рабочая программа по русскому языку и культуре речи для специальности "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий"
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Мартынова Наталья Александровна

Рабочая программа предназначена для преплдавателей русского языка и культуры речи ССУЗов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ryakr.docx56.49 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ СПО «ФОКИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

русский язык И КУЛЬТУРА РЕЧИ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Наименование специальности

240111

"Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий"

Фокино 2012 г.

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» вводится в соответствии с ФГОС третьего поколения в средних специальных учебных заведениях в качестве вариативной части цикла ОГСЭ – «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»

 Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначена для изучения русского языка и культуры речи в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основную профессиональную образовательную программу, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по специальности 240111 "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий"

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для средних специальных учебных заведений ИПР СПО Минобразования РФ, Москва, 2002г.

Организация разработчик: ГБОУ СПО «Фокинский индустриальный техникум»

Разработчики:

Мартынова Н.А., преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Мартынов А.А., преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рабочая программа рекомендована предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных дисциплин, протокол  № 10  от «13» июня 2012 г. 

Председатель комиссии                 _________________       /Мирошкина Н.И./

Утверждена  «14» июня   2012г.

Зам. директора по учебной работе           ________________      / Васина С.Г. /

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации  учебной дисциплины

16

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

18

     


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 240111 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных  материалов и изделий».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  общий гуманитарный и социально-экономический цикл (вариативная часть).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая  программа ориентирована на достижение следующих   целей:

  1. воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  2. дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  3. освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  4. овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  5. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Основные задачи курса:

- совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи; способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка; обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями;

- совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных уровней и их функционирования речи;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

В процессе обучения на основе данной программы студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка. Знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка.

Общую важность приобретают анализ и преобразование студентами текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований. Основной частью этой работы является совершенствование навыков связной устной речи.

Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официально-делового стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом вполне предпочтительно привлечение в качестве дидактического материала текстов профессионально значимых для студентов данного образовательного учреждения, привлечение профессиональной и социально значимой тематики планируемых сообщений, анализируемых текстов.

Повторяя лексику, словообразование, части речи, студенты будут обращаться к профессиональной лексике, к терминам; повторяя синтаксис – будут обращаться к типичным для данной профессии словосочетаниям, в том числе терминологическим, к синтаксическим структурам, наиболее типичным для текстов по данной специальности. При анализе, например, лексики конкретного научного текста или официального документа важно не только выявить ее в тексте, не только привлечь внимание студентов к словосочетаниям, характерным для данного жанра, для данной тематики научных текстов, но и представить возможные пути реализации этих знаний в речевой практике.

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале.

В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающийся должен:  

     уметь

  1. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  2. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  3. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  4. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  5. создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  6. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  7. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  8. создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов.

  знать/понимать

  1. связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  2. смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  3. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  4. орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

1.4. Предусмотренное количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;

самостоятельной работы обучающегося 28 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и культура речи»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:

        лекционные занятия

28

        практические занятия

28

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

в том числе:

       работа с учебником

12

       ответы на контрольные вопросы

3

       работа со словарями,  справочниками

4

       лингвистический анализ текста

5

       работа над  рефератами

4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

3

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

2

2

Самостоятельная работа. Работа над  рефератом «Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов».

1

Раздел 1. Язык и речь

7

Тема 1.1. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности.

Язык и речь. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. 

1

2

Тема 1.2. Русский литературный язык и языковые нормы.

Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка.

1

3

Тема 1.3 Основные требования к речи.

Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

1

3

Практическое занятие. Социальные аспекты культуры речи (обсуждение проблемы с использованием диалогической и монологической форм речи)

2

Самостоятельная работа. Работа с учебником. Редактирование текста с учётом основных требований к речи.

2

Раздел 2. Фонетика

10

Тема 2.1. Фонетические единицы языка.

Ударение словесное и логическое.

 Звук и фонема.

Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи Логическое ударение.

