Рабочая программа по русскому языку для 10, 11, 12 заочного обучения.
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме
Рабочая учебная программа по русскому языку составлена для обучения учащихся в 10,11,12 заочных классов в МБОУ «СОШ № 9» на основе программы по русскому языку для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, учебника для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 10 – 11 классы» авторы: А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой (М.: «Просвещение», 2008).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 398.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
города Троицка Челябинской области
«Согласовано» Руководитель МО _________Серсембаева Г.А. Протокол № ___ от «____»____________2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «СОШ №9» _____________ Лавренюк Л.Л. «____»____________2012 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ №9» _____________Горских В.И. Приказ № __ от «___»____2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык»
10 класс
заочного обучения
Учитель Хайрзаманова А.С.
II квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ___от «__»_______2012 г.
2012- 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по русскому языку составлена для обучения учащихся в 10 заочных классов в МБОУ «СОШ № 9» на основе программы по русскому языку для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, учебника для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 10 – 11 классы» авторы: А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой (М.: «Просвещение», 2008).
Целями изучения русского языка в 10 классах являются:
- воспроизвести и закрепить знания и умения, полученные обучающимися в 5 – 9 классах;
- углубить представление обучающихся о функциональности единиц языка и о специфическом их использовании в речи;
- подготовить обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации по материалам и в форме ЕГЭ.
Эти цели реализуются в процессе решения следующих задач:
- закрепить и углубить знания, развить умения по фонетике, графике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;
- закрепить и расширить знания обучающихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
- дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;
- закрепить и расширить знания обучающихся о функциональных стилях речи;
- способствовать развитию речи и мышления обучающихся на межпредметной основе.
По типовой программе для общеобразовательных школ на изучение русского языка в 10 – 11 классах отводится 68 часов (34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе). По учебному плану МБОУ «СОШ № 9» на изучение русского языка в 10 классах заочной формы обучения отводится 36 часов.
При разработке программы учитывалось, что в 10 классе заочной формы обучения многие обучающиеся приходят после длительного перерыва в учёбе, с разным уровнем знаний и практических умений. Кроме того, на протяжении трёх лет обучения контингент постоянно обновляется (в среднем на 30 – 40%). Поэтому материал в программе по классам распределён следующим образом:
10 класс:
- Общие сведения о языке.
- Фонетика, орфоэпия, орфография.
- Лексика и фразеология.
- Морфемика и словообразование.
Главное направление программы – проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, в авторское начало произведения, сосредоточение внимания не только на словесном материале текста, на тропах и стилистических фигурах, но и на всех других структурных элементах художественного произведения.
Работа по орфографии и пунктуации в значительной мере ведётся параллельно с работой над текстом.
Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям.
В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, справочная литература, раздаточный дидактический материал.
Программа предусматривает такие формы и методы работы, как тестирование, ответы (как письменный, так и устные) на вопросы, составление плана, тезисов, конспекта, подготовка реферата, доклада, написание аннотации, рецензий, самостоятельный анализ текста, творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа. Контроль за знаниями обучающихся осуществляется в форме тестирования и написания комплексных контрольных работ в конце каждого полугодия.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, предусматривает прочное усвоение материала.
Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.
В 10 классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
Цели обучения
Курс русского языка в 10 классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 102 часов. В том числе: в Х классе – 34часа, в 11 классе – 68 часов.
