Технологическая карта
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Шишкина Валентина Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

1.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Шишкина Валентина    Александровна

МОУ «СОШ п. Возрождение» Хвалынского района  Саратовской области  

Русский язык

Класс 5  

Урок открытия нового знания

Тема урока: "Буквы з и с на конце приставок"

Цели урока:

обучающая: выработать умение правильно выбирать букву на конце приставки, оканчивающейся на з или с

отрабатывать навык определения согласных по звонкости - глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставками на- з и- с от слов с приставками единообразного написания и слов, где з  является частью корня;

развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;

развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память;

воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;

содержательная : расширение понятийной   базы  за счет включения в нее новых элементов.

  Планируемые результаты: 

  Личностные: формировать интерес к учению.

  Метапредметные:

  Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать       новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

  Регулятивные  УУД:  уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

   Предметные: уметь  выбирать букву на конце приставки, оканчивающейся на- з или с, научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.   

                 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

  1. этап урока - этап мотивации.

1. Мотивация.

Сегодня мы будем проблему решать,

Знания новые

открывать.

Научимся смело их применять,

Задания сможем легко выполнять.

-Желаю успехов  в открытии новых знаний.

1.2. Знакомство с темой урока,  вовлечение учащихся в  постановку цели на уроке .

1.3.Составление плана работы на уроке.

 

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

составление предложений:

Мы  сегодня повторим…

На уроке мы узнаем…

Мы поймем, почему…

Для того чтобы понять, нам нужно вспомнить..

Постановка цели

Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

Целеполагание  на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Умение самостоятельно формулировать цель, умение проговаривать последовательность действий на уроке

2 этап урока - актуализация знаний и пробное учебное действие

2.1.. Словарно-орфографическая работа.

Грамота (сущ.), грамотный (прил.), грамотность (сущ.), грамотно (наречие), безграмотный (прил.). (Слайд 1)

- Сопоставим написание слов: грамматика, грамота.

- Объясним лексическое значение слов .

Сравним свое объяснение с словарными статьями  "Толкового словаря" С.И.Ожегова).

2.2.Индивидуальная работа по карточкам

2.3. Проверка домашнего задания.

Кроссворд

Термины по теме «Морфемика». (Слайды 2)

2.4.Самопроверка по ключу (Слайд 3)

2.5. Словарный диктант:

Обход, представить, подшутить, надпилить, отбросить, спеть, сбить.

-Выделим в данных словах приставки.

-Какие фонетические процессы мы можем наблюдать в данных словах?

-Какое правило мы должны знать, чтобы не допустить ошибок при написании приставок в данных словах?

2.6.  Игра "Четвёртый - лишний". Буквы з, с предлагают нам игру. (Слайд 4)Работа в парах

1:.бросить, :бежать:дравствуй,:го-вориться.

2) :доровье, :десь, :дать, :дание.

-Какие цели мы с вами реализовали?

2.7.Осложненное списывание

 -Существует группа приставок:

Раз-рас-

Из-ис-

Без-бес-

Воз-вос-

Низ-нис-

Через-черес-(Слайд 5)

 Эти приставки пишутся то с буквой З на конце, то с буквой С  в зависимости от одного обстоятельства.         Попробуем догадаться!         Какие буквы нужно вставить в эти слова?

 Бе…цветный,  бе…водный,  

ра…бежаться,

ра…щедриться

Учащиеся записывают слова

 выбирают основания и критерии для сравнения, извлекают необходимую информацию из словаря

Три ученика выполняют самостоятельную работу по карточкам.

Три ученика- «ассистента» проверяют выполнение заданий, совместно с учителем оценивают работу

Учащиеся записывают слова в тетрадях, выделяют приставки, отвечают на вопросы.

Учащиеся наблюдают, делают выводы

Учащиеся пытаются самостоятельно выполнить
задание на применение нового знания, запланированного для
изучения на данном уроке; в ответах допускают ошибки

Умение анализировать и сравнивать

Умение осуществлять поиск информации

Умение строить  логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

Умение объяснять процессы, выявленные в ходе  наблюдения.

Построение логической цепи рассуждения

Построение логической цепи рассуждения.

Умение

отличать новое от уже известного.

Монологические ответы учащихся

Работа в парах

Монологические ответы учащихся

Инициативное сотрудничество учащихся.

Монологические ответы учащихся

Оформление своих мыслей в устной и письменной речи

Умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера.

Умение  строить монологичес-

кое высказывание.

Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Умение сотрудничать в совместном решении задачи.

Оформление своих мыслей в устной речи

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Выделение и осознание обучающимся того, что уже повторили

Умение  давать самооценку.

Умение оценивать по критериям

Умение контролировать промежуточныецели

3 этап урока - этап выявления места и причины затруднения

3.1.-Почему это задание вызвало затруднение?

-Я прошу вас разделиться на команды и найти решение сообща.

3.2.Для того, чтобы понять, какие буквы необходимо писать в приставках, я предлагаю вам послушать сказку:(Текст сказки имеется в каждой группе)

- В одном сказочном королевстве жили-были Лексика, Фонетика, Морфемика: Все они учились в школе. Однажды учительница Орфография задала Морфемике задачу, да такую трудную, что бедная Морфемика долго думала, но так и не могла решить, как помирить Приставки и Корни. Пришла к Морфемике в гости Фонетика:

- Здравствуй! Пойдём гулять!