1

3

Практическое занятие. Выполнение упражнений по определению ударения в слове.

2

Тема 2.2. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения.

 

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических норм и отдельных слов. Использование орфоэпического словаря.

Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков. Произношение заимствованных слов. Сценическое произношение и его особенности.

1

3

Практическое занятие. Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю.

2

Тема 2.3. Фонетические средства речевой выразительности.

Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Контрольная работа по разделу «Фонетика»

1

2

Самостоятельная работа. 

1. Работа с учебником -1 час:

- составление конспекта по теме «Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация».

2. Ответы на контрольные вопросы по теме: «Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи» -1 час.

3.  Работа со словарями,  справочниками по теме: «Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов» – 1 час.

3

Раздел 3. Лексика и фразеология

11

Тема 3.1. Слово в лексической системе языка.

Слово, его лексическое значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

1

3

Тема 3.2. Лексика с точки зрения ее употребления.

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Употребление профессиональной лексики и научных терминов.

1

3

Тема 3.3. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

Лексические и фразеологические единицы русского языка. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

2

2

Практическое занятие. Стилистический анализ текста.

2

Тема 3.4. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.

Лексические ошибки и их исправление: тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы. Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология».

1

3

Самостоятельная работа.

1. Работа над рефератом «Происхождение, строение и значение фразеологизмов» - 2 час.

2. Словотворчество В. Маяковского, А. Вознесенского. Анализ текстов – 1час.

3.Работа с учебником -1 час:

- выполнение упражнений на исправление лексических ошибок в тексте;

- выполнение упражнений на исправление ошибок в употреблении фразеологизмов.

4

Раздел 4. Словообразование.

9

Тема 4.1. Способы словообразования.

Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

1

2

Тема 4.2. Стилистические возможности словообразования.

Практическое занятие. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

2

2

Тема 4.3. Словообразование и орфография.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов, терминов

1

3

Практическое занятие. Выполнение упражнений на правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -, правописание сложных слов, терминов

2

Самостоятельная работа.

1. Работа с учебником -1час:

- составление конспекта «Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов».

2. Ответы на контрольные вопросы по теме «Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи» -1час.

3

Раздел 5. Части речи.

9

Тема 5.1. Самостоятельные и служебные части речи.

Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

1

2

Тема 5.2. Нормативное употребление форм слова.

Употребление форм имен существительных, имен прилагательных, числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Употребление местоимений в речи. Синонимия местоименных форм. Употребление форм глагола в речи. Употребление наречия в речи. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.     

1

3

Тема 5.3. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.

Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Употребление причастий и деепричастий в текстах разных стилей.  

1

3

Практическое занятие. Выявление ошибок на употребление форм слова в указанных текстах. Контрольная работа по разделу «Части речи».

2

Самостоятельная работа.

 1. Работа со словарями,  справочниками – 1 час:

- работа со справочной литературой при изучении вопроса «Употребление форм имен существительных, имен прилагательных, числительных в речи».

2. Лингвистический анализ текста - 2 час.

3. Работа с учебником – 1 час:

- составление конспекта «Основные выразительные средства морфологии».

4

Раздел 6. Синтаксис.

11

Тема 6.1. Основные синтаксические единицы.

Основные синтаксические единицы: словосочетание,  предложение,

 сложное синтаксическое целое. Нормы построения словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.

1

3

Тема 6.2. Типы предложений.

Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложение. Актуальное членение предложения.

1

2

Тема 6.3. Основные выразительные средства синтаксиса.

Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и другие фигуры речи).

1

2

Практическое занятие. Определение в тексте фигур речи

2

Тема 6.4. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синонимия словосочетаний.   Синонимия составных сказуемых.   Синонимия согласованных и несогласованных определений. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

1

3

Практическое занятие. Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур. Контрольная работа по разделу «Синтаксис» (тестирование).

2

Самостоятельная работа.

