Деловая игра "Эксперт"
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме

Урок-деловая игра "Эксперт" проводится с применением интерактивного практикума. Материал представляет описание проведения игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_k_uroku.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Направление работы: факультативный курс по русскому языку, 11 кл.

Тема урока: «Критерии оценивания задания с развернутым ответом». К1. Понимание содержания исходного текста (ИТ).  К3. Отражение позиции автора ИТ.

Характеристика класса: количество обучаемых – 12 (подгруппа); физико-математический класс; уровень мотивации на предмет – средний; уровень рефлексии – высокий; уровень развития – средний.

Программа, используемая в работе: модифицированная  программа для 10-11 классов Пахновой Т.М. «Основы редактирования», опубликованная в сб. «Программно-методические материалы. Русский язык. 10 – 11 кл.\ Сост.Рыбченкова Л.М.. – 2-е изд.» (М.: Дрофа, 1999)

Количество часов: 2ч/н,  всего – 70 часов.

Представленный урок – ролевая игра «Эксперт» с использованием авторского интерактивного практикума по подготовке к ЕГЭ (Задание с развернутым ответом).

Интерактивный практикум:

1. знакомит учащихся с критериями оценок развернутого ответа, что позволяет учащемуся самостоятельно провести диагностику предлагаемых сочинений или собственного рассуждения;

2. осуществляет условие занимательности и наглядности. Наряду с этим у учащихся появляется возможность решать свои образовательные задачи, приобретать определённые компетенции;

3. в интерактивном режиме позволяет работать  с ключевыми понятиями критериев оценивания, провести экспертирование сочинений-рассуждений по балльной шкале;

4. закрепляет  навыки работы с компьютером (позволяет самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее).

Авторская обучающая мультимедийная программа «Русский язык. Интерактивный практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание с развернутым ответом» является составной частью учебно-методического комплекса по подготовке учащихся к ЕГЭ, в который входят программа факультативного курса «Сочинение-миниатюра: особенности и трудности» (для учащихся 10-11 классов) и учебно-методическое пособие, выпущенное издательством ТПУ для ЦДП ТПУ «Единый государственный экзамен. Русский язык. Практикум для подготовки к выполнению задания с развернутым ответом (часть С)».

Игра «Эксперт» дает представление учащимся  о работе  профессиональных экспертов, о тех особенностях и, главное, трудностях, с которыми неминуемо сталкивается член экспертной комиссии. Обретенные в ходе ролевой игры учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования  позволят в будущем учащимся более ответственно подойти к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту, осознать свою заинтересованность в том, чтобы быть максимально и адекватно понятыми тем человеком, от которого  будет зависеть дальнейшая судьба всей экзаменационной работы. Следует заметить, что знакомство с критериями даст экзаменуемому также возможность при необходимости попытаться отстоять свою правоту на апелляционной комиссии.

Урок строится по следующему плану, который может быть использован при проведении подобных занятий и по другим учебным темам факультатива «Сочинение-миниатюра: особенности и трудности».

План урока (в плане урока представлены этапы ролевой игры)

1. Ориентировочный этап. Сначала учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия (эксперт, экспертиза, экспертная комиссия; критерии, какова их роль?). Далее дается обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению игры. Знакомство с электронным тренингом. Объясняется ход работы. Напоминаются задачи проверки задания с развернутым ответом – сочинения-рассуждения. Отрабатывается по электронному тренингу совместно первый критерий (К1).

3. Проведение игры. 

1 этап. Учитель организует проведение игры. Далее роль тьютора группы выполняет электронное пособие. Учащиеся делятся на группы. Далее работа проводится уже самостоятельно по предложенному алгоритму в группах. Результаты заносятся в индивидуальный лист эксперта. Обсуждение результатов  - в группах. Выявленные проблемы, расхождение результатов, несогласие с мнением других экспертов – все фиксируется на отдельных листах (идет подготовка к общему обсуждению). Учащиеся т.о. знакомятся с критерием третьим (К3) и отрабатывают определенные умения по проверке фрагментов сочинений.

Общее обсуждение; рефлексия.

2 этап. Зачетное задание дается каждой группе – оценить полный текст ученического сочинения по критериям К1 и К3 (по исходному тексту С. Казначеева, тексты сочинений №№4, 5, 6). Условие: каждый ученик выставляет в листок эксперта свои баллы по критериям; затем проходит обсуждение полученных результатов; затем результаты сверяются с мнением профессиональных экспертов. Возможна корректировка результатов, но при этом требуется письменное объяснение исправлений. Листки экспертов сдаются учителю.

4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания – либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем.

Обсуждение проделанной работы; рефлексия.

Домашнее задание: написать по предложенным исходным текстам свои сочинения с учетом ошибок, допущенных в экспертируемых работах. Провести взаимопроверку сочинений – рассуждений.

При подведении итогов игры участникам были предложены вопросы для обсуждения (рефлексии) и получены следующие результаты, приведенные ниже:

Вопросы

«Да»

«Нет»

Следует ли, на ваш взгляд, знакомить учащихся с критериями оценивания сочинения- рассуждения по исходному тексту?

100%

-

Считает ли вы знакомство с работой членов экспертной комиссии значимой, полезной для себя?

100%

-

Продуктивной оказалась  для вас работа в интерактивной форме?  (сравните ту же работу в обычном режиме, например по учебно-методическому пособию)

100%

-

Кроме того, следует отметить, что в общем качественный показатель (22-15 баллов) выполнения задания с развернутым ответом среди выпускников гимназии вырос: 2005 – 51%; 2006 – 59%; 2008 – 64%; 2010 – 65%, т.к. подготовка к выполнению задания части С КИМов с 2007г. велась по программе факультатива и учебно-методическому пособию, изданному в ТПУ, а с 2008г. – с применением электронного практикума.