В связи с введением обязательного экзамена по русскому языку, в школьном учебном плане на изучение русского языка в 11 классе в 2011-2012 году выделено 2 часа в неделю (68 ч.), поэтому увеличилось количество часов на повторение такой темы, как «Синтаксис и пунктуация», являющейся одной из самых трудных для усвоения школьниками. Планирование составлено с учетом интенсивной подготовки к ЕГЭ, введены уроки развития речи по комплексному анализу текста. Это обусловлено теми трудностями, которые испытывают учащиеся при выполнении заданий по разбору текста.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Формы организации образовательного процесса
- урок-консультация
- урок-практическая работа
- уроки-деловые игры
- уроки-соревнования
- уроки-консультации
- компьютерные уроки
- уроки с групповыми формами работы
- уроки взаимообучения учащихся
- уроки творчества
- уроки-зачеты
- уроки-общения
- уроки-диалоги
- интегрированные уроки
- межпредметные уроки
Технологии, используемые в образовательном процессе
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
- Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
- Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
- Технология индивидуализации обучения
- Информационно-коммуникационные технологии
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
- применение ИКТ
Виды и формы контроля
Формы контроля:
- индивидуальный
- групповой
- фронтальный
Виды контроля:
- предварительный
- текущий
- тематический
- итоговый
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора ( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- выполнение практических заданий из КИМов;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
определение проблемы текста;
аргументация своей точки зрения;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание С1 Единого государственного экзамена;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Содержание рабочей программы
10 класс
( 35 часа)
Общие сведения о языке (7 ч)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Лексика и фразеология (6 ч)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика (состав слова) и словообразование (4 ч)
Обобщающее повторение ранее изученного.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (6 ч)
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Речь, функциональные стили речи (3 ч)
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Научный стиль речи (4 ч)
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средств научного стиля.
Резерв (1 час)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 КЛАСС ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
1 час в неделю, 35 часов в год.
Контрольных работ – 2 (комплексная контрольная работа).
№ | Тема | Содержание | Количество часов | Знания, умения, навыки | Виды контроля |
1 | Общие сведения о языке. |
| 7 | Знать о происхождении языка, его развитии. Уметь устно излагать текст, объяснять отдельные слова; готовить сообщения, давать полные ответы на вопросы; писать под диктовку, объяснять слова и обороты | |
2 | Фонетика, орфоэпия, орфография. |
| 9 | Знать основные нормы произношения, принципы русской орфографии. Уметь производить фонетический разбор, устранять пробелы в навыках произношения и ударения; комментировать орфограммы, определять принцип их написания. | Тест Словарный диктант Комплексная контрольная работа за I полугодие. |
3 | Лексика и фразеология. |
| 11 | Знать определение синонимов, антонимов, омонимов; отличия активного и пассивного словарного запаса; определение фразеологизмов, их отличие от свободных сочетаний слов. Уметь находить в тексте синонимы, омонимы, антонимы, фразеологизмы; толковать слова, литературоведческие и научные термины; готовить сообщения о значении, употреблении, происхождении слов. | Тест Анализ текста |
4 | Морфемика и словообразова ние. |
| 9 | Знать способы образования слов. Уметь производить морфемный разбор слов; подбирать тексты, предложения, отрывки, иллюстрирующие стилистические, изобразительно-выразительные свойства морфем. | Тест Итоговая комплексная контрольная работа |
Итого: | 36 |
Календарно-тематическое планирование
уроков русского языка в 10 классе
учительницы Хайрзаманова А. С.
количество часов за год – 35
Настоящее календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы
авт. Власенкова В.И.
