Система работы над орфографией. Из опыта работы
учебно-методический материал (русский язык) на тему

Корепанова Таисия Николаевна

Работа по повышению орфографической зоркости у учащихся 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_nad_orfografiey._iz_opyta_raboty.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы над орфографией.

Научить ребят писать грамотно – трудная задача. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но на практике допускают множество ошибок даже на хорошо изученное правило.

К сожалению, в начальной школе учителя по-разному работают над формированием орфографической зоркости, поэтому у пятиклассников разный уровень подготовки. А в связи с падением интереса у ребят к чтению падает и грамотность учащихся. На практике часто встречаешься с тем, что интерес к русскому языку как к учебному предмету у них либо снижен, либо отсутствует вовсе. Нередко ученики и их родители не верят в возможность повышения грамотности. Работу в 5 классе начинаю с того, чтобы вера эта появилась, потому что без сотрудничества с учеником и его родителями о хороших результатах говорить не приходится. Необходимо пробудить интерес и веру в свои силы в каждом ученике.

Я считаю, что в центре внимания работы над орфографией должно быть  овладение школьниками умений выбора орфограмм в морфемах. Поэтому большое место уделяю формированию умения «видеть» структуру слова, определять значение морфем, в первую очередь корня. В уроки стараюсь включать не только упрощённый материал, а такой, который обогащает речь школьников, развивает у них способность мыслить, сравнивать, сопоставлять, устанавливать взаимосвязи языковых явлений. Например:

- работа с корнями –свещ-, -свят-, -влек-/-влеч-, -слад-/слажд-, -един- - подбор однокоренных слов,

- работа с суффиксами –ость, -чив-/-лив-, -оват-/-еват-, -тель – подбор слов, содержащих эту морфему,  объяснение значения морфемы.

Способы отработки навыка правописания той или иной морфемы могут быть различными:

- орфографические и словарные диктанты;

- тренировочные упражнения;

- задания, связанные с анализом структуры слова;

- этимологический анализ “трудных слов”.

- работа с перфокартами. Я их использую два вида: комплексные (разноуровневые) и перфокарты, рассчитанные на отработку одной орфограммы (в них можно включить до 27 слов на одну и ту же орфограмму или группу орфограмм). Перфокарты изготавливаю самостоятельно: беру обложки от ненужных тетрадей, разрезаю на две части, каждую складываю пополам вдоль листа, на одной половине прорезаю 27 дырочек (7 рядов, по 3 в ряду). Тетрадные листы тоже потом режутся пополам и вкладываются в перфокарту. Эта работа очень полезна при отработке какой-то одной орфограммы, например, пре- и при- или Н и НН в причастиях и прилагательных.

Президент

привидение

преодолеть

пресмешной

привыкнуть

препятствие

превратить

преклоняться

придумать

приехал

преобразовать

принести

придать вид

   

Я считаю также непростой задачей обучение ребят правописанию  слов с непроверяемыми орфограммами. Остановлюсь на этом подробнее.

        На уроках русского языка отсутствует система работы со словарными словами, проводится она, как правило, нерегулярно. Каждый учитель-словесник для себя создает свою систему, чтобы ученики усвоили правописание непроверяемых слов.

         Предлагаю познакомиться с  системой упражнений, развивающих память на «трудные» слова.         Известно, что память бывает разная – зрительная, слуховая, рукодвигательная. На уроках русского языка нашим ученикам нужны разные виды памяти. Чтобы память по-настоящему помогала, её нужно развивать. Ведь хорошая память результат собственных усилий человека.

         В течение учебного года ученики постоянно пишут словарные диктанты, выполняя домашние задания, они также задумываются над правильным написанием непроверяемых слов, словарные слова включены в экзаменационные задания. Ученикам нужно не только запомнить написание непроверяемых слов, но также знать их произношение, поставить правильно ударение. Без тренировок не обойтись.

        К уроку я готовлю заранее 10 слов. На эту работу я отвожу 3-5 минут в  начале урока.

