открытый урок 8 класс Публичное выступление на общественно значимую тему
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Открытый урок по развитию речи, позволяет организовать работу учащихся в группах, в парах, индивидуально.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок р.р.22.08 КБ
Office presentation icon publichnoe_vystuplenie_na_obshchestvenno_znachimuyu_temu.ppt1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Урок развитие речи.

Тема урока: «Публичное выступление на общественно значимую тему».

Цели:

обобщение знаний о правилах публичной речи, ее свойствах;

развитие письменной и устной речи учащихся;

формирование познавательного интереса, усиление положительной мотивации обучения.

Задачи:

обучающие

формирование умений создавать публичное выступление на общественно значимую тему;

закрепление умений и навыков по теме «Вводные слова и предложения», формирование умения использовать вводные конструкции в речи;

формирование познавательного интереса, усиление положительной мотивации обучения;

развивающие

развитие лингвистических компетенций;

формирование информационной культуры;

развитие творческих способностей учащихся;

воспитательные

воспитание любви и уважения к русскому языку;

воспитание информационной культуры посредством использования компьютера на уроках и во внеурочной деятельности;

воспитание умения работать самостоятельно.

Оборудование: Интерактивный комплекс (интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор), учебники «Русский язык. 8 класс». Авторы М.М.Разумовская, Л.П.Лекант, карточки для индивидуальной работы

Ход урока

1. Коммуникативная атака

Я хотела бы наш урок начать с сочинения, которое недавно попало мне в руки. Тема сочинения была определена так: «Красота-то какая!»

- О чем можно было написать в сочинении?

 Вот послушайте, что у ученика получилось.

В одном лесу построили завод, где из зайцев шили шубы

 И вот, когда на завод привели очередную партию зайцев, они решили организовать побег  Несколько зайцев собрались в кучку и стали обсуждать план побега. Было решено сделать подкоп под колючей проволокой и убежать в лес. И вот, когда подкоп был готов, несколько зайцев вырвались на свободу и быстро побежали в лес.

 По ним стали стрелять, но зайцы уворачивались от пуль. Тогда в погоню бросились охранники с собаками.  Один заяц долго петлял по лесу, и ему удалось оторваться от погони.

 Наконец-то измотанный погоней заяц влетел на лесную полянку и упал на траву, тяжело дыша.

 И тут зайцу на нос с дерева упал осенний желтый листик, заяц посмотрел на него  и сказал:

 — КРАСОТА-ТО КАКАЯ!

2. Фронтальный опрос

Смешно, а почему?

 Тема сочинения была раскрыта? Почему?

Что такое идея произведения?

Какие правила были нарушены учеником?

Что надо помнить при написании сочинения?

 А если это публичное выступление?

Можем ли мы считать публичное выступление сочинением?

Итак, представьте, что вам нужно подготовить публичное выступление.

- Какие цели вы поставите перед собой на этом уроке?

Тема нашего сегодняшнего урока как раз и звучит так: «Публичное

выступление на общественно значимую тему»

Обратите внимание на эпиграф нашего урока: «Слово – полководец человечьей силы (В. Маяковский). слайд 1

- Как вы понимаете высказывание В.В. Маяковского?

Ученики записывают тему урока и эпиграф.

3.  Индивидуальная работа со словарем.(одновременно с фронтальным опросом)

Найдите значение слов публицистика, публицистический.

Слайд 2.(проверка по щелчку)

Представьте, что выступать вы будете перед учениками нашей школы.

-Как вы думаете, какие проблемы волнуют ваших сверстников?

-А проблема засорения нашего языка будет среди этих проблем?

-Как вы построите свое выступление?

-Это будет сочинение-рассуждение?

 -Каковы правила построения текста такого типа?

4. Работа с текстом (карточки с тестами) приложение 1

Перед вами набор предложений. Надо расположить их так, чтобы получился связный текст. Кстати, такое задание встречается в части А ЕГЭ по русскому языку. Давайте представим себя одиннадцатиклассниками, готовящимися к сдаче ЕГЭ и выполним это задание.

слайд 3 (задание на интерактивной доске)

1. В последнее время я замечаю, что мы, молодежь, все чаще употребляем в своей речи иностранные словечки. 2. Мы заменяем многие выражения на слова из американского сленга, и потому наш русский язык становится примитивным, невыразительным. 3. Я думаю, что должно быть больше интеллигентных людей, владеющих литературной речью, говорящих ярко, образно, остроумно. 4. Именно таким человеком я и хочу стать. 5. Безусловно, нам надо серьезно изучать литературный русский язык.

Ученики работают самостоятельно, используя карточки, один ученик работает на интерактивной доске

Индивидуально: объясните постановку знаков препинания в предложениях а, в, г.

Проверка слайд 4 . Встаньте те, у кого текст соответствует образцу. (живая диаграмма)

-Трудно было выполнить это задание?

-Как вы поняли, в каком порядке надо расположить предложения, чтобы получился текст?

-Какие подсказки вам встретились в тексте?

Кстати, такое задание тоже встречается в ЕГЭ, только в более трудной части В – необходимо найти средства связи между предложениями в тексте.

-Какое средство связи существует между 4 и 5-м предложениями текста? Конечно, вводное слово.

- Какую роль в тексте играют вводные слова?

5.Работа в парах. Кто быстрее? Повторение изученного материала, запись предложений – потом проверка

Слайд 5-7  (предложение написано на интеракивной доске, знаки препинания не расставлены)

1. Как гласит народная мудрость: правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Не все люди, правда, осознают глубокий смысл этой пословицы.                                                    

Комментарий учителя:В ЕГЭ по русскому языку есть такое же задание, где одно и то же слово является вводным и членом предложения.

-Могут ли эти высказывания стать темой вашего выступления?

-Волнуют эти проблемы нас сегодня?

2. Без сомнения, большое зло – лицемерие, угодничество, приспособленчество.

Без тени сомнения ставь заслон этому многоликому злу.

-Могут ли эти высказывания стать темой вашего выступления?

-Волнуют эти проблемы нас сегодня?

3. Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия: капризность, обидчивость, раздражительность. Несомненно, из этих семян вырастает эгоизм.

Вопросы учителя:

-Могут ли эти высказывания стать темой вашего выступления?

-Волнуют эти проблемы нас сегодня?

Значит, выступление на общественно значимую тему включает в себя и эти проблемы.

6. Работа по созданию текста – публицичого выступления

Итак, возвращаемся к нашему публицичому выступлению. Проблему мы с вами определили.

-Скажите, ваше выступление перед сверстниками может быть просто сочинением?

-Будут ли вас слушать?

-Что необходимо для того, чтобы вас слушали?

-Какие средства выразительности необходимы для создания публичного выступления?

(работа с памяткой)

Слайд 8

Запишите в первый столбик средства, которые можно использовать в публичном выступлении, а во второй - которые нельзя.

Риторические вопросы

Обращения

Оценочная лексика

Эмоционально-окрашенные слова

Книжная лексика

Метафоры

Термины

А какие использовать нельзя? Почему?

Слова разговорного стиля

Просторечные слова

Диалектные слова

Сленговые выражения

Ученики в тетради выполняют задание, у доски ученик , с помощью инструмента Выделенный элемент одним цветом выделяет те слова, которые можно использовать, другим, которые нельзя

-Теперь давайте подумаем, как композиционно должны мы построить свое выступление?

 -С чего начать? Приветствие, обращение.

 -Должна ли быть сформулирована проблема?

- Чтобы вас интересно было слушать, какие приемы вы употребите?

-Какие доказательства приведете?

Закончить выступление надо обязательно как?

Кольцевая композиция-с чего начали к этому и вернуться. И когда вы выполните все эти требования, у вас получится такое выступление, которое с удовольствием будут слушать все. (работа с паматкой)

7. Работа в группах. Слайд 9

подготовите публичное выступление на одну из предложенных тем «Олимпиада в Сочи – это здорово!»

«Почему надо изучать русский язык?»

«Каким человеком я хочу быть?»

Ваше выступление должно быть построено с учетом всех тех рекомендаций, которые прозвучали сегодня на уроке. Вы можете использовать те материалы, которыми вы пользовались на уроке и в качестве тезиса, и в качестве аргументов.

8. Рефлексия

Вы уже поняли, что сегодняшний наш урок – это подготовка к созданию публичного выступления. Какие разделы науки о языке мы сегодня вспомнили, чтобы вы могли создать публичное выступление: и пунктуация, и стилистика, и типы речи, и изобразительно-выразительные средства языка. Посмотрите, как богат, как выразителен наш язык, как много надо знать, чтобы владеть им, чтобы быть образованным, интересным человеком. Чтобы услышав ваше выступление, каждый мог воскликнуть: КРАСОТА-ТО КАКАЯ!

  1. Закончите предложение Итак, сегодня на уроке я … слайд 10


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное выступление перед общественностью

Очень малая часть того, чем я увлечённо занимаюсь!...

Урок русского языка в 8 классе "Публичное выступление на общественно значимую тему"

Международное гуманитарное право (МГП) изучается не только на уроках литературы. Урок русского языка в 8 классе по рассказу Р.Бредбери "Улыбка" совершенствует навыки составления текстов публицистическ...

Урок развития речи в 8 классе "Публичное выступление на общественно значимую тему: «Что такое толерантность?» и презентация к нему

Урок развития речи по русскому языку в 8 классе с ииспользованием технологии РКМЧП на тему: "Что такеое толерантность?"...

Публичное выступление на общественно значимую тему

Открытый урок развития речи в 9 классе,...

Урок развития речи «Публичное выступление на общественно значимую тему»

Цели:обобщение знаний о правилах публичной речи, ее свойствах;развитие письменной и устной речи учащихся;формирование познавательного интереса, усиление положительной мотивации обучения....