Доклад на тему: "Групповая работа"
статья по русскому языку по теме

Федорова Наталья Николаевна

В докладе представлены основные формы работы в группах, преимущества каждой формы, правила для участников группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание основных интерактивных стратегий обучения.

Работа в группах - это одна из самых распространенных стратегий обучения, так

как она дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки

сотрудничества, межличностного общения.

Если у вас не было опыта работы в группе, лучше организовать сначала пары.

Когда учащиеся научатся работать в такой небольшой группе, можно переходить к

группе из трех, потом четырех и более человек. Старайтесь не включать в группу

больше 6 человек.

Во время работы групп учитель не должен находиться за рабочим столом. Он

постоянно обходит группы и приходит на помощь, если это требуется. Можно

назначать наблюдателей из каждой группы, чтобы они после наблюдения провели

анализ работы групп, отмечая продвижение к выполнению поставленного задания.

Наблюдатели должны отмечать признаки определенного поведения, заранее

описанного преподавателем, и определять, как члены группы справляются с

возникающими по ходу работы проблемами. Отчитываясь перед группой, наблюдатели

обязаны представить свои наблюдения в максимально описательной и объективной

форме. По мере увеличения группы диапазон возможностей, опыта и навыков ее

участников также расширяется.

Группы из двух человек. В таких группах отмечается высокий уровень обмена

информацией и меньше разногласий, но выше и вероятность возникновения

напряженности, эмоциональности. В случае возникновения разногласий ни один из

участников не имеет союзника.

Группы из трех человек. При такой организации две более сильные

индивидуальности могут подавить более слабого члена группы. Тем не менее, группы

из трех человек являются наиболее стабильными структурами.

Группы с нечетным и четным количеством членов. В группах с четным

количеством членов разногласия уладить труднее, чем в группах с нечетным. Нечетный

состав способен вывести группу из тупика или уступить мнению большинства.

Группа из пяти человек. Такой размер группы наиболее удобный для учебных

целей. Распределение мнений в соотношении 2 к 3 обеспечивает поддержку

меньшинству. Такая группа достаточно велика для продуктивного обмена мнениями и

достаточно мала, чтобы у всех была возможность участвовать в работе и внести свой

вклад.

Распределение в группы. Опытные методисты рекомендуют помещать в одну

группу сильных, средних и слабых учеников. В разнородных группах стимулируется

творческое мышление и интенсивный обмен идеями. В группах, где представлены

ученики разного пола и разных культур, строятся конструктивные взаимоотношения

между юношами и девушками и представителями разных культур. Поэтому нужно

стремиться, чтобы состав каждой группы был, по возможности, разнородным в

половом и культурном отношении.

Распределение учащихся в группы. Существует много полезных способов

распределения по учебным группам:

- Возможно заранее составить список групп и вывесить их, указав место сбора

каждой группы. В этом случае учитель контролирует состав группы.

- Наиболее простой способ произвольного распределения - попросить учащихся

рассчитаться на "первый-второй"

- Можно раздать учащимся индивидуальные карточки с именами исторических

деятелей. Они должны сгруппироваться с персонажами одной и той же эпохи.

14

- Для распределения в группы учащимся предлагается написать на карточке список

стран мира, которые они хотели бы посетить. Затем учащимся, желающим посетить

одну и ту же страну, предлагают найти друг друга и объединиться в группу и т.д.

Распределение ролей внутри группы. При работе в группе учащиеся могут

выполнять следующие роли:

- Фасилитатор (посредник-организатор работы группы);

- Регистратор (записывает результаты работы);

- Докладчик (докладывает о результатах работы другим группам);

- Журналист (задает проясняющие вопросы);

- Активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем только что

говорили);

- Наблюдатель (наблюдает и оценивает работу членов группы);

- Хронометрист __________(следит за временем, отпущенным на выполнение задания).

Правила работы с учебной группой.

- Учащиеся должны обладать знаниями и умениями, необходимыми для выполнения

групповой работы.

- Приготовьте инструкции, сделайте их максимально четкими. Маловероятно, что

группа воспримет больше трех инструкций.

- Задания для групп должны быть дифференцированными. Маленькая группа должна

иметь больше времени на выполнение задания, чем большая.

- Не используйте группы, когда учебная задача требует индивидуальной работы.

