Строение фразеологизмов
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Ахкобекова Халимат Зафировна

Строение фразеологизмов с точки зрения семантической слитности. Материал может быть использован в качестве подготовки по русскому языку к ГИА в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация фразеологических оборотов с точки зрения их семантической слитности.

- Фразеологизмы – неотъемлемая часть русского языка и культуры, и, конечно же, недостаточно просто узнавать их в тексте: нужно уметь активно использовать их в речи. Какой фразеологизм со словом звезды вы знаете? Что он означает? В каких ситуациях можно использовать данный фразеологизм? Придумайте и запишите с ним 1–2 предложения.________________________________________________________________________________________________________________________





____________________________________________________________________________________________________________________________________

- Определите лексическое значение известных вам фразеологизмов. Составьте текст в виде диалога со своим знакомым, используя предложенные фразеологизмы.

Бросать слова на ветер -_____________________________________________

За деревьями не видеть леса - ________________________________________

В трех соснах заблудиться -__________________________________________

Вариться в собственном соку - _______________________________________

Биться как рыба об лед - _____________________________________________

Козел отпущения - _________________________________________________

Золотая середина - _________________________________________________

Диалог:




________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теория. Виды фразеологических оборотов с точки зрения их семантической слитности:

  1. Идиоматические выражения – сочетания слов, элементы которых сливаются так тесно, что понять значение без исследования невозможно. Например, попасть впросак – оказаться в неловком положении (прядидьня, канатная снасть и веревочный стан – старинное слово – просак. Если один волос уходит в «сучево»на любой веревке, то заберет все кудри.). К идиомам близки составные термины: белая горячка, железная дорога, слепая кишка.
  2. Фразеологические сращения – это фразеологические обороты с абсолютной семантической спаянностью частей, целостное значение которых не выводится из значений составляющих его слов (у черта на куличках, во всю ивановскую).
  3. Фразеологические единства – это фразеологические обороты, целостное значение которых мотивировано отдельными значениями составляющих их слов (без году неделя, ловить рыбу в мутной воде).
  4. Фразеологические сочетания - это фразеологические обороты, в состав которых входят слова со свободным и фразеологически связанным значением, причем целостное значение вытекает из значения отдельных слов (болеть душой, потупить взор).

- Укажите значение фразеологических оборотов с точки зрения их семантической слитности. В каких из них значение не  мотивировано значением отдельных слов, входящих в его состав, а в каких мотивировано?

Ломать голову___________,  бить баклуши___________, очертя голову________, никаких гвоздей_________, закадычный друг__________, заклятый враг__________, кромешный ад__________, всерьез и надолго___________,  мелко плавает__________, оптом и в розницу___________.

- Какова структура фразеологических оборотов?

  1. Фразеологизмы – словосочетания (абсолютный нуль, мышиная возня, вторая молодость, подруга жизни, баш на баш, за длинным рублем, с глазу на глаз, плыть по течению, лететь стрелой, спустя рукава).
  2. Фразеологизмы – предложения (Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Воля ваша. Держи карман шире).

- Определите типы подчинительной связи слов в следующих словосочетаниях: белый стих -______________, дело случая - ______________, отказаться наотрез -__________________, слезно просить -_______________, долг службы - ___________, брать за живое - _____________, кромешный ад -________________, воздушный замок -________________.

- Составьте предложения с данными ниже фразеологизмами.
1) Голова (вбить в голову, в первую голову, ломать голову, выкинуть из головы, дать голову на отсечение, повесить голову, держать в голове, гладить по головке, терять голову, с головы до пят, голова на плечах, светлая голова, садовая голова, забубённая головушка, склонить голову).
2) Рука (с первых рук, правая рука, брать себя в руки, с легкой руки, махнуть рукой, ходить с протянутой рукой, набить руку, на скорую руку, попасть под горячую руку, положа руку на сердце, погреть руки, подписываться обеими руками, развязать руки, сложить руки, рукой подать, просить руки, прибрать к рукам).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Определите, какими членами предложения являются выделенные фразеологизмы.
Кто работу сердцем любит, тот баклуш не бьет. (Исаковский.) 2) Злые языки страшнее пистолета. (Грибоедов.) 3) Гении-то, люди семи пядей во лбу, не часто в жизни встречаются. (Тендряков.) 4) Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки? - Лисицу спрашивал Сурок. (Крылов.) 5) Успех сопровождал первые шаги молодого писателя. (Телешов.)

-  Спишите предложения. Найдите в них фразеологические обороты. Ответьте на вопросы:

1. На какой вопрос отвечает фразеологизм в каждом предложении? Каким членом предложения является?
2.
 Попробуйте заменить каждый фразеологизм одним словом или свободным сочетанием слов.
3.
 Встретились ли вам фразеологические обороты, равные предложению?

Отец ни на что не жаловался и только короткой припиской сообщал, что малость вышел из строя и лежит в госпитале. (В.Осеева)

Делать нечего, пришлось возвращаться в условленное место с пустыми руками. (М.Салтыков-Щедрин) 

На всякий случай мы версты три дали крюку по городскому валу. (В.Каверин) 

По глупости я заранее не договорился с Алексеем Козьмичом, а ведь, вы знаете, он купец прижимистый: опасаюсь, что шкуру сдерет за работу...…(И.Ефремов) 

Ходит слух, что уж не первый раз команда бросала его посреди рейса. Что же?! На его век дураков хватит! (А.Грин) 

Много воды утекло с тех пор, а я все не могу забыть эту встречу.

Справка.

    В составе предложений фразеологизмы могут выполнять роль любого члена предложения. Однако чаще всего они бывают обстоятельствами или сказуемыми. Например: - А будешь разговаривать - так вспрысну, что до новых веников не забудешь! (М.Е.Салтыков-Щедрин). В этом предложении фразеологизм выполняет роль обстоятельства. Фразеологизмы в предложениях могут выступать и в роли сказуемого: А вот что потом, после своей ошибки, человек делает - это другой вопрос! Твой отец Лазаря никому не пел (ср.: не жаловался). Встал за свой станок и стоял за ним, пока жил (К.Симонов).

      Реже используются фразеологизмы в качестве других членов предложения - в роли определения: На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды (т. е. «сильно поношенный, долго бывший в употреблении») «виллис», оставленный там еще зимою (М.Шолохов); в роли дополнения: Мы увидели на клумбе анютины глазки; в роли подлежащего: Лучевая болезнь очень опасна.

     В качестве дополнений и подлежащих употребляются преимущественно фразеологизмы терминологического характера, например: названия цветов, трав (пастушья сумка, ивановы кудри и т. д.), медицинские названия (берцовая кость, слепая кишка и т. д.).

     Фразеологизмы со структурой предложений также употребляются в роли определенных членов предложения, хотя внешне они и сходны с самостоятельными предложениями. Так, фразеологизм «где раки зимуют» употребляется и роли дополнения (сравните: узнать (что?) трудности). Бросив трубку после разговора со Смолкиным, Вертилин отправился в Автотрест. Пусть не думают, что его можно взять голыми руками, он еще покажет этой базе, где раки зимуют (А.Рыбаков).

 -  Выполните тестовые задания. Значения каких фразеологических оборотов указано неверно?

 А) Мокрая курица  – безвольный, бесхарактерный человек.

Б) Первая ласточка  – самые ранние признаки появления чего-либо.

В) Медный лоб  – бессмысленно упрямый, ограниченный человек.

Г) Отрезанный ломоть  – ненужный человек.

Значения каких фразеологических оборотов указано неверно?

 А) Одним миром мазаны  – похожи друг на друга по своим качествам, 

свойствам.

Б) Куда Макар телят не гонял – очень далеко.

В) Махнуть рукой  – разрешать, давать разрешение.

Г) Мастер на все руки  – человек, умеющий всё делать.

Значения каких фразеологических оборотов указано неверно?

 А) Больное место  – то, что больше всего беспокоит, является причиной 

страданий, забот.

Б) Общее место  – гостиная.

В) Место под солнцем  –прочное, высокое положение в обществе.

Г) Мокрое место останется  – будет уничтожен.

Значения каких фразеологических оборотов указано неверно?

 А) Белые мухи  – сны.

Б) Дамоклов меч  – постоянно угрожающая кому-нибудь опасность.

В) На рыбьем меху  – не согревающий, не предохраняющий от холода.

Г) Мозолить глаза  – надоедать, досаждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....

Грамматическое строение фразеологизмов

Цели: систематизировать и углубить знания по фразеологии как разделе науки о языке, формировать умения различать фразеологизмы по структуре, определять их синтаксическую роль, употреблять фразео...

Фразеологизмы, их типы и особенности строения. Стилевое и речевое бытование фразеологических единиц.

Наблюдения над активными процессами в развитии и изменении русской фразеологии в речевых, языковых формах во все века выражали грани культуры человека. Фразеология украшает речь, но соврем...

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"

  Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы.   Источники фразеологизмов.Фразеологичес...

Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари

Презентация для 6 класса    по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....