Открытый урок в 7 классе по теме «Способы сжатия текста»
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

Новикова Татьяна Анатольевна

Учимся писать сжатое изложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 7 классе по теме

«Способы сжатия текста»

Цели урока:

1) формирование навыков выделения в тексте главной и второстепенной информации;

2) знакомство со способами сжатия текста;

3) отработка навыка логического построения предложения и текста.

Ход урока.

1. Подготовка к восприятию темы.

Дать толкование слова сжать – сдавить, заставив уплотниться, уменьшиться в объёме.

- Что такое изложение? (Пересказ текста своими словами в письменном виде)

- Как вы думаете, что значит «сжатое изложение»? (Передача главной информации в виде связного текста)

- Какие умения нам пригодятся? (Разделение информации на главную и второстепенную, краткое и связное изложение информации)

2. Решение лингвистической задачи (повторяем средства связи предложений в тексте).

В одной персидской книге сказок повествуется о том, как рабыня царя возвела ложное обвинение на царевича,  и царь, поверив ей, повелел казнить сына. Однако визирь (министр) рассказал царю о коварстве женщин и убедил его не спешить с казнью. Эти  события повторяются несколько раз: в каждый следующий день рабыня приходит к царю, требуя, чтобы царевича наказали, но очередной раз визирь своим рассказом успокаивает царя.

Перед вами фразы из этой книги на русском языке, но они даны вразброс: в

1 столбике - начала фраз, а во 2 - их концы. Соедините начало и конец  каждой фразы, объяснив логику ваших рассуждений. (распечатки у каждого ученика)

На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,…

…рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости.

На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров ночи,…

…рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».

На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,…

…рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости.

На седьмой день, когда хрусталь – солнце появилось из посудного шкафа небосклона,…

…рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости.

Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на  такие средства связи предложений в тексте, как лексический повтор и наличие слов одной тематической группы: 

  Зерцало – солнце = с лицом, блиставшим, как зеркало.                                              

 Сорвали покров ночи – без покрова                                                 

 Пламя солнца – с пылающим сердцем                                                                                                                                 Из посудного шкафа небосклона – бутылку нефти

- Какой вывод можно сделать? (При написании изложения необходимо соблюдать логику построения предложений)

3. Но чтобы построить текст, необходимо соблюдать логику и при построении текста. Попробуйте составить текст из данных предложений.

1. А бедные люди часто совсем не получали соли.

2. За столом солонка стояла около хозяина.

3. Вот почему  до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.

4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.

5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.

6. Больше сыпал тому, кого уважал.

7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши, которое означает «уйти, не получив ожидаемого».

8. Он сам сыпал соль гостям.

9. И нередко пересаливал.

КЛЮЧ:       5   2   8   6   4   9   3   1   7

Определите средства связи предложений в тексте.        

- лексические (слова одной тематической группы, лексический повтор)

- морфологические (личное местоимение, союзы, единство временных форм глагола)

4. Мы с вами повторили понятия логического построения предложения и текста, но для написания сжатого изложения нужно также научиться выделять главную и второстепенную информацию.

1) Прочитайте данный текст, подчеркните информацию, которая не очень важна для понимания смысла текста. Прочитайте получившийся текст.

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.

(По В. И. Курбатову)

Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.

Что мы сделали для сжатия текста? (Исключили лишнюю информацию)

Такой способ сжатия текста называется исключением. Исключать из текста нужно всё, что напрямую не относится к сути высказывания.

2) Воспользуйтесь приёмом исключения в данном отрывке:

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.

(Ю. М. Лотман)

Что получилось? Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.

3) Можно ли воспользоваться данным приёмом в следующем тексте? Что лучше сделать? (Обобщить информацию)

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

(По Г. Арбузову)

Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

Как вы поняли, второй основной приём сжатия текста – обобщение. Обобщая, мы передаём содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Как вы думаете, что можно обобщить в данном тексте?

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. 

(С. Газарян)

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. 

4) А в последнем на сегодня задании мы попробуем совместить оба приёма сжатия текста, с которыми познакомились на сегодняшнем уроке. Попробуйте выразить главную информацию одним сложным предложением.

