Урок-подготовка к сочинению в 5 классе "Мой любимый цветок"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок-подготовка к сочинению в 5 классе "Мой любимый цветок"  

Цели: подготовить учащихся к сочинению-рассуждению;

               повторить разбор слова по составу, типы речи;

               развивать монологическую речь учащихся, навык выразительного чтения;

               воспитывать чувство прекрасного на лучших образцах поэтического и

               музыкального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podg._k_soch._cvetok.1.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

 

 ___________________________________________

            Урок – подготовка

    к сочинению «Мой любимый цветок»

  (с элементами описания и рассуждения)

  Интегрированный урок в 5 классе с применением

                      компьютерной презентации

   

                              учитель русского языка и

                литературы Щербакова Е. А.

  Цели: подготовить учащихся к сочинению-рассуждению;

               повторить разбор слова по составу, типы речи;

               развивать монологическую речь учащихся, навык выразительного чтения;

               воспитывать чувство прекрасного на лучших образцах поэтического и

               музыкального искусства.

  Оборудование:

  1. Выставка книг и журналов о цветах.
  2. Стенд с фотографиями цветов, сделанными учениками.
  3. У каждого ученика на парте картинки, фотографии с изображением цветка, подобранные самими учащимися, памятки о работе в группе.

                                           

                                                         Ход урока

  Слайд № 1  

         Тема урока

   Слайд № 2

     Эпиграф:                                                Они прекраснее всего,

                                                                      Что нам даёт природа на земле:

                                                                      То – дар её бесценный,

                                                                      Для всех искусств цветок –

                                                                      Образчик неизменный.

                                                                                                    Жак Делиль.

 

  Учитель

  Здравствуйте! Я рада приветствовать вас, дорогие ребята и уважаемые взрослые, в нашей мастерской. Мы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передаётся его творению. Потом её почувствуют те, кто будет на это творение смотреть или – читать, слушать.

  Выходит, что творчество – это передача по цепочке радости от того, что мир с тобой рядом прекрасен.

  Наш сегодняшний урок – мастерская, где вы можете писать, сочинять, фантазировать, пробуя свои силы и совершенствуя свои возможности.

  Уже пришла зима. На улице мороз, снег, однообразные серые, чёрные, белые краски. А мы попробуем перенестись в яркий, тёплый, волшебный мир, где царствует одно из самых чудесных творений на земле – цветок.

   

  Слайд № 3

 Видеосюжет «Вальс цветов»

  Слайд № 4 

Чтение стих. Н. Рубцова на фоне музыки

       Светлеет грусть, когда цветут цветы,

       Когда брожу я многоцветным лугом

       Один или с хорошим другом,

       Который сам не терпит суеты.

       За нами шум и пыльные хвосты –

       Всё улеглось! Одно осталось ясно –

       Что мир устроен грозно и прекрасно,

       Что легче там, где поле и цветы.

  Учитель

  1. Что для вас связано со словом «цветок»? Запишите в тетрадь слово «цветок», а под ним – те слова, которые возникают у вас в памяти в связи со словом «цветок».

  (Лето, радость, природа, пышность, аромат, красота, сад, раздолье, клумбы, счастье, любовь, улыбка, тепло, солнце, бабочка, весна, волшебный, запах, нежность, ласка, гордость, прелесть, дружба, радуга, чудесный и т. д.)

  1. А теперь попробуйте подобрать и записать слова, созвучные слову «цветок», рифмующиеся с ним.

  (Лепесток, садок, кулачок, денёк, добрячок, колобок, звонок, росток, кружок, василёк, узелок, поток, пирожок, комок, снежок и т. д.)

  1. Проверим, что у нас получилось. Прочитайте записанные слова. Можно добавить к своим те слова, которые вам понравились у других.

  Слайд № 5

  Демонстрируется макет цветка

 Учитель

  1. Цветок… Что может быть проще? Стебелёчек, лепесточек, тычинка, пестик, листок, соцветие…

Но в каждом – загадка. Так просто и так нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минутку сами превратиться в цветы.

