Система подготовки к ЕГЭ (из опыта работы)
статья (10, 11 класс) на тему

Мохова Валентина Ивановна

Информация из опыта работы о сложившейся системе подготовки обучающихся 10 - 11 классов к единому государственному экзамену по математике в сельской малокомплектной школе. Презентация - сопровождение к материалу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ МО Плавский район «Сорочинская СОШ»

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

(из опыта работы)

                                                                    Подготовила

                                                                    учитель математики

                                                                    Мохова Валентина Ивановна

Сорочинка  2015 г.

    Изменения, происходящие в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных  условиях в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной  самостоятельности обучающихся. Единый государственный экзамен вызывает повышенное беспокойство выпускников, родителей, учителей. Новизна  технологии: проведение экзамена вне родной школы, наличие бланков, компьютерная  обработка ответов, проверка заданий второй части специальной комиссией, ежегодные  изменения в содержании контрольных измерительных материалах и, следовательно, подходах к системе подготовки  - все это вызывает беспокойство всех участников процесса.

    Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к ЕГЭ, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но так же хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы,  процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят. Конечно, контрольные измерительные материалы ЕГЭ как базового, так и профильного уровня  составлены в пределах школьной программы, но все они рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении.

    Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы, а для выпускника обычной общеобразовательной  сельской школы испытание особенное. Профильное обучение в старших классах давно стало требованием времени,  но выпускник сельской общеобразовательной школы не имеет этой возможности. Многие мечтают  получить высшее образование, но им труднее пройти очные курсы по  подготовке к ЕГЭ, организованные на базе  вузов областного центра. А вопрос репетиторства на селе, при наличии 1-2 учителей математики своей же школы, отпадает сам по себе. Учителю приходится готовить всех: и тех, кто сдаёт экзамен на базовом уровне и тех, кто сдаёт его на профильном.  Есть и свои плюсы. Школа наша малокомплектная, средняя наполняемость классов примерно 3 человека, то есть обучение почти индивидуальное.  С другой стороны большинство учеников имеют социальную,  следовательно, и педагогическую  запущенность. Заинтересованность родителей в успешности таких детей отсутствует. Из-за этого активность обучающихся в обучении низкая   Существенная особенность ЕГЭ по математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов и  основная его цель – независимая экспертиза качества знаний и совмещение выпускного и вступительного экзаменов. В связи с этим на учителе лежит огромная ответственность за результат.  

    Исходя из выше перечисленного, я, как и каждый учитель, работавший когда-нибудь в старших классах,   старалась  разработать свою систему  подготовки  к ЕГЭ по математике, направленную на повышение качества знаний учащихся, развитие их способностей.

   Первое, что пришлось сделать вначале и приходится делать каждый раз, когда начинаешь подготовку с очередным классом  – это  изучить  материал, посвящённый ЕГЭ, опубликованный в журнале «Математика в школе», на сайтах (http://www.fipi.ru; http://www.ege.edu.ru) и др., «прорешать» прототипы заданий (ежегодно прототипы новых заданий) из открытого банка заданий по математике: http://mathege.ru/, ознакомиться с информационно-аналитическими справками по результатам ЕГЭ.

   Второе – приобрести  готовые печатные и электронные пособия,  сборники с материалами ЕГЭ, которые рекомендованы ФИПИ и наиболее подходят для подготовки в текущем году, чтобы рекомендовать их обучающимся, выбрать адреса для онлайн-тестирования в интернете,  собрать учебный материал (по типу ЕГЭ) для тренингов: тесты по основным темам курса; тренировочные тесты; итоговые тесты; тесты экзаменов прошлых лет; тесты пробных экзаменов.

   Третье – пройти предлагаемые курсы по вопросу подготовки к ЕГЭ, участвовать в обсуждениях с коллегами, чтобы использовать их  опыт, в районных семинарах, познакомиться  с нормативными документами по проведению ЕГЭ.

    Четвёртое – продолжать регулярно  повышать свой уровень профессиональной грамотности  через самообразование.

  ЕГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста - высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог.

      Начиная подготовку, и в процессе подготовки  всем учащимся рассказываю,  как лучше организовать своё  рабочее место для подготовки к  экзаменам, составить план занятий, разработать индивидуальный режим дня, с чего начать  занятие, как учитывать особенности запоминания, использовать методы релаксации и активизации, приемы снижения экзаменационной тревожности, как организовать день перед экзаменом,  настроить свои мысли на успех, как вести себя на экзамене, использовать полезные ссылки на  Интернет-ресурсы по подготовке к ЕГЭ.