Учебно-методический комплект :
Основной учебник:
ВласенковА. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык 10-11 класс. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2010
Дополнительное пособие:
Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение,2009
календарно-тематическое планирование УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ
№ | Система уроков | Дата | Педаго- гические средства | Вид деятель- ности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения | Информационно- обеспечение | ||
Компетенции | ||||||||
Учебно-познавательная | Информационная | |||||||
Базовый уровень | Продвинутый уровень | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
общие сведения о языке ( 7 часов) | ||||||||
1 | Язык и общество. Язык и культура. Цель: дать понятие о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке | Рассказ, работа с книгой, беседа | Индивидуальная, групповая | Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке. Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение. (К) Продуктивный | Уметь составлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста. (К) Творческий | Извлечение необходимой информации из источников различного типа, критическое оценивание информации, умение развернуто обосновывать суждения | Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Методические рекомендации к учебнику “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи”. – М.: Просвещение, 2005 | |
2-3 | Язык и история народа. Цель: дать понятие о взаимосвязи языка и истории народа, трех периодах в истории русского языка, организовать самостоятельную работу учащихся с фрагментами статьи В. В. Лопатина и И. С. Улуханова из энциклопедии “Русский язык” | Проблемные задания | Групповая | Знать о взаимосвязи языка и истории народа. Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе. (К) Продуктивный | Уметь составлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста. (К) Творческий | Извлечение необходимой информации из источника, критическое оценивание информации, умение развернуто обосновывать суждения | Энциклопедия “Русский язык”. – М.: Аванта +, 1999 | |
4 | Русский язык в современном мире – в международном и межнациональном общении. Цель: дать понятие “мировой язык”, иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государственном; выявить значение функций русского языка как государственного и его функций в школьном изучении | Рассказ, работа с книгой, беседа | Индивидуальная, фронтальная | Знать понятие “мировой язык; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государственном, понятие о функциях русского языка как государственного, его функциях в школьном изучении Уметь толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы. (К) Продуктивный | Извлечение необходимой информации из источников, умение развернуто обосновывать суждения, давать определения | Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Методические рекомендации к учебнику “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи”. – М.: Просвещение, 2005 | ||
5 | Активные процессы в современном русском языке. Цель: дать понятие об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка в процессе работы с текстом из книги Л. И. Скворцова “Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи” | Проблемные задания | Групповая | Знать об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка. Уметь делать краткую запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль автора. (К) Исследовательский | Уметь готовить устное сообщение на предложенную тему по вопросам. (К) Творческий | Извлечение необходимой информации из текста, критическое оценивание информации, передача содержания адекватно поставленной цели, умение развернуто обосновывать суждения, создавать устный текст | Скворцов, Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи | |
6-7 | Практикум написания сочинения. | |||||||
фонетика, орфоэпия, орфография (4 часа) | ||||||||
8 - 9 | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Цель: повторить понятия “фонема”, “открытый и закрытый слоги”, “логическое ударение”, познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи, производить попутный анализ орфографический трудностей Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Цель: закреплять навыки литературного произношения и ударения в русском языке, преодолевать нарушения орфоэпической нормы, иметь понятие о выразительных средствах русской фонетики | Практикум работа с книгой Практикум, работа с книгой | Индивидуальная, фронтальная | Знать понятия “фонема”, “открытый и закрытый слоги”, “логическое ударение”, познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи. Уметь производить анализ орфографических трудностей. (Я) Продуктивный Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики. Уметь использовать в собственной речи. (Я), (К) Продуктивный | Уметь видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и исправлять их. (Я), (К) Продуктивный | Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица) Владение культурой речи, навыками редактирования | Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах | |
10 | Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Цель: дать понятие о морфологическом, фонетическом, традиционном принципах русской орфографии | Практикум, работа с книгой | Индивидуальная, фронтальная | Знать морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии. Уметь комментировать орфограммы, определять принципы написания. (Я) Продуктивный | Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица) | Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах | ||
11 | Фонетический разбор. Цель: производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей | Практикум | Индивидуальная, фронтальная | Знать порядок фонетического разбора. Уметь производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей. (Я) Продуктивный | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах | |||