- Работа в группах должна стать в классе правилом, а не редким исключением из

правил.

- Подумайте о том, как ваш метод поощрения/ оценки влияет на активность

участников группы.

- Будьте внимательны к распределению ролей внутри группы, не навешивайте

ярлыков.

- Не пугайтесь повышенного шума в классе, характерного для метода совместного

обучения.

- Все члены группы должны хорошо видеть друг друга.

2. Ролевые и имитационно-моделирующие игры.

В структуре учебного процесса на основе игры можно выделить четыре

элемента-этапа:

1. Ориентация. Вначале учитель представляет изучаемую тему, знакомит с

основными представлениями, которые в ней используются. Далее он дает

характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению. Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых

задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков,

примерном типе решений в ходе игры. После распределения ролей между

участниками проводится пробный "прогон" игры в сокращенном виде.

3. Проведение игры. Учитель организует проведение самой игры, по ходу дела

фиксируя следствия игровых действий, разъясняет неясности и т.д.

4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается

описательный обзор-характеристика событий игры и их восприятия участниками.

Рекомендации учителю.

- Спланируйте все, что необходимо для учебной ролевой игры, продумайте активное

участие всего класса, вопросы для подведения итогов.

- Подготовьте необходимую информацию для каждой роли. Информации должно

быть достаточно, чтобы учащиеся убедительно сыграли свою роль.

- Подготовьте и потренируйте учащихся, проверьте, как они поняли свою роль.

- Во время проведения сделайте короткое вступление.

- Возможные вопросы для подведения итогов и анализа игры:

1. Была ли решена проблема? Почему? Почему нет? Как она была решена?

2. Какую другую линию поведения можно было выбрать?

3. Приходилось ли вам в жизни иметь дело с аналогичной ситуацией?

4. Как вы можете охарактеризовать поведение этой стороны?

5. Какие ошибки были допущены второй стороной? И т.д.

При имитационных играх или моделировании ученики погружаются в ситуацию

(проблему), взятую из реальной жизни, либо же вымышленную. Участникам

предлагается решить проблему, следуя предложенным правилам и условиям, имитируя,

например, работу суда присяжных, заседание парламента.

Приведем пример игры "Парламентские дебаты", которая проводится по

принципам работы Британского Парламента. В игре принимают участие две команды

по два человека. Одна команда представляет правительство (премьер-министр и член

правительства), а другая - лояльную оппозицию (лидер и член оппозиции). Спикер

палаты управляет ходом дебатов и является одним из судей. Тема формулируется

достаточно широко для того, чтобы правительство могло выбрать любой частный

аспект этой темы (о своих намерениях правительство сообщает в начале игры).

Например, общая тема "Эта палата утверждает, что единство наций важнее интересов

отдельных государств", но правительство может выбрать аспект этой проблемы (распад

Советского Союза, локальные конфликты и т.д.). Оппозиция же обязана опровергать

любой законопроект правителдьства, но не обязана представлять собственный .

Каждая команда располагает временем для трех речей, порядок речей

таков:

1. Премьер-министр - конструктивная речь 7 мин.

2. Лидер оппозиции - конструктивная речь 8 мин.

3. Член правительства - конструктивная речь 8 мин.

4. Член оппозиции - конструктивная речь 8 мин.

5. Лидер оппозиции - опровержение 4 мин.

6. Премьер-министр - опровержение 5 мин.

В Парламентских дебатах, в отличие от других видов, отсутствуют раунды

перекрестных вопросов, они задаются прямо по ходу речи оппонентов. Когда

выступающий из одной команды произносит свою речь, член другой команды может

встать с места и задать краткий вопрос или сделать комментарий (не более 15 секунд).

Но выступающий может не принять вопрос или попросить немного подождать.

Вопросы команды имеют право задавать вопросы только в первых четырех речах в

промежутке между концом первой и началом последней минуты выступления. Тайм-

кипер (хранитель времени) отмечает знаком конец первой и начало последней минуты

выступления. В ходе речей опровержения конец первой минуты не обозначается.

3.Использование общественных ресурсов.

