Работа над орфографией
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Использовать как рекомендации при работе над ошибками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabotaem_nad_orfografiey.doc62.97 КБ

Предварительный просмотр:

Работаем над орфографией.

(Выступление на МО учителей русского языка МБОУ СОШ №5)

Уважаемые коллеги, я считаю, что в центре внимания работы над орфографией должно быть овладение школьниками умений выбора орфограмм в морфемах. Поэтому большое место уделяю формированию умения «видеть» структуру слова, определять значение морфем, в первую очередь корня. В уроки стараюсь включать не только упрощённый материал, а такой, который обогащает речь школьников, развивает у них способность мыслить, сравнивать, сопоставлять, устанавливать взаимосвязи языковых явлений. Например:

  • работа с корнями -свещ-, -свят-, -влек-/-влеч-, -слад-/слажд-, -един- - подбор однокоренных слов,
  • работа с суффиксами -ость, -чив-/-лив-, -оват-/-еват-, -тель - подбор слов, содержащих эту морфему, объяснение значения морфемы.

Способы отработки навыка правописания той или иной морфемы могут быть различными:

  • орфографические и словарные диктанты;
  • тренировочные упражнения;
  • задания, связанные с анализом структуры слова;
  • этимологический анализ "трудных слов".
  • работа с перфокартами. Я их использую два вида: комплексные (разноуровневые) и перфокарты, рассчитанные на отработку одной орфограммы (в них можно включить до 27 слов на одну и ту же орфограмму или группу орфограмм).

Я считаю также непростой задачей обучение ребят правописанию слов с непроверяемыми орфограммами. Остановлюсь на этом подробнее.

На уроках русского языка отсутствует система работы со словарными словами, проводится она, как правило, нерегулярно. Каждый учитель-словесник для себя создает свою систему, чтобы ученики усвоили правописание непроверяемых слов.

Предлагаю познакомиться с системой упражнений, развивающих память на «трудные» слова. Известно, что память бывает разная - зрительная, слуховая, рукодвигательная. На уроках русского языка нашим ученикам нужны разные виды памяти. Чтобы память по-настоящему помогала, её нужно развивать. Ведь хорошая память результат собственных усилий человека.

В течении учебного года ученики постоянно пишут словарные диктанты, выполняя домашние задания, они также задумываются над правильным написанием непроверяемых слов, словарные слова включены в экзаменационные задания. Ученикам нужно не только запомнить написание непроверяемых слов, но также знать их произношение, поставить правильно ударение. Без тренировок не обойтись.

К уроку я готовлю заранее 10 слов. На эту работу я отвожу 3-5 минут в начале урока.

Тренировка зрительной памяти.

  1. «Дети, положите ручки на тетради и постарайтесь запомнить как можно больше слов, которые я вам сейчас покажу».
  2. Показываю классу карточки со словами (1-2 минуты).
  1. «Ребята, сейчас в любом порядке запишите как можно больше запомнившихся слов»
  2. «Поднимите руку те, кто запомнил и записал все 10 слов? 9 слов?..» Ученик, показавший наилучший результат, читает вслух чётко по слогам свои слова (иногда пишет на доске).
  3. Проверяю, ставлю оценку в журнал.

Если «блестящего» результата нет ни у кого, а самый ученик лучший написал всего 5-7 слов, то оценка «5» не ставится.

Варианты упражнений могут быть различными. Тренировка слуховой памяти.

Порядок действий такой же, как при тренировке зрительной памяти, но карточки не показываю, а четко по слогам проговариваю вслух 10 новых слов.

В это упражнение можно включать слова, в которых написание не совпадает с произношением (скучно, чтобы и т.д.), или слова, в которых ученики часто ошибаются в ударении (щавель, договор, каталог и т.д.). Тут же могу попросить расставить ударение.

Детям очень нравится этот вид работы.

Иногда после этих упражнений могу спросить, что обозначает то или иное слово, какое слово самое трудное, какое слово по-особому звучит. Таким образом, обогащается и словарный запас учащихся.

Иногда ребята не могут объяснить значение слов, тогда обращаемся к толковому словарю или выясняем происхождение слова.

Сделать работу со словом интересной и увлекательной помогает этимология. Ведь движущей силой познания является удивление, а элемент открытия и новизны присутствует в работе над этимологией слова. Ребята удивились - значит, запомнили слово. Именно в этимологии мы чаще всего можем найти ответ на вопрос о правописании слова.

О.Н. Лёвушкина в статье «Виды словарных диктантов с опорой на этимологический анализ "трудных слов"» («Русский язык в школе» № 2/1999) приводит примеры словарных диктантов.

• «Узнай слово по толкованию его лексического значения». Данный диктант вносит элемент занимательности, помогает учащимся закрепить в памяти не только орфограммы, но и лексическое значение слова, что пригодится при выполнении заданий в ЕГЭ.

Б ссейн

 открытый или в закрытом помещении искусственный водоем, специально сооруженный для плавания, купания, для декоративных целей

Г_рлянда

                      сплетенные в виде цепи цветы и зелень, а также орнамент такой формы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающая работа по орфографии в старших классах

АННОТАЦИЯКак научить учащихся грамотно писать, знать и умело применять орфографические правила? Эти вопросы постоянно возникают у многих учителей. Автор данной работы, опираясь на материалы различных ...

Проверочные работы по орфографии для 9 - 11 классов

Проверочные работы по основным разделам орфографии предназначены для контроля знаний учащихся 9 -11 классов в процессе повторения при подготовке к ГИА....

Самостоятельная работа по орфографии в 11 классе.

Самостоятельная работа выполнена в виде теста, аналогичного заданиям части А по орфографии на ЕГЭ....

Тестовая работа по орфографии в 11 классе. (Подготовка к ЕГЭ)

Тест по орфографии помогает выпускникам отработать задания ЕГЭ А13 - А17...

Работа по орфографии и пунктуации. Обобщение опыта учителя русского языка и литературы.

Как научить учащихся грамотно писать, знать и умело применять орфографические правила? Эти вопросы постоянно возникают у учителя. Вопрос об орфографии и пунктуации в школьном курсе по – прежнему остае...

Система работы над орфографией. Из опыта работы

Работа по повышению орфографической зоркости у учащихся 5-9 классов...

Работа по орфографии и пунктуации (из опыта работы)

В данной работе находится большое колличество разнообразных материалов (упражнений) по различным темам при обучении, грамотному письму....