   Слайд № 6

   Изображение цветка

  Игра-этюд «Из семени в цветок»  (1 чтец и 3 учащихся в роли цветка)

        Чтец

  1. В земле лежит маленькое сморщенное семечко.

  (Сжаться в комочек на полу, спрятать голову в колени и закрыть её руками)

  1. С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти.

  (Медленно приподнять голову, чуть приподняться)

  1. У него раскрываются листочки.

  (Руки вытянуть в стороны и кверху)  

-  Растёт стебелёчек.

  (Встать на ноги)

  1. Появляются цветоносы с бутонами.

  (Руки вытянуты вверх, пальцы сжаты)

  1. Наступает радостный момент, и бутоны лопаются.

  (Резко разжать пальцы)

  1. Росток превращается в красивый сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой.

  (Осмотреть себя)

  1. Улыбается цветам-соседям.

  (Улыбнуться соседям)

  1. Кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками.

  (Кончиками пальцев дотянуться до соседей)

  1. Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой.

  (Раскачиваться из стороны в сторону руками, головой, телом)

  1. Ветер срывает лепестки и листья.

  (Опускаются руки)

  1. Цветок сгибается, клонится к земле и ложится на неё.

  (Опуститься на пол)

  1. Ему грустно. Но вот пошёл зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко.

  (Свернуться на полу)

  1. Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна и оно оживёт!

     

    Учитель

   Давайте же пристальнее всмотримся в этих знакомых незнакомцев, вместе с мастерами слова приоткроем завесу над тайнами цветов и облечём их в слова.

  Учитель

  1. Во время выступления чтецов записать наиболее яркие, понравившиеся вам слова и словосочетания, характеризующие цветок.

     Слайды № 7-11

  На фоне музыки и изображений цветов учащиеся читают стихотворения о цветах

  Учитель

   Вы все, без сомнения, любите цветы. И у каждого есть среди огромного множества великолепных цветов свои любимцы, те, что дороже и милее других. Кто-то любит весёлое, жизнерадостное многоцветие анютиных глазок, другой восхищается царственным великолепием розы, третьему милее нежная, верная и немного грустная незабудка, а кто-то больше всего ценит гордость и благородство рыцаря-гладиолуса. Множество самых разнообразных цветов, и каждый по-своему прекрасен.

   Вы принесли на урок фотографию или картинку с изображением любимого цветка. Положите её перед собой и попробуйте сами вдохновенно, учась у великих мастеров слова, подобрать наиболее точные и образные слова для описания цветов.

  (Ребята работают в течение нескольких минут. Затем по очереди читают записанные слова, словосочетания, добавляют к своим записям то, что понравилось у других.)

   Учитель

  1. За короткое время вы успели выполнить несколько нелёгких заданий и, наверное,

почувствовали и радость, и удовольствие. Попробуем выполнить ещё одно задание, призвав в помощники свою фантазию.

  Послушаем ещё раз прекрасную музыку «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Слушая эту удивительную музыку, попробуйте описать, что вы представляете, видите, чувствуете.

   Слайд № 12

   Видеосюжет «Вальс цветов»

Выступления учащихся

  1. Слушая вальс цветов, я представляла луг, на котором много чудесных цветов. Музыка торжественная и в то же время нежная, лёгкая и красивая. Мелодия передаёт таинственность и красоту цветов. Я вижу жёлтые, красные, розовые, голубые лепестки.
  2. Я представляю фантастическую картину: цветы, подхваченные ветром, взлетают ввысь, в небо, начинают кружиться в чудесном, немного загадочном танце.
  3. Когда я слушаю «Вальс цветов», я представляю большую поляну, она вся в цветах. Идёт маленький дождик, тихим мелодичным звоном он ложится на землю. Цветы радуются дождику, с удовольствием впитывают влагу.
  4. Слушая музыку, я закрываю глаза и ясно представляю себе разнообразные цветы: фиалки, розы, незабудки, ромашки. Они потихоньку раскрывают свои лица-бутоны и кружатся в вихре вальса. Так и хочется самому закружиться с ними.

