летний жар.

          В свежее солнечное утро иду я в лес. Лесная лужайка насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрыли венчиков. Шевелятся только листы осины. С гладкой верхней стороны листы обсохли, а на нижней бархатной роса держится мелкими каплями.

          «Здравствуйте, знакомые ёлочки, как поживаете?»- спрашиваю я. И они отвечают, что всё благополучно, что за это время молодые красные шишки дошли до половины настоящей величины. Это, конечно, правда. Это можно проверить. Старые, пустые, рядом с молодыми висят на деревьях.

          Из еловых пропастей я поднимаюсь к солнечной опушке. По пути в глуши встречается ландыш. Он ещё сохранил свою форму, но слегка пожелтел и больше не пахнет.       (Пришвин)       (113сл.)

    Диктант №5 (в процессе изучения наклонений глагола)

     

          Стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой.

          Заполярная тайга осенью не страшна зверьём: медведями, волками, змеями. Но ночью в лесу одному, конечно, жутко.

          Васютка зарядил ружьё и положил его рядом. Спать!

          Не прошло и пяти минут, как он почувствовал, что кто-то крадётся. Васютка поворачивает голову и видит что-то тёмное, большое. Сейчас оно стоит, не шевелится. Мальчик вглядывается, не дышит. В глазах рябит. Нет сил больше сдерживать дыхание. Васютка вскакивает, направляет ружьё на это тёмное, кричит: «Не прячься, а то хуже будет!»

          Тишина. Мальчик решительно направляется в сторону предмета и убеждается, что предмет этот – огромный пень.

          «Ну и трус же я! Чуть ума не лишился!»- облегчённо вздыхает Васютка.                                            (Астафьев)                    (111слов)

    Диктант №6 ( после изучения наклонений)

          Солнечное росистое утро. Допевают свои весенние песни соловьи. Ещё сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, где-нибудь в сырости чёрной тени белеет ландыш. Соловьям помочь взялись летние птички: подкрапивники, иволги. Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на ветке просто отдохнуть.

          Вставай же , друг мой! Это утро – неоткрытая земля. Оно не повторится. И видишь его только ты один. Вот сороки вышли на дорожку и сверкают росой. Завтра так точно сверкать они уже не будут, и день-то будет не тот.

          И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавали друг другу радость. Чтобы ты пришёл, поднял его и мог тоже обрадоваться.                            (По Пришвину)                   (113 слов)

    Диктант  № 7 (после темы «Глагол»)

     

          Митраша и Настя стали собираться за клюквой. Ещё до свету Настя задала корм всем своим животным. Митраша взял отцовское двуствольное ружьё, манки на рябчиков, не забыл и компас. Никогда, бывало, отец его не забудет этого компаса. Не раз Митраша спрашивал отца: «Всю жизнь ты ходишь по лесу, и тебе лес известен весь. Зачем же тебе ещё нужна эта стрелка?» «Видишь ли, Дмитрий Павлович, в лесу эта стрелка тебе добрей матери», - отвечал отец.

          Давно понял Митраша, что компас – вещь чудесная и нужная. Небо, может быть, закроется тучами. И по солнцу в лесу определиться не сможешь, заблудишься, заголодаешь. Вот тогда достань компас, взгляни на стрелку, и она укажет тебе. Где твой дом.                                             (По Пришвину)                  (110 слов)

    Диктант №8 (в процессе изучения  прилагательного)

          Спорый дождь, несомненно, отличается от грибного.

          Спорый дождь – это дождь быстрый, скорый. Он льётся отвесно, всегда приближается с набегающим шумом.

          Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, мельчайшую (небольшую) водяную чашу, подскакивает, снова падает. Капля блестит и похожа на жемчуг.

          Поэтому по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте его догадываешься, набирает дождь силу или стихает.

          А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Он не звенит, а шепчет что-то усыпительное и чуть заметно возится в кустах, как будто трогает мягкой лапкой листья. После него начинают буйно лезть грибы: липкие маслята, жёлтые лисички, крепкие подберёзовики, румяные рыжики и бесчисленные поганки.                            (По Паустовскому)                      (109 слов)

       Диктант №9 (после прилагательного)

     

          Вот старинный липовый парк с непролазной гущей орешника. Среди кустов находятся деревянные скамейки. Неширокие аллеи под ветвями могучих лип, которым уже много тысяч лет. Солнечные поляны в цветах, соловьиные трели весной.

          Парк опускается к реке, и за глиняным откосом поднимаются по взгорью густые леса. Туда ведёт извилистая песчаная дорога.

          Однажды утренней порой мы решили отправиться в этот лес.

          Нам встретились бездонные овраги с тёмно-зелёными зарослями, заячьи тропы. Мы нашли речку с прозрачной водой, в зеркале которой отражались кумачовые гроздья прибрежных рябин. Обнаружили даже родник. Раньше, конечно, мы не пробовали такой вкусной, такой свежей воды.

          Поход этот – большое удовольствие. Оставьте, друзья, домашние дела и посвятите свой выходной общению с природой.                                                                               (110 слов)

    Диктант №10 ( после темы «Имя числительное»)

          Не перестают люди восхищаться Останкинской башней. Стоит она величественная, строгая, как серебряная игла, под бушующими ветрами, под палящим солнцем.

          Надёжность башни рассчитана на триста лет. Сто пятьдесят стальных канатов протянуты внутри ствола под бетонной рубашкой и держат её в напряжении. Этим самым и придаётся стойкость необыкновенному сооружению.

           Башней могут выдерживаться многие природные бедствия: землетрясение восемь баллов, натиск ураганного ветра. Её устойчивость на опрокидывание имеет шестикратный запас. Столь надёжен и прочен фундамент.