                Тренировка зрительной памяти.

  1. «Дети, положите ручки на тетради и постарайтесь запомнить как можно больше слов, которые я вам сейчас покажу».
  2. Показываю классу карточки со словами (1-2 минуты).
  3. «Ребята, сейчас в любом порядке запишите как можно больше запомнившихся слов»
  4. «Поднимите руку те, кто запомнил и записал все 10 слов? 9 слов?..» Ученик, показавший наилучший результат, читает вслух чётко по слогам свои слова (иногда пишет на доске).
  5. Проверяю, ставлю оценку в журнал.

Если «блестящего» результата нет ни у кого, а самый ученик лучший написал всего 5-7 слов, то оценка «5» не ставится. Когда большинство ребят в классе запоминает все 10 слов, то количество слов увеличиваю.

Варианты упражнений могут быть различными.

Как закрепить полученные знания?

После того как написали все словарные слова (иногда с помощью учителя), проговорили, на следующий день либо собираю тетради, либо не разрешаю открывать, прошу записать все слова из диктанта, какие вспомнят – несколько оценок выставляю в журнал.

Иногда применяю такой вид работы для лучшего запоминания: прошу составить текст с этими словарными словами, ограничений для фантазии нет, но требование одно есть: текст должен быть связным (заметила: чем смешнее текст получается у детей, тем легче потом им вспомнить слова)

Иногда сама подбираю  или составляю текст со словарными словами, читаю или вывожу на интерактивную доску, обращаю внимание на словарные слова, по памяти дети их пишут. На следующий день прошу записать слова и попытаться вспомнить текст, 1-2 человека проговаривают.

                Тренировка слуховой памяти.

        Порядок действий такой же, как при тренировке зрительной памяти, но карточки не показываю, а четко по слогам проговариваю вслух 10 новых слов.

        В это упражнение можно включать слова, в которых написание не совпадает с произношением (скучно, чтобы и т.д.), или слова, в которых ученики часто ошибаются в ударении (щавель, договор, каталог и т.д.). Тут же могу попросить расставить ударение.

        Детям очень нравится этот вид работы.

        После этих упражнений могу спросить, что обозначает то или иное слово, какое слово самое трудное, какое слово по-особому звучит. Таким образом, обогащается и словарный запас учащихся.

Иногда ребята не могут объяснить значение слов, тогда обращаемся к толковому словарю или выясняем происхождение слова.

Сделать работу со словом интересной и увлекательной помогает этимология. Ведь движущей силой познания является удивление, а элемент открытия и новизны присутствует в работе над этимологией слова. Ребята удивились – значит, запомнили слово. Именно в этимологии мы чаще всего можем найти ответ на вопрос о правописании слова.

О.Н. Лёвушкина в статье «Виды словарных диктантов с опорой на этимологический анализ “трудных слов”» («Русский язык в школе» № 2/1999) приводит примеры словарных диктантов.

• «Узнай слово по толкованию его лексического значения». Данный диктант вносит элемент занимательности, помогает учащимся закрепить в памяти не только орфограммы, но и лексическое значение слова, что пригодится при выполнении заданий в ЕГЭ.

1.Б_ссейн

открытый или в закрытом помещении искусственный водоем, специально сооруженный для плавания, купания, для декоративных целей

2.Г_рлянда

сплетенные в виде цепи цветы и зелень, а также орнамент такой формы

3.Акв_ланг

устройство для дыхания человека под водой при погружении на сравнительно небольшую глубину

4.Аквар_ум

искусственный водоем или стеклянный ящик с водой для содержания рыб, водных животных или растений

5.Акв_рель

1) клеевые краски, разводимые в воде;

2) картина, написанная такими красками

6.Г_л_рея

1) узкое крытое помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон вдоль здания;

2) верхний ярус театра;

3) длинный подземный ход в военных сооружениях, при горных работах

7.Г_мнаст_ка

совокупность упражнений для физического развития организма

1.Агр..сия

Незаконное с точки зрения международного права применение вооружённой силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства

2.А..л..матизация

Приспособление организма к новой среде, новому климату

3.Б..р..када

Заграждение из подручных материалов, служащее защитой во время уличных боёв.