    В своей  работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ:

   Первый принцип - тематический.

Разумно выстраивать подготовку, соблюдая правило – от простых типовых заданий до заданий части С. Опыт работы показал, что расположение однотипных задач группами особенно  полезно, поскольку дает возможность научиться логичным рассуждениям при решении задач  и освоить основные приемы их решения. Система различных типов задач, решаемых  с нарастающей  сложностью, развивает мышление  обучающихся.

   Второй принцип - логический.

Нужно учиться использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» и рассуждения для получения ответа наиболее  простым и понятным способом.

  Третий принцип - тренировочный.

Переход к комплексным тестам разумен, начиная со 2 полугодия, когда у школьника накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и  есть опыт в их применении на заданиях любой степени сложности.

   Четвертый принцип - индивидуальный.

Работа с каждым обучающимся по коррекции знаний, умению выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам к решению, выявление собственной подготовки по предмету, способности к самопроверке дает положительный результат.

   Пятый принцип - временной.

Все тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к тестированию нужно стараться проводить с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Это  тяжело школьникам на первых порах, но, привыкнув к этому, они затем чувствуют себя на  ЕГЭ намного спокойнее и собраннее.

   Шестой принцип - контролирующий.

Постоянный контроль, анализ результатов, коррекция деятельности обучающихся - залог успешной сдачи ЕГЭ. Все работы, тесты, конкретные задания обучающихся желательно проверять и в течение года прослеживать динамику каждого.  В  условиях малокомплектной школы это возможно,

   При подготовке обучающихся к ЕГЭ можно выделить следующие направления деятельности:

1. Организация вводного, текущего и итогового повторения.

2. Диагностика и анализ качества знаний обучающихся:

- входное диагностирование учащихся 11 класса за курс 10 класса,

- тематическое тестирование по основным разделам курса,

- контрольные зачеты по алгебре и началам анализа в конце 11 класса,

- пробные ЕГЭ.

3. Организация самостоятельной работы обучающихся (индивидуальные консультации, рекомендации, ссылки на различные сайты, онлайн-тесты и др).

4. Психологическая подготовка.

    При подготовке к ЕГЭ обучающиеся (особенно «слабые») сталкиваются с некоторыми надуманными трудностями, с которыми надо помочь им справиться:

1. В учебниках используются стандартные формулировки. Слабых обучающихся «непохожие на стандартные» формулировки заданий ставят в  тупик, хотя после пояснений они легко с ними справляются.

2. Содержание заданий одного варианта охватывает различные разделы и темы школьного курса математики. Ученику надо уметь быстро «переключаться», находя в памяти нужные знания, он теряется и путается.    Эта трудность преодолевается в результате многочисленных тренировок.

3.  Программа по математике в  11 классе насыщена новым достаточно сложным для среднего ученика  материалом.  Изучают его до середины второго полугодия,  значит,  подготовка к ЕГЭ в большом объёме идёт  во внеурочное время, что ведёт к перегрузке обучающихся.

    Каждому обучающемуся надо пересмотреть свой привычный режим дня, чтобы более эффективно сочетать занятия и отдых.

   Все эти трудности необходимо преодолевать в процессе подготовки к единому государственному экзамену.

   Подготовка обучающихся к ЕГЭ – это многосторонний процесс, включающий в себя много тонкостей, хитростей, требующий иногда нестандартных подходов, в зависимости от состава учеников. Одни – очень активны, быстро включаются в работу, сами в постоянном поиске нового и сложного. Таким нужны больше консультации. Другие пассивны, предпочитают, чтобы всё им преподнесли и показали, а они запомнят и «выдадут» на экзамене. Третьи обладают низким уровнем знаний и иногда не представляют, что им надо знать и уметь. С такими учениками труднее всего. Нужен индивидуальный дифференцированный подход, в результате которого все должны будут постараться получить свой результат, показать на экзамене всё на что  способны.

Остановлюсь на некоторых моментах подготовки к ЕГЭ.

  Во – первых, надо  научить работать с тестом. В 9 классе обучающиеся уже сдают экзамен в форме тестирования (ОГЭ). В результате у них складываются  некоторые навыки работы с тестами. Структура тестов за курс основного общего образования отличается от ЕГЭ, но опыт подготовки к тестированию очень полезен.

