Советы при работе над частью С (ЕГЭ)
статья по русскому языку на тему

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПРИ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ

 ПРИ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ

1. ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ.

*** Внимательное прочтение  поможет вам понять основную мысль текста и позицию автора.

2. НАБРОСАЙТЕ АРГУМЕНТЫ « за » и « против » позиции автора.

*** Постарайтесь понять точку зрения автора.

*** Спросите себя, почему автор говорит это читателю? Так будет найдена первая мысль.

*** Как автор обосновывает свою позицию? Вы получите вторую мысль работы.

*** Иногда вы затрудняетесь в определении собственной точки зрения. Тогда напишите два

       абзаца с  противоположным мнением.

*** Не важно, в каком порядке вы запишете мысли, которые возникают в процессе прочтения

        текста.

*** Не теряйте времени, не пишите полные предложения. Это ваши пометки, которые напоминают,

        о чем следует писать

*** Если в ходе работы появляются новые мысли, не забудьте внести их в черновик. Не бойтесь

       добавлять новое!

*** Выберите главную мысль. Подчеркните ее.

*** Не спешите писать, пока не проработаете все мысли.

3. ПОДКРЕПИТЕ ваши пометки примерами. Фактами, сравнениями, цитатами, для того чтобы ваша позиция стала убедительней.

*** Всегда доказывайте ваши мысли. Подкрепите  прежде всего главную мысль.

*** Примеры и цитирование помогают быть убедительным, повышают оценку, но они должны быть

        уместными.

*** Чрезмерное цитирование не приветствуется.

4. РАСПРЕДЕЛИТЕ подобранные аргументы или контраргументы: о чем скажете в первую очередь, о чем во вторую и т.д.  это будет вашим учебным планом.

*** Ваши пометки - план работы.

*** Планирование – сложное занятие, но если вы спешите писать, не имея плана, то сочинение

       может получиться запутанным.

*** Планирование плавно подведет вас к выводу.

*** Вы можете изменять план в процессе написания.

5. РЕШИТЕ, какой ВИД ТЕКСТА вы изберете ( Эссе или традиционное сочинение – рассуждение)

6. ПРОДУМАЙТЕ ВСТУПЛЕНИЕ, оно может быть нестандартным, постепенно или сразу подводящим к теме ваших рассуждений.

7. Еще раз перечитайте те мысли, которые прозвучат в вашей работе, и ПОДУМАЙТЕ О КОНЦОВКЕ.

*** Вы можете еще раз повторить главную мысль.

*** Суммировать все сказанное

*** Закончить яркой цитатой. Оно поможет продемонстрировать \вашу начитанность и кругозор.

*** Согласиться или поспорить с точкой зрения автора.

*** Использовать открытый финал – закончить сочинении риторическим вопросом.

8. ПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ, не забывая об образности и красоте собственной речи.

9. СЛЕДИТЕ за точностью и правильностью речи, избегайте речевых повторов.

*** Соединяйте мысли вашей работы в единое целое. Не прыгайте с одной мысли на другую.

*** Используйте следующие слова:

        -к тому же

        - в то же время

        - тем не менее

        - хотя, даже

        - несмотря на то, что

        - вместо того

***  Используйте слова, представляющие разные точки зрения:

                - с одной стороны, с другой стороны

                -  в этом случае, в другом случае

                - это может означать

                - трудно не согласиться

*** Чтобы ваша позиция выглядела убедительней, пишите ( когда это возможно)  « мы »:

- мы все об этом слышали

- наше будущее зависит

- мы не можем оставаться равнодушными

- проблемы, с которыми мы сталкиваемся

- это влияет на всех нас

*** Если вы поддерживаете точку зрения автора, обращайтесь к речевым структурам:

- Трудно не согласиться с автором, в том, что…

- Автор прав, утверждая, что…

- Справедливо утверждение автора о том, что…

- Мне ( нам) близка мысль автора о том, что…

***Если вы оспариваете точку зрения автора текста, выберите следующие структуры:

- Позиция автора, на мой взгляд, противоречива…

- Главную мысль автора можно опровергнуть, если вспомнить, что…

*** Используйте вопросы для обозначения мысли, например:

- Неужели это применимо для нашего общества?