Задумаемся над тем, часто ли мы расстраиваемся, что не поняли кого-нибудь? А может быть, значительно чаще страдаем потому, что не понимают нас? Конечно, чаще случается второе. Когда не понимают нас, нам бывает обидно. Мы огорчаемся, что нас не понимают родители, учителя, одноклассники. Мы до слез переживаем, что нас не понимают те, кто нам нравится, кого мы уважаем. Мы уверены, что сами способны понять, да и понимаем их всех, а вот они…

Когда нас не понимают те, кто нам нравится, кого уважаем, мы страдаем, но сами уверены, что способны понять всех. (Использовали исключение, обобщение)

Домашнее задание: сжать текст, указать, какой приём сжатия использован.

Хотя детство моё прошло в Пятигорске, сам я всё же коренной москвич. В каких бы городах мира я ни бывал, как бы ни восхищался их красотой, Москва остаётся для меня лучшим городом в мире. Идёшь по Москве, по её площадям, по тихим переулкам и чувствуешь, сердцем своим ощущаешь: это твой город.

Можно бессчётно приходить на Красную площадь, и всё-таки дух захватывает, когда смотришь на сказочный храм Василия Блаженного, устремлённый в небо всеми своими фантастическими куполами. И тут же малиновая Кремлёвская стена, а за ней соборы, торжественные, гордые и нарядные. Словно вся краса Древней Руси пришла на эту площадь. Надо только уметь смотреть, чувствовать эту красоту. И учатся этому с детства.

Рабочий лист по теме «Способы сжатия текста»

1. Соедините начало и конец  каждой фразы, объяснив логику ваших рассуждений.

На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,…

…рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости.

На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров ночи,…

…рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».

На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,…

…рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости.

На седьмой день, когда хрусталь – солнце появилось из посудного шкафа небосклона,…

…рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости.

2. Составить текст из данных предложений.

1. А бедные люди часто совсем не получали соли.

2. За столом солонка стояла около хозяина.

3. Вот почему  до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.

4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.

5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.

6. Больше сыпал тому, кого уважал.

7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши, которое означает «уйти, не получив ожидаемого».

8. Он сам сыпал соль гостям.

9. И нередко пересаливал.

3. Работа с текстами.

1) Прочитайте данный текст, подчеркните информацию, которая не очень важна для понимания смысла текста. Прочитайте получившийся текст.

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.

2) Воспользуйтесь приёмом исключения в данном отрывке:

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.

3) Можно ли воспользоваться данным приёмом в следующем тексте? Что лучше сделать?

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

4) Что можно обобщить в данном тексте?

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

5) Сожмите текст, используя исключение и обобщение информации. Попробуйте выразить главную мысль сложноподчинённым предложением.

Задумаемся над тем, часто ли мы расстраиваемся, что не поняли кого-нибудь? А может быть, значительно чаще страдаем потому, что не понимают нас? Конечно, чаще случается второе. Когда не понимают нас, нам бывает обидно. Мы огорчаемся, что нас не понимают родители, учителя, одноклассники. Мы до слез переживаем, что нас не понимают те, кто нам нравится, кого мы уважаем. Мы уверены, что сами способны понять, да и понимаем их всех, а вот они…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в7 классе по теме "Способ подстановки"

Рассматривается способ подстановки решения систем уравнений с двумя переменными...

Разработка открытого урока по физике в 7 классе по теме "Способы уменьшения и увеличения давления"

Разработка содержит конспект урока и презентацию по данной теме....

Конспект открытого урока-практикума в 9 классе на тему "Способы сжатия текста"

Методическая разработка урока-практикума по подготовке к сжатому изложению в 9 классе "Способы сжатия текста"...

Открытый урок по русскому языку. Обучение написанию сжатого изложения по тексту В. Ю. Драгунского «Друг детства»

Познакомить учащихся со способами сжатия текста на этапе подготовки к написанию сжатого изложения.Предметные цели: освоение и совершенствование знаний о тексте, его структуре, проблематике, особенност...

Открытый урок по технологии на тему: «Способы обработки горловины в легком платье».

Задача: научить  правильно  выбрать  способ  обработки  в  зависимости от  модели  и  вида  ткани....

Урок русского языка по теме " Приемы сжатия текста"

Урок русского языка по теме " Приемы сжатия текста"На уроке повторяем, обобщаем  и расширяем знания о способах сжатия текста....

Урок русского языка в 6 классе по теме "Способы связи предложений в тексте"

Урок "Способы связи предложений   в тексте"  адресован учителям, работающим по УМК М.М.Разумовской. Урок разработан в технологии Lesson study. Предлагается  технологическ...