  Учитель

  1. Хорошо быть цветком. Тебя фотографируют, посвящают тебе стихи, песни, пишут картины, бережно заботятся, ты в центре любого праздника.

   Хорошо… Если к тебе не тянутся жадные руки, чтобы сорвать, смять и выбросить или засунуть в тесную вазу, залить холодной водой и забыть на неделю на сквозняке или у жаркой батареи.

   Цветок – это нежное и хрупкое чудо природы – требует от нас доброго, чуткого, бережного отношения.

           Игра аромата и цвета,

           Но ты на расчёты взгляни.

           Что было бы с нашей планетой,

           Когда бы исчезли они?

   Инсценировка по сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок»

1-й ведущий

                      Жил на свете маленький цветок. Никто не знал, что он есть на земле. Он рос            

                      один на пустыре, где лежали одни старые серые камни, и меж ними была    

                      сухая мёртвая глина.

2-й ведущий

                      Нечем было цветку питаться в камне и глине. Он трудился день и ночь,

                      чтобы жить и не умереть. Днём цветок сторожил ветер, чтобы собрать

                      пылинки, а ночью росу. Однако трудно было цветку питаться из одних

                      пылинок. Но он не хотел жить печально и старался изо всех сил расти.

1-й ведущий

                     В середине лета цветок распустил венчик сверху. Венчик был составлен из

                     лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И как

                     звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в

                     тёмную ночь.

2-й ведущий

                     И вот однажды шла поутру девочка Даша мимо того пустыря. На краю

                     пустыря Даша почувствовала благоухание. Она пошла в пустырь и увидела

                     около камня тот маленький цветок. Даша никогда ещё не видела такого

                     цветка – ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду.

Даша

  1. Отчего ты такой?

Цветок

  1. Не знаю.

Даша

  1. А отчего ты на других непохожий?

Цветок

  1. Оттого, что мне трудно.

Даша

  1. А как тебя зовут?

Цветок

  1. Меня никто не зовёт, я один живу.

Даша (осматриваясь)

  1. Тут камень, тут глина! Как же ты один живёшь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

Цветок

  1. Не знаю.

Даша наклоняется и целует цветок.

1-й ведущий

                     На другой день в гости к маленькому цветку пришли все ребята из лагеря.

                     Даша привела их. Дети долго стояли вокруг маленького цветка и любовались  

                     им, как героем.

2-й ведущий

                     Дети решили удобрить землю на пустыре. Тогда и маленький цветок,

                     неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян его вырастут и не погибнут

                     прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом луны, которых нет нигде.

 

   Слайды № 13-36

 Фотографии цветов на фоне музыки.

   Учитель

   Хорошо, что нас ещё радуют голубые озёра незабудок, золотые луга одуванчиков, белые россыпи ромашек. И прекрасно, что остаются цветы в произведениях поэтов и писателей, на полотнах художников, в мелодиях музыкантов, в плавных линиях скульптуры. И среди алых, белых, голубых, лиловых, жёлтых цветов есть один, твой, самый любимый…

   Расскажите о нём. Итак, тема домашнего сочинения: «Мой любимый цветок».

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели" с использованием ИКТ (5 класс)

Данная презентация является приложением к уроку"Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели", конспект которого также дан в моём сайте....

Урок подготовки к написанию сочинения части С с использованием интерактивной доски

Урок проведен по тексту Д.С.Лихачева с использованием интерактивной доски....

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....

Интегрированный урок - подготовка к сочинению - описанию "Мой любимый цветок"

Сегодняшний урок- мастерская, где вы можете рисовать, лепить, сочинять, писать, пробуя свои силы и совершенствуя свои возможности.  ...

Интегрированный урок - подготовка к сочинению - описанию "Мой любимый цветок"

Сегодняшний урок- мастерская, где вы можете рисовать, лепить, сочинять, писать, пробуя свои силы и совершенствуя свои возможности.  ...

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...