Лексика и фразеология (6 часов) | ||||||||
12 | Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка. Цель: повторить и расширить ранее приобретенные знания о лексике русского языка, углубить понятие об изобразительных возможностях синонимов, антонимов, паронимов, омонимов | Практикум | Индивидуальная, групповая | Знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности сино Антонимов, паронимов, омонимов. Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи. (Я), (К) Продуктивный нимов, | Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; владение навыками создания собственного текста | Горшков, А. И. Русская словесность. – М.: Просвещение, 1996 | ||
13 | Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления. Цель: углубить понятие о русской лексике с точки зрения сферы ее употребления, о межстилевой лексике, лексике товарно-рыночных отношений, о способах толкования слов, о группировке слов по тематическому признаку | Проблемные задания | Групповая | Знать русскую лексику с точки зрения сферы ее употребления, межстилевую лексику, лексику товарно-рыночных отношений, способы толкования слов, группировку слов по тематическому признаку Уметь видеть в тексте и использовать данную лексику в собственной речи. (Я), (К) Продуктивный | Уметь сочинять тексты разговорного, научно-популярного, официально-делового стилей с грамматическим заданием. Творческий | Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владение навыками создания собственного текста | ||
14 | Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Цель: углубить представление об активном и пассивном словарном запасе; архаизмах, историзмах, неологизмах; индивидуальных новообразованиях, об использовании их в художественной речи | Проблемные задания | Групповая | Знать активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Уметь видеть изобразительные возможности данных групп лексики в художественных текстах, владеть приемами редактирования. (Я), (К) Продуктивный | Уметь создавать тексты художественного стиля с использованием данных групп лексики, готовить сообщения о значении, происхождении, употреблении конкретных слов. Творческий | Извлечение необходимой информации, критическое оценивание информации, передача содержания адекватно поставленной цели, умение развернуто обосновывать суждения, создавать устный текст | Толковый, лексикологический, этимологический словари | |
15 | Русская фразеология. Цель: углубить понятие о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении, попутно совершенствуя орфографические и пунктуационные навыки | Рассказ, работа с книгой, беседа | Индивидуальная, фронтальная | Знать о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении. Уметь правильно употреблять в речи фразеологизмы в соответствии со значением и стилистическими свойствами, совершенствуя орфографические и пунктуационные навыки. (Я), (К) Продуктивный | Владение культурой речи, навыками редактирования | |||
16 | Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Цель: закрепить умение пользоваться лексическими и фразеологическими словарями, совершенствовать навыки лексико-фразеологического разбора | Практикум | Индивидуальная, групповая | Знать строение словарной статьи лексического и фразеологического словарей, порядок лексико-фразеоло-гического разбора. Уметь пользоваться словарями и производить лексико-фразеологический разбор. | Уметь создавать тексты художественного стиля с использованием фразеологизмов, готовить сообщения об их значении, происхождении, употреблении. (К) Творческий | Извлечение необходимой информации, критическое оценивание информации, передача содержания адекватно поставленной цели | Лексические и фразеологические словари | |
17 | Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями. Цель: выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными лексико-грамматическими навыками | Контроль | Фронтальная | Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я) Продуктивный | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | Сборник диктантов для 10–11 классов. – М., 1998 | ||
Морфемика и словообразование ( 3 часа) | ||||||||
18 | Обобщающее повторение ранее изученного. Цель: закрепление понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем, морфемной синонимии и антонимии с попутным совершенствованием орфографических навыков | Проблемные задания | Групповая | Знать понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем, морфемной синонимии и антонимии. Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность. (Я) Исследовательский | Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства | |||
19 | Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Цель: совершенствовать навыки словообразовательного анализа как одного из средств овладения орфографическими нормами | Практикум | Индивидуальная, групповая | Знать основные способы словообразования. Уметь производить словообразовательный анализ, совершенствуя орфографические навыки. (Я) Продуктивный | Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства | |||
20 | Выразительные словообразовательные средства. Цель: совершенствовать навыки художественно-стилисти-ческого анализа изобразительно-выразительных свойств морфем | Проблемные задания | Групповая | Знать выразительные словообразовательные средства. Уметь подбирать тексты, иллюстрирующие стилистические, изобразительно-выразительные свойства морфем, производить их художественно-стилисти-ческий анализ. Исследовательский | Уметь выявлять авторскую позицию, идейный смысл произведения, выражаемые с помощью использованных лексических и словообразовательных средств. (К) Исследовательский | Извлечение необходимой информации из текстов, критическое оценивание информации, передача содержания адекватно поставленной цели, умение развернуто обосновывать суждения, создавать устный текст | Тексты изучаемых художественных произведений | |
Морфология и орфография (6 часов) | ||||||||