          Высота башни со стальной трубчатой антенной равняется пятистам сорока метрам семидесяти сантиметрам. Вес Останкинской башни – пятьдесят пять тысяч тонн, объём –семьдесят тысяч квадратных метров. Автор проекта этого технического чуда – учёный Николай Васильевич Никитин.  

    Диктант № 11 ( в процессе изучения наречия)

          «Пойдёмте-ка в Льгов, мы там уток настреляем»,- сказал мне как-то Ермолай.      Для настоящего охотника дикая утка не представляет ничего особенно пленительного, но я послушался искусного охотника и отправился в Льгов.

          Льгов –большое степное село на болотистой речке Росоте. Эта речка вёрст за одиннадцать от Льгова превращается в широкий пруд, издавна заросший тростником. Здесь в заводях и затишьях водилось и держалось бесчисленное множество уток всех возможных пород: кряковых, шилохвостых, чирков, нырков.

          Мы пошли с Ермолаем вдоль пруда. Но, во-первых, у самого берега утка не держится. Во-вторых, если даже какой-нибудь чирок и подвергался нашим выстрелам, то достать его из сплошного тростника наши собаки не могли.

          «Конечно, надо найти лодку»,- промолвил Ермолай.

                                                                                                     (113 слов)

               

       Диктант №12 ( после темы «Наречие»)

          Васютка снова заговорил вслух: «На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь».

          Но бодрости хватило ненадолго. Затесей не было. Редкий и сплошь хвойный лес стоял по-прежнему неподвижно в своей унылой задумчивости.

          Мальчик остановился, и слух его уловил где-то вблизи странный звук. Он нагнулся и увидел паутину. Паук убрался, наверное, зимовать, а ловушки бросил. Попалась муха и бьётся. Что-то начинало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи. Он понял, что, по-видимому, заблудился.

          От потрясения он не сразу пришёл в себя. В лес бесшумно прилетела ночь, а с ней холод.

          «Тайга – наша кормилица, беспомощных не любит»,- вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать всё, чему его учили.                   (По Астафьеву)                  (111слов)

    Диктант № 13 (в процессе изучения местоимения)

          В доме воцарялась мёртвая тишина. Наступал час послеобеденного сна.

          Ребёнок видит, что все разбредись по своим углам: отец, мать, старая тётка, свита. А у кого не было угла, тот шёл на сеновал, В сад, искал прохлады в сенях, засыпал там, где его сморила жара. И садовник растянулся под кустом в саду, и кучер спал на конюшне. И собаки залезли в конуры, благо не на кого было лаять.

          Можно было пройти по всему дому и не встретить никого. Легко было обокрасть всё кругом и свезти со двора. Никто не помешал бы, если б водились воры в том краю.

          Это был какой-то ничем непобедимый сон.

          Изредка кто-нибудь поднимет голову, посмотрит бессмысленно, перевернётся и опять заснёт.              (По Гончарову) (113с.)  

    Диктант № 14 (после темы «Местоимение»)

     

          «К ученью ново готовиться, а ты в лесу пропадаешь», - ворчит мать по привычке, потому что не на кого больше ворчать. В избушке никого нет.

          «Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать», - отвечает Васютка.

          Мать строго напомнила, чтобы от затесей далеко не отходил, хлеб взял.

          Тут не поспоришь. Брать надо всё: ружьё, еду, спички. Васютка сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть, а то ещё придерётся к чему-нибудь.

          Он шёл по тайге, следил за пометами и думал, что, наверное, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубки, за ним пойдут другие, собьют мох, притопчут траву, и получится тропинка.

          Склонность к рассуждениям появилась у Васютки. Он ещё долго думал о всяких таёжных разностях.  (По Астафьеву)  (112 слов)

         

    Диктант № 15 (в конце учебного года)

          Было нелегко целыми днями сидеть одному и ждать, когда вернуться из лесу отец с матерью.

          Однажды я вот так сидел и увидел в окне небольшого медведя. Сразу понять не мог даже. Место у нас, правда, глухое, а всё же чудно, что медвежонок окна делает: лапу вверх поднимает, когтями по стеклу задевает. Видимо, никак на завалинку не встанет, ухватиться ему не за что.

          «Разобьёт он нам раму», - думаю. А он уже морду поднял, пасть раскрывает, в окно смотрит. Я в сторонку отошёл, что никого нет, и давай сосульки с наличника обламывать, В рот кладёт, хрустит сосулькой. Много их съел.

          За сосулькой и лез, а я испугался.

          У страха глаза велики. Особенно, когда один в избе остаёшься.                                                                          (По Субботину)             (116 слов)        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку 6 класс, по программе В.В. Бабайцевой (углубленное изучение)

    Рабочая программа обучения русскому языку в 6 классе составлена на основе следующих документов:1)      федерального компонента государственного стандарта основного общего обра...

    Рабочая программа по русскому языку в 5а классе по программе В.В.Бабайцевой (ФГОС, углублённое изучение)

    Данная рабочая программа предназначена для использования в 5 классе с углублённым изучением русского языка...

    Диктанты по русскому языку для 6 класса по программе В.В.Бабайцевой

    Данный материал поможет проверить знания  учащихся после изучения каждого раздела...

    Рабочая программа по русскому языку 7 класс по программе В.В. Бабайцевой на 140 часов / 4 часа в неделю

    Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования,  примерной программы по русскому языку и про...

    Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по программе В.В.Бабайцевой

    Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования и программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 ...

    Итоговый контрольный диктант 8 класс,с контрольным тестом (ответы)

    Для проверки уровня освоения учащимися изученных тем всего курса русского языка за год.Промежуточная аттестация. Цель - контроль освоения учащимися курса русского языка 8 класса....


     

    Комментарии

    Ушанфа Ольга Тимофеевна

    Галина Валентиновна! Спасибо Вам большое, выручили.