Деловая игра "Эксперт"
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме
Урок-деловая игра "Эксперт" проводится с применением интерактивного практикума. Материал представляет описание проведения игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_uroku.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направление работы: факультативный курс по русскому языку, 11 кл.
Тема урока: «Критерии оценивания задания с развернутым ответом». К1. Понимание содержания исходного текста (ИТ). К3. Отражение позиции автора ИТ.
Характеристика класса: количество обучаемых – 12 (подгруппа); физико-математический класс; уровень мотивации на предмет – средний; уровень рефлексии – высокий; уровень развития – средний.
Программа, используемая в работе: модифицированная программа для 10-11 классов Пахновой Т.М. «Основы редактирования», опубликованная в сб. «Программно-методические материалы. Русский язык. 10 – 11 кл.\ Сост.Рыбченкова Л.М.. – 2-е изд.» (М.: Дрофа, 1999)
Количество часов: 2ч/н, всего – 70 часов.
Представленный урок – ролевая игра «Эксперт» с использованием авторского интерактивного практикума по подготовке к ЕГЭ (Задание с развернутым ответом).
Интерактивный практикум:
1. знакомит учащихся с критериями оценок развернутого ответа, что позволяет учащемуся самостоятельно провести диагностику предлагаемых сочинений или собственного рассуждения;
2. осуществляет условие занимательности и наглядности. Наряду с этим у учащихся появляется возможность решать свои образовательные задачи, приобретать определённые компетенции;
3. в интерактивном режиме позволяет работать с ключевыми понятиями критериев оценивания, провести экспертирование сочинений-рассуждений по балльной шкале;
4. закрепляет навыки работы с компьютером (позволяет самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее).
Авторская обучающая мультимедийная программа «Русский язык. Интерактивный практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание с развернутым ответом» является составной частью учебно-методического комплекса по подготовке учащихся к ЕГЭ, в который входят программа факультативного курса «Сочинение-миниатюра: особенности и трудности» (для учащихся 10-11 классов) и учебно-методическое пособие, выпущенное издательством ТПУ для ЦДП ТПУ «Единый государственный экзамен. Русский язык. Практикум для подготовки к выполнению задания с развернутым ответом (часть С)».
Игра «Эксперт» дает представление учащимся о работе профессиональных экспертов, о тех особенностях и, главное, трудностях, с которыми неминуемо сталкивается член экспертной комиссии. Обретенные в ходе ролевой игры учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования позволят в будущем учащимся более ответственно подойти к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту, осознать свою заинтересованность в том, чтобы быть максимально и адекватно понятыми тем человеком, от которого будет зависеть дальнейшая судьба всей экзаменационной работы. Следует заметить, что знакомство с критериями даст экзаменуемому также возможность при необходимости попытаться отстоять свою правоту на апелляционной комиссии.
Урок строится по следующему плану, который может быть использован при проведении подобных занятий и по другим учебным темам факультатива «Сочинение-миниатюра: особенности и трудности».
План урока (в плане урока представлены этапы ролевой игры)
1. Ориентировочный этап. Сначала учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия (эксперт, экспертиза, экспертная комиссия; критерии, какова их роль?). Далее дается обзор общего хода игры.
2. Подготовка к проведению игры. Знакомство с электронным тренингом. Объясняется ход работы. Напоминаются задачи проверки задания с развернутым ответом – сочинения-рассуждения. Отрабатывается по электронному тренингу совместно первый критерий (К1).
3. Проведение игры.
1 этап. Учитель организует проведение игры. Далее роль тьютора группы выполняет электронное пособие. Учащиеся делятся на группы. Далее работа проводится уже самостоятельно по предложенному алгоритму в группах. Результаты заносятся в индивидуальный лист эксперта. Обсуждение результатов - в группах. Выявленные проблемы, расхождение результатов, несогласие с мнением других экспертов – все фиксируется на отдельных листах (идет подготовка к общему обсуждению). Учащиеся т.о. знакомятся с критерием третьим (К3) и отрабатывают определенные умения по проверке фрагментов сочинений.
Общее обсуждение; рефлексия.
2 этап. Зачетное задание дается каждой группе – оценить полный текст ученического сочинения по критериям К1 и К3 (по исходному тексту С. Казначеева, тексты сочинений №№4, 5, 6). Условие: каждый ученик выставляет в листок эксперта свои баллы по критериям; затем проходит обсуждение полученных результатов; затем результаты сверяются с мнением профессиональных экспертов. Возможна корректировка результатов, но при этом требуется письменное объяснение исправлений. Листки экспертов сдаются учителю.
4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания – либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем.
Обсуждение проделанной работы; рефлексия.
Домашнее задание: написать по предложенным исходным текстам свои сочинения с учетом ошибок, допущенных в экспертируемых работах. Провести взаимопроверку сочинений – рассуждений.
При подведении итогов игры участникам были предложены вопросы для обсуждения (рефлексии) и получены следующие результаты, приведенные ниже:
Вопросы | «Да» | «Нет» |
Следует ли, на ваш взгляд, знакомить учащихся с критериями оценивания сочинения- рассуждения по исходному тексту? | 100% | - |
Считает ли вы знакомство с работой членов экспертной комиссии значимой, полезной для себя? | 100% | - |
Продуктивной оказалась для вас работа в интерактивной форме? (сравните ту же работу в обычном режиме, например по учебно-методическому пособию) | 100% | - |
Кроме того, следует отметить, что в общем качественный показатель (22-15 баллов) выполнения задания с развернутым ответом среди выпускников гимназии вырос: 2005 – 51%; 2006 – 59%; 2008 – 64%; 2010 – 65%, т.к. подготовка к выполнению задания части С КИМов с 2007г. велась по программе факультатива и учебно-методическому пособию, изданному в ТПУ, а с 2008г. – с применением электронного практикума.