21 | Обобщающее повторение частей речи. Цель: обобщить знания о частях речи, их грамматических значениях, грамматических формах и синтаксических функциях | Рассказ, работа с книгой, беседа | Индивидуальная, фронтальная | Знать грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. (Я) Продуктивный | Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица) | |||
22 | Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание. Цель: закрепить навык морфологического разбора знаменательных и служебных частей речи, их словообразования и правописания | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание. Продуктивный | Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства | |||
23 | Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи. Цель: самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность по разрешению трудных вопросов правописания окончаний и суффиксов разных частей речи | Проблемные задания | Групповая | Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов правописания окончаний и суффиксов разных частей речи. (Я), (К) Исследовательский | Уметь использовать КТ для систематизации и информации о трудных вопросах правописания окончаний и суффиксов разных частей речи. Исследовательский | Использование КТ для систематизации и информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности | Буланов, В. К. Трудные вопросы морфоло- гии. – М., 1989 | |
24 | Правописание не и ни с разными частями речи. Правописание наречий. Цель: обобщить знания об орфографических нормах и их группировке на основе принципов правописания | Практикум | Индивидуальная, групповая | Знать орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания. Уметь применять знания на практике. (Я) Продуктивный | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах | |||
25 | Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написание. | |||||||
26 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Цель: выявить уровень владения орфографическими пунктуационными, лексико-грамматическими навыками | Контроль | Фронтальная | Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я) Продуктивный | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | Сборник диктантов для 10–11 классов. – М., 1998 |
Речь, функциональные стили речи (3 часа) | ||||||||
27 -28 | Язык и речь. Текст, его строение. Типы речи. Цель: углубить понятие о тексте, его строении, типах речи: повествовании, описании, рассуждении; производить речеведческий анализ художественного и научно-популярного текстов | Проблемные задания | Групповая | Знать текст, его строение, типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки. Уметь производить речеведческий анализ художественного и научно-попу-лярного текстов. (Я), (К) Исследовательский | Уметь создавать тексты разных типов речи, редактировать написанное. Творческий | Свободная работа с текстами художественного и научно-популяр-ного стилей, понимание их специфики, владение навыками редактирования текста | ||
29 | Функциональные стили речи. Цель: углубить представление о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публи- художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах, стилевых особенностях | Проблемные задания | Групповая | Знать о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях. Уметь определять стиль текста, производя частичный речеведческий анализ. (Я), (К) Исследовательский | Свободная работа с текстами художественного и научно-популярного, понимание их специфики | |||
Научный стиль речи ( 5часов ) | ||||||||
30 - 31 | Лексика научного стиля, его признаки и разновидности. Цель: познакомиться с основными словарными пластами научного стиля, научиться разграничивать их, наблюдать за использованием научной, профессиональной лексики в произведениях художественной литературы, познакомиться со справочной литературой по научной лексике и нау- читься пользоваться ей | Проблемные задания | Групповая | Знать разновидности лексики научного стиля: нейтральная, общенаучная, специальная. Уметь разграничивать их, наблюдать за использованием научной, профессиональной лексики в произведениях художественной литературы, познакомиться со справочной литературой по научной лексике и научиться пользоваться ей. (Я), (К) Исследовательский | Уметь производить речеведческий анализ текстов научного стиля речи с точки зрения лексики. Исследовательский | Поиск нужной информации по заданной теме в справочной литературе, свободная работа с текстами научного и художественного стилей | Справочная литература по научному стилю речи | |
32 | Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Цель: исследовать морфологические и синтаксические особенности текстов научного стиля, участвовать в диалоге, дискуссии | Проблемные задания | Групповая | Уметь исследовать морфологические и синтаксические особенности текстов научного стиля, участвовать в диалоге, дискуссии. (Я), (К) Исследовательский | Владение такими видами публичных выступление, как диалог, дискуссия, следование этическим нормам и правилам их ведения | |||
33-34 | Изложение с элементами комплексного анализа текста. Цель: совершенствовать навыки подробного изложения текста с высказыванием суждений по теме и элементами комплексного анализа | Проблемные задания, работа с книгой | Индивидуальная | Уметь подробно излагать текст, высказывать суждение по теме и производить комплексный анализ текста. Творческий | Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. Творческий | Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста | Рыбченкова, Л. М. Тексты для изложений. – М., 1999 (с. 140–142) | |
35 | Резерв |
Учебно-методическое обеспечение программы
Учебники:
Для учителя
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. .: Просвещение, 2009.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». М.: Просвещение,2007.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник практикум для страших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. М.: Вербум - М, 2009.
- Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. М.: ВАКО, 2010.
- Львова С.И. сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11классы. М.: Мнемозина,2003
Для учащихся
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. .: Просвещение, 2009.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: учебник практикум для старших классов. М.: Вербум-М, 2009.
- Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы. М.: Просвещение, 2009.
- Багге М.Б. ЕГЭ. Русский язык: Контрольные измерительные материалы. М.: Просвещение, 2009.
- Балыхина Т.М., Кузнецова М.В. Тесты по русскому языку. Пунктуация . М.: Издат-Школа, 2008.
- Баронова М.М. Полный справочник по подготовке к ЕГЭ. М.: Астрель, 2008.
- Бисерова А.Ю., Соколова Н.В. ЕГЭ -2010. Русский язык. М.: АСТ: Астрель, 2009.
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь. 10-11 классы. М.:ТЦ « Сфера», 2009.
- Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Грамматика. Речь. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2009.
- Цыбулько И.П.ЕГЭ-2010. Русский язык: Тренировочные задания. М.: Просвещение. Эксмо, 2009.
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
по русскому языку за курс 10 класса
По окончании школы обучающиеся должны:
- иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
- владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
- уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном — в устной и письменной форме;
- выявлять подтекст;
- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
- производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический анализ художественного текста;
- уметь составлять планы, тезисы, конспекты художественного, публицистического, научно-популярного текстов, устного сообщения, делать необходимые выписки;
- пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
- пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
- уметь писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
- уметь писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
- уметь составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
- уметь участвовать в диспуте, дискуссии;
- иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языками.
Учебно – методические пособия:
- Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 г.
- Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко
Дополнительная литература:
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Базовый уровень.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 год.
- Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
- Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.
- Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
- М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2008г.
- Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006г.
- И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.
- Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2010. Ростов-на Дону: «Легион», 2009г.
- Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: «Экзамен», 2010г.
- Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2009г.
- С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана Граф,2007г.
- Н.В.Егорова. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку.6 класс.(индивидуальное обучение)
Программа для ученика 6 класса, обучающегося на домашнем обучении....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-248750-1389463492.jpg)
Рабочая программа по немецкому языку 7 класс ( заочное обучение)
Рабочая программа рассчитана на 36 часов. В учебном плане МБОУ ВСОШ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-417515-1394511272.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 10 (заочного) класса
Рабочая программа по русскому языку для 10 (заочного) класса....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-417515-1394511272.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 11 (заочного) класса
Рабочая программа по русскому языку для 11 (заочного) класса....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-417515-1394511272.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 12 (заочного) класса
Рабочая программа по русскому языку для 12 (заочного) класса...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/02/picture-443884-1399018695.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 9 класс ( индивидуальное обучение) -3 часа в неделю
Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы по русскому языку, рекомендованной письмом МИНОБР РФ от 7.07.2005 №03-1263» и авторской «Программы общеобразователь...
Рабочая программа по русскому языку в 10 заочном классе
В помощь учителям центров образования...