урок "Подготовка к сочинению "описание изделия народного промысла"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

конспект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Описание изделия народного промысла.

Подготовка к сочинению.

Слайд №1 (На фоне картины Б. Кустодиева «Ярмарка»)

Описание предмета.

Подготовка к сочинению.

Цель:

сформировать понятие о трёх частях описания предмета;

дать учащимся представление об отдельных художественных промыслах России;

обратить внимание учащихся на неповторимость и своеобразие лучших образцов народного творчества.

Задача:

выработать навык художественного описания предмета;

собрать необходимый материал для сочинения – описания;

показать эстетическую привлекательность и художественное совершенство изделий народных умельцев.

Оборудование: мультимедиа-презентация, книжная выставка, выставка изделий мастеров художественных промыслов.

 

Слайд №2 (На фоне образцов изделий художественных промыслов)

Ход урока

Слово учителя:

Россия всегда славилась чудесными талантами, творениями рук народных умельцев, работами своих мастеров-«золотые руки», изделиями национальных  художественных промыслов. Чтобы украсить свой дом, принести в него тепло и радость, на Руси с древности мастерят поделки и игрушки из глины, дерева, ткани, кости, бересты. Талантливые мастера и сегодня бережно хранят секреты древнего искусства и дарят нам тепло своих рук и радость встречи с настоящей красотой. Многие русские игрушки стали своего рода «визитной карточкой» России, символом её красоты. Попробуйте догадаться, о какой из них идёт речь в такой загадке:

Русских много есть игрушек:

И коней, и погремушек,

Разноцветные флажки,

Расписные сундучки.

Есть ещё одна игрушка:

Все похожи друг на дружку,

Все они живут друг в дружке –

Это русские … … … (матрёшки)!

Слайд №3 - №4 (На фоне русских матрёшек)

Но не только своими красавицами-матрёшками славится наша родина. У нас в стране немало знаменитых на весь мир  художественных промыслов. И сегодня на уроке мы познакомимся поближе с некоторыми из них, чтобы выбрать для описания самый красивый подарок народного мастера!

Записывается в тетрадь тема урока.

Слайд №5 (План сбора материала к сочинению)

Представьте себе, что находитесь на шумной и богатой ярмарке, где каждый товар хочет понравиться покупателю, найти своего нового хозяина. Вот и мы сейчас послушаем наших гостей, мастеров и подмастерьев, которые приехали к нам из разных уголков России и привезли с собой рукотворную Красоту! Слушайте и запоминайте: самые внимательные и наблюдательные не уйдут с нашего урока без подарка! (После каждого выхода учащихся нужно заполнить определённую строчку в таблице).

Слайд №6

ТАБЛИЦА «Особенности народных промыслов» (дана в Приложении №1)

Слайд №7 (На фоне картины Б. Кустодиева «Ярмарка»)

1-ая ученица:

Мы игрушки расписные, хохотушки вятские;

Щеголихи слободские, кумушки посадские.

Наши ручки крендельком, щечки, будто яблочки,

С нами издавна знаком  весь народ на ярмарке.

2-ая ученица:

Дымковские барышни всех на свете краше,

А гусары-баловни - кавалеры наши!

Как игрушки знатные, складные да ладные,

Мы повсюду славимся, мы и вам понравимся!

Слайд №8 - №9 (На фоне дымковских игрушек)

1-ая ученица:

                        Средь поля, средь леса, в снегу и сугробах

                        Приткнулась деревня домишек убогих.

                        В них печки топили, хранясь от зимы,

                        Трещали в печурках поленья сосны.

                        В избушке убогой, морозом объятой,

                        Забаву из глины лепили ребятам.

                        Дымы над домами всю зиму стояли -

                        И Дымково все ту деревню прозвали.

2-ая ученица:

                        Давно это было, но всем и сейчас

                        Игрушки из Дымково радуют глаз.

                        Не птица - а сказка, и сказочный конь

                        От щедрости красок горит, как огонь.

                        Пусть веет, свистит под окошками ветер -

                        Узор на игрушках, как солнышко, светел.