4.Бижут..рия

Украшения, имитирующие ювелирные изделия.

5.Г..люцинация

Обман чувств, ложное восприятие вследствие психического расстройства (зрительная, слуховая…)

6.Г..г..еничный

Удовлетворяющий требованиям гигиены.

7.К..лея

1)канавка, углубление от колёс на дороге;

2) железнодорожный путь из двух параллельных рельсов;

3) привычный ход дел, жизни (войти в свою …)

8.Кульм..нация

1)прохождение светила через небесный меридиан (спец.);

2) точка наивысшего напряжения, подъёма, развития чего-нибудь (книжн.)

9.Рем..н..сценция

1)смутное воспоминание;

2) отголосок, отражение влияния чьего-нибудь творчества в художественном произведении.

Слова записываются в определённом порядке (можно нумеровать), если какое-то слово не вспомнили, то записываем вместе с определением.

Большой проблемой в школьных сочинениях являются грамматические ошибки и  7 задание ЕГЭ нацелено на умение работать с этим видом ошибок. Что можно сделать? Купили тетради на 12 листов на каждого ученика, расчертили страницы вертикально пополам, после каждой письменной работы (сочинения по русскому языку, по литературе, письменного ответа на вопрос) даю задание выписать свои грамматические ошибки в первую графу, во второй написать исправленный правильный вариант и дать пояснение виду ошибки (как в 7 задании). Сначала детям трудно, неоценимую помощь тут оказывают консультанты – более умные, лучше знающие русский язык дети этого же класса, учитель тоже работает консультантом. Предложения, исправленные с помощью консультантов, помечаются. После проведённой работы тетради проверяются, несколько оценок выставляется в журнал.

Как проверить результаты запоминания трудных слов?

Об одном из способов говорилось выше.

  1. Словарные диктанты.
  2. Орфографические диктанты.
  3. Конкурс «Придумай слово» (по рядам на заданную тему)
  4. Конкурс «Удержи мелок».

От каждого ряда идет один ученик и под диктовку учителя записывает слова. Допустивший ошибку садится на место, его заменяет сосед по ряду. Выигрывает тот ряд, который продержался у доски дольше всех или допустил меньше ошибок.

        Эта работа подстегивает и учителя: приходится совершенствовать свою устную речь, постоянно обращаться к словарям и справочникам, прислушиваться к речи дикторов телевидения, они владеют нормами правильного произношения иноязычных слов, имен собственных, географических названий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок общественных дисциплин в системе личностно-ориентированного обучения. (из опыта работы)

Содержание. Актуальность личностно-ориентированного подхода в обучении.История  становления «личностной компоненты» образования   в отечественной педагогике.3.Особенности лич...

Система работы по обобщению педагогического опыта

Как обобщить и систематизировать накопленный материал и правильно описатьсвой педагогический опыт? Данный материал поможет педагогам в этом....

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. (Из опыта работы Баюновой В.И.)

Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса....

Система подготовки к ЕГЭ (из опыта работы)

Информация из опыта работы о сложившейся системе подготовки обучающихся 10 - 11 классов к единому государственному экзамену по математике в сельской малокомплектной школе. Презентация - сопровождение ...

Воспитательная система "Школа социального успеха" (из опыта работы)

В данном материале описана воспитатетельная система, реализованная в школе в рамках инновационной работы....

Система подготовки к ЕГЭ (из опыта работы)

В математики нет царских путей. Чтобы взобраться по ней к вершинам знаний, нужно пройти каждую ступеньку, от первой до последней. Прежде чем достичь вершины,  нам  вместе с учениками нужно п...

Экологическое воспитание учащихся в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы) Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777

Экологическое воспитание учащихся  в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы)Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777...