- Некогда. Мне задачу надо решить.

- Расскажи! Может быть, я помогу.

- Вот, слушай:

Приставка ВОС- воскликнула:

- Я не дружу с корнями -дел-, -горд-, они очень шумные и голосистые.

Беспокоилась приставка БЕС-:

- Неужели я буду стоять рядом с -жал-, -рад- или -вод-?

Испугалась её подружка ИС-,

рассердилась РАС-

А РАЗ- развеселилась,

БЕЗ- беззаботно смеялась,

ИЗ- измерила у неё пульс.

- Я помогу тебе, Морфемика, решить задачу! - воскликнула Фонетика.- Дорогие Приставки, вот вам подарок - новое правило.

Приставкам понравилось правило Фонетики, и они помирились:

РАС- расстелила скатерть,

РАЗ- раздала всем конфеты,

ИЗ- извинилась за опоздание,

ИС- испекла пирог. Все были счастливы.

- А вы, ребята, догадались, какое правило подсказала Фонетика?

3.3.-Выпишем из текста слова с приставками, оканчивающими на з- и с-

-Распределим их в 2 столбика.

-Выделим в данных словах приставки и корни.

Учащиеся делают выводы

Учащиеся внимательно слушают сказку

Учащиеся выписывают слова в два столбика

1.воскликнула,

беспокоилась,

испугалась,

рассердилась,

расстелила,

испекла.

2.развеселилась,

беззаботно,

измерила,

раздала,

извинилась.

Построение логической цепи рассуждения

Умение проводить исследование

Формирование основ исследователь-

ской деятельности

Работа в группах

Умение эффективно сотрудничать

Владение диалогической речью

Выявление места и причины затруднения

Фиксирование, какого знания недостает
для решения задачи

4 этап урока - построение проекта выхода из затруднения

4.1. Сказка – ложь,  да в ней намёк: добрым молодцам урок!

-Какой урок извлекли из сказки?

4.2-.Сформулируем правило, когда на конце приставки пишется з-, когда с-?

 - Вспомним звонкие и глухие согласные.

4.3.Сравним  наше открытие с правилом в  учебнике.

4.4. Вернемся  к нашим словам. Теперь вы знаете: какую букву писать в этих приставках?»

4.5. Динамическая пауза

Лидеры от каждой группы высказывают свои гипотезы , формулируют правило).

Учащиеся сравнивают правила

Аргументирование гипотез

Умение сравнивать.

Владение монологической речью

Оформление своих мыслей в устной речи

5 этап урока- реализация построенного проекта

5.1. Составим   алгоритм действия

5.2.Обратимся к схеме

5.3.Какие цели мы с вами реализовали?

Строят логическое рассуждение

Умение логически рассуждать

Умение создавать схему для решения задач

Работа в группах

Умение сотрудничать в совместном решении задачи.

Выделение и осознание обучающимся того, что узнали

Умение контролировать промежуточные

цели

6 этап урока-  первичное закрепление

6.1 .Комментируемое письмо. Выполнение упражнения  № 422

-Обозначим орфограммы графически

Слова проговариваются вслух, объясняются  по алгоритму

Усвоение учащимися нового способа действия

Монологические ответы учащихся

Умение слушать и понимать речь других

7 этап урока - самостоятельная  работа с
самопроверкой по эталону

7.1. Самостоятельная работа. Выполнение упражнения №423

7.2.Самороверка

(слайд 6)

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Внесение необходимых корректив в способ действия

Умение  давать самооценку.

Осознания качества и уровня усвоения

8 этап урока- включение в систему знаний
и повторения

8.1.Объяснительный диктант..

Бесснежная зима в этом году. Расщедрилась она на мороз. Голодно птицам зимой. Мороз к ним беспощаден. Дети смастерили кормушки для птиц. Слетаются к ним синицы, воробьи.

Ребята, помогайте птицам зимой!

Работа с текстом

- Как можно озаглавить текст? ("Трудное время", "Помогайте птицам").

- Определим  тип речи

-Найдем в тексте слова с орфограммой «Буквы з-, с- на конце приставок». Выделим  в них приставки.

Включение нового способа действий в
систему знаний

Умение находить в тексте изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память

Монологические ответы учащихся

Умение слушать и понимать речь других

9 этап урока - рефлексия

9.1. Какие цели мы ставили с вами в начале урока?

Достигли мы их?

 9.2.- Оцените свои успехи на этом уроке. На ваших столах лежат карточки: Знайка (знаю и могу помочь товарищу), Чебурашка (знаю, но не готов помочь товарищу), Незнайка –(плохо усвоил материал)

9.3.- Ребята, как вы думаете нужно после этого урока задавать домашнее задание?

 -Для чего нужно выполнять домашнее задание?

9.3.Домашнее задание с элементами творческой деятельности.

Составление предложений

Я  сегодня повторил…

На уроке я узнал…

Я понял, почему…

Я научился…

.

Умение логически рассуждать, делать выводы

Монологические ответы учащихся

Умение слушать и понимать речь других

Учащиеся сравнивают цель и результаты своей учебной деятельности

Самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке

Анализируются задания для самоподготовки

Умение соотносить  цель и результаты своей учебной деятельности и фиксирование степени их соответствия

Умение  давать самооценку.

Умение намечать цели дальнейшей деятельности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...