   Уже в 10 классе убеждаю учеников  в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время. Начинаю знакомить  с материалами  ЕГЭ, с особенностями и структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:

- обучаю строгому самоконтролю времени;

- учу определять трудность заданий;

- знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой.

Как учу определять трудность заданий? Сначала прошу учеников просмотреть тест от начала до конца и отметить карандашом те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и  выполнить их. Затем, отметить 2-3 задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными.

  Обязательно напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части. По результатам достижений сама определяю учеников, которых можно подготовить к выполнению более сложных заданий и работаю с ними строго индивидуально.

  Обучая правилам решения  тестов, нельзя забывать о формировании твердых базовых знаний по предмету. Работа с тестами –  это применение знаний, развитие умений использовать приёмы и методы решения заданий, тренировка интуиции, совершенствования вычислительных навыков. Те дети, у которых хорошие базовые знания, обязательно хорошо сдадут ЕГЭ. Это  подтверждает опыт подготовки к экзамену.

   Остановлюсь на тематической подготовке. Тематическую подготовку также  начинаю в 10 классе. Перед началом изучения каждой темы, я обязательно просматриваю задания, которые предлагают авторы учебника и литературу по подготовке к ЕГЭ, с той целью, чтобы дополнить набор упражнений учебника, заданиями, которые могут встретиться учащимся на экзамене по изучаемой теме. При организации тематической подготовки к экзамену я использую такую форму как долгосрочное домашнее задание. Учащимся предлагается набор заданий, которые они должны выполнить в промежуток изучения конкретной темы.  Долгосрочные домашние задания выполняются в специальных тетрадях, которые затем сдают на проверку. После проверки, рекомендую выполнить работу над ошибками. Тех учеников, которые выполнили правильно менее половины задач, приглашаю во внеурочное время на дополнительное занятие, после которого они работают над ошибками. Считаю, что эту форму работы необходимо использовать, так как для успешной сдачи ЕГЭ недостаточно хорошо работать на уроках и регулярно выполнять домашние задания, необходимо ещё дополнительная подготовка. Долгосрочными домашними работами, я некоторым образом «обязываю» учеников заниматься дополнительно.

   Важным моментом подготовки ученика к ЕГЭ является развитие скорости устных вычислений и преобразований, а также развитие навыков решения простейших задач «в уме».  Систематически, на каждом уроке, по каждой теме включаю набор устных заданий, часто непосредственно из материалов КИМов.

  Комплексную подготовку по всем темам я начинаю в 11 классе. Основная работа в данном направлении проводится во 2 полугодии. Это организация итогового повторения, которое выстраивается в соответствии с тематическим планированием.

   В течение двух лет обучения (10-11 классы) провожу тренировочные и диагностические тестовые работы: тематические и комплексные, базового и профильного уровней. Тесты выстраиваю по содержательным линиям курса математики, изучаемым   в конкретный  период. После проверки учащимся рекомендуется выполнить работу над ошибками. С теми, кто не справился с заданиями теста, организую дополнительные консультации, после которых они выполняют подобный тест.

 Отслеживая результаты  тренировочных тестов, я могу видеть динамику роста или ухудшения  у отдельных учеников, контролировать выполнение работы над ошибками, выявлять темы, которые на конкретном  этапе обучения плохо усвоены,  корректировать знания и умения через повторение, использовать для организации индивидуальной работы.

   Кропотливая совместная работа учителя и учеников способна повысить математическую грамотность школьников и дать возможность успешно сдать ЕГЭ.

   Одним из существенных моментов психолого-педагогического сопровождения выпускника является ознакомление родителей со способами правильного общения с ним, оказания ему психологической поддержки, создания в семье благоприятного  психологического климата.  На родительских собраниях надо дать  рекомендации по организации режима дня старшеклассников, поддержке и помощи детям в период до, во время и даже после экзаменов,  раздать  советы и рекомендации в виде листовки. Психологическая поддержка - это процесс, в  котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах  старшеклассника с целью укрепления его самооценки; помогает ему поверить в себя в свои   способности; поддерживает его при неудачах.