1. Работа над  рефератами: «Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи», «Основные выразительные средства синтаксиса» – 1 час;

2. Работа с учебником – 1 час:

- выполнение упражнений на закрепление изученных пунктограмм;

3. Работа со словарями,  справочниками при изучении норм построения словосочетаний – 1 час.

3

Раздел 7.Нормы русского правописания.

10

Тема 7.1. Принципы русской орфографии

Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значений.

1

3

Практическое занятие. Орфографический разбор текста. Группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку.

2

Тема 7.2. Принципы русской пунктуации

Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

1

3

Практическое занятие. Пунктуационный разбор текста. Выявление факультативных и альтернативных знаков препинания.

2

Тема 7.3. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.

Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Контрольная работа.  Диктант.

1

2

Самостоятельная работа.

1. Работа с учебником:

- выполнение упражнений на закрепление орфограмм и пунктограмм – 2 часа;

- редактирование текста с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности – 1 час.

3

Раздел 8.Текст. Стили речи.

14

Тема 8.1. Текст как произведение речи.

Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования).

Описание научное, художественное, деловое

1

3

Практическое занятие. Определение типов речи. Написание сочинения – рассуждения на этическую тему

2

Тема 8.2. Функциональные стили речи и их особенности.

Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.

2

3

Практическое занятие. Определение стилей речи.

2

Тема 8.3. Жанры деловой и учебно-научной речи.

Практическое занятие. Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей речи. Контрольная работа. Определение стиля речи (тестирование)

2

Самостоятельная работа.

1.  Работа с учебником -1 час:

- составление таблицы «Функциональные стили речи».

2.  Ответы на контрольные вопросы по теме: «Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение), их особенности» -2 час.

3.  Лингвистический анализ текста -1 час.

4. Выявление ошибок, нарушающих стилевое единство текста, нормы его стилистического оформления -1 час.

5

ВСЕГО:

84

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Русский язык и культура речи».

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для обучающихся

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.

Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.

Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.

Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.

Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.

Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.

        

Для преподавателей

Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.

Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.

Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.

Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2011.

Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2010.

Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2007.

Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.

Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.

Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.

Словари

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.

Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.

Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Медиатека

1.Курс русского языка. Электронный репетитор-тренажёр. Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности. – М.. «МедиаХауз», 2004.

2. Фраза. Обучающая программа-тренажёр по русскому языку. – М., «Новый Диск», 2004.

3. Семейный наставник. Русский язык. Средняя школа. Программно-методический комплекс. – Минск, «Инис-софт», 2005.

4.Русский язык + Варианты ЕГЭ. – М., «1С: Репетитор», 2011.

Интернет-ресурсы

1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»                

2.Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет  по русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru

3. Филологический портал Philology.ru

4. http://www.pomochnik-vsem.ru

5. http://www.gramma.ru/

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

практические занятия

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

практические занятия, устный опрос, тестирование

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

практические занятия, контрольная работа

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях

практические занятия, рефераты

 

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения

практические занятия

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка

практические занятия, тестирование

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

практические занятия, диктанты

создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов

практические занятия

Знания:

связь языка и истории, культуры русского и других народов

устный и письменный опрос, рефераты

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи

устный опрос, тестирование

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь

контрольная работа

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения

контрольная работа

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90-100

5

Отлично

80-89

4

Хорошо

70-79

3

Удовлетворительно

Менее 70

2

Не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результат освоения учебной дисциплины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи". 2 курс (СПО)

Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи" составлена для работы со студентами 2 курса БОУ СПО "ЧУОР (техникум)" Минспорта Чувашии....

Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для специальности 060501.51 Сестринское дело

Рабочая программа предназначена для реализации требований  ФГОС  по специальностям СПО, входящим в состав естественнонаучного профиля профессионального образования укрупненной группы специал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ  РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ  СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080110 « Банковское дело» (базовая подготовка)...

Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для 8-9 класс

Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для 8-9 класс...

Рабочая программа по русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для 10-11 класса...

Рабочая программа по русскому языку и культуре речи

 Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего...

Рабочая программа по русскому языку и культуре речи

 Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего...