Рабочая программа по русскому языку для 7 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) по теме

Пархоменко Елена Юрьевна

Рабочая программа по русскому языку для 7 классов составлена на основе Государственного стандарта общего обра­зования (2004), в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по русскому языку авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. Программа ориентирована на традиционную систему преподавания по учебнику М.Т. Баранова и др., выпускаемого издательством «Просвещение». /Русский язык: Учеб. для 7 кл.общеобразоват.учреждений /.- М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской 26-е изд. – М.: Просвещение, 2007/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7r.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Рабочая программа по русскому языку для 7 классов составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по русскому языку авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. Программа ориентирована на традиционную систему преподавания по учебнику М.Т. Баранова и др., выпускаемого издательством «Просвещение». /Русский язык: Учеб. для 7 кл.общеобразоват.учреждений /.- М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской 26-е изд. – М.: Просвещение, 2007/

Количество учебных часов в год – 168, в неделю – 5.

Уроков развития речи – 17

из них: сочинений/классных/ - 5

        сочинений /домашних/ - 5

        изложений – 9

Контрольных диктантов – 3

Словарных диктантов – 9

Цели обучения русскому языку в 7 классе

  1. Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования.
  2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.
  1. Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
  2. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения   нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
  3. Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Познавательные задачи:

  1. формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;
  2. вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);
  3.  развитие языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).

Практические задачи:

  1. формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
  2. овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  3.  обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

 В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются

  1. воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления;
  2. обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  3. формирование общеучебных умений — работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.

Особое место в системе работы по русскому языку, в первую очередь по развитию речи и языкового мышления учащихся, занимают межпредметные связи. Они охватывают и лексику текстов по разным предметам (терминологию и общенаучную лексику), и сам текст — его строение применительно к разным учебным предметам. Такая работа начинается с выделения главного в абзаце и в тексте (в нескольких абзацах, параграфе), с умения находить, различать основное и его признаки в абзаце и более широком тексте, находить ключевые слова, овладевать приемами сокращения текста, составлять план, пересказывать по плану, близко к тексту и сокращенно и т. д.

Формы промежуточной и итоговой аттестации в 7-ом классе следующие:

  1. диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, «Проверяю себя»);
  2. тест;
  3. проверочная работа с выборочным ответом;
  4. элементы комплексного анализа текста;
  5. подробное и выборочное изложение;
  6. изложение с элементами сочинения-рассуждения;
  7. сочинение - рассуждение;
  8. публичное выступление по общественно-важным проблемам;
  9. сочинение-рассказ на свободную тему;

Содержание программы

VII КЛАСС (170 ч)

Русский язык как развивающееся явление (1  ч)

Повторение  пройденного вV—VI классах (12 ч + 2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Причастие

(25 ч + 6 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II.  Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

III.   Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие

(10 ч + 2 ч)

I.   Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

II.  Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III.   Рассказ по картине.

Наречие

(28 ч + 6 ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая   роль   наречий.   Словообразование   наречий.

Правописание не с наречиями на и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные й раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

II.  Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III.   Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния

(4 ч + 2 ч)

I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

Предлог

(11  ч + 2 ч)

I.   Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II.  Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III.   Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз

(16 ч + 2 ч)

I.  Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

II.  Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III.  Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица

(18 ч + 4 ч)

I.  Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II.  Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III.  Рассказ по данному сюжету.

МЕЖДОМЕТИЯ. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА. (4 ч)

I.  Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова  и  их отличие от  междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II.  Умение   выразительно   читать   предложения   с   междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ

(12 ч + 2 ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VII КЛАССА

I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями   и   навыками:

—  производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

—  составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

—  соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому комплекту:

1)        Русский язык: Учеб. для 7кл.общеобразоват.учреждений /М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, О.М.Александровой и др..- 26-е изд. – М.: Просвещение, 2007

2)        Шадрина С.Б..  Поурочные планы по русскому языку. 7 класс. – Волгоград: Учитель,  2009.

Литература:

1.  Архипова Е.В. Лингвистический тренажёр по русскому языку: правила, алгоритмы, тесты. М.: «Просвещение», 2009.

2.   Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.

3.  Дидактический материал по русскому языку.7 класс. Составитель  Л.А.Торопкина. «Учитель», Волгоград, 2002.

4.  Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...