Использование общественных ресурсов - важнейшая педагогическая стратегия в

правовом образовании. Общественные ресурсы - это:

- Интересные люди, специалисты в различных сферах жизни общества, которых

можно пригласить для участия в занятии или организовать встречу с ними на их

рабочем месте либо в других условиях;

- Различные организации, учреждения, памятники истории и культуры, другие

социальные и природные объекты, которые могут быть местом для проведения

выездного учебного занятия, экскурсии.

Правила проведения экскурсии:

- объясните учащимся правила поведения при посещении места экскурсии;

- в начале экскурсии спросите их, что они знают об этом месте;

- задавайте вопросы о фактах: Что вы интересного заметили здесь? Что нового вы

увидели? Что это за предмет? для чего он служит? Что общего есть между этим

явлением и тем? В чем разница?;

- задавайте вопросы о причинно-следственных связях: Что могло послужить

причиной для…? Какой был результат…? Какой вывод мы можем сделать из…?

- задавайте вопросы об основании мнения учащихся: Почему вы так думаете? Что

дало вам основание так думать? Приведите три факта, из которых вы сделали такой

вывод?

- задавайте вопрос о выводе: Как можно одним предложением обобщить увиденное?

- всегда оставляйте время для вопросов учащихся;

- при встрече с работниками организации попросите их рассказать историю,

связанную с местом посещения, которая бы запомнилась учащимся. Попросите

ответить на вопросы учащихся;

- по окончании экскурсии поблагодарите всех, кто помог вам организовать и

провести ее;

- при возвращении в учебную аудиторию обсудите с учащимися итоги экскурсии;

- направьте письма благодарности тем людям, которые помогли организовать и

провести экскурсию, а также их руководителю. Отзывы учащихся прибавят

ценность этим письмам.

4.Стратегия проектирования

Метод проектов можно применять как в виде самостоятельной индивидуальной

или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени,

так и с использованием современных средств информационных технологий, в

частности компьютерных телекоммуникаций.

Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации

познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования

определенных личностных качеств. Активное включение школьника в создание тех или

иных проектов дает ему возможность исследовать новые способы человеческой

деятельности в социокультурной среде.

Выбирая тему необходимо помнить:

- эта тема должна быть действительно интересна;

- результаты проектной деятельности должны иметь реальное практическое значение;

- материал, собранный по теме должен быть полезен другим людям, заинтересованным

в этом вопросе.

План работы над проектом:

1. Представление темы проекта. В чем заключается проблема, которую необходимо

решить? Что будет представлять собой конечный результат проекта? Как и кем этот

проект может использоваться в дальнейшем? С кем собираетесь работать? Какая

помощь потребуется?

2. Планирование. Анализ проблемы, определение источников информации,

определение способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор

критериев оценки результатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в

группе, определение способа представления результата.

3. Принятие решений. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив

("мозговой штурм"), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.

Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюдения.

4. Выполнение. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов.

5. Оценка результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов и

причин этого, анализ достижений поставленной цели.

6. Защита проекта. Подготовка возможных форм представления результатов,

обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов,

коллективная защита, оценка, письменный отчет.

Критерии защиты.

1. Качество презентации: композиция, полнота представления работы, подходов,

результатов; аргументированность, убедительность, убежденность.

2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.

3. Культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени,

импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и

убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного

раскрытия темы и сильных сторон работы.

5. Деловые и волевые качества группы: ответственное решение, стремление к

достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с

перегрузкой, доброжелательность, контактность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Групповая работа"

В докладе представлены основные формы работы в группах, преимущества каждой формы, правила для участников группы....

Дипломная работа на тему "Групповая работа как форма учебного взаимодействия в процессе обучения говорению на старшей ступени"

Данная работа-это дипломный проект, посвященный исследованию такой проблемы, как обучение говорению на старшей ступени обучения с использованием групповой формы работы. Работа состоит из двух частей: ...

Представление педагогического опыта работы по теме "Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии"

Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время  в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколен...

Доклад по теме: "Групповая работа по ФГОС на уроках русского языка и литературы"

Есть прекрасные слова: «Преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век инфо...

Статья из опыта работы по теме:"Групповая работа на уроках"

Статья из опыта работы по теме:"Групповая работа на уроках" . Возможное использование на разных уроках в коррекционной школе....

Доклад на МО по теме"Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроках математики"

Для эффективной организации работы учащихся на уроке математики можно выделить типологические группы , после чего на их основе  скомплектовать звенья....