                        Обычная глина и форма простая,

                        А ты посмотри: красота-то какая!

3-я ученица:

Вылепят из глины игрушку мастерицы, обожгут для крепости в печке, побелят мелом, на молоке замешанном, и наступает самая главная пора – роспись игрушки. Узор проще некуда: кружочки, полосочки, клеточки, пятна, точки. Зато краски яркие-яркие. И поэтому пестро, весело выходит. Затем мастерица наносит тонкие, легче пуха, листочки золота, и игрушка засветилась, заиграла, стала ненаглядной.

Слайд №10 (Проверка записей, сделанных в таблице учащимися).

Слайд №11 - 12 (На фоне жостовских подносов).

1-ый ученик:

                       Под Москвой деревня Жостово стоит -

                       Промысел народный очень знаменит.

                       На подносах жарко зацвели сады,

                       Солнечного лета вечные следы…

                       В яркие букеты собраны цветы,

                       Сказочно красивой, буйной красоты:

2-ой ученик:

                       Розы, георгины, скромный василек,

                       Беленькой ромашки полевой цветок,

                       Маки и тюльпаны, астры завитки,

                       Красотой волшебной радуют цветы.

                       Жостовская роспись, как костер, горит,

                       Промысел народный нами не забыт.

3-ий ученик:

В начале 19 века в Мытищенском районе Подмосковья стала развиваться декоративная роспись подносов. Подносы изготавливали в селах и деревнях Жостово, Трушуком, Новосильцеве. Сначала из листа железа «выкраивают» подносы разной формы. Бывают они круглые, овальные, прямоугольные, с фигурными краями. Букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты - главные украшения подносов. Роспись выполняется на разном фоне, но чаще всего пишут на чёрном. Для завершения композиции по краю делают золотой орнамент.

Слайд №13 (Проверка записей, сделанных в таблице учащимися).

Слайд №14 - №15 (На фоне гжельского фарфора).

1-ый ученик:

                       А деревня наша Гжель

                       Не за тридевять земель.

                       Под Москвою мы живем,

                       Глину месим и поем.

                       И игрушки, и посуду

                       Прославлять я вам здесь буду.

                       Очень мил мне синий цвет,

                       Потому что краше нет.

2-ой  ученик:

                        Небо гжельское такое

                        Лучезарно-голубое.

                        В речке синяя водица -

                        Так и хочется напиться.

                        Ну а только лето будет -

                        Голубица там и тут.

                        Вот поэтому нас люди

                        Гжелью синею зовут.

3-ий ученик:

Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать и любоваться ею. Гжельские мастера – большие фантазёры. Такую посуду делают – глаза разбегаются! Все голубое да синее: и цветы, и люди, и птицы, и трава. Сколько художников - столько и разных форм. И всегда фарфоровые изделия  яркие и  красивые!

Слайд №16 (Проверка записей, сделанных в таблице учащимися).

Слайд №17 – 18 (На фоне хохломской росписи)

1-ая ученица:

Хохломские краски, алых ягод россыпь -

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи, перелески, золотые всплески

Солнечно-медовой праздничной листвы.

2-ая ученица:

У красы точёной сарафан парчовый,

По волнам узора яхонты горят.

Что за чародеи хохлому одели

В этот несказанно радостный наряд?

3-я ученица:

Роспись хохломская, точно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий:

Всех чудес чудесней наша Хохлома!

 

Слайд №19 (Секрет Хохломы)

Учитель:

* Почему же хохломская роспись чудесней всех чудес? В чём секрет Хохломы?

Справка:

Секрет хохломских мастеров в том, что в своей росписи они не используют золотых красок. Но, покрыв готовое деревянное изделие лаком, они ставят его в печь. И лак при обжиге становится золотым.

Слайд №20 (Золотая Хохлома)

Работа с учебником.

1. Прочитать текст упр. 164 из пособия «Русская речь» и рассказать,

 по каким признакам можно узнать работу хохломского мастера?

Подробный пересказ учеником отрывка из статьи С. Шуртакова «Золотая Хохлома».

Слайд №21 (Проверка записей, сделанных в таблице учащимися).

Слайд №22 (Золотая Хохлома)

2. Прочитать текст упр. 163 из пособия «Русская речь» и подготовить ответ на вопрос:

 почему хохлому называют «золотой»?

3. Записать последнее предложение, заменив в нём слово «хохлома» названием любого другого художественного промысла России. Объяснить, почему такая замена возможна:

…Кто сказал, что в Хохломе нет золота? Неправда! Хохлома – золотая и потому, что делается золотыми руками народных мастеров, и потому, что несёт в наш быт, в нашу жизнь золотое, не меркнущее в веках русское национальное искусство.

Слайд №23 (На фоне мордовских деревянных игрушек)

Учитель:

Ребята! Можем ли мы с вами сказать такие гордые  слова о народных художественных промыслах нашей родной Мордовии?

1-ый ученик:

Мордовская резьба

Недалеко от Саранска, в Кочкуровском районе, есть село Подлесная Тавла. Именно здесь в 1976 году Мастин Николай Иванович создал кружок резьбы по дереву, который постепенно вырос в детскую художественную школу. Основатель школы - неоднократный участник Всероссийской выставки, активно работает над возрождением мордовской национальной игрушки. Так что мы можем гордиться тем, что и на мордовской земле есть народные умельцы, которые радуют нас своим мастерством. И нет ничего на свете дороже этого мастерства, потому что оно дарит людям тепло и радость, истинное наслаждение.

2-ой ученик:

Ребята из села Подлесная Тавла создают резные деревянные скульптурки на темы мордовских сказок и легенд, жанровые сценки из современного быта, игрушки с «движением». В этих резных композициях проявляются традиции народной резьбы по дереву. В работах молодых резчиков много фантазии, живой выдумки, юмора.

Слайд №24 (Мордовские деревянные игрушки)

Учитель:

* В чём, по-вашему, состоит особенность национальной мордовской игрушки? Что отличает её от всех увиденных сегодня произведений народных умельцев?

Справка:

Мордовская народная резьба, как правило, не раскрашивалась.

Учитель:

Давайте сообща дополним материал в нашей таблице сведениями о мордовской народной игрушке.  

Слайд №25 (Проверка записей, сделанных в таблице учащимися).

Слайд №26

Работа над планом «Как описать предмет?»

План описания предмета

I часть – общая характеристика предмета (его назначение)

II часть – признаки предмета (форма, размер, расцветка, фон, орнамент)

III часть – общая оценка предмета (впечатление от него)

Учитель:

* Без каких частей описание предмета будет возможным, хотя и неполным?

* Какая часть описания самая важная? Почему?

* Можно ли без ущерба для смысла поменять местами 1 и 3 части описания?

Слайд №27 - №30 (На фоне изделий народных промыслов)

Описание предмета.

Составить по плану (устно) описание одного предмета, выбрав его из предложенных в презентации.

Ученики готовят свои описания предметов (по выбору): жостовский поднос, дымковскую игрушку, гжельский фарфор, хохломскую посуду.

 

Слайд №31 - 35 (На фоне соответствующей цифры и текста)

Закрепление пройденного на уроке. Викторина «Узнай промысел».

По описанию признаков народного промысла написать в таблицу его порядковый номер. Обратить внимание: не все описания соответствуют указанным в таблице промыслам!

                     1) И игрушки, и посуду

                        Прославлять мы вам здесь будем.

                        Очень любим синий цвет,

                        Потому что краше нет.

                    2) Пусть веет, свистит под окошками ветер -

                        Узор на игрушках, как солнышко, светел.

                        Обычная глина и форма простая,

                        А ты посмотри: красота-то какая!

                     3) На подносах жарко зацвели сады,

                       Солнечного лета вечные следы…

                       В яркие букеты собраны цветы,

                       Сказочно красивой, буйной красоты.

4) Мастер выточил меня из куска березы.

        До чего румяна я -  щеки, словно розы!

5) Радостные краски, алых ягод россыпь -

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи, перелески, золотые всплески

Солнечно-медовой праздничной листвы.

Проверка правильности заполнения таблицы. (Ключ: №2, №3, №1, № - , №5.)

Слайд №36

* Индивидуальное задание (для сильных учащихся).  

Опираясь на материал таблицы, рассказать об особенностях народных художественных промыслов России.

Слайд №37 (Перечень Интернет-ресурсов)

Учитель:

Где, кроме представленной в классе ярмарки-выставки, вы можете наглядно  познакомиться с произведениями народных мастеров и узнать о других художественных промыслах?

Ученики демонстрируют образцы страниц из материалов, найденных в сети  Интернет: www.

о вологодских кружевах, палехской лаковой миниатюре, городецкой росписи по дереву, богородской игрушке.

Слайд №38 - 41 (На фоне анимированных орнаментов)

Индивидуальные задания. Конкурс знатоков «Назови промысел».

Выбрать из представленных на выставке предметов одну работу и назвать её происхождение, обосновав свой выбор (для сильных учащихся).

Найти среди выставленных изделий то, название промысла которого указывает учитель (для слабых учащихся).

Вручение призов и сувениров победителям и активным участникам конкурса.

Слайд №42

Подведение итогов урока.

* В каких краях и областях России нам удалось побывать благодаря уроку знакомства с работами чудо-мастеров?

Включить в таблицу названия тех мест, где находится народный художественный промысел. Таблица сдаётся учителю на проверку.

* Удалось ли вам выбрать сегодня самый красивый предмет? Почему?

* Без какой части описания предмета сочинение не может быть написано?

Слайд №43

Задание на дом:

Сформулировать тему описания, связанную с личным выбором предмета. Написать сочинение, перефразируя в качестве начала или концовки к нему слова С. Шуртакова о «золотой Хохломе» (упражнение № 163, стр.98).

* Дополнительное задание:

Сочинить по данному началу и концовке стихотворение о творчестве мордовских резчиков:

Подлесною Тавлой селенье зовут,

Мордовские резчики славятся тут.

……………………………………..

……………………………………..

……………………………………..

……………………………………..

Медведь и зайчонок, старик с бородой

Тепло и улыбку приносят с собой.

Русский национальный костюм.

Подготовка к сочинению-описанию костюма.

Цель урока: обучение описанию костюма;

                      знакомство учащихся с особенностями женского народного костюма, его историческими и культурными традициями;

                      воспитание у учащихся интереса к прошлому своей страны и любви к отечественному прикладному искусству.

Задача: подготовиться к сочинению-описанию русского народного костюма.

Оборудование урока: мультимедиа-презентация по теме урока; словари, справочники; книги по декоративно-прикладному искусству.

Слайды  №1 - 2

Ход урока

Слово учителя. О том, какова роль костюма в жизни человека, можно судить по народной поговорке «По одёжке встречают». Всем нам хорошо знакомо и такое выражение как «русская красавица». Но задумывались ли вы над тем, почему мы так говорим? Что стало причиной появления этих устойчивых выражений? Какую роль, по-вашему, играет одежда в такой оценке? Наша задача – выяснить, в чём секрет красоты русского народного костюма.

Слайд № 3

Беседа.

 - Что можно было узнать о человеке по одежде во времена Московской Руси? (социальный статус, общественное и материальное положение).

 - Какие традиции сложились на Руси при изготовлении женского народного костюма? (праздничный, в т. ч. свадебный, отличался богатством и неповторимостью украшений).

Слайд №4

 - Что составляло его основу? (сарафан и рубаха).

 - Что служило дополнением к нему?  

( передник, душегрея, летник, навершник, шушун, шугай, однорядка и т.д.)

 - Что являлось традиционным головным убором? (убрус, ширинка, повойник, позатыльник, кика, кокошник, венец и т. д.)

 - Чем могли быть украшены головной убор и праздничный костюм? (канитель, битья, поднизь, накосник, рясна и т. д.)

Слайд № 2

Сообщения учащихся.

 - Как отразились верования наших предков в украшениях праздничной одежды?