10. СЛЕДИТЕ ЗА ВРЕМЕНЕМ

*** Убедитесь, что у вас есть часы, и периодически сверяйте время.

*** Не обращайте внимания на то, как сдают экзамен другие, работайте в своем режиме.

СОЧИНЕНИЕ -  РАССУЖДЕНИЕ

1.  С чего можно начать сочинение? Предметом обсуждения в сочинении-рассуждении является проблема, заявленная в тексте. Учащийся должен ее выявить. Следовательно, во введении необходимо назвать проблему, сформулировав ее в виде тезиса.

Проблема может быть сформулирована следующим образом:

      1)     В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве:

***  В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения

         людей в обществе.                 

                        или

*** Проблема воспитания является актуальной в наше время.

                        Или

*** Уважительное отношение к людям – проблема, без сомнения,  актуальна в наши дни.

2)  В  форме предложения констатирующего характера, содержащего сообщение об актуальной проблеме:

***  Автор поднимает актуальную проблему, связанную с поведением человека в обществе.

3) С использованием стилистических фигур:

*** Хорошее воспитание. Хорошие манеры. Что стоит за этим понятием?

*** Нужно ли воспитывать в людях терпимость, внимательность, уважение?

*** Человек и общество, долг и обязанность, нравственность и гуманизм – вечные темы

       классической литературы…

*** Какая из тем социальной жизни наиболее актуальна в наши дни? Пожалуй, тема

       человеческих взаимоотношений.

*** Всегда ли мы положительно относимся друг к другу? Умеем ли мы быть внимательными и

       терпимыми? Эти вопросы задают себе многие.

*** Д.С. Лихачев – крупнейший ученый-филолог и выдающийся просветитель наших дней.

       Большое место в его творческом пути занимают труды, связанные с гуманистическим

         воспитанием подрастающего поколения.

*** Каждый человек хочет, чтобы его ценили, любили, уважали. Но чтобы  добиться такого

       отношения, нужно самому уметь быть …

*** Большое впечатление произвели на меня высказывания  Д.С.Лихачева, посвященное

       проблеме бережного отношения ко всему, что нас окружает.

2. Далее следует прокомментировать проблему, поставленную автором текста.

*** Он( автор)  рассматривает проблему как…

*** Автор считает, что…

*** Автор отмечает, что…

*** Автор трактует ее следующим образом…

3. Затем следует сформулировать собственное мнение, согласившись или не согласившись с позицией автора. Аргументируя собственную позицию, необходимо привести не менее 2-3 доказательств, опираясь на жизненный или читательский опыт, и выстроить их в логической последовательности. В качестве аргументов могут быть приведены примеры из художественной литературы, жизненного опыта, суждений великих людей и т .д. при этом аргументы должны быть краткими, точными, вескими.

*** Трудно не согласиться с автором… Во – первых,…; во-вторых;

*** Я разделяю точку зрения автора, позиция которого ясна и  убедительна, потому что…

*** Представим, что автор не прав…

*** Разве  можно не согласиться с автором текста. Конечно, нет. Он прав.

4. Вывод  необходимо связать с тезисом, выдвинутым в начале сочинения, основной мыслью, т.е. подвести итог всему сказанному.

*** Таким образом, взаимоотношения людей   - это сложный механизм…

*** Можно много говорить о…, но так и не найти единственно правильной точки зрения.

*** В заключении хочется отметить, что понятие … сложное и многогранное, поэтому нельзя

       говорить однозначно…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы по написанию сочинения часть С2 -2013

По темам сборника И. П. Цыбулько...

Советы при сдаче письменной части международного экзамена

Мною  разработаны и представлены несколько кратких советов в формате, который благосклонно подходит потребностям студентов основа родного языка которых - Славянский.  Фокус находится в обесп...

Практические советы для работы с родителями

Практические советы для работы с родителями...

Материалы педагогического совета "Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися"

Цель: разработать эффективный алгоритм работы педагогического коллектива школы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися.Задачи:Выявить возможные причины низкой неуспеваемости обучающихся;Выраб...