    Подготовка обучающихся к ЕГЭ -  это большой труд  учителя,  серьёзное испытание для  самого ученика.  Если вы хорошо знаете, объясняете, любите свой предмет и своих учеников, вы обязательно  сможете подготовить их к единому государственному экзамену. А каждый обучающийся должен помнить слова  известного швейцарского математика Джорджа Полиа: «Если вы хотите научиться плавать, то  смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ (из опыта работы) учитель математики Мохова Валентина Ивановна МБОУ МО Плавский район « Сорочинская СОШ»

Слайд 2

С ЧЕГО НАЧАТЬ? Первое ,– изучить материал, посвящённый ЕГЭ, прототипы заданий (ежегодно прототипы новых заданий) из открытого банка заданий по математике: http :// mathege . ru / , ознакомиться с информационно-аналитическими справками по результатам ЕГЭ. Второе – приобрести готовые печатные и электронные пособия, рекомендованные ФИПИ, собрать учебный материал (по типу ЕГЭ) для тренингов. Третье – пройти предлагаемые курсы по вопросу подготовки к ЕГЭ, участвовать в обсуждениях с коллегами, чтобы использовать их опыт, в семинарах по тематике ЕГЭ, познакомиться с нормативными документами по проведению ЕГЭ. Четвёртое – регулярно повышать свой уровень профессиональной грамотности через самообразование.

Слайд 3

принципы подготовки к ЕГЭ Т ематический – от простых типовых заданий до заданий части С . Л огический – применение различных « хитростей» и рассуждений для получения ответа наиболее простым и понятным способом . Т ренировочный – тематическое и комплексное тестирование. И ндивидуальный – р абота с каждым по коррекции знаний, умению выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам к решению, выявление собственной подготовки по предмету, способности к самопроверке . В ременной – тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени . К онтролирующий – п остоянный контроль, анализ результатов отслеживание динамики каждого .

Слайд 4

направления деятельности: Организация вводного, текущего и итогового повторения. Диагностика и анализ качества знаний обучающихся : - входное диагностирование учащихся 11 класса за курс 10 класса, - тематическое тестирование по основным разделам курса, - контрольные зачеты по алгебре и началам анализа в конце 11 класса, - пробные ЕГЭ. Организация самостоятельной работы обучающихся (рекомендации, ссылки на различные сайты, онлайн-тесты и др). Психологическая подготовка.

Слайд 5

основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся В учебниках используются стандартные формулировки. Слабых обучающихся «непохожие на стандартные» формулировки заданий ставят в тупик. Содержание заданий одного варианта охватывает различные разделы и темы школьного курса математики. Ученику надо уметь быстро «переключаться», находя в памяти нужные знания, он теряется и путается. П рограмма по математике насыщена новым достаточно сложным для среднего ученика материалом . подготовка к ЕГЭ в большом объеме идет во внеурочное время, что ведет к перегрузке обучающихся.

Слайд 6

подготовка к еГЭ надо готовить через систему дополнительных занятий (элективных курсов, индивидуальных консультаций), повышая интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.

Слайд 7

подготовка к еГЭ Обучение работе с тестом: - строгий самоконтроль времени; - определение трудности заданий; ознакомление с приёмом «прикидки» результата подстановкой . Тематическая подготовка. Система устных упражнений. Комплексная подготовка.

Слайд 8

Психологическая подготовка О знакомление родителей со способами правильного общения, оказания психологической поддержки, создания в семье благоприятного психологического климата . Р екомендации по организации режима дня, поддержке и помощи в период до, во время и даже после экзаменов.

Слайд 9

Рекомендации выпускнику Если вы хотите научиться плавать , то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. Швейцарский математик Джордж Полиа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок общественных дисциплин в системе личностно-ориентированного обучения. (из опыта работы)

Содержание. Актуальность личностно-ориентированного подхода в обучении.История  становления «личностной компоненты» образования   в отечественной педагогике.3.Особенности лич...

Воспитательная система "Школа социального успеха" (из опыта работы)

В данном материале описана воспитатетельная система, реализованная в школе в рамках инновационной работы....

Система подготовки к ЕГЭ (из опыта работы)

В математики нет царских путей. Чтобы взобраться по ней к вершинам знаний, нужно пройти каждую ступеньку, от первой до последней. Прежде чем достичь вершины,  нам  вместе с учениками нужно п...

Экологическое воспитание учащихся в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы) Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777

Экологическое воспитание учащихся  в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы)Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777...

Система поддержки одаренных детей. (Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 83 г. Санкт-Петербурга)

Мысль о том, что каждый ребенок одарен от природы, справедлива. Учитель должен найти возможность раскрыть таланты детей, помочь им развиваться в нужном направлении, используя при этом различные формы ...

Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)

В статье исследуется влияние курса "Художественное макетирование" на художественное образование учащихся....

Система оценивания образовательных достижений (из опыта работы Ивановой И.К.)

Система оценивания образовательных достижений (из опыта работы Ивановой И.К.)...