(Текст сообщения прилагается)

 - Какую роль играл узор в украшении крестьянского костюма?

(Текст сообщения прилагается)

Слайд № 5

Словарная работа.

Составить словосочетания прил. + сущ. (письменно)

                                              … душегрея

                                              … летник

                                              … навершник

                                              … епанечка

                                              … шушун

Слайд № 6

Назвать детали одежды и головные уборы, изображённые на рисунках (устно).

Слайд № 7

Найти «третье лишнее» из данных на слайде предложений. Записать два примера в тетрадь, обосновав свой выбор.

Отредактировать третье из указанных предложений, устранив фактическую ошибку. Записать исправленный вариант.

(Примеры для редактирования: 1. У колодца стояла молодица в холщовом сарафане. 2. В хороводе лучше всех пела девушка с ярким шушуном на голове. 3. Поселянка в нарядном летнике подошла к высокому частоколу.)

Слайд № 7

С помощью слайда «самоконтроль» проверить правильность выполнения.

Слайд № 8

Составить словосочетания сущ. + сущ. (письменно)

                                             … кичка …

                                             … поднизь …

                                             … рясы …

                                             … убрус …

                                             … накосник …

Слайд № 9

Игра-соревнование «Угадай и назови детали зимнего женского костюма» проводится между командами девочек и мальчиков с заданием: передать капитану своей команды одну из заготовленных дома карточек с объяснением значения и названием соответствующего предмета одежды. Оценивается качество и скорость выполнения. (Фрагменты репродукций картин представлены на слайде)

Слайд № 10

Закончить предложение:1. Основу национального костюма русской женщины составляли … и … . Слова для вставки: однорядка, позатыльник, шубка, сарафан, рубаха, шугай.

Слайд № 11

Закончить предложение: 2. … и… были нарядными и любимыми женскими головными уборами. Слова для вставки: передник, битья, ширинка, венец, кокошник, повойник.

Слайд №12

Закончить предложение: 3. Для украшения одежды на Руси часто использовались … и … .Слова для вставки:

        душегрея                     венец                           рясы

        навершник                  кика                            поднизь

        шушун                         убрус                           канитель

        летник                        ширинка                    накосник

        епанечка                      кокошник                  битья

        шугай                           повойник                   позатыльник  

Слайд № 13

Закрепление материала.

Включить в текст художественного произведения описание костюма:

«День был воскресный. Подле ворот почти каждого дома сидели беседы женщин и девушек, пели песни и играли. Молодые мужчины, в праздничных кафтанах, ходили по улицам и кланялись красным девицам. На лавочке у ворот богатого дома сидела красавица в серебряном кокошнике

Слайд № 14

Сравнить описание с текстом оригинала:

«…в серебряном кокошнике, с которого множество алых лент падало на спину, а жемчужные подвески спускались  почти на полвершка на лоб.» (Н.Полевой. «Повесть о суздальском князе  Симеоне»)

Слайд № 15

Работа над планом описания костюма.

Ответить на вопросы:

  1. Кто и когда мог надеть нарядную национальную одежду?
  2. Что являлось основой костюма?
  3. Какие детали служат важным дополнением к нему?
  4. Как и чем костюм украшен?
  5. В чём привлекательность и красота русской женской одежды?
  6. Какой основной мыслью можно связать части описания костюма?

Слайд № 16

Устно описать костюм крестьянки на портрете (по выбору учащихся):

На слайде представлены репродукции полотен И.Аргунова «Портрет неизвестной в русском костюме» и Д.Левицкого «Портрет дочери».

Слайд № 17

Итог урока.

Где можно сейчас встретить женщин в национальной одежде? Чем отличается современный русский костюм от народного праздничного?

Задание на дом: написать сочинение «Русская красавица», используя материалы урока и индивидуальных заданий.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь""

Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь" . Программа "Народные промыслы. Народный календарь» имеет художественно-эстетическую и культурологическую направле...

«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...

«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление  учащихся с народными промыслами и промыслами  родного края.Задачи урока...

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов на примере хохломы